Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок проведен в Историческом парке "Россия - моя история" г. Тюмени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_istoricheskom_parke_na_sayt.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Халилова А.С.
Урок литературы в 7 классе 04.12.2020 г
Тема: Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»: «КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ»
Место проведения: Исторический парк г. Тюмени
Основное содержание урока. Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.Развитие понятия о поэме. Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме „Русские женщины“». Составление тезисов статей. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Устная и письменная характеристика героини. Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Планируемые результаты
Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач; определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности.
Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания разных жанров.
Ход урока:
Этапы урока | Краткое содержание, | Действия учащихся | |||||||||||||||
Мотивирование на учебную деятельность | Ребята, сегодня урок проведем в Историческом парке г. Тюмени. «Россия – моя история». Экспозиции парка помогут нам раскрыть тему урока. | Настраивает учеников на успешную работ | |||||||||||||||
Актуализация знаний | Выразительное чтение учителем фрагмента стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной…». — В чём пронзительность этого стихотворения? | Варианты ответов | |||||||||||||||
— Прочитайте начало статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Почему Тургенев высоко оценил стихотворение Некрасова? Рассказ учителя о биографии и творчестве Н. А. Некрасова. Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и составление тезисов статьи:
| Читают статью, стр.254 Оно (стихотворение) показало, что Россия приобретает великого поэта | ||||||||||||||||
Целеполагание, постановка проблемы | 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге состоялось восстание декабристов на Сенатской площади. Это было одно из первых хорошо организованных восстаний в Российской Империи. Оно было направлено против укрепления власти самодержавия, а также против закрепощения простых людей. Революционеры пропагандировали важный политический тезис той эпохи – отмена крепостного права. Восстание было подавлено. Пятеро декабристов были казнены. Многие отправлены в ссылку. За ними последовали их жены. Следуя за своими мужьями и продолжая супружескую с ними связь, они естественно сделаются причастными к их судьбе и потеряют прежнее звание, то есть будут уже признаваемы не иначе, как женами ссыльно-каторжных…» (Из предписания иркутскому гражданскому губернатору). До 14 декабря 1825 г. были женаты 23 декабриста. После приговора и исполнения казни остались вдовами жены декабристов К. Рылеева и И. Поливанова, умершего в сентябре 1826 г. 11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь, а вместе с ними еще 7 женщин: матери и сестры сосланных декабристов. Почти все уехавшие женщины оставляли в России детей - Волконская оставила сына, Александра Муравьева - четверых, а Александра Давыдова - аж шестерых детей, пристроив их к родственникам. Среди них была и Екатерина Трубецкая http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/42710_zhenshhiny_v_istorii_zheny_dekabristov#comments (экспозиции Исторического парка) Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова? | (Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины») | |||||||||||||||
Открытие нового знания | Работа с текстом Задание 1. Перечитайте первую часть диалога княгини и губернатора со слов княгини «В Нерчинск! Закладывай скорей!» до слов «…я должна / Близ мужа умереть». В чём конфликт диалога княгини и губернатора? Какие доводы приводит генерал, чтобы уговорить княгиню вернуться домой? Убедительны ли его доводы? Обоснуйте свою позицию. Выберите из реплик княгини выражения, подтверждающие её убеждённость в правильности своего поступка. Задание 2. Перечитайте фрагмент диалога княгини и губернатора со слов губернатора «Да, вы умрёте, но сперва…» до слов княгини «Ему простила б я!..». Прав ли губернатор в том, что князю Трубецкому легче перенести каторгу без жены? Докажите своё мнение. Выберите из реплик княгини слова и выражения, подтверждающие, что она разделяет политические взгляды своего мужа. Задание 3. Перечитайте фрагмент со слов «Княгиня кончила…» до конца поэмы. Выберите из фрагмента элементы повествования. Найдите в них слова и выражения, создающие образ времени. В каких словах заключена кульминация разговора княгини и губернатора? Как разрешается конфликт их диалога? Задание 4. Найдите в поэме портреты героев, пейзажные описания. Как в них отразились авторские оценки? Найдите детали и интонации, описывающие состояние персонажей. Какие чувства вызывает иллюстрация художника Д. Шмаринова? Какими средствами графики художник добивается определённого настроения? | Ответы учащихся | |||||||||||||||
Рефлексия | - Какой мы видим в поэме княгиню Трубецкую? - Каково авторское отношение к ней? - Каковы тема, идея и художественные особенности поэмы «Русские женщины»? - Докажите, что это поэма. | Ответы учащихся | |||||||||||||||
Домашнее задание | Охарактеризовать княгиню Трубецкую (по плану) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...
«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»
Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...
"Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины". Величие русских женщин"
Конспект урока по литературе 7 класс...
Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)
Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...
Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины" "Княгиня Трубецкая"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины"....
Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.
Краткое описание Данный урок литературы позволяет познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», показать величие духа русской женщины при...
Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины" (глава "Княгиня Трубецкая").
Презентация можеи использоваться в качестве пособия при подготовке к уроку , посвященному поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"....