"Воспитание любви к Отечеству посредством художественного слова на основе произведений Н. А. Некрасова"
статья по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 411 «Гармония» с углубленным изучением английского языка Петродворцового района Санкт-Петербурга
Статья на районных Рождественских образовательных чтений
«Традиции и новации: культура, общество, личность»
Докладчик:
Воробей Олеся Дмитриевна
2015
Тема моей статьи: «Воспитание любви к Отечеству посредством художественного слова на основе произведений Николая Алексеевича Некрасова».
С помощью художественного слова мы воспитываем человека. Родина, Отчизна, Отечество, любовь – все эти слова мы должны понимать как нечто святое. Посмотрим на этимологию слова «Отечество» - «Отец», земля предков, отцов предыдущих поколений. Земля, где мой отец дал мне жизнь, земля, дарованная нам в наследие Богом – отцом всего мироздания. Главную задачу учителя я вижу в раскрытии духовной сущности детей, научению их сочувствию, состраданию и главное любви. Сейчас в школе отводится большее время тем предметам, которые практически не развивают внутренний мир детей, и одним из таких, незаслуженно отодвинутым на вторые роли предметом, является литература.
Чтение художественных произведений – вот что по-настоящему обогащает душу, раскрывает чувства, помогает посмотреть на мир глазами героя, значит, учит пониманию, сочувствию, участию. К сожалению, мы забываем о тех традициях воспитания, о тех отношениях, которые складывались на Руси между людьми и Богом, детьми и родителями, а также о том, что они делали ради своей Родины.
И во всей литературе нет, наверное, лучшего поэта, чем Николай Алексеевич Некрасов, который так ярко и правдиво изображал народ, народную жизнь, их отношения ко всему Отечеству, к Родине, любовь к ближним. Он не только сочувствовал, но и отождествлял себя с крестьянами Руси. Его произведения будят в нас высокие и щедрые помыслы, помогают узнать глубинную сущность русской души, делают нас настоящими детьми родного Отечества. Все его творчество пронизано пламенной любовью к Родине. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем такое определение слова «Родина»: «Родина – это отечество, родная страна, место происхождения и рождения кого-либо». Одно из стихотворений Некрасова «Поэт и гражданин» подтверждает сказанное в определении:
«… Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой...».
А в стихотворении «Тишина» мы видим следующие строки:
«…Не небесам чужой Отчизны –
Я песни Родине слагал…».
Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что Родина для Некрасова – не только родная земля, но и страдающий народ. С раннего детства поэт ненавидел крепостные порядки, которые царили в его семье. Он видел страдания матери и тяжелый труд крестьянских детей. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» народный поэт говорит и о любви и о ненависти к Родине:
«…Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая.
Ты и всесильная, Матушка – Русь!»
С самого детства Некрасов проникся любовью к своему народу и во всем своем творчестве воспел его трудолюбие, мужество, любовь к родной земле. Наиболее четко это видно в стихотворении «Крестьянские дети»:
«Играйте же, дети! Растите на воле!
На что вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!...»
Словосочетание «вековое наследство» включает в себя лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.
Главной моей задачей как учителя литературы становится раскрытие духовного потенциала ребенка через художественные произведения. По моим наблюдениям, некоторые произведения, включенные в школьную программу, прочитываются учениками формально, не проникают в души ребят, но есть и такие, от которых загораются глаза и которые на уроке эмоционально обсуждаются. Например, в 5 классе в школьную программу включена поэма «Крестьянские дети», в которой видно с какой любовью и теплотой создает образы детей, и ребята это чувствуют.
И закончить свое сообщение я хотела бы строками из уже встречавшегося сегодня произведения Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети»:
«…Положим, крестьянский ребенок свободно
Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности
этот проект мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...
Проект «Вахта памяти» к 70-летию Победы. Воспитание у учащихся любви к Отечеству на примере жизни и деятельности героев и участников Великой Отечественной войны.
Данный проект, является частью воспитательной работы в 7 классе школы VIII вида. Воспитание у учащихся с ОВЗ любви к Отечеству на примере жизни и деятельности героев и участников ...
ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ДУХЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. ГИЛЯЗОВА «В ПЯТНИЦУ, ВЕЧЕРОМ»
Перед школой стоит задача – повернуть учащихся лицом к своим корням, обычаям, не забывать о своей религии, сохранять самобытность татарского народа. Все это воспитывает у учащихся такие качества, как ...
Доклад на тему: "Воспитание любви к Отечеству посредством художественного слова на основе произведений Николая Алексеевича Некрасова"
Доклад на районных Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность»...
Статья "Воспитание любви и культуры к художественному слову"
Из опыта работы. О воспитании любви к художественному слову. О результатах....
Воспитание любви к родному краю посредством изобразительного искусства
Обобщение педагогического опыта по воспитанию любви к родному краю...
Статья «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»)
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения...