Конспект урока "Жить не по лжи, а по совести" по произведению А.И. Солженицына "Матренин двор"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Хомякова Александра Андреевна

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы «Жить не по лжи, а по совести»

(по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь анализировать произведение с точки зрения идейно-художественного своеобразия в контексте биографии И.А. Солженицына.

Метапредметные:

  • уметь работать в группе,
  • выбирать определенный вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи;
  • совершенствование навыков смыслового чтения;
  • извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;
  • синтезировать информацию для составления аргументированного ответа на проблемный вопрос;
  • самостоятельно делать выводы;
  • творчески интерпретировать полученную информацию;
  • осуществлять рефлексию.
  • выполнять анализ текста.

Личностные:  привитие интереса к предмету; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей: доброте, чуткости, милосердии, человечности; развитие эстетического вкуса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, иллюстрации и плакаты деревенской избы и села. Погружение в атмосферу сельской жизни советского периода 50-х гг. 20 века.

План урока:

1.Оргмомент (вступительное слово учителя).

2. Презентация и краткий рассказ учителя о жизни и личности А.И.Солженицына.

4. Знакомство с историей создания рассказа “Матренин двор” (выступление ученика).

5. Работа с репродукцией картины В. Попкова «Старость».

5. Аналитическая беседа. Работа в группах. Заполнение таблицы «Жизнь по лжи/жизнь по совести»

6. Инсценирование фрагмента рассказа. Беседа.

7.Заключительное слово учителя.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына.
  • Воспитание доброты, отзывчивости, милосердия.
  • Познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”.
  • Подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как нравственного идеала писателя, на котором должна основываться жизнь общества.

Предварительное домашнее задание:

Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.

Индивидуальные задания:

  • Подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника».

Ход урока

Эпиграф к уроку:

“Есть такие прирожденные ангелы- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая…” А. И. Солженицын.

  1. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Знакомство учащихся с целью урока.

Слайд 1 (тема урока). Ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Жить не по лжи, а по совести”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”.

Слайд 2 (цели урока). На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством Александра Исаевича, с историей создания рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как человека, который жил по совести, а не по лжи.

Слайд 3. Посмотрите на слова Солженицына, которые я взяла эпиграфом к уроку. Как вы понимаете эти слова?

Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпина, именно его слушал А. Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены.

(Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)

  1. Обзорный рассказ учителя о  личности и творчестве Солженицына.

Слайд 4. Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) – известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, член Российской АН, диссидент. Нобелевский лауреат, автор известной рукописи «Архипелаг ГУЛАГ».

Слайд 5. В начале века в России устанавливается тоталитарный режим. Это период массовых репрессий. Было попрано право писателей отображать правду жизни. Они подвергались гонениям и физическому уничтожению за свободолюбие, за отражение в своем творчестве взглядов, противоречащих социалистической идеологии.

Одним из «неудобных» для власти писателей был Александр Исаевич Солженицын. Будучи человеком православным, он имел свое мнение и открыто его высказывал.   В 1945 Солженицына арестовали: цензура обратила внимание на антисоветские высказывания писателя в письмах другу, Николаю Виткевичу, в которых говорилось о лживости советской литературы, государственном терроре, проводимым Сталиным. Сначала Солженицын был осужден к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь, а в 1974 году был депортирован в ФРГ. Долгое время Александр Исаевич не мог вернуться в Россию, но до последнего дня своей жизни был истинным ее патриотом и не прекращал свою писательскую деятельность. И, несмотря на то, что сам писатель был гоним за свои убеждения, он не перестал говорить правду, его произведения свободолюбивы и проникнуты чувством любви к России: «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» и мн.др.

Слайд 6. Лишь в 1994 году Александр Исаевич вернулся в Россию. Писатель продолжал активно заниматься литературной деятельностью, печатал свои рассказы и философские миниатюры в журнале «Новый мир».

Слайд 7. Трудная судьба великого писателя оборвалась 3 августа 2008 года. Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове от сердечной недостаточности. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря.

  1. Знакомство с историей написания рассказа «Матренин двор» (выступление учащегося).

см. приложение 1

  1. Беседа.
  • Ребята, как вы понимаете значение слова праведник?

Слайд 8. В словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое толкование: 1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью. 2. Человек, ни в чем не погрешивший против правил нравственности.

Слайд 9. Рассмотрите картину советского художника В. Попкова «Старость».

  • Попробуйте охарактеризовать идею картины. Как вы думаете, что за женщина изображена на картине? Что можно сказать о ней? Как вы думаете, почему мы обратились к репродукции этой картины?

