Проект «Вахта памяти» к 70-летию Победы. Воспитание у учащихся любви к Отечеству на примере жизни и деятельности героев и участников Великой Отечественной войны.
проект (7 класс) по теме

Шульга Арина Владимировна

Данный проект, является частью воспитательной работы в 7 классе школы VIII вида. Воспитание у учащихся с ОВЗ  любви к Отечеству на примере жизни и  деятельности героев и участников  Великой Отечественной войны. В работе представлены мероприятия по реализации данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_k_70-letiyu_pobedy_.doc96.5 КБ
Файл konkurs_risunkov_dokument_microsoft_word_3.docx793.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школаVIII

вида №56»Приокского района города Нижнего Новгорода

Проект «Вахта памяти» к

 70-летию Победы

Воспитание у учащихся любви к Отечеству на примере жизни и

деятельности

героев и участников

Великой Отечественной войны.

Выполнила учитель географии

Шульга Арина Владимировна

Нижний Новгород

2015 год

Цель  – формирование основ  патриотизма  учащихся на примере изучения жизни и деятельности героев и участников Великой Отечественной войны.

Задачи

Учебные:

  • изучение краеведческого материала;
  • привлечение учащихся к элементарной проектной деятельности;
  • создание мотивации для совместной исследовательской работы;
  • коррекционно – развивающие аспекты проекта.

Воспитательные:

  • привлечение учащихся к патриотической деятельности;
  •  активное внедрение в молодежную среду патриотической пропаганды ;
  • участие в посильных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы;
  •  изменение отношения к окружающему миру;
  •  привитие любви и уважения к плодам своего и чужого труда;
  • воспитание чувства любви к Отчизне.

Мировоззренческие:

  • изучение материалов о жизни и деятельности героев и участников Великой Отечественной войны;
  • расширение кругозора учащихся.

Сроки проведения: май 2014г. – май 2015г.

Место проведении: МКС(К)ОУ  школа №56.

Ожидаемый результат:

участвуя в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы  школьники приобретают гражданско- правовые знания, основы общечеловеческих ценностей; происходит социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья; формируется чувство любви к Отчизне.

Актуальность проекта

           Воспитательная работа  в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида  имеет большое значение в становлении и развитии личности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал о героях и участниках Великой Отечественной войны в силу своего содержания обладает огромными возможностями для развития слабых сторон познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями: внимания, наблюдательности, умения анализировать и сравнивать наблюдаемые предметы и явления, понимать и устанавливать  их причинно-следственные зависимости.

              Изучение  данного  материала,  мероприятия, приуроченные к 70-летию Победы, исходя из   общих и специальных  воспитательных задач коррекционной школы VIII вида, позволяет учащимся приобщаться к гражданско-правовой культуре.

                Специфической особенностью обучения и воспитания в коррекционной школе является  коррекционно-практическая направленность. Коррекция недостатков развития  учеников с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развиваюших и воспитательных задач.

               Особое место в воспитательном процессе занимает гражданско-патриотическое направление в работе. Одной из составляющих этой деятельности  является воспитание у учащихся чувства любви к Отчизне на примере жизни и деятельности героев и участников Великой Отечественной войны.

               Материал данного направления включает в себя   беседы, классные часы, викторины, конкурсы рисунков, участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы, посещение музеев.  Все это дает возможность для обучения и  военно-патриотического воспитания учащихся, для развития их мышления, расширения кругозора, прививает любовь к Родине. Этот  материал предусматривает ряд практических работ, имеющих коррекционно-развиваюшую направленность.

                    При  разработке материала учитывались общепедагогические требования:

  •         обеспечивать воспитывающий характер;
  •         сообщать научно достоверные данные;
  • развивать мышление  и речь учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности;
  •         обеспечивать подготовку к самостоятельному (в доступных пределах) приобретению знаний.

В качестве методических соблюдаются следующие требования:

  •         соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию и эмоциональному воздействию;
  •         четкое структурное членение и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т.п..

