Современная русская проза:традиции и новаторство. Л.Петрушевская "Как ангел"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
«Современная русская проза: традиции и новаторство.
По рассказу Л. Петрушевской «Как ангел»
Цель урока:
-посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л.С. Петрушевской.
- показать, что главными особенностями «другой прозы» и поэтики Л. С. Петрушевской являются рассмотрение самых неприглядных сторон жизни, определённый пессимизм и отступление от литературных и языковых норм.
Ход урока:
1. Приветствие детей и гостей.
2. Введение в тему.
На слайде- «НЕПОГИБШАЯ ЖИЗНЬ»
- Как вы понимаете это выражение?
-Непогибшая, значит продолжающая жить. Не погибшая от чего? ( от болезни, измены, душевной травмы, разочарования и т.д)
Именно о непогибшей жизни в разных ее проявлениях пишет Людмила Стефановна Петрушевская- очень неординарная личность, противоречивая личность. Знакомо ли вам это имя?
-Посмотрите на фото. Что вы можете сказать об этом человеке?
( фото)
Её детство пришлось на тяжёлые, голодные годы войны, оно запомнилось скитаниями по родственникам, жизнью в детдоме и эвакуации.
По возвращении после войны в столицу окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом газет и радио, в издательстве, редактором справочного отдела телевидения.
Творчество Петрушевской- одно из ярких явлений рубежа 20-21 веков. Оно вызвало оживленные споры читателей и литераторов. Безусловно, это не простая проза. Но в ней прослеживаются традиции русских классиков , традиционные темы русской литературы: тема семьи, тема «маленького человека», тема социального «дна».
И все-таки творчество Петрушевской называют «другой» прозой, некоторые относят его к «особому типу реализма», для кого-то- это «проза шоковой терапии».
То, о чём пишет Л. С.Петрушевская, можно встретить на каждом шагу, можно наблюдать каждый день. Её герои – обыкновенные люди, которые ходят в магазин и на работу, имеют свои пороки и недостатки, о которых она не стесняется говорить.
3. Анализ рассказа «Как ангел»
- Что мы ждем от рассказа с таким названием? (Ожидаем возвышенное, романтическое повествование.)
- Оно может быть на религиозную тему- Предложение не подтвердилось.
- Ожидаем сравнения кого-то с ангелом.-- противопоставление
- Технология «Чтение с остановками»
1. Как в насмешку, ей дали имя Ангелина. Очень любили, видимо, друг друга и дочь назвали ангелом. Однако родили эту дочь, слишком, видимо, поздно, отцу было за сорок, матери близко к этому, вообще это был поздний брак двух химиков, двух одиноких немолодых и некрасивых людей, обычных работников агрохима по вопросу борьбы с вредителями хлопчатника ,…ангел был любим и балован всей огромной семьей немолодого отца: его престарелой матерью, его пятью замужними сестрами и их семействами тоже.
- Первые строчки рассказа прочитаны. Ничего не показалось вам необычным? Неестественным?
- Почему « в насмешку»?
2. Чуть праздник -, и маленькая Ангелина кочует по родственным коленям, ее возили на закорках, ей всегда тоже дарили подарки, чей бы ни выдался день рождения, Ангелина к этому привыкла и каждый раз ждала своего, и дождалась: к пятнадцати годам она не только не унялась, но стала открыто требовать свою долю на празднике жизни: а где мой подарок? А мне?
Так она кричала и во дворе, куда ее отпускали одну погулять, а мне? Ей в ответ поддавали раз и два по башке, но Ангелину было не укротить, она требовала и себе тоже мороженого, тоже автомат как у трехлетнего, требовала прямо на месте - и не у отца с матерью, а разевала клюв как взрослый птенец, адресуясь к самим детям и к их родителям: а мне?
- Кем являлась Ангелина для своей родни? Почему ее жалели и баловали?
- Совпадают ли ожидания с действительностью? Каковы первые впечатления от встречи с ней?