На картине изображена опрятная пожилая женщина, которая одиноко сидит в своей избе после тяжелого трудового дня. Она труженица, привыкшая работать не покладая рук. Фигура ее изнеможена, взгляд тусклый. Однако в доме чисто, тепло и очень уютно. Женщина, изображенная на картине, очень похожа на героиню рассказа «Матренин двор».

см. приложение 2

  •  Перескажите кратко содержание этого рассказа.
  • Слайд 10. Сформулируйте тему рассказа «Матренин двор». (Тема рассказа – трудная крестьянская жизнь).
  • О чем мечтает автор, возвращаясь из ссылки? («затеряться» в самой «нутряной России»).
  • Что ужаснуло автора? (название поселка «Торфпродукт»).
  • Какое впечатление произвел поселок на рассказчика. (Неуютно: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался посёлок – однообразные худо отштукатуренные бараки тридцатых годов. …»).
  • Почему Матрена отказывалась принять постояльца? (Опасалась, что не угодит).
  • Какие проблемы легли в основу рассказа. (Судьба деревенской женщины, жизнь людей послевоенного времени, бесправное положение колхозников, состояние деревень в России, одиночество и старость, бескорыстие и алчность, взаимоотношения родственников).

5. Слайд 11. Работа в группах.

  • Ребята, сейчас вы поработаете в группах. Вам предстоит ответить на проблемные вопросы и представить результаты своей работы в виде таблицы.

Герои

Жизнь по лжи

(цель жизни)

Жизнь по совести

Матрона

  1. Нарисуйте словесный портрет Матрены, охарактеризуйте ее образ жизни. Как относится автор к героине?
  2. Опишите двор Матрены, ее избу.
  3. Расскажите о нелегком жизненном пути героини.
  4. Как относились к Матрене соседи и родственники?
  5. Расскажите о родне Матрены.

см. приложение 3 (примерные ответы учащихся)

  • Как вы думаете,  какой смысл  вкладывал А.И. Солженицын в первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника».

Матрена - старая, нищая крестьянка, которая самоотверженно помогает односельчанам, своим ближним, которые пользуются ее добротой. Её подвижничество уберегает деревенский мир и всю деревню от деградации и бездуховности.
Смысл названия "Не стоит село без праведника" следующий: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи.

  1. Инсценирование отрывка произведения (со слов «И вот он зачастил к нам…» и до «Я очнулся. Был первый час ночи, а Матрена не возвращалась»).

Слайд 12 . Проблемные вопросы:

  • С какой целью Фаддей требует горницу от Матрены: «…старый Фаддей загорелся захватить этот участок в Черустях”.
  • Какие черты характера проявляет Фаддей в данной ситуации (алчность, жадность).
  • В каких словах это выражается: “…требовал, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни”, “Он наседал на Матрёну с горячностью”, “Все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами… Кричали друг на друга, спорили”.
  • Почему Матрена уступила Фаддею? (Решила помочь, несмотря ни на что приёмной дочери, которую 10 лет воспитывала как родную “вместо своих, невыстоявшихся”).
  • Какие личные качества проявляет Матрёна в данной ситуации? (доброта, отзывчивость).
  • Легко ли далось ей такое решение?

(Нет. “Не спала Матрёна две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу…, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила 40 лет”; “…для Матрёны было это – конец её жизни всей”; “Две недели Матрёна ходила как потерянная”).

                     Проверяем, как заполнена таблица (Слайд 13)

см. приложение 4

  • Слайд 14 (выводы к таблице) Таким образом,  для одних добро- это имущество, жажда наживы, приобретательство. Следуя этим принципам, живут Фаддей, родственники Матрены и соседи. Это и есть жизнь «по лжи», когда высвобождаются низменные чувства человека. Матрена единственная в деревне устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой, терпением, «живет по совести». Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины, ее помыслы и поступки чисты, ее облик подобен иконе, а жизнь — житию святых.
  • Почему в конце рассказа погибает именно Матрена- праведница?

Смерть героини имеет символический смысл. Смерть праведника- это начало распада, гибель нравственных устоев, которые утверждала своей жизнью Матрена.

  • Какова же идея этого произведения? (вывод в тетради)

Слайд 15. Раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. Возвращаемся к эпиграфу: «Есть такие прирожденные ангелы…». На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из нас.

Слайд 16. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша».

