Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_10kl.docx | 101.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарное поурочно-тематическое планирование по литературе для 10 класса
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Учащиеся должны знать/понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв., этапы их творческой эволюции; -историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
-основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
-основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
-раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
-соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
-определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
-сопоставлять литературные произведения, их различные художественные, критические и научные интерпретации;
-выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
-выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения; -аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Содержание программы учебного предмета
Литература первой четверти XIX в. (34 ч.)
Общая характеристика русской литературы 19 в. поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь.
Развитие русской литературы 40-70 гг. XIX в. (43 ч.)
Романтическая литература середины 19 в. Исторические романы А.К.Толстого, А.Ф.Вельтмана, романтические произведения К.С.Станюковича. Литературная критика 40-70 гг. 19 в. М.Е.Салтыков – Щедрин. И.А.Гончаров. А.Н.Островский. И.С.Тургенев.
Русская поэзия второй половины XIX в. (14 ч.)
Русская поэзия второй половины XIX в.: А.К.Толстой, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, С.Я.Надсон, А.Н. Апухтин. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Н.А.Некрасов.
Русская проза второй половины XIX в (41 ч.)
Ф.М.Достоевский. Л.Н.Толстой. Н.С.Лесков. А.П.Чехов.
Зарубежная литература (3 ч.)
О.Бальзак. В.Гюго. Ч.Диккенс.
Урок контроля (1 ч.)
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Литература первой четверти XIX в. | 34 |
Развитие русской литературы 40-70 гг. XIX в. | 43 |
Русская поэзия второй половины XIX в. | 14 |
Русская проза второй половины XIX в | 41 |
Зарубежная литература | 3 |
Урок контроля | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол.-во ч. | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Элементы Дополнительногосодержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||||
Литература первой четверти XIX в. – 34 ч. | ||||||||||
1 2 | Введение. Общая характеристика русской литературы XIX в. | 2 | Уроки объяснения нового материала | Общ.хар-ка и своеобразие рус. лит. к. XVIII- н. XIX в. с точки зрения истории и литературы; значение русской литературы XIX в. в развитии русского и мир.лит.процесса | Пути становления реализма в русской и мировой литературе; выявление эволюции литературных направлений и жанров, русской литературной критики | Знать:общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в. Уметь:доказывать примерами значение русской литературы XIX в. в развитии литературного процесса | Организация совместной учебной деятельности | Теоретический материал, индивидуальные сообщения | ||
3 4 | Поэтические предшественники А.С. Пушкина: Г. Р. Державин, А. Жуковский, К. Н. Батюшков | 2 | Уроки Объяснения нового материала | Литературные направления- классицизм, сентиментализм. Романтизм, элегия, баллада | Различие понятий «поэты пушкинской поры» и «поэты пушкинской эпохи» | Знать:основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений | Стихи (чтение), индивидуальное сообщение. Теоретический материал | |||
5 6 | А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество. Основные мотивы лирики поэт | 2 | Уроки систематизации ЗУН | Истор.концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматурги | Пушкин и европеизация русской культуры | Знать: основные факты жизни и творчества писателя | Беседа, проблемные задания | Читать поэму «Цыганы» | ||
7 8 | Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина. Ст-я «Поэту», «Пророк», «Памятник» | 2 | Уроки систематизации ЗУН | Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения | Сопоставительный анализ произведений Дж. Байрона и А. С. Пушкина | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Наизусть стихотворения (по выбору учащегося) | ||
9 10 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта | 2 | Уроки систематизации ЗУН | Анализ ст-й в группах: «Свободы сеятель пустынный...»; «Из Пиндемонти»; ода «Вольность» | ||||||
11 | Петербургская повесть «Медный всадник» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» | Развитие реализма в творчестве поэта | Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения | Беседа, проблемные задания | Письменные ответы на проблемные вопросы | ||
12 | Трагедия «Борис Годунов». Композиция, нравственные проблемы, идея. Проблема народа и власти | 1 | Урок систематизации ЗУН | Диалектика пушкинских взглядов на историю России | Традиции (творчество Шекспира), новаторство, художественное совершенство трагедии. Суть споров современников Пушкина и критики нашего времени о главных героях романа | |||||
13 14 | Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути. В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в произведении: роман как «энциклопедия русской жизни» | 2 | Комбинированные уроки | Тв-ая ист.романа. Особая форма стих.строфы. Сюжет. Понятие «лишний человек». Эпиграф. Лирич. герой. Лирич. отступления. Отражение в романе соц., быт.и культур. уклада рус. жизни н. XIX века. Проблема человека и культ.среды; худ. особ.. Образ читателя и его знач. в р-е. Общечеловеч. и философ.проблемы романа. Трагич. аспекты хар. Евгения Онегина. Нравст. цельность хар. Татьяны Лариной | Суть споров современников А. С. Пушкина и современной критики о главных героях романа | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста | ||
