Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Второй урок в теме "А.И.Солженицын "Матрёнин двор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
Урок литературы для обучающихся 9 класса
учитель Кубышкина Галина Владимировна
гп Приобье
2017 г.
Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
(второй урок в теме «А.И. Солженицын «Матренин двор»)
1. Проверка д/з. Опрос по содержанию.
Тест по творчеству А.И.Солженицына позволяет выявить уровень знания текста. К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно
«4» (хорошо) – от 12 до 14 правильных ответов
«3» (удовлетворительно) – от 8 до 11 правильных ответов
Тест по рассказу «Матренин двор» А.И.Солженицына
1.Первоначальное название рассказа:
а) «Не стоит село без праведника»
б) «Не стоит село без Матрены»
в) «Матренины страдания»
г) «Житие Матрены-праведницы»
2.Какая фамилия у Матрены:
а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова
3.Какая характеристика подходит для главной героини:
а) «крестьянка 80 лет, безработная»
б) «крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза»
в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная»
г) «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»
4.Какая информация о Матрене верная:
а) любила Ефима, вышла за Фаддея
б) любила Фаддея, вышла за Ефима
в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла
г) никогда никого не любила
5.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …?.. да …?….»
а) «котята да козлята»
б) «корова да теленок»
в) «мыши да тараканы»
г) «собака да овечка»
6.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но «они не стояли»
а) не вставали на ноги
б) долго не бегали
в) были не самостоятельными
г) не выживали
7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:
а) на Первой мировой б) в гражданскую
в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной
8.Какая информация о Матрене неверна:
а) вечно она в мужичьи дела мешалась
б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь
в) горницу отдала воспитаннице Кире
г) дом отдала воспитаннице Кире
9.Воспитанница Кира – это:
а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея
в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза
10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома:
а) дают участок, но на нем должно стоять строение
б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова
в) для перепродажи и выручки денег
г) построить сарай рядом с домом
11.Как погибла Матрена?
а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г) попала под поезд
12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?
а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга
13.Матренин постоялец работал:
а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г) учителем
14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый:
а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец
15. Рассказчик – это:
а) автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
а | а | б | б | в | г | г | г | б | а | г | б | г | б | а |
2. Создание проблемной ситуации на уроке.
Учитель читает эпиграф, записанный на доске.
…Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных,— без которых нет граду стояния.
Н.С.Лесков. Предисловие к циклу «Праведники»
О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Определите, пожалуйста, тему урока.
Тема урока. Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». (Тема праведничества в рассказе.)
Словарная работа: Кого можно назвать праведником?
Праведник – 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (ирон).
Праведный – 1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
2. Основанный на правде, справедливый. (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”).
Определите цели урока.
Цели:
1. «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
2. выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской;
3. подумать над такими нравственными понятиями, как: доброта, милосердие, чуткость, совесть, человечность; задуматься над смыслом жизни человеческой;
4. развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.
3. Анализ текста.
Каково первоначальное название рассказа? Как оно связано с эпиграфом к уроку?
1. «Не стоит село без праведника».
2. К теме праведничества Солженицын подходит ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та - мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который совершил множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески, а делает праведничество естественным образом жизни героини.
Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа Матрёна? Обоснуйте своё мнение.
Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора с Матрёной? Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца?
Для жителей села Матрена – никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме.
Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.
Чем же Матрёна привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.
Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново?
Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери.
Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.
Но не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо
Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему?
Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.
И после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти.
Таков её мир, так она живет.
Приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину.
Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях? (работа в группах)
Жизненные ситуации | Матрёна | Фаддей |
Первая мировая война | Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки. | Пошёл он на войну - пропал… <…> а к Миколе зимнему - вернулся… из венгерского плена. |
Возвращение Фаддея из плена | В колена б ему бросилась… | …Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих. |
Семейная жизнь | Детей у неё было шестеро и один за другим умирали все очень рано. | Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей. |
Великая Отечественная война | …Ефима взяли… и младший без вести исчез во вторую (войну). | …Не взяли на войну Фаддея из-за слепоты. |
Дом в наследство | Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире. | Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни… |
Подготовка горницы к вывозу | Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. | Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил… живо суетился… горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора. |
Вывоз горницы | — А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог - другой подтянул… | Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу… |
Авария на переезде | И зачем на переезд проклятый пошла? | Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней… |
Похороны Матрёны | Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое… | Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр... |
После похорон | Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны… | …Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик… |
Ответ заключен в самом сопоставлении героев: как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.
Каково авторское отношение к героине? Приведите примеры из текста.
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей», - прямо заявляет автор.
Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
В чём вы видите трагизм судьбы Матрёны?
Трагизм не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Трагизм проявился тогда, когда Матрёна становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства.
Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому после её смерти родственники и хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.
Что стало причиной смерти Матрёны?
Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде.
В числе глубинных причин трагической гибели героини привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, разрушают дом, главную ценность семьи. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются алчность и жадность Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны - железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.
В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории?
Понятие “праведник” приобрело у Солженицына новое значение.
Нравоучительный смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей.
Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.
4. Итог урока. Рефлексия.
Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительной естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом, идущим откуда-то из глубины, из души. “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”. Лучше Солженицына не скажешь.
Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”. Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия.
Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.
Сегодня взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли огромных размеров, кажется, что не может быть людей, подобных Матрёне. Но я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Не соглашусь, потому что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить - да, но не уничтожить.
5. Выставление оценок.
6. Домашнее задание. Письменно ответить на один из вопросов.
1. Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не стоит село без праведника», когда писатель назвал его «Матрёнин двор»?
2. Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?
3. В чём праведность Матрёны?
Литература:
1. Интернет-ресурсы.
2. Н.С.Лесков. Предисловие к циклу «Праведники».
3. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
4. А.И. Солженицын. Матренин двор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»
Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...
Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»
Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...
Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"
Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...
Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"
На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного анализа художественных текстов раскрыв...
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"...
Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс
Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....
Технологическая карта урока "Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Технологическая карта урока, презентация и самоанализ урока...