Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Созданию условий для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определению нравственных понятий: «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний поможет данный конспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasov._russkie_zhenshchiny.docx | 32.59 КБ |
nekrasov_russkie_zhenshchiny.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.
Цель: создать условия для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определить нравственные понятия «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.
Задачи урока:
- разобраться, кто из героев урока «совершил» подвиг? В чём их подвиг и величие духа?
- узнать факты из биографии Н.А. Некрасова, «подтолкнувшие» обратиться к теме декабристов и их жён, что такое исторический контекст, каковы особенности исторической поэмы;
- продолжить обучение работы с поэтическим текстом;
- понять особенности музы Н.А.Некрасова и его художественного стиля.
Инструментарий учителя: презентация, рабочий лист ученика, компьютер, проектор, экран.
Структура урока (этапы)
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности |
Организация, мотивация обучающихся на освоение нового. Актуализация знаний | Предлагает прочитать тему урока и ответить на вопрос: какие слова непонятны? Начинает работу по определению понятий «подвиг», «величие духа» - Подумайте, что такое подвиг?
- Подумайте, что такое величие духа? 1. Наличие выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение. 2. Представление о себе как о выдающемся, значительном лице. 3. Возвышенное состояние души. - «В жизни всегда есть место подвигам», - М. Горький. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кто из этих людей, героев нашего урока совершил подвиг? В чём их подвиг? Нам предстоит узнать интересные факты из биографии Н.А. Некрасова, что такое исторический контекст, каковы особенности исторической поэмы. Мы будем продолжать учиться работать с поэтическим текстом. Сможем понять особенности музы Н.А. Некрасова и его художественного стиля. | Учащиеся называют и записывают определение понятий «подвиг», «величие духа» | Учащиеся мотивированы на освоение |
Открытие новых знаний |
но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна», - А.С.Пушкин.
| Включаются в работу с публичными выступлениями по вопросам:
| Определена тема публичного высказывания. Закреплено умение выбора материала на заданную тему. |
Планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач | Предлагает работу по анализу и выявлению художественных особенностей поэмы «Русские женщины» - “...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторённой цепями, и по ней под холодной лунной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К. Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.). Пленительные образы! Едва ли - Определение жанра. Что такое поэма? Особенности исторической поэмы. План анализа художественного текста
В характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера - самопожертвование, достоинство, терпение. Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.
Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой. Идеи: - Восхищение подвигом жен декабристов; - Критическая оценка дворянского общества и царя эпохи 20-х годов 19 века; - Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в выполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.
- I часть - описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия Княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом. - II ч. - разговор в лицах Губернатора Иркутска с Княгиней (9 дней); кульминация: победа Княгини и решение Генерала отправить Княгиню в Нерчинск. Развязка сюжета - открытый финал. Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить об их сопоставлении, то есть антитезе.
Два главных персонажа: Княгиня и Генерал; Три внесюжетных персонажа: заботливый отец, любимый муж героини и царь Николай I. Характеристика княгини по отрывку из I части: любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена, очень настойчивый и целеустремлённый человек, понимающий трагизм своего положения. Роль драматургического варианта изображения разговора Губернатора и Княгини: сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей. - Анализ сцены спора, аргументы персонажей. - Характеристика персонажей. Княгиня: Умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя; у нее сильная воля; смогла преодолеть сопротивление Генерала. Генерал: Уважительный, почтительный к людям более высокого положения в обществе. Честно выполняет долг по службе. Умен. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Осмелился не выполнить предписание о возвращении Княгини в Санкт-Петербург. - Система персонажей, их характеристика. Сцена диалога Генерала и Княгини построена на антитезе, но в конце разговора персонажи объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам – декабристам, сознанием правоты своего поступка. Вывод: сюжетные и внесюжетные персонажи оказываются к концу поэмы в одном лагере; они все противопоставлены царю, его политике, его бесчеловечности.