15 16 | Р/р. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина | 2 | Уроки развития речи | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Пушкина на тв-во поэтов последующих поколений, формирование лит. процесса и духовного мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | Анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...» | ||
17 | Личность, судьба, эпоха. Художественный мир М. Ю. Лермонтова | 1 | Урок систематизации ЗУН | Жизнь и творчество поэта, его художественный мир. Многообразие лирической тематики поэзии Лермонтова и ее художественное своеобразие | Сравнительный анализ произведений М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Дж. Байрона | Знать: основные факты жизни и творчества писателя | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Материал из учебника о жизни и творчестве поэта | ||
18 | Любовная лирика, ее адресаты. «Я не Унижусь пред тобою », «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю..», «Молитва» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные мотивы лирики: тема любви. Своеобразие любовного чувства в лирике М. Ю. Лермонтова | Анализ и интерпретация художественного произведения с использованием сведений по истории и теории литературы | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Творческая работа | Наизусть стихотворения, их анализ | ||
19 | Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. «Прощай, немытая Россия...», ЗУН «Родина» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Определить основные мотивы лирики- пафос вольности и протест против гнета, любовь к Родине, ее народу и природе | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа: эссе по лирике М. Ю. Лермонтова | ||||
20 | Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: «Поэт», «Пророк», «Есть речи - значенье...» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Поэма «Демон». Роман «Герой нашего времени». Главы «Княжна Мери», «Фаталист» | ||||||
21 | Романтические поэмы. «Демон». Философский смысл поэмы. Трагедия Демона и Тамары | 1 | Урок систематизации ЗУН | Философский смысл поэмы и ее философское содержание: проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Два контрастных мира: холодный и жестокий потусторонний мир и мир земной радости, красоты природы | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Организация совместной учебной деятельности | Анализ текста поэмы с точки зрения идейнофилософского содержания | |||
22 23 | Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») | 2 | Уроки систематизации ЗУН | Анализ композиционного своеобразия романа; признаки реализма и романтизма в романе. Наблюдения за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Основ. положения критич. статей о романе и оценка образа Печорина в совр. лермонтоведении; сопостав. т.зр. критиков; черты личности Печорина, трагедия одаренной натуры | Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. Литературная критика об образе Печорина | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Конспект критических статей Белинского, подготовка к сочинению | ||
24 25 | Р/р. Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова | 2 | Уроки развития речи | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | Повторить сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя | ||
26 27 | Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя, его художественный мир. Сборник повестей «Вечера на хуторе. ..»; «Миргород» | 2 | Комбинированные уроки | Личность писателя, его творческий путь и художественный мир. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. Гоголевское «двоемирие» | Особенности построения художественного мира | Знать: основные факты жизни и творчества Н. В. Гоголя. Уметь: подтвердить примерами образы фантастики и реальности в произведениях писателя | Беседа, проблемные задания 1 | Повесть «Шинель» | ||
28 29 | «Петербургские повести» и тема «маленького человека». Повесть «Шинель» | 2 | Комбинированные уроки | Принципы создания характера «маленького человека». Пафос произведения | Христианская позиция писателя. Особенности построения художественного мира его героев | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Поэма «Мертвые души»; проработать материал учеб. о поэме | ||
30 | Поэма «Мертвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков — новое зло, незаметно вторгшееся в пределы России и всего мира, «новый антихрист» буржуазного мира | 1 | Урок систематизации ЗУН | Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжет.элементов, подчин. роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль. Многообразие тема тики и пафоса авторских отступлений | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: анализировать эпизод и его место и значение в тексте, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Проанализировать тематику лирических отступлений в поэме | ||
31 32 | Речевая характеристика героев. Индивидуальные особенности речи. Роль детали в поэтике Гоголя. Своеобразие гоголевского комизма. Пафос авторских отступлений. Микросюжеты в поэме | 2 | Уроки систематизации ЗУН | Мир вещей в «Мертвых душах». Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации, гоголевского комизма. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя. Повествователь и автор | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Знать: теоретико-литературные понятия: художественный вымысел, фантастика | Комплексный анализ текста | |||
33 | Поэма в русской критике. В. Г. Белинский и К. С. Аксаков о «Мертвых душах» | 1 | Комбинированный урок | Определение высоких гуманистических идеалов Гоголя. Своеобразие их воплощения. Определение роли творчества Гоголя в литературном процессе XIX-XXвв. | Литературная полемика вокруг произведения (В. Г. Белинский и митрополит Филарет). Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Христианская позиция писателя. Особенности построения художественного мира его героев | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. Знать: о роли творчества Н. В. Гоголя в литературном процессе XIX-XXвв. | Беседа. Самостоятельная работа | Чтение «Выбранных мест из переписки с друзьями» | ||
34 | «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Н. В. Гоголя | 1 | Урок объяснения нового материала | Беседа, проблемные задания | Р/р. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя | |||||
Развитие русской литературы 40-70-х гг. XIX в. 43 ч. | ||||||||||
35 36 | Романтическая литература середины XIX в. Исторические романы А. К. Толстого, А. Ф. Вельтмана, романтические произведения К. С. Станюковича. Литературная критика 1840-1870-х гг. | 2 | Уроки объяснения нового материала | Анализ исторической обстановки середины XIX в., ее влияние на развитие русской литературы. Художественные достоинства литературы писателей «второго эшелона». Литературное движение в России 1840-1870-х гг. и натуральная школа. Споры западников и славянофилов. Значение литературно-критической деятельности В. Г. Белинского, революционно- демократической критики, печатных органов (журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово»), Критика, публицистика славянофилов, «эстетическая критика» | Борьба за наследие Гоголя. Понятие о детерменизме, об «эстетической», «органической» и «реальной» критике. Проблема народности литературы в критике 40- 70-х гг. XIX в. | Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в.; о значении литературно-критической деятельности В. Г. Белинского; понятие «романтическая литература» | Беседа, проблемные задания | Материалы лекции, презентации по теме урока с использованием ИКТ | ||
37 38 | Жизнь и творчество, художественный мир писателя М. Е. Салтыкова- Щедрина | 2 | Уроки систематизации ЗУН | Основные этапы жизненного и творческого пути сатирика, его художественный мир | Европейские традиции в творчестве М. Е. Салтыкова- Щедрина. Развитие жанра антиутопии в XX в. | Знать: осн. факты жизни и тв-ва писателя, иметь представление о своеобра.его сатиры. Уметь: воспроизводить содержание лит. пр-я | Беседа, проблемные задания | Анализ одной сказки (по выбору) | ||
39 40 | Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина | 2 | Уроки систематизации ЗУН | Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос | Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся) | Знать: проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Чтение глав «Истории одного города»: «Опись градоначальникам», «Органчик» | |||
41 42 | «Господа Головлевы»: замысел, история создания, проблематика, художественные принципы, идеи | 2 | Уроки объяснения нового материала | Замысел, история создания пр.-я. Композиция и жанр. Анализ концепции произведения, его языковые особенности. | Сатира в европейской литературе XIX в. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» | Знать: замысел, историю создания пр.-я, композицию и жанр Уметь: воспроизводить содержание лит. Пр-я | Организация совместной учебной деятельности | Подготовка к дискуссии по вопросам | ||
43 44 | Способна ли сатира улучшить мир? (На материале сатирического творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина) | 2 | Комбинированные уроки | Своеобразие сатиры писателя, социально-политическая и нравственная проблематика сатирических произведений | Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся) | Знать: основные факты жизни и творчества писателя; иметь представление о своеобразии сатиры писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему, аргумент.формул. свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Подготовка к сочинению | |||
45 46 | Р/р. Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова- Щедрина | 2 | Уроки развития речи | Сочинение | Самостоятельная работа | Сообщения | ||||
47 | И. А. Гончаров. Основные этапы жизненного и творческого пути | 1 | Комбинированный урок | Биография писателя, его художественный мир, сложная противореч. натура, русская душа | Традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя в творчестве Гончарова | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Беседа, проблемные задания | Роман «Обломов». Пересказ гл. 9 («Сон Обломова») | ||
48 49 | Роман «Обломов». Проблематика. Композиция. Образ главного героя. «Обломовщина». «Сон Обломова», его композиционная роль | 2 | Комбинированные уроки | Идейное своеобразие романа, его композиция. Выявление авторской позиции в споре. Анализ концепции худ.пр-я; центр. образ романа. Понятие обломовщина | Обломов и представления автора о национальных идеалах. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен «Том Сойер») | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Творческое задание | Роман «Обломов». Сравнительная характеристика Обломова и Штольца | ||
50 | Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика | 1 | Комбинированный урок | Работа над образом Обломова путем составления сравнительных характеристик героев | Обломов и представления автора о национальных идеалах. Проблема национального характера в русской и мировой литературе. Художственно-лингвистический анализ отдельных эпизодов романа | Уметь: сопоставлять и анализировать факты из содержания произведения, критическую литературу, излагать мысли на заданную тему | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Сообщение «Женские образы в романе» | ||
51 | Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и Агафья Матвеевна («Обломов» как роман о любви) | 1 | Комбинированный урок | Женские образы в романе; анализ взаимоотношений центрального героя с женскими персонажами произведения | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по ист. и теории литературы; излагать мысли на заданную тему | Конструирование предложений | Конспект статьи Н. А. Добролюбова «Обломов» и других критических статей о романе | |||
52 | Роман Гончарова «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, А. В. Дружинин и Д. И. Писарев о романе и его герое) | 1 | Комбинированный урок | Анализ противоречивости оценок романа; сопоставление оценок критиков со своим восприятием романа. Подготовка к сочинению | Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности | Знать: содержание произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в пр-и, приемы систем. материала, излагать мысли на заданную тему, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному пр-ю, создавать сочинения различных жанров | Конструирование предложений | Подготовка к сочинению | ||
53 54 | Сочинение по творчеству И. А. Гончарова | 2 | Уроки развития речи | Самостоятельная работа | Сообщение «Жизнь и тв-во А.Н.Островского», комедии «Свои люди- сочтемся», «Лес» | |||||
55 | Художественный мир А. Н. Островского. Русский театр. Т/л.: комедия, мелодрама как жанр | 1 | Комбинированный урок | Своеобразие драм. А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Жизнь и ТВ-во А. Н. Островского; новатор.хар-р его драм. | Островский и европейский театр его времени. Генрик Ибсен. Социальная значимость сатиры Островского | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Тематический диктант | комедии «Свои люди- сочтемся», «Лес» | ||
56 | Комедии Островского. Пьеса «Свои люди - сочтемся!» | 1 | Урок объяснения нового материала | Создание комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей | Эволюция русского театра. Островский и европейский театр XIX в. Генрик Ибсен | Уметь: анализировать эпизод и его .место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Комедия «Лес» | ||
57 | Комедия Островского «Лес» | 1 | Урок объяснения нового материала | Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей | А.Н.Островский и европейский театр. Социальная значимость сатиры Островского | Знать: содержание произведений. Уметь: выявлять авторскую позицию, приемы систематизации материала, анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Чтение первого и второго действия пьесы «Г роза», анализ сцен | ||
58 59 | Драма «Гроза». Обитатели города Калинова. Система образов, приемы характеристики героев пьесы | 2 | Комбинированные уроки | История создания пьесы; художественное и жанровое своеобразие драмы. Сопоставление образов «тиранов» и «жертв» | Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся), использование изученных правил | Знать: содержание произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Чтение третьего действия, анализ сцен, рассказ о Катерине (по группам) | ||
60 | Протест Катерины против «темного царства». Трагедия героини. Т/л.: драматургический конфликт. Кульминация и развязка пьесы «Гроза». Т/л.: художественное пространство. Символизм пьесы | 1 | Комбинированный урок | Составление характеристики героини; рассмотрение причин конфликта героини с «темным царством». Определение художественно-стилистических приемов создания образа | Проблема патриархальности, свободы и греха. Театральная история пьесы, современные драматургические и кинематографические интерпретации пьесы А. Н. Островского | Организация совместной учебной деятельности | Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»; чтение 4- 5-го действий | |||
61 | Оценка пьесы «Гроза» русской критикой | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с противореч.суждениями критиков о пьесе; составление развернутого плана критических статей Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь:выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Подготовка к классному сочинению по творчеству Н. А. Островского, систематизация материалов | ||
62 63 | Р/р. Классное сочинение по творчеству Н. А. Островского | 2 | Уроки развития речи | Систематизация знаний о значении, влияние тв-ва Н. А. Островского на тв-во писателей послед. поколений, формир.лит. процесса и дух. мира читателей | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | ||||
64 65 | Личность и судьба И. С. Тургенева. Художественный мир писателя | 2 | Комбинированные уроки | Основные этапы жизненного и творческого пути И. С. Тургенева, его художественный мир | Особенности художественной манеры писателя | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выявлять авторскую позицию в пр-я | Организация совместной учебной деятельности | Презентации с использованием ИКТ | ||
66 | Своеобразие цикла рассказов И. С. Тургенева «ЗО». Образы русских крестьян и помещиков | 1 | Урок систематизации ЗУН | Анализ художественного своеобразия цикла «ЗО», + и -стороны русской жизни в представлении Тургенева | Освещение проблемы «человек и природа» в «Записках охотника» | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Презентации с использованием ИКТ | |||
67 | «Стихотворения в прозе», их идейно-художественное своеобразие | 1 | Урок систематизации ЗУН | Особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; своеобразие лирического дневника писателя | Особенности поэтики И. С. Тургенева. Искусство Тургенева- психолога. Восприятие музыки в романе - своеобразный эквивалент восприятия жизни | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | Чтение романа «Отцы и дети», гл. 1-10; индивидуальное задание: «История написания романа» | ||
68 69 | Роман «Отцы и дети». Ист. создания романа. Смысл заглавия. Идей-худ-ое своеобразие. Проблематика. Композиция | 2 | Комбинированные уроки | Особенности романа как жанра и причины его развития в середине XIX в. Жанр романа в творчестве И. С. Тургенева | Возможность неоднозначной трактовки образов. Роль пейзажа и худ. детали в романе. Особенности психологизма и воспроизв. действительности в романе | Знать: содержание произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении | Организация сов- . местной учебной деятельности | Читать гл. 11-15 романа; составить характеристику Н. П. Кирсанова | ||
70 | Мир «отцов» в романе. Оценка мира «отцов» русскими критиками | 1 | Комбинированный урок | Образ жизни русского дворянства. Оценки мира «отцов» русскими критиками | Возможность неоднозначной трактовки образов. Роль пейзажа и художественные детали в романе. Особенности психологизма и воспроизведения действительности в романе | Уметь:анализировать и интерпретировать художественное произведение, отбирая сведения по истории и теории литературы; использовать выразительные средства языка, решая коммуникативную задачу | Беседа, проблемные задания | Характеристика Е. Базарова | ||
71 72 | Образ Базарова в романе. Идеологический спор «отцов» и «детей». Дуэль П. Кирсанова и Е. Базарова | 2 | Комбинированные уроки | Образ главного героя; сущность внешнего конфликта Базарова; художественные особенности создания образа | Творческая работа | Перечитать главу 27 и эпилог, ответить на вопросы | ||||
73 | Любовь и счастье в романе «Отцы и дети». Четыре взгляда на проблему любви в пр-и | 1 | Комбинированный урок | Четыре взгляда на проблему любви в романе. Анализ сущности внутреннего конфликта героя | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключе- вые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Проанализ.сцены, наиз.: «Есть небольшое сельское кладбище...» | ||
74 | Смерть Е. Базарова. Эпилог романа. Размышления на тему «Философский смысл финала романа» | 1 | Комбинированный урок | Сущность внутреннего конфликта героя романа. Обобщение по образу главного героя. Представление о многостороннем подходе критиков к роману. Собственная оценка пр-я | Статья Д. И. Писарева «Базаров» (конспект) | |||||
75 | Роман «Отцы и дети» в русской критике. Споры вокруг романа | 1 | Комбинированный урок | Представление о многостороннем подходе критиков к роману. Собственная оценка пр-я | Возможность неоднозначной трактовки образов романа | Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Подготовка к сочинению по творчеству И. С. Тургенева | |||
76 77 | Р/р. Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева | 2 | Уроки развития речи | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества И. С. Тургенева на развитие литературного процесса XIX в. и духовного мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | Повторение | ||
Русская поэзия второй половины 19 в. 14 ч. | ||||||||||
78 | Русская поэзия второй половины XIX в. А. Н. Майков «Весна! Выставляется первая рама» А. К. Толстой «Средь шумного бала», «История государства Российского...»; А. Н. Плещеев «Вперед, без страха и сомненья!», «Сельская песня»; С. Я. Надсон «Друг мой, брат мой...»; А. Н. Апухтин «Ночи безумные...» (по выбору - сочинения Козьмы Пруткова) | 1 | Комбинированный урок | Отслеживание наметившегося кризиса лирической поэзии в 1840 г.: связь между социальной проблематикой и повествовательной прозой. Поиски нового языка русской лирики, освоение гражданского пафоса, философских тем. Роль пародии в создании поэтического языка второй половины XIX в. | Русская поэзия конца XIX в. и приближение декаданса в европейской культуре | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева | ||
79 | Очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева. своеобразие его художественного мира. Основные темы поэзии | 1 | Комбинированный урок | Основные этапы жизненного и творческого пути поэта, особенности мировосприятия Тютчева, представление о философских основах произведений поэта. Полная драматизма и сложностей внешняя жизнь. Внутренний мир: раздумья о жизни, размышления о тайнах бытия. Поэзия Тютчева – прежде всего поэзия мысли. Основные темы поэзии, способы раскрытия в любовной лирике драматических переживаний человека. Особенности поэтики текстов с в их сопоставлении | Тютчев и европейская лирика второй половины 19 в., зарождение символизма. Творчество А.Рембо | Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Анализ ст-й по группам «Не то,ч то мните…», «Еще земли печален вид», «Природа- сфинкс» | ||
80 | Тема поэта и поэзии «Нам не дано предугадать», место человека в мире «Цицерон», «Два голоса», тема России «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять» | 1 | Комбинированный урок | Анализ стихотворение по группам «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать», «Умом Россию не понять» | ||||||
81 | Философия природы в лирике Тютчева («Silentium», «Не то, что мните…»). Любовная лирика («Я помню время золотое», «К.Б.»).Сопостав.анализ ст-й | 1 | Комбинированный урок | Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева | Письменный анализ стихотворения Тютчева | |||||
82 | Художественный мир А. А. Фета, его особенности. Основные темы поэзии (тема поэта и поэзии: «Поэтам», «Муза»; любви: «Сияла ночь...», «Шепот, робкое дыханье...») | 1 | Комбинированный урок | Особенности худ. мира поэта. Тематич. многообразие поэзии Фета, худ.своеобразие яз.: сочет.удив. конкрет. и точн. в передаче чел-ого восприятия картин родн.пр-ды, оттен.чувств и душ-х движ.чел. Особ-ти поэт.стиля Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Обучение интерпретации ст-й и сопостав.анализу лирич. пр-й | Импрессионизм поэзии Фета | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Материал учебника о жизни и творчестве поэта | ||
83 | Философия природы в лирике Фета («Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...» «Это утро, радость эта...» и др.) | 1 | Комбинированный урок | Импрессионизм поэзии Фета | Анализ стихотворений, наизусть (по выбору учащегося) | |||||
84 85 | Личность и судьба Н. А. Некрасова. Худ-ый мир поэта. Основ. темы и идеи лирики:- о назнач.поэта и роли поэзии в жизни общ. («Поэт и гражданин», «Муза»,Элегия», «Умру я скоро...»); тема Родины и народа («Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса», «Вполном разгаре...»); вольнолюбивая лирика («Рыцарь на час», «Пророк»);идеал обществ.деятеля «Зине», «Тяжелый крест достался ей...», «Я не люблю...») | 2 | Комбинированные уроки | Основные этапы жизни и творческого пути поэта; своеобразие художественного мира Некрасова. Анализ стихотворений Н. А. Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка; своеобразие некрасовской лирики. Соотношение гражданственности и искусства; поэтизация жертвенности; по- | Журнальная полемика вокруг поэзии Н. А. Некрасова. Творчество Н. А. Некрасова в русской критике второй половины XIX в. Статьи В. Г. Белинского, А. В. Дружинина о творчестве Н. А. Некрасова. Современная критика об особенностях лирики поэта | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Организация совместной учебной деятельности | Презентации с использованием ИКТ | ||
Индивидуальные сообщения | ||||||||||
86 87 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция. Анализ глав «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка». Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме | 2 | Комбинированные уроки | Тв-я ист. поэмы, особ-ти жанра и композиции. Соц-ая трагедия крест-ва. Богатство, сложность, противореч. мира рус.крестьянства, зреющий в народе стихий. протест против угнетателей; сатир. принципы изображения помещиков. Определение истоков сильного характера рус. женщины; место фольклор.элементов в языке поэмы. Влияние тв-ва А. Н. Некрасова на дальнейшее развитие рус. поэзии | Н.А.Некрасов и социальные мотивы в европейской поэзии. Влияние творчества Некрасова на русскую поэзию. Н. А. Некрасов и социальные мотивы в европейской поэзии. Влияние творчества Некрасова на русскую поэзию | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию в произведении,приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Беседа, проблемные задания | Презентации с использованием ИКТ | ||
88 | Образы крестьянок. Женская доля на Руси | 1 | Комбинированный урок | Образы народных заступников | ||||||
89 90 | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысла жизни | 2 | Комбинированные уроки | Подготовка к сочинению | ||||||
91 | Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова | 1 | Урок развития речи | Самостоятельная работа | Повторение | |||||
Русская проза второй половины 19 в. 41 ч. | ||||||||||
92 93 | Личность, судьба, художественный мир писателя - философа и психолога Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания романа, проблема «наполеонизма». Главный конфликт. Т/л.: полифония | 2 | Комбинированные уроки | Идейно-нравственная проблематика романа, его главный конфликт. Смысл столкновения «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова, идея страдания и очищения | Христианская концепция Достоевского. Значение деталей в романе (символы крови, креста, Воскресения). Критическая полемика вокруг романа | Знать: основные факты жизни и творчества писателя | Беседа, проблемные задания | Материал учебника о жизни и творчестве писателя | ||
94 | Петербург Достоевского - одно из главных действующих лиц романа. Система образов героев романа. Тема «униженных и оскорбленных». Т/л.:художественное время | 1 | Комбинированный урок | Специфика Петербурга Достоевского; сопоставление с Петербургом Пушкина, Гоголя, Некрасова | Художественные открытия Достоевского; мировое значение творчества писателя | Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Подготовить ответ по теме «Петербург Достоевского» | |||
95 96 | Родион Раскольников, его учение и бунт; взаимоотношения автора и героя. Литературная философия Достоевского и христианские ценности | 2 | Комбинированные уроки | Суть теории Раскольникова, разбор ведущих мотивов преступления (какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за ту идею, которой он руководствуется). Вывод о страшной опасности, которую таит для человека осуществление индивидуалистических идей и теорий | Христианская концепция Достоевского. Значение деталей в романе, использование цветописи. Критическая полемика вокруг романа | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Беседа, проблемные задания | Читать I часть романа; ответы на вопросы (с использованием цитат) | ||
97 98 | Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина | 2 | Комбинированные уроки | Система персонажей романа, значение каждого ванный из них для понимания позиции главного героя | Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Чтение II, III частей романа. Индивидуалистический бунт Раскольникова (поведение героя проследить) | ||
99 | «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа | 1 | Комбинированный урок урок | Смысл столкновения «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова; идея страдания и очищения | Значение деталей в романе (символы крови, креста, Воскресения).Критическая полемика вокруг романа | История жизни Раскольникова и Сони ч. III, гл. 5; ч. VI, гл. 2; ч. VI, гл. 5-6 | ||||
100 | «Их воскресила любовь». Эпилог романа.Воскрешение человека в Раскольникове | 1 | Комбинированный урок | Символический смысл романа | Творчество Ф. М. Достоевского и европейская литература | Подготовка к сочинению | ||||
101 102 | Сочинение по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | 2 | Уроки развития речи | Знать: содержание изученного пр-я. Уметь: излагать мысли на заданную тему, выявлять авт.позицию в пр-и, приемы систем. материала | Самостоятельная работа | Повторение | ||||
103 104 | Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого, его художественный мир. «Севастопольские рассказы». Суровая правда войны. Героизм и патриотизм солдат. Проблема истинного и ложного героизма | 2 | Комбинированные уроки | Основ. эт.жизн. и тв. Пути: духов.искания в годы ности;начало тв.деят-ти;воен.опыт: участие в обороне Севастополя:процесс становления зглядов, худ. мира.Идейно-худ.своеобразие «Севастопольских р-ов».Изображ.суровой правды войны, героизма и патриот. солдат | Толстой-публицист: статья «Не могу молчать» | Знать: основные этапы, факты жизни и творчества Л. Н. Толстого, особенности его художественного мира; идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов» | Беседа, проблемные задания | Презентации с применением ИКТ | ||
105 | Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Проблемы. Композиция | 1 | Комбинированный урок | Творческая история романа «Война и мир», жанровые особенности произведения и многозначность его названия. Понятие «роман-эпопея», черты эпопеи в романе. Своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души» | Эпопея «Война и мир» — синтез художественных исканий русской литературы XIX в. | Уметь:воспроизводить содержание литературного произведения | Чтение тома I части I. Индивидуальные сообщения | |||
106 | Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова | 1 | Комбинированный урок | Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Презентации с применением ИКТ | |||
107 108 | Изображение войны 1805-1807 гг. Сцена смотра под Браунау. Николай Ростов. Шенграбенское сражение. (Жерков, штаб- офицеры, Тимохин и Тушин). Аустерлицкое сражение. Кутузов и император Александр; бегство русских войск | 2 | Комбинированные уроки | Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. как отечественная война (главы 2-4, 8, 15-16) | Презентации с применением ИКТ | |||||
109 110 | «Мысль семейная» в романе Толстого (именины у Ростовых; Лысые Горы; сцены охоты, святочных развлечений. Любовь героев) | 2 | Комбинированные уроки | «Мысль семейная» в эпопее. Богатый и сложный мир героев романа. Герои в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответ. человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира | Организация совместной учебной деятельности | Пересказ сцен I тома: «Именины у Ростовых», «В имении Болконских». Сообщения о семьях Ростовых и Болконских | ||||
111 | Нравственные искания А. Болконского | 1 | Комбинированный урок | Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова, Андрея Болконского | Творческая работа - эссе | |||||
112 | «Любимый герой» Толстого Пьер Безухов | 1 | Комбинированный урок | Эссе | ||||||
113 | «Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой | 1 | Комбинированный урок | Женские образы романа: Наташа Ростова, Марья Болконская. Их судьба и роль в романе | Беседа, Проблемные задания | Творческая работа - эссе | ||||
114 115 | Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. Анализ сцены «Переправа через Неман», отступление русских войск. Бородинское сражение. Пьер Безухов. Настроение французского лагеря. Батарея Раевского. Поведение Наполеона и Кутузова в битве. Ранение князя Андрея | 2 | Комбинированные уроки | Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война1812г. как отечественная война (гл. 20, 22; 26- 29; 33-35) | Презентации с применением ИКТ | |||||
116 | «Мысль историческая» в романе. Кутузов и Наполеон | 1 | Комбинированный урок | Истор.личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопост. этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в ист.. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война | Знать:содержание произведения. Уметь:излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Чтение IV тома: анализ сцен партизанской войны | ||||
117 | «Мысль народная» в романе. Платон Каратаев. Жизненная философия героя. Партизанское движение. Тихон Щербатый, Долохов, Петя Ростов, Денисов | 1 | Комбинированный урок | Презентации с применением ИКТ | ||||||
118 | Эпилог романа. Изображение мирной жизни в эпилоге. Л. Н. Толстой, нравственные искания русской литературы и ее место в мировой | 1 | Комбинированный урок | Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира | Знать: содержание изученного пр-я Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы рус. лит., излагать мысли на заданную тему, выявлять автор.позицию в пр-и,приемы систем. материала | Организация совместной учебной деятельности | Подготовка к сочинению | |||
119 | Р/р. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого | 1 | Урок развития речи | Самостоятельная работа | Дописать сочинение | |||||
120 121 | Жизнь и творчество Н. С. Лескова, его художественный мир. Повесть «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина - героя- правдоискателя. Сюжет. Поэтика произведения | 2 | Комбинированные уроки | Личность и судьба писателя, этапы его творческого пути, художественный мир. Идейно-художественное своеобразие произведения; значение темы проповедничества в творчестве Н. С. Лескова (на примере образа Флягина) | Лесков и православие. Роль Лескова в развитии русской литературы. Его позиция в литературной полемике | Знать:содержание изученного произведения. Уметь:излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Организация совместной учебной деятельности | Чтение «Очарованного странника», задания 4-9 | ||
122 | «Две Катерины»: «Гроза» Н. А. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова | 1 | Комбинированный урок | Освещение темы жен.судьбы в ТВ-ве Островского и Лескова (на сопост.образов и судеб двух героинь) | Лесков и православие. Роль Лескова в развитии русской литературы. Его позиция в литературной полемике | Уметь:выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Творческая работа - эссе | |||
