Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Халилова Атия Сайфутдиновна

Урок проведен в Историческом парке "Россия - моя история" г. Тюмени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_istoricheskom_parke_na_sayt.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Халилова А.С.

Урок литературы в 7 классе                                                                                                                        04.12.2020 г

Тема: Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»: «КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ»

Место проведения: Исторический парк г. Тюмени

 Основное содержание урока. Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.Развитие понятия о поэме. Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме „Русские женщины“». Составление тезисов статей. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Устная и письменная характеристика героини. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Планируемые результаты

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; осознание значения семьи в жизни человека и общества.              

Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач; определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности.

 Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания разных жанров.

Ход урока:

Этапы урока

Краткое содержание,

Действия учащихся

Мотивирование на учебную деятельность

Ребята, сегодня урок проведем в Историческом парке  г. Тюмени. «Россия – моя история». Экспозиции парка помогут нам раскрыть тему урока.

Настраивает учеников на успешную работ

Актуализация знаний

Выразительное чтение учителем фрагмента стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной…».

— В чём пронзительность этого стихотворения?

Варианты ответов

— Прочитайте начало статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Почему Тургенев высоко оценил стихотворение Некрасова?

Рассказ учителя о биографии и творчестве Н. А. Некрасова.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и составление тезисов статьи:

Вопрос

Тезис

Чем поразило стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…»?

Какие впечатления детства Некрасова оказались самыми сильными?

Как началось его приобщение к писательскому творчеству?

Какие трудности ожидали Некрасова в Петербурге?

Как повлияла на творчество поэта народная лирическая поэзия?

Какова журналистская деятельность Некрасова?

В чём заслуга поэта перед современниками и потомками?

Читают статью, стр.254

Оно (стихотворение) показало, что Россия приобретает великого поэта

Целеполагание, постановка проблемы

14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге состоялось восстание декабристов на Сенатской площади.  Это было одно из первых хорошо организованных восстаний в Российской Империи. Оно было направлено против укрепления власти самодержавия, а также против закрепощения простых людей. Революционеры пропагандировали важный политический тезис той эпохи – отмена крепостного права.

Восстание было подавлено. Пятеро декабристов были казнены. Многие отправлены в ссылку. За ними последовали их жены.

Следуя за своими мужьями и продолжая супружескую с ними связь, они естественно сделаются причастными к их судьбе и потеряют прежнее звание, то есть будут уже признаваемы не иначе, как женами ссыльно-каторжных…» (Из предписания иркутскому  гражданскому губернатору).

До 14 декабря 1825 г. были женаты 23 декабриста. После приговора и исполнения казни остались вдовами жены декабристов К. Рылеева и И. Поливанова, умершего в сентябре 1826 г.

11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь, а вместе с ними еще 7 женщин: матери и сестры сосланных декабристов.

Почти все уехавшие женщины оставляли в России детей - Волконская оставила сына, Александра Муравьева - четверых, а Александра Давыдова - аж шестерых детей, пристроив их к родственникам.

Среди них была и Екатерина Трубецкая http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/42710_zhenshhiny_v_istorii_zheny_dekabristov#comments

(экспозиции Исторического парка)

  Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова?    

(Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины»)

Открытие нового знания

Работа с текстом

Задание 1. Перечитайте первую часть диалога княгини и губернатора со слов княгини «В Нерчинск! Закладывай скорей!» до слов «…я должна / Близ мужа умереть». В чём конфликт диалога княгини и губернатора? Какие доводы приводит генерал, чтобы уговорить княгиню вернуться домой? Убедительны ли его доводы? Обоснуйте свою позицию. Выберите из реплик княгини выражения, подтверждающие её убеждённость в правильности своего поступка.

Задание 2. Перечитайте фрагмент диалога княгини и губернатора со слов губернатора «Да, вы умрёте, но сперва…» до слов княгини «Ему простила б я!..». Прав ли губернатор в том, что князю Трубецкому легче перенести каторгу без жены? Докажите своё мнение. Выберите из реплик княгини слова и выражения, подтверждающие, что она разделяет политические взгляды своего мужа.

Задание 3. Перечитайте фрагмент со слов «Княгиня кончила…» до конца поэмы. Выберите из фрагмента элементы повествования. Найдите в них слова и выражения, создающие образ времени. В каких словах заключена кульминация разговора княгини и губернатора? Как разрешается конфликт их диалога?

Задание 4. Найдите в поэме портреты героев, пейзажные описания. Как в них отразились авторские оценки? Найдите детали и интонации, описывающие состояние персонажей. Какие чувства вызывает иллюстрация художника Д. Шмаринова? Какими средствами графики художник добивается определённого настроения?

Ответы учащихся

Рефлексия

-  Какой мы видим в поэме княгиню Трубецкую?

 - Каково авторское отношение к ней?

 - Каковы тема, идея и художественные особенности поэмы «Русские женщины»?

 - Докажите, что это поэма.

Ответы учащихся

Домашнее задание

Охарактеризовать княгиню Трубецкую (по плану)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...

Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины" "Княгиня Трубецкая"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины"....

Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.

Краткое описание  Данный урок литературы позволяет познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», показать величие духа русской женщины при...

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины" (глава "Княгиня Трубецкая").

Презентация можеи использоваться в качестве пособия при подготовке к уроку , посвященному поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"....