Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт
статья по литературе на тему

Николай Алексеевич Некрасов - жизнь и творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikolay_alekseevich_nekrasov.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей. У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении «В дброге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене:

Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка-жена…

Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке :

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться.

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе «величавой славянки». Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:

В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет — спасет.

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком «От русских женщин».

Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях «В дороге», «Забытая деревня» и т. п.:

Умерла Ненила; на чужой землице

У соседа-плута — урожай сторицей…

Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении «Размышления у парадного подъезда», которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале «Колокол». В этом стихотворении Некрасов зовет народ «проснуться»:

Где народ, там и стон…

Эх, сердечный!

Что же значит твой стон

Бесконечный:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?

Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих «Записках охотника» показал яркие крестьянские портреты. «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение «Железная дорога» Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

«Кому на Руси жить хорошо» — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении’ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:

А горе наше мерили?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил именно в таких крестьян.

Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.

Творчество великого русского поэта Некрасова — это целая эпоха В Общественном развитии русского общества 60—70-х годов XIX века. Многогранно творчество поэта, который призывает «не робеть за отчизну любезную» и знает, что родной народ завоюет себе счастье. Некрасов пророчески предвидел «пору прекрасную». Его произведения вошли в сокровищницу русской литературы. Проблемы, волнующие не только Некрасова, но и российское общество, были раскрыты во многих произведениях поэта. Наследник Пушкина и Лермонтова, Некрасов сблизил поэзию с жизнью трудящихся. Некрасов вышел на поэтическую высоту в начале сороковых годов, в ту тяжелую пору, когда крепостное право стало невыносимым для русского народа. Николай Алексеевич был поэтом-реалистом. Стихи его, первые в русской поэзии, с резкой прямотой раскрыли перед читателями картины народной жизни. Поэт изображал убогую русскую деревню, ее печаль и нищету. В произведениях нашли отклик страдания простого человека, потому в них чувствовалась ненависть к угнетателям.

Стихи Некрасова имели успех, потому что народ чувствовал, что такого поэта, как Некрасов, не было на Руси. Он произнес всенародный. приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.

Поэт революционной крестьянской демократии тосковал по революционной буре, которая разрушила бы мир бесправия. Думы поэта всегда были обращены к народу, к родине.

Расцвет творчества поэта относится к шестидесятым годам девятнадцатого века. В это трудное время поэт показал проблемы русского народа, посвятил многие стихотворения Родине и народу. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что слова «родина», «земля» для него поглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» — воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его. Поэт не сделал ни одной попытки, чтобы отречься на короткое время «от песни, навеянной метелями и вьюгами родимых деревень».

Поэт благоговел перед Родиной. Он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: «опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом…» Из той пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной природе выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию в «могучую и всесильную» страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье Родины. Некрасов угадывал великую роль России: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней…» Поэт посылает проклятье угнетателям народа — «владельцам роскошных палат».

Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стонал мужик, как стоном стелется его беспрестанная тоска над бесконечным простором лугов и полей. Скорбь по тяжелой жизни крестьян выливается у поэта в захватывающий лиризм, в сочувствие к порабощенному народу. Ряд отдельных эпизодов у Некрасова превращается в широкую картину крепостной действительности. «Забытая деревня» — это заглавие относится не столько к деревне, сколько ко всей стране.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много она впитала в себя человеческих слез и горя: в ней есть и слезы матери о сыне, и жалобы обиженных и оскорбленных. Но есть в

Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.

Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве, но, чтобы проанализировать тему природы, я возьму в качестве примера лишь несколько наиболее ярких, на мой взгляд, произведений.

В стихотворении «На Волге» Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:

Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши…

Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:

О Волга!., колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.

Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.

В стихотворении «Железная дорога» автор снова восторженно отзывается о родной стороне и природе:

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.

Мне лепетал любимый лес:

Верь, нет милей родных небес!

Нигде не дышится вольней

Родных лугов, родных полей…

Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной.

Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение «Кому на Руси жить хорошо?», где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса), несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро.

Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.

Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. «Слов не много, но они так точны, что означают все», — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.

Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть «Матушки-Руси», которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте»

(урок литературы в 10 классе)

Цели урока: закрепление навыка самостоятельной работы с научными и научно-популярными текстами; усвоение теоретических понятий; развитие интереса к предмету.

Оборудование: учебники, подготовленные проекты, слайд-презентации, портреты поэта, аудиозаписи.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.
  1. Звучит стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…»

Еду ли ночью по улице тёмной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день –

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!

Сердце сожмётся мучительной думой.

С детства судьба невзлюбила тебя:

Беден и зол был отец твой угрюмый,

Замуж пошла ты – другого любя.

Муж тебе выпал недобрый на долю:

С бешеным нравом, с тяжёлой рукой;

Не покорилась – пошла ты на волю,

Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,

Я унывал, выбивался из сил?

В комнате нашей, пустой и холодной,

Пар от дыханья волнами ходил.

Помнишь ли труб заунывные звуки,

Брызги дождя, полусвет, полутьму?

Плакал твой сын, и холодные руки

Ты согревала дыханьем ему.

Он не смолкал – и пронзительно звонок

Был его крик… Становилось темней;

Вдоволь поплакал и умер ребёнок…

Бедная! слёз безрассудных не лей!

С горя да с голоду завтра мы оба

Также глубоко и сладко заснём;

Купит хозяин, с проклятьем, три гроба –

Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.

Помню, была ты бледна и слаба,

Зрела в тебе сокровенная дума,

В сердце твоём совершалась борьба.

Я задремал. Ты ушла молчаливо,

Принарядившись, как будто к венцу.

И через час принесла торопливо

Гробик ребёнку и ужин отцу.

Голод мучительный мы утолили,

В комнате тёмной зажгли огонёк,

Сына одели и в гроб положили….

   Это стихотворение, опубликованное в 1847 году, в журнале «Библиотека для чтения», сделало известным молодого поэта, который, несмотря на дворянское происхождение, в начале своего пути вел жизнь бедного человека, который был вынужден не только пробивать себе дорогу на литературном поприще, но и зарабатывать на хлеб насущный порой очень тяжелым трудом. Это о нем современник писал: «Натура у него была железная…»

    Сегодня мы поговорим с вами о жизни и творчестве великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

  2.  Учитель записывает на доске тему урока, даты рождения и смерти писателя и предоставляет слово группе исторического комментария, которая отвечает на вопросы:

   -   Свидетелем каких исторических событий был писатель?

   -   На какие годы падает расцвет его творчества?

   -   С кем из выдающихся людей Н.А. Некрасов общался?

   Учащиеся называют целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос.

   Затем группа исторического комментария раскрывает содержание опорного конспекта «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века».

Работу группы дополняет слайд-презентация.

   Вывод-обобщение старшеклассники записывают в тетради: «Николай Некрасов был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах Некрасова».

3.  Учитель предоставляет слово группе биографов, которые рассказывают:

- о  детстве, годах учебы и бедствий;

- о  работе в «Современнике»;

- об основном периоде литературного творчества.

  Параллельно с группой биографов работает группа любителей поэзии.

   Учитель завершает работу группы биографов.

   Слово учителя.   Далеко не каждый из отечественных поэтов, по выражению критика Д.И. Писарева, «может быть уверен в том, что его знает и любит Живая Россия». Николай Алексеевич Некрасов, без сомнения, принадлежит к числу избранных: народ не просто признал и полюбил его поэзию, но в определенном смысле «присвоил» ее, вобрав в собственную песенно-лирическую стихию.

(Звучит песня «Коробушка» из некрасовской поэмы «Коробейники»)

   Как заметил известный некрасовед Н.Н. Скатов, «Некрасов – народный поэт не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ».

  Вывод-обобщение: «Поэт, прозаик, редактор-издатель и общественный деятель, Некрасов подчинил свою творческую жизнь высокой задаче служения России и ее народу».

4.  Учитель  предоставляет слово группе романтиков, которые рассказывают о роли женщин в жизни Н. А. Некрасова:

-   Соавтор, любимая, друг (Авдотья Яковлевна Панаева);

-   Фекла, ставшая Зинаидой (Зинаида Николаевна Некрасова).

  Параллельно с группой романтиков работает группа любителей поэзии.

 Работу группы дополняет слайд-презентация.

Вывод- обобщение: «По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту «прозу», которая «в любви неизбежна». В его стихах появился новый образ независимой героини».

5.   Учитель предоставляет слово группе биографов, которые заканчивают свою работу сообщением о последних днях жизни Н.А. Некрасова.

6.   Учитель предоставляет слово группе искусствоведов, которые проводят заочную экскурсию по некрасовским местам (Карабиха, Чудово).

Экскурсию сопровождает слайд-презентация.

7.   Слово учителя. 

С именем Некрасова связана целая эпоха русской поэзии. Его творчество - следующий, после Пушкина и Лермонтова, этап в ее истории. Когда-то в среде русской демократической интеллигенции шли ожесточенные споры: кто выше – Некрасов или Пушкин? Сегодня время расставило все на свои места. А именно: Пушкин не ровня Некрасову. Некрасов ударяет по сердцу читателя сильнее и пронзительнее Пушкина. Еще Бальмонт справедливо заметил, что Некрасов – это «поэт, который напоминает, что пока мы здесь дышим, есть люди, которые задыхаются. Конечно, нам проще, спокойнее не думать о задыхающихся вовсе». Вот почему одних поэтов, таких, например, как Пушкин, мы больше любим, а других, таких как Некрасов, больше уважаем. И это, наверное, справедливо.

Домашнее задание учитель предлагает на вариативной основе:

1.   Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Н.А. Некрасова.

2.   Написать мини-сочинение «Моя встреча с Некрасовым».

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

                                 

Высказывания:

“О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!” (Н.А. Некрасов)

“Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства…” (Н.Г. Чернышевский)

“Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца…” (Н.А. Некрасов)

“От любви к женщине родилось всё самое прекрасное на земле.”

Звучит вальс, зажигаются свечи.

Николай Алексеевич Некрасов…

Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”, “Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”. Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

Но сегодня мы чуть по-иному рассмотрим творчество поэта, попытаемся поговорить о том, как поэт нам показал образ женщины, женщины-крестьянки, женщины-матери, женщины любимой и любящей. И, конечно же, начнём наш разговор с матери, удивительной женщины, которая оказала благотворное влияние на жизнь и творчество поэта. Он с детских лет и до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал о ней.

Елена Андреевна, женщина образованная, со сложившимися духовными запросами, певица с удивительным голосом.

“Как вспоминали о ней старики: небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня”.

Она была несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром.

Её страдальческий образ запечатлён в стихотворениях “Рыцарь на час”, “Несчастные”, “Баюшки –баю”, “Затворница”, в неоконченной поэме “Мать”.

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

Однажды, в 1841 году, возвращаясь из Петербурга в родительский дом, Некрасов торопился на свадьбу сестры Елизаветы, а попал на похороны внезапно умершей матери, не успев повидаться с ней.

На фоне “Лунной сонаты” Бетховена.

У той плиты, где ты лежишь, родная,
Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мог ещё увидеться с тобой.
И опоздал!

Ночь. Лунный свет заливает землю, церковь, могилы, поэт полон печальных дум.

Повидайся со мною, родная!
Появись лёгкой тенью на миг!
сю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, - грудью своей
Защищая любимых детей.

Да, я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой – царицею
Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения
Ты, чистейшей любви божество!

Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам.