Отношение автора к Генералу. Начало II части: “как палка, прям, кресты, мундир, подскочил отворить дверцы кареты” (службист). Но успех по службе достался тяжело: седой; высокий; как мощи, сух. Конец: “из-под руки на ус седой скатилася слеза”; командует запрягать лошадей, чтобы в 3 дня преодолеть оставшиеся 800 вёрст. Мы видим человека, энергия которого направлена на помощь ближнему. Изменение отношения автора к Генералу: “почтенный генерал” – нейтрально; “упрямый старичок”- презрительно; “старик”- сердится; “генерал”, “старый генерал”- уважает. Отношение автора к Княгине. Имя героини - в заглавии I части поэмы, указание подзаголовка – 1826 г. – поэт восхищается поступком этой женщины, она первая добилась разрешения поехать к мужу в Сибирь.
- внутренний монолог; - диалог; - детали портрета; - антитеза; - фиксация времени в пути; - описание природы. | Работают над анализом и выявлением художественных особенностей поэмы «Русские женщины» по плану:
Все наблюдения и выводы записывают в Рабочий лист обучающегося. | Проведен анализ над художественным текстом. Выявлены художественные особенности поэмы «Русские женщины» Все наблюдения и выводы записаны в Рабочий лист обучающегося. |
Продолжает работу с учениками по определению особенности музы Н.А.Некрасова и его художественного стиля. Муза - 1. Каждая из девяти богинь, покровительниц искусств и наук (в древнегреческой мифологии). 2. перен. Источник поэтического вдохновения, обычно олицетворяемый в образе женщины. Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: "Гляди! Сестра твоя родная!" (Н.А. Некрасов) - Муза – вдохновение, покровительница поэта. Некрасов дал ей клятву быть верным народу, «воспламенять» бойцов для битвы. «Иди к униженным, иди к обиженным – там нужен ты», – обращается поэт к смелым и честным людям, думающим о судьбах страны и народа. | Ученики приходят к выводу, что Муза (источник поэтического вдохновения, обычно олицетворяемая в образе женщины) Некрасова – борьба за права простого народа посредством слова. | Определено понятие «некрасовская Муза» | |
Пленительные образы! Едва ли История - это не только то, что было когда – то… История - это то, что мы будем помнить всегда. Не только Некрасова воодушевила и тронула тема ПОДВИГА русских женщин. К этой теме обращались и обращаются поэты, писатели, режиссёры. Зураб Церетели в 2008 году создал скульптурную композицию «Жены декабристов. Врата судьбы» Через 100 с небольшим лет В.Я. Мотыль в 1975 году снял фильм по мотивам этих событий «Звезда пленительного счастья». Константин Фролов написал стихи, положил на музыку, и тема подвига жён декабристов зазвучала по-новому. Клип «Жёнам декабристов» | |||
Рефлексия деятельности и итог занятия. | Проводит рефлексию. Домашнее задание. Сочинение на тему: «Подвиг и величие духа русских женщин в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» | Оценивают свою работу на уроке. Воспринимают задание, задают вопросы | Проведена рефлексия. Дано домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В истории русской поэзии нет судьбы более сложной, чем судьба Некрасова… Некрасов начинает находить свою поэтическую индивидуальность с половины 40-х годов, с развитием демократического движения в общественной жизни и литературе», - Зинаида Гиппиус.
Н.А. Некрасов «Русские Женщины»
К следствию и суду были привлечены 579 человек: - пятерых приговорили к смертной казни; - сто двадцать были отправлены в Сибирь; - офицеры разжалованы в солдаты; - солдат прогнали сквозь строй и отправили на Кавказ.
«Жёны сосланных в каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под страшнейший гнёт тамошней полиции…» А.И. Герцен.
Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Н.А. Некрасов.
« C лава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чудных, идеальных жён! Вы стали поистине образцом мужества, твёрдости, при всей юности , нежности, слабости пола. Да будут незабвенны имена ваши!» А.П. Беляев. Зураб Церетели «Жены декабристов. Врата судьбы» Подвиг во имя любви, чести и долга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Николай Алексеевич Некрасов
Обзор литературы к Юбилею Н.А. Некрасова...
Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...
«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»
Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...
"Величие духа русских женщин". Презентация.
Данная презентация подготовлена для урока литературы в 7 классах "Величие духа оусских женщин". Презентация содержит богатый иллюстративный материал и необходимую информацию для знакомства обучающихся...
Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)
Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...
Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт
Николай Алексеевич Некрасов - жизнь и творчество...
Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.7 класс
Урок проведен в Историческом парке "Россия - моя история" г. Тюмени....