                 В данном направлении воспитательной работы соблюдается принцип коррекционной направленности воспитания и обучения, требования индивидуального подхода к учащимся как необходимого условия продвижения в развитии каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

С этой целью предусмотрено:

  •         дробное, поэтапное исследование, изучение материала, отработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия;
  •         опора на ранее усвоенный и имеющийся у учащихся практический опыт;
  •         постоянное обращение к реально существующим связям;
  •         рациональное использование иллюстративного материала.

                  Именно так разработано направление в воспитательной работе, поскольку гражданско-правовой аспект в воспитании учащихся  дает возможность им ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться к жизни, найти свое место в обществе. Это особенно важно для  ребят с ограниченными возможностями здоровья.

                 При подборе различных видов деятельности учитывались возрастные, психологические возможности учащихся, уровень их социализации и адаптации.

         Мы видим, что события последних лет в политике, экономике, культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения  возрастают многократно, это направление особенно актуально в наши дни.  

             Я считаю, что данные виды деятельности целесообразно использовать при работе с учащимися, обучающимися в специальных (коррекционных) школах VIII вида, дабы патриотически воспитанный человек имеет возможность быть в полной гармонии с обществом и с самим собой. Это ведет к тому, что сам процесс воспитания  приносит удовлетворение обеим сторонам – воспитаннику и наставнику.

Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории.  Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти подвиги тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.  

 Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, воспитанники коррекционной школы должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение  в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало  существующим в обществе социальным нормам.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор.

Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования РФ.

В Законе РФ «Об образовании» говорится,  что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

      Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется  любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинств личности.

       Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь к воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную  опору для борьбы с дурными природными, личными и родовыми наклонностями».

По мнению Н.А. Добролюбова патриотизм – это одно из видовых проявлений любви к человечеству.

«Гражданин – человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны» (философский словарь)

«Патриот – любитель Отечества, ранитель о благе его» (В.И. Даль Толковый словарь). «Патриот,  - говорится в философском словаре, - человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиг во имя своей Родины».

Очевидно, что вышеприведённое определение сводит воедино смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура.

      Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

        Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.

         Воспитание гражданина является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин (модель выпускника),  обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, уважающий национальные и  личные свободы  как окружающих, так и свои, способный и готовый к   труду на  благо общества.

Человека делает гражданином гражданство родителей.

Человека делает хорошим гражданином то, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции, и каков его вклад в благополучие государства. Хорошему гражданину присущи патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. Следовательно, хороший гражданин – это законопослушный, патриотически-настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять своё предназначение в обществе.

Смысл образования состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных,  добропорядочных граждан.

Задачи и содержание  гражданско-патриотического воспитания вытекают из структуры понятия  «гражданин»,  «патриот», а они имеют далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Понятия «гражданственность» и «патриотизм» привлекают внимание социологов и педагогов. Такие термины как «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание можно всё чаще слышать в педагогической среде.  

КАК воспитать гражданина?  Этот вопрос волнует всех педагогов нашей школы. В школе сложилась определенная система работы по  данному направлению. Я в своем докладе расскажу о том опыте, который помогает нам воспитать чувство любви к Отечеству у наших учащихся.

Гражданское образование в  школе включает в себя три этапа.

В 1-4 классах закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя  как часть общества, развиваются коммуникативные способности ребенка, познаются основные правила поведения в обществе. Формируются общие представления о Родине, как о стране,  в которой он родился и вырос.

         В 5-8 классах  формируется система ценностей и установок поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе, приобретается опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина) На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания  учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

         В 9 классах углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей; определяется гражданская позиция человека, его социальная  ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, учились  строить индивидуальную и коллективную деятельность.

        Содержание всех школьных мероприятий, как учебных, так и внеклассных, нацелено на формирование гражданина, патриота. Это позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни.

              Учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Велика роль внеклассной и внеурочной работе в воспитании гражданско-патриотического сознания учащихся.

 

Цель этой работы:

  • приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества;
  • приобщение учащихся и изучению истории Нижнего Новгорода, России;
  • воспитание уважения памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга;
  • изучение и пропаганда национальных традиций и культур.

              Основную информационную роль играют классные часы, беседы, уроки мужества, викторины, посещение музеев.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания

учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Большую воспитательную составляющую   играют мероприятия, посвященные Дню Победы. Есть в жизни каждого из нас свои знаменательные даты. А есть даты, объединяющие всех. И к ним несомненно относится главная веха 2015 года – 70-летие Великой Победы.

9 Мая. День нашей славы и нашей скорби. День яркой радости и светлой памяти.

             Святой праздник. Четыре долгих года защищал наш народ Родину от «коричневой» чумы.  Ценой огромных потерь, великого мужества и небывалого труда далась нам Победа.

              Наш лучший праздник.

              Лучших своих сынов и дочерей посылала Родина на фронты войны. Многие не вернулись с полей сражений.

              Слава героям.

         Вечная память.

Еще совсем немного и не останется очевидцев тех страшных лет. Подрастающее поколение все меньше и меньше знает об этой войне, которая унесла более двадцати  миллионов жизней наших соотечественников. Наиважнейшая задача школы: сохранить связь между поколениями.        

Тематика мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию разнообразна. Любовь к Отечеству на примере жизни и деятельности героев и участников Вов мы воспитываем, проводя в системе следующие мероприятия.

«Герои Великой Отечественной войны».

Литературные чтения стихов о войне.

Поэзия позволяет нам воспитывать уважение к участникам Вов, в произведениях бессмертия подвига защитников Родины. Вместе с ребятами мы читаем стихи  А.Твардовского, К. Симонова, Б. Окуджавы или       отрывки из стихотворений (в силу особенностей восприятия наших детей).  

Патриотические мысли поэтов оказывают огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся. Ребята переживают чувства любви и гордости за свою Родину, восхищаются мужеством и храбростью патриотов.

И у мёртвых, безгласных,

          Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она – спасена.

                             (А. Твардовский)

Я чую их взгляд в тишине.

Люди, которых нету,

Не умирают во мне.

Вечностью дышат травы,

Вечностью дышит рассвет.

Пока мы живём, бессмертны

Люди, которых нет.

                             (В. Сидоров)

«Уроки мужества».

  Цикл классных часов о нижегородцах – участниках Великой Отечественной войны.

Запомним все!

Пускай навеки память

До мелочи, до капли сохранит

Все, чем ты жил,

Что видал,

Что ты думал  в дни войны….

«Навечно в строю». Великая Отечественная война вызвала невиданный в истории массовый героизм воинов. Народ свято чтит имена мужественных защитников Родины.  Наши земляки – Герои Советского Союза: Евгений  Александрович Никонов, Николай Дмитриевич Фильченков, Борис Владимирович Панин и многие другие.

Родина – мать позвала… Она позвала своих сынов и дочерей не только взять в руки оружие и встать под боевые знамена. Она позвала их на фабрики и заводы – нужно было заменить тех, кто ушел на фронт. Во имя победы позвала всех, кто может своим трудом принести Отечеству хоть какую-то пользу в городе и селе.

«Все для фронта! Все для победы!»- этим жила страна.  

        «Невозможное стало возможным..»  Сормовские танки ковали победу на всех фронтах войны. Память о доблестном самоотверженном труде сормовичей на оборону Родины хранится в нашей памяти.

        Данный материал приобщает учащихся к боевым и трудовым традициям народа, разъясняет истоки героизма и самоотверженности нашего народа, его беззаветной любви к Отчизне.

«Их именами названы улицы Нижнего Новгорода».

Беседы  героях Великой Отечественной войны, подготовка к мобильной экспозиции о героях Великой Отечественной войны.