3. Как-то не входило в ее бедную больную головенку, что нет добра и справедливого распределения между всеми жаждущими, нет того, о чем мечтали мыслители всех времен и народов, нет общего, делимого поровну, а каждый сам по себе, нет равенства и братства, нет свободы подойти и взять, подойти и съесть все что хочешь…
Все это, однако, было в детстве Ангелины и продолжалось во взрослом состоянии, но только среди родных.
- Что же с Ангелиной? ( она больна от рождения)
- Что вы ждете от дальнейших событий?
4. Как Ангелина ни старалась понравиться людям, например на улице, как ни кидалась долгие годы с открытой душой ко всем, кто ел пирожки и мороженое, конфеты, бублики и апельсины, как ни разевала свой клюв на манер птенчика - ничего не получалось в итоге
Но она забывала об этом каждое утро, прихорашивалась перед зеркалом, требовала завязать ей пышный бант на макушке, распускала свои волосенки, жидкие и спутанные как пух и перья из подушки (она не выносила расчесываться), и затем, тоже каждое утро, она хорошенько красила рот красным цветом, веки синим, брови черным - у нее для этого стояла коробка с гримом, кто-то из родни подарил, видя, как ребенок кидается на губную помаду и красит рот и щеки до ушей и плачет, когда убирают подальше…
Ангелина украшала себя всем, чем могла, бусы, клипсы, банты, какие-то кольца на пухлых пальцах, браслеты, дешевенькие брошки,- только платьев она не меняла, носила какое в данный момент было, таскала не снимая, и туфли любила старые, стоптанные, а новые не терпела, отказывалась даже мерить.
- Чем дальше мы читаем, тем нам становится ……
- Появляются сомнения: ангел ли Ангелина?
5. Матери приходилось разнашивать обувь на своих старых, больных ногах.
И вот, надеясь понравиться миру на этот раз, волнуясь и спеша, она собиралась с раннего утречка и выводила мать на прогулку в любую погоду, в мороз и солнце, в дождь и ветер, в бурю и туман - причем пешком: Ангелина не выносила подземелий метро, там она начинала тосковать, нервничать и раза два кидалась с кулаками на пассажиров, которые не так на нее посмотрели.
Поэтому мать все-таки таскала ее подальше от любых видов транспорта.
Ее сильно раскрашенное синим и красным лицо с постоянно зияющим беззубым ртом, в котором по углам торчало четыре клыка, производило сильное впечатление на всех - только родня видела в ней несчастного ребенка, особенно старшая родня, помнившая обостренное чувство справедливости у маленького ангела, когда она пыталась печенье поделить на всех и всем раздать - и это еще в ту пору, когда она была бессмысленной крошкой, толстенькой, слабенькой и смешной.
Все они ее тогда любили и делали вид, что все в порядке, они просто разбивались в лепешку, не делая разницы между своими нормальными детьми и бедной дурочкой, которая так и не научилась считать.
- Что можно сказать о героине, исходя из словесного портрета?
- Внешние данные что-то могут сказать о характере?
- Согласитесь, что портрет и внешность отталкивают. Почему?
( сравнить со стихотворением Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»)
6. Чужие же не отзывались ни на какие просьбы, сверстники называли крокодилом и просто били Ангелину по голове сразу, без обиняков, что и привело к тому, что так же без обиняков Ангелина била людей кулаком прямо по голове в метро, учтя уроки детства.
К тридцати годам она созрела в крепкую, мощную, буйную женщину, которая отвечала немедленно действием на все возражения отца или матери, так что мать, даром что семидесятилетняя, с семи утра водружалась на свои больные, сырые, опухшие ноги и выступала в многочасовой поход по городу, шла с дочерью из дома, чтобы она не била семидесятипятилетнего отца просто так, крича: «Встань с кровати, хватит хандрить!» (Ей так говорили в детстве.) Отец лежал после больницы, после инфаркта.
Денег в семье было мало, две пенсии химиков по ядохимикатам, а Ангелина просила ей купить то и то, стояла часами над прилавками, пожирая глазами дешевые бусы, а то и брильянты, зыркая бешеным взглядом на продавщиц и крича матери со слюной во рту «Ма-а! Ну ма-а! Купи мне, ма-а!»
Мать сбегала опозоренная, Ангелина гналась за ней, накрывала ее могучим телом, волокла обратно, спасу не было никакого, хорошо еще что мать таскала с собой полную сумку хлеба и все время давала Ангелине куски, обмакивая их в кулек с сахаром, затыкала ей голодную глотку как ласточка птенчику.
- Почему мать остается добра, неотступна? Почему ее не сломал тяжкий недуг дочери?
- Как вы думаете, есть ли в рассказе момент, когда можно что-то изменить?
-На каком этапе? Или в этой ситуации все безнадежно?
7. Вечером, после закрытия магазинов, они возвращались все так же пешком домой, там Ангелина ела руками холодную кашу, сваренную отцом, и ложилась спать в чем была на свой диван, даже в пальто. Мать караулила момент и снимала с Ангелины обувь, накрывала несчастную одеялом, а у самой часто тоже не было сил раздеться окончательно, она, бывало, так и задремывала сидя за столом при полном свете, с глазами полными слез, похожая на свою дочь, т.е. тоже без зубов, почти без волос, но закаленная как в огненной печи.
Все у них было подчинено этой вечной гонке, а в больницу, в сумасшедший дом родители не отдавали свою Ангелину, боялись ее оскорбить навеки, испугать ужасом решеток и запертых дверей, чего Ангелина не выносила, как животное часто не выносит замкнутого пространства.
Родители, видимо, в глубине души считали, что Ангелина ничем не хуже других людей, она просто больна, а больных не судят. И родители все реже и реже ходили по гостям, боясь чужих взглядов, опасаясь окружающего несправедливого мира, который издевается над самым обездоленным человеком, над инвалидом, над дурочкой, а она тоже творение Божье и имеет все права на место на земле.
Беда еще, что Ангелина мало спала, несмотря на долгие прогулки, но мать спала еще меньше. Днем и ночью ее глодал один и тот же вопрос - за что ей это?
Со временем, придя в гости, Ангелина довольно быстро начала уводить мать снова на улицу, едва насытившись, а если ее уговаривали остаться, она куксилась, уходила и пряталась лицом в одежду, висящую в прихожей, размазывая грим и опять-таки вынуждала мать уходить, не побыв в тепле и покое среди нормальных, милых, добрых людей, среди своей родной семьи. Ангелина глухо говорила, что опять болит голова и хочется кого-нибудь ударить, и мать уходила с ней и получала тумака на улице от плачущей Ангелины, неизвестно за что: то есть известно за что - Ангелина догадывалась, что мать отдыхает от нее среди тех, кого по-настоящему любит, и это у дочери были слезы о несправедливости, слезы о неверии, неравном распределении любви и добра: всем все, а мне опять ничего.
Кроме того, может быть, Ангелина понимала, что мать в глубине своей кроткой души надеется когда-нибудь отдохнуть, скинув ее на руки двоюродной родне пожить, и это тоже чувствовала больная душа Ангелины, эту ложь всеобщей якобы любви до определенного часа - на улице же ей никто не врал, все откровенно глазели или смеялись в лицо, это была правда, и Ангелине не надо было притворяться, вот это и была свобода, и она, видимо, рвалась на улицу как в театр, где от души исполняла роль городского пугала.
- Физически Ангелина больна. Но ее привычки- это следствие болезни? Нет, это неправильное воспитание. Вся семья сделала из ребенка что-то уродливое. Ангелина- отражение пороков всех людей, ее окружающих. А любили ли ее по-настоящему?
Скорее всего, нет. Даже ангел-хранитель Ангелины, как Петрушевская называет ее мать, «в глубине своей кроткой души надеется когда-нибудь отдохнуть, скинув ее на руки двоюродной родне…» Но и те хвалили и кормили ее только до определенного часа. Эту ложь всеобщей, якобы, любви до определенного часа чувствовала больная душа Ангелины. На улице же ей никто не врал, все открыто глазели или смеялись в лицо, это была правда, и Ангелине не надо было притворяться, «…вот это и была свобода, и она, видимо, рвалась на улицу, как в театр», где от души исполняла роль городского пугала и заблудившегося животного
8. Она идет против всего человечества, вольная и свободная, свирепая, нищая духом, про которых ведь сказано, что их будет царствие небесное, но где - где-то там, , а пока что ее жизнь охраняет ее ангел-хранитель, мать, отрывая ей от батона огромные куски, а Ангелина все требует - дай-дай-дай, и мать хлопочет, чтобы не обидели, не убили ее ангела-дочь, чтобы эта дочь не убила ее ангела-мужа, лежащего в кровати, все невинны, думает мать, а я так и буду бегать с ней пока не сдохну окончательно, но вот свежий воздух и движение, думает мать-ангел, моя-то матушка дожила до девяноста трех.