Обратимся к стихотворению “В дороге”. Содержание – простой бесхитростный рассказ ямщика о семейной трагедии. Его жена, крепостная девушка Груша, получила воспитание в барском доме. Она не приучена к тем нечеловеческим лишениям, к тому каторжному труду, что были уделом крестьянки. Внезапно по капризам молодого барина Груша была изгнана из господского дома и выдана замуж за крепостного мужика. Непомерно суровые условия жизни, нравственные страдания героини делают её существование невыносимым и ведут к безвременной могиле.

(Отрывок из стихотворения “В дороге”).

Эта мысль продолжается в другом стихотворении Некрасова – “Тройка”.

Здесь поэт восхищается пленительной красотой русской девушки-крестьянки, которая мечтает о счастье, любви. Но иная судьба уготовлена ей.

Глубина содержания и сила художественного обаяния обусловила распространение стихотворения в качестве народной песни.

(Звучит романс “Что ты жадно глядишь на дорогу” в исполнении Ивана Суржикова).

Сердечность, искренность и глубина чувств русской девушки-крестьянки показаны и в поэме “Коробейники”. Ожидание возлюбленного, тоска по нему, чистая любовь невесты Катеринушки, которая предпочла всем щедрым подаркам “бирюзовый перстенёк”, показаны в этом произведении. Прослушаем отрывок из поэмы, который стал одной из самых популярных народных песен.

(“Коробейники” в исполнении Надежды Кадышевой).

В творчестве Некрасова образ женщины показан разносторонне: это и красавицы-крестьянки, и женщины-труженицы.

Но это и женщины, способные на подвиг во имя любви, женщины, которые живут не в нужде, богатые, знатные, верные супружескому долгу, отказывающиеся от сословных и имущественных привилегий, женщины-дворянки.

Об этом мы узнаём, читая поэму “Русские женщины”.

Жёны декабристов Волконского, Трубецкого, Давыдова, Муравьёва и других бросили вызов Николаю I, вопреки его желанию отправились в Сибирь.

Поэт написал две части, каждая из которых может быть названа поэмой: “Княгиня Трубецкая” (1871 год) и “Княгиня Волконская” (1872 год). Готовность обречь себя на все тяготы жизни жены каторжника, самоотречение, стойкость – это всё черты, присущие Екатерине Ивановне Трубецкой.

http://festival.1september.ru/articles/418109/Image673.jpg

(Показ портретов Трубецкого и Трубецкой на компьютере).

(Инсценировка отрывка из поэмы “Княгиня Трубецкая”).

Не менее ярко показан ещё один образ женщины-декабристки, жены Сергея Григорьевича Волконского, Марии Николаевны.

(Показ портретов на компьютере).

В 1827 году она последовала в Сибирь за мужем, оставив в Петербурге маленького сына Николая. Ребёнок вскоре умер.

Некрасов преклоняется перед ней, пожертвовавшей всем ради мужа, ради любви.

Прослушаем отрывок из поэмы (звучит “Лунная соната” Бетховена).

Обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем свете прежних дней.

Теперь я хочу раскрыть ещё одну страничку нашего вечера.

Поэт, восхищённый женщинами всех сословий, всю жизнь преклонявшийся перед ними, конечно же, не мог не любить и не быть любимым. Поговорим о любви в жизни поэта, попытаемся понять, какую роль в его жизни сыграло это высокое, светлое чувство.

В начале сороковых годов Н.А. Некрасов познакомился с Авдотьей Яковлевной Панаевой (Брянской).

(Показ портрета на компьютере).

С самого раннего детства и до последних дней судьба обращалась с ней жестоко. Много страдала она от тяжёлого деспотического характера родителей, особенно матери, картёжницы и самодурки.

“Меня никто не ласкал, а потому я была очень чувствительна к ласкам,” - вспоминала она. В восемнадцать лет она вышла замуж. Её муж, Иван Иванович Панаев, увлекающийся светскими удовольствиями, вскоре после после женитьбы охладел к жене. Она многое прощала ему, надеясь, что он образумится. Но этого не случилось.

Некрасова же не покидала надежда покорить сердце этой женщины.

Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне.
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь свою считаю, -
Я праздную его в душе моей!

Писал Некрасов в стихотворении “Да, наша жизнь текла мятежно”.)

Некрасов стал всё чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 года он заглядывал к ним чуть не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Отношения Некрасова и Панаевой не были узаконены церковным браком, так как в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова в самом высоком и лучшем смысле этого слова. Однако толки и сплетни вокруг “незаконного” брака не прекращались очень долго.

Панаева постоянно помогала Некрасову в работе. Вместе написали романы “Три страны света”, “Мёртвое озеро” и другие.

У Авдотьи Яковлевны родился от поэта сын, который юридически считался сыном Панаева. Вскоре мальчик умер. Это уже был третий ребёнок, которого она потеряла. Поэт писал Тургеневу: “Бедный мальчик умер. До сей поры не могу справиться с собой.” Некрасов глубоко переживал за Авдотью Яковлевну. Она заболела и уехала лечиться за границу, на морские ванны. Настроение у неё было подавленное, нервы расшатаны:

Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряжённые глаза –
И кажется, зарёю обновленья
В них никогда не заблестит слеза.

В этот период обстоятельства личной и общественной жизни Некрасова были достаточно сложными, обострилась болезнь, что сильно отразилось на его и без того нелёгком характере. Нервы сдали, он стал раздражаться по пустякам. Чтобы как-то рассеяться, поэт уехал в Москву и жил на даче у Боткина. Авдотья Яковлевна поехала вслед за ним, но вскоре вернулась после одной из очередных ссор.

В записной книжке Некрасова сохранилась запись:

“Без клятв и общественного принуждения я всё сделала во имя любви, что только в силах сделать любящая женщина.” Но вскоре она вернулась.

Тяжёлый год – сломил меня недуг,
Беда застигла, - счастье изменило, -
И не щадит меня ни враг, не друг,
И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой
С своими кровными врагами,
Страдалица! Стоишь ты предо мной
Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щёки,
И необузданная речь
Сливается в ужасные упрёки…

Здоровье Некрасова ухудшается. Он пишет Тургеневу: “Скажи, понравятся ли тебе эти стихи?”

Давно – отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам;
Они приветливо яснели…
На край обрыва я ступил –
Вдруг волны грозно потемнели,
И тайный страх меня смутил!...
Поздней, - любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда,
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда…
Теперь один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов,
И та же мысль приходит снова,
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою.

Тургенев ответил: “Стихи твои просто пушкински хороши - я их тотчас на память выучил.”

Брат Некрасова Фёдор Алексеевич поссорился с братом Авдотьи Яковлевны из-за денег. Во время ссоры Фёдор Алексеевич так оскорбил Авдотью Яковлевну, что она решила разойтись с Некрасовым. Вспоминая о ссорах с Панаевой и об её упрёках, поэт впоследствии напишет:

Мы с тобой бестолковые люди…
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмём и с неё долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Но всё же разлад дал трещину в отношениях: они то жили, то расходились.

Музыка Чайковского. Стихотворение положено на музыку.

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,
Не помни бурь, не помни слёз,
Не помни ревности угроз.

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило,
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь!

Окончательный разрыв произошёл в 1863 году. Авдотья Яковлевна вышла замуж за литератора Головачёва, родила дочь и вся отдалась её воспитанию. Но счастье длилось недолго: вскоре её муж умер.

Облик этой далеко не заурядной женщины и с годами не тускнел в благородной памяти поэта. Почти через десять лет после того, как они расстались, он писал:

На фоне музыки.

Всё, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас, -
Мы на один алтарь сложили, -
И этот пламень не угас!
У берегов чужого моря,
Вблизи, вдали он ей блеснёт
В минуты сиротства и горя,
И – верю я, она придёт!
Придёт… И как всегда, стыдлива,
Нетерпелива и горда,
Потупит очи молчаливо.
Тогда… Что я скажу тогда?
Безумец! Для чего тревожишь
Ты сердце бедное своё?
Простить не можешь ты её –
И не любить её не можешь.