  • Слайд 17.  Ребята предлагаю вам продолжить следующие фразы на слайде.
  • Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы прослушиванием одного из романсов Глинки, которые так нравились Матрене Васильевне Григорьевой.
    Домашнее задание. Сочинение «Нужны ли праведники в наше время?»

Приложение 1

История написания рассказа

Рассказ «Матренин двор» был напечатан в 1963  г. В «Новом мире». Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено.

“Матрёнин двор” – произведение во многом автобиографичное. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись “из пыльной горячей пустыни”, т.е. из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”.

После реабилитации в 1957г. Солженицын некоторое время работал учителем математики, физики и астрономии во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой.

Рассказ “Матрёнин двор” выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”.

Приложение 2

Репродукция картины В. Попкова «Старость».

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596670/img1.jpg

Приложение 3

Примерные ответы учащихся

I.        Нарисуйте словесный портрет Матрены, охарактеризуйте ее образ жизни. Как относится автор к героине?

Автор с симпатией относится к Матрене:  «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей», «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. "...Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены...". Речь Матрены плавная, певучая, исконно русская, … как у бабушек в сказках».  Внешность Матрены: "...кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее, замутненным, можно было видеть, что болезнь измотала ее..."

II.        Опишите двор Матрены, ее избу.

«Дом Матрёны стоял тут же, неподалёку, с четырьмя оконцами в ряд…». «Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». Кроме Матрёны и меня жили в избе ещё: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода и колченога, из жалости была подобрана Матрёной. Живет Матрена в темноватой избе с большой русской печью. Любимые Матреной фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. Таким образом, Матренин двор – некий остров, который хранит сокровища народного духа.

III.        Расскажите о нелегком жизненном пути героини.

Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей: "...Знал, что детей у нее было шестеро и один за другим умирали все очень рано, так что двое сразу не жило...". Потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне.  Матрена от одиночества берет на воспитание дочь Фаддея - девочку Киру. Много лет Матрена работает в колхозе. «Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес..." "...Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе". "...Матрена вставала в четыре-пять утра..."  Тяжелая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила  чувство радости и жалости к другим. Таким образом, жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью.

IV.        Как относились к Матрене соседи и родственники?

«Все отзывы о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за  обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросёнка не держала; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно», «Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать. И Матрена не могла отказать..." Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.   Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по- глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Все ее богатство: грязно- белая коза, колченогая кошка, фикусы…

V.        Расскажите о родне Матрены.

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену. Что она смешная  и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (и  под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд). Золовка, признававшая  Матрену простой и сердечной, говорила об этом «с подозрительным сожалением». Нещадно пользовались все окружающие Матрениной добротой, простодушием и бескорыстием.

Приложение 4

Жизненные принципы героев рассказа

Герои

Жизнь по лжи

(цель жизни)

Жизнь по совести

Матрона

Фаддей

Нужна земля и горница,

Стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни

Воспитала приемную дочь Киру. Пыталась помочь Фаддею и его сыновьям разобрать свой дом, родовое гнездо.  Погибла, помогая другим.

Власть

Колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки

Но не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила  чувство радости и жалости к другим

Соседи

Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать. И Матрена не могла отказать..."

Никому не отказывала в помощи. «Душевная была».

Родственники

Боялись, что будет просить о помощи ...И нечистоплотная она была; и за  обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросёнка не держала; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно»

...она не скопила имущества к смерти. Все ее богатство: грязно- белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Приложение 5

Сегодня я узнал...

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило….

Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Анализ отрывков  текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге....

Конспект интегрированного урока Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный в соавторстве с учителем литературы Шакуровой И.В и педагогом -психологом Розенбаумом М.Н.

Конспект интегрированного урока обществознания, социальной психологии и литературы в 10 классе: Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный ...

Конспект открытого занятия “Барыня-щеголиха” на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымковская игрушка”

Cоздание авторской работы: “Барыня щеголиха” (Дымковская игрушка)Создать изображение дымковской игрушки ”Барыня-щеголиха” акварелью на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымков...

Конспект урока по алгебре 7 класса На тему: Произведение разности двух выражений на их сумму.

Тема урока значимая в курсе математики т.к. формулы сокращенного умножения применяются на протяжении всего периода обучения математике, они используются при умножении многочленов, упрощении алгебраиче...

Презентация к уроку по произведению А.Солженицына "Матренин двор"

Презентация к уроку по произведению А.Солженицына "Матренин двор". Материал для проведения уроков  в 9 классе...

Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» по теме « История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…»

Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" строится как аналитическая беседа с использованием  групповой формы работы, что позволяет  школьникам осмыслить прочитанное литера...