Она надеется - смешно сказать,- что они все умрут как-нибудь вместе.
Но все же жизнь Ангелины по-прежнему охраняет мать, отрывает от батона огромные куски, а дочь все требует – дай-дай-дай. Бедная мать хлопочет, «как ласточка», чтобы не убили, не обидели ее ангела-дочь, чтобы эта дочь не била ангела-мужа. И все невинны. Только мать в глубине души надеется, «смешно сказать», что придет время, и они умрут вместе. В жизни не все устроено благополучно, но героиня пытается все сделать так, чтобы всем было хорошо, наверное, поэтому писательница называет свой рассказ «Как ангел». Ведь ангел – это посланник Бога, который покровительствует человеку.
Ангелина родилась больной, а больных людей издавна на Руси называют Божьими. Петрушевская утверждает: «Она просто больна, а больных не судят.
Она идет против всего человечества, вольная и свободная, свирепая, нищая духом, про которых ведь сказано, что их будет царствие небесное, но где… - вот боль автора, вот лейтмотив, который потрясает нас.
- Такие люди, как Ангелина, тонко чувствуют фальшь. Поэтому только на улице – правда, свобода.
- Кто же ангел в этом рассказе? ( выходит, все, потому что- невинны, потому что продолжают жить в невыносимых условиях)
- Рассказ прочитан. Мрачно? Да. Безрадостно? Да. Но это- жизнь, которую мы порой стараемся не замечать, пропустить, отвести глаза. А Людмила Петрушевская замечает эту повседневность, не хочет с ней мириться, потому что эта повседневность убивает в человеке все лучшие качества, как наркоз, действует на мозг.
И. Пруссакова в своей статье совершенно справедливо сравнила Петрушевскую с чеховским человеком с молоточком. «А народ пошёл всё больше приглуховатый – вот и стучит ощутимо». Напоминает она людям обо всех уродствах жизни своими рассказами.
Выразите своё отношение к утверждению, высказанному в журнале «Time Out»:
«Петрушевская — это религия, её либо принимают, либо не верят, не видят, смотрят сквозь неё, крутят пальцем у виска. Каждую её новую книгу почитатели ждут как новый том любимого собрания, как свежее толкование новой книги. Всё предсказуемо, эффект её книг известен: сердце застучит быстрее и заворочается совесть где-то в желудке».
- В чем же новаторство прозы Петрушевской?
«Часто приходится повторять: человек смотрит в книгу, как в зеркало. Видит там себя. И интересно: один видит в тексте добро и плачет, а другой видит тьму и злится… На основании одних и тех же слов!» – утверждает сама Людмила Петрушевская. Все же писательница любит своих героев и верит в своих читателей, способных плакать.
Давайте вернемся к началу урока, к первому словосочетанию- непогибшая жизнь. Так называется сборник рассказов , куда вошел и рассказ «Как ангел». Хочу надеяться , что вы еще не раз к нему вернетесь.
У вас впереди целая жизнь- дерзайте, ставьте высокие цели, старайтесь их добиваться, но главное- оставайтесь людьми. Мы пришли в эту жизнь, чтобы сопереживать, сочувствовать, любить, страдать, отдавать, просто жить.
Домашнее задание : Эссе «Размышляя над прочитанным…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"
Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...
интегрированный урок русского и английского языков "Англицизмы в современном русском языке"
Интегрированный урок с применением современных образовательных технологий....
Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"
Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...
ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ...
конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"
Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...
Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)
В работе рассматирвается история изучения заимствованной английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ словарей иностранных слов с точки зрения количества...