И ещё одна женщина в жизни поэта – Зина, дочь умершего рядового (обер – офицера) Викторова, а настоящее её имя Фёкла Онисимовна.

Некрасов называл её более благозвучным именем – Зина.

Это была молодая жизнерадостная женщина, от которой веяло душевной добротой и глубокой привязанностью к поэту.

Появилась она в доме Некрасова в конце 60-х годов. Ей было 19 лет.

Зина обладала в глазах поэта моральным авторитетом, а это возможно лишь при нравственной чуткости и отзывчивости с её стороны.

Часто Некрасов, передававший какой-нибудь эпизод из деревенской жизни, говорил ей ласково: “Зина, выйди, пожалуйста, я должен скверное слово сказать”. И она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут.”

Поэт смотрел на свои отношения с ней серьёзно, она не была для него случайным увлечением.

Недаром он посвятил ей свою поэму “Дедушка” и три стихотворения.

Некрасов стремился дать ей образование, приглашал учителей, много занимался с ней сам.

Эта женщина любила верховую езду, охоту, рыбную ловлю.

Именно ей пришлось утешать, поддерживать больного поэта в последние годы. Его мучили боли. Когда они прекращались, он призывал Зинаиду Николаевну, усаживал возле себя и вёл с нею задушевную беседу. Суровое лицо его преображалось, глаза светились кроткой грустью.

Пододвинь перо, бумагу, книгу!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мёртвый пал.

Помоги же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил.
Вот ещё красивая картина –
Запиши, пока я не забыл!

Да не плачь украдкой! – Верь надежде,
Смейся, пой, как пела ты весной,
Повторяй друзьям моим как прежде,
Каждый стих, записанный тобой.

Говори, что ты довольна другом:
В торжестве одержанных побед
Над своим мучительным недугом
Позабыл о смерти твой поэт!

Ухаживали за больным Некрасовым Зинаида и Анна Алексеевна Буткевич, любимая сестра поэта. Зиночка, которая была моложе и со сном справлялась труднее, садилась на пол и уставлялась на зажжённую свечу:

Двести уж дней, двести ночей
Муки мои продолжаются;
Ночью и днём в сердце твоём
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Тёмные зимние ночи…
Зина! Закрой утомлённые очи!
Зина! Усни!

Больной, почти умирающий Некрасов – неожиданно для всех близких – решил обвенчаться с Зинаидой Николаевной.

Может быть, поэт хотел “хотя бы внешним образом отблагодарить свою сгоравшую на огне бескорыстной любви подругу” (но, может быть, и другое: юридически оформить её права на наследование).

Ещё за год до венчания, в мае 1876 года, понимая, что жить остаётся недолго, Некрасов написал стихотворение и посвятил его Зине.

Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру, моя померкнет слава,
Не дивись и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моём, -
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.

(Звучит музыка “Вальс о вальсе”.)

Закончить вечер хочу словами Н.Г. Чернышевского о Некрасове: “Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства.”

У поэта мы видим новое отношение к женщине, уважение её нравственных прав, признание равенства между любящими.

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Николай Алексеевич Некрасов

Обзор литературы к Юбилею Н.А. Некрасова...

Николай Алексеевич Некрасов "Железная дорога"

Контроль знанийЧтобы открыть файл в своем браузере, вам необходимо скачать файл 6krossdrl.htm_.rar и удалить расширение rar, оставив только 6krossdrl.htm, аналогично с testdrl...

Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.

Созданию условий для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определению нравственных понятий: «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; развитию ан...

Николай Алексеевич Некрасов. Биография.

В данной презентации рассматриваются основные этапы жизни и творчества великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Материал будет интересен учащимся 5 класса....