123 124 | Художественный мир А. П. Чехова. Основные черты чеховской поэтики. Рассказы Чехова начала 80-х гг. XIX в. Анализ рассказов «Не в духе», «Цветы запоздалые» | 2 | Комбинированные уроки | Представление об общественно-политической жизни 80-90-х гг. XIX в. Роль творчества А. П. Чехова. Личность и судьба писателя, особенности художественного мироощущения Чехова. Изображение картины пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, отвечающее высоким нормам нравственности в рассказах 80-х гг. | Жанр рассказа и искусство европейской новеллы эпохи реализма. Рассказ «Пышка» Ги де Мопассана. Искусство психологической детали. Формы выражения авторской позиции: сценический диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования. Принцип пародирования письма, лиризм и экспрессивность - средства их создания | Знать:основные факты жизни и творчества писателя. Уметь:анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;подтверждать главную мысль Чехова: «Не теряйте в себе человека» - примерами из его произведений | Организация совместной учебной деятельности | Презентации с применением ИКТ | ||
125 | Рассказы Чехова 90-х г. XIX в. («Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином») | 1 | Комбинированный урок | Проблема истинных и ложных ценностей, «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателях | Знать:содержание изученного произведения. Уметь:излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Презентации с применением ИКТ | ||||
126 | Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч». История создания рассказа. Лингвостилистический анализ | 1 | Комбинированный урок | Образы людей, которых «можно уважать, и мир, ванный который окружает и не губит их». Трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказах «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | Беседа, проблемные задания | Творческая работа - эссе | ||||
127 | Рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | 1 | Комбинированный урок | Организация совместной учебной деятельности | Чтение пьесы «Вишневый сад», подгот.сообщ. «Ист.созд.пьесы» | |||||
128 | Драматургия A.П.Чехова Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад». Анализ первого акта Своеобразие конфликта в комедии | 1 | Комбинированный урок | Хар-ка драм.тв-ва Чехова; осн.пр-пы «нов. драмы», Особ.сюжет. построения пьесы; простран.-но-врем.организ.пьесы. Сп-бы организ. сценич. действия в пьесе.Теоретико-лит-понятие «подтекст», сп-бы его создания. Анализ особенностей речевой характеристики персонажей, худ. природы главного образа пьесы. Особенности писател.манеры Чехова | Своеобразие чеховской драматургической условности | Уметь:анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | Чтение и анализ эпизодов пьесы «Вишневый сад» | ||
129 | Два сюжета пьесы. Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад». Особенности чеховского диалога | 1 | Комбинированный урок | Глубокий смысл малозначительных эпизодов и реплик | Организация совместной учебной деятельности | Чтение и анализ эпизодов пьесы | ||||
130 | Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы (сад как символ комедии) | 1 | Комбинированный урок | Чехов и приближение эпохи модерна | Подготовка к сочинению | |||||
131 | Р/р. Классное сочинение по творчеству А. П. Чехова . | 1 | Урок развития речи | Систем.знаний о знач. и влиянии творчества А. П. Чехова на формир. лит. процесса и дух.мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать текст сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | Повторение | ||
132 | Русская литература XIX в. (обобщение) | 1 | Урок обобщения ЗУН | Обобщение знаний о русской литературе XIX в. | Нравственные уроки русской литературы XIX в. | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы лит. | Совместная учебная деятельность | Повторение | ||
Зарубежная литература 3 ч. | ||||||||||
133 | Художественный мир О. Бальзака. Черты реалистической повести в произведении «Гобсек» | 1 | Урок объяснения нового материала | Личность, мировоз. и своеобразие тв-ва. Идей.замысел,худ-ый мир пр-я. Колорит портрета и обобщ. сущест. черт человеч. натуры в образе париж. ростовщика | Анализ и интерпретация художественного произведения, использование сведений по истории и теории литературы | Знать: основные факты жизни и творчества писателя Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской и зарубежной литературы | Беседа, проблемные задания, совместная учебная деятельность | Индивидуальные задания с применением ИКТ | ||
134 | Художественный мир В.Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» | 1 | Урок объяснения нового материала | Идей.замысел, худ. мир романа. Влияние тв-ва Гюго на тв-во Ф.М.Достоевского | ||||||
135 | Художественный мир Ч. Диккенса. Тема детства в творчестве Диккенса | 1 | Урок объяснения нового материала | Личн., мировоз. и своеобр.тв.писателя. Идей. замысел, худ. мир пр-я | ||||||
136 | Урок контроля | 1 | Урок контроля | Контроль ЗУН | Нравственные уроки русской литературы XIX в. | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы | Контрольная работа | Повторение |
Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей
Класс | Предмет | Количество часов | Программа | Темы занятий |
10 | Литература | 14 | Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В. Литература России. Южный Урал |
3.Либединский Ю.Н. Биография. Творчество
5.3анадворов Г.Л. Биография. Стихи о ВОВ, «Была война»
10.Дышаленкова Р.А. Биография. Стихи 11.Воронов Н.П. Биография. Творчество 12.М.Д.Львов. Биография. Поэзия 13.Л.К.Татьяничева. Биография. Поэзия 14.Н.Г.Кондратковская. Биография. Поэзия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....