Мы знакомимся с жизнью и деятельностью наших героев. Вместе рассматриваем их портреты,  монументы и памятники, воздвигнутые в их честь. Рассуждаем о мужестве, героизме, о великой любви к Родине и к своему народу. Готовим материал на мобильную выставку «Их именами названы улицы Нижнего Новгорода».

Наибольшее впечатление на ребят произвёл подвиг генерала Д.М. Карбышева.  

В начале Великой Отечественной войны он тяжело контуженным попал в плен и был зверски замучен гитлеровцами.

        Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 августа 1946 года Д.М, Карбышеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Карбышев был в тринадцати лагерях смерти за три с половиной года. И в каждом из этих лагерей гитлеровцы всячески старались "обработать" советского генерала, привлечь на свою сторону. Его возили в Берлин, сулили ему всякие блага. Но он на все предложения фашистов непреклонно отвечал: "Родиной я не торгую!"

На месте казни Д.М. Карбышева в бывшем лагере смерти Маутхаузее 28 февраля 1948 года был поставлен обелиск. Сегодня на этом месте возвышается изваянный из белого мрамора памятник с лаконичной надписью: "Дмитрию Карбышеву. Ученому. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни".

Имена героических людей навсегда останутся в памяти народной: Георгий Констнатинович Жуков,  Виктор Трофимович Чванов, Ларин Михаил Федорович и многие другие…

«Пионеры – герои».

Беседы о юных патриотах, подготовка к 70-летию Победы.

Немало подвигов совершили пионеры в годы Отечественной войны. Каждый из них по-своему величественен и неповторим. Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей, Леня Голиков и многие другие. О них пишут книги, слагают стихи. Острый резец высек имена юных героев на камне обелисков, которые стоят по всей стране, где жили и сражались ребята. Стоя возле обелиска, вспоминаются слова М. Горького «Пускай ты умер! ...Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

Мы проводим классные часы и беседы, посвященные жизни и подвигу юных героев. На их примере ребята учатся любить Отчизну.

        Линейка памяти,  торжественная линейка «Этот праздник со слезами на глазах». Учащиеся и педагоги принимают активное участие в подготовке и проведении этого мероприятия. Нет в России такой семьи, которую бы обошла стороной война. Мы помним своих дедов, прадедов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и тех, кто в тылу ковал победу. Глаза погибших бездонны

Помните через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда, помните!

                                                                 (Р. Рождественский)

Возложение цветов к памятнику героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

            Посещение с учащимися музея Приокского района, парка Победы.

Мы регулярно знакомимся с композициями, посвященными Дню Победы.

Тем самым учащимся  прививается любовь к родному краю, к своей родине, нравственные качества личности, определяющие патриотизм.

        Акция «Подарок ветерану».

Изготовление поздравительных открыток своими руками.

         1. В школе создано воспитательное пространство и, учитывая специфику детей, приоритетное начало в котором принадлежит педагогам. Благодаря педагогам наши ученики знают понятия «Отчизна», «Родина». Именно учитель формирует у детей с ограниченными возможностями здоровья любовь к Отчизне, своей стране, своему народу.

        2. Педагоги полностью осознают проблемы патриотического и гражданского                 воспитания, стоящие перед школой.

3. В нашей школе  проводится  целенаправленная работа по гражданско – патриотическому воспитанию.

4. Педагоги используют различные формы организации гражданско-патриотического воспитания: беседы, конкурсы, тематические декады, экскурсии.

        Участвуя в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы  школьники приобретают гражданско - правовые знания, основы общечеловеческих ценностей; формируется чувство любви к Отчизне.

        Но самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свою семью, за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа. А для детей с ОВЗ – это ещё и социализация, адаптация к окружающему миру.

        



Предварительный просмотр:

Конкурс рисунков к 70-летию Победы.C:\Documents and Settings\Голубева\Рабочий стол\фото к победе\P1040654.JPG

C:\Documents and Settings\Голубева\Рабочий стол\фото к победе\P1040656.JPG

C:\Documents and Settings\Голубева\Рабочий стол\фото к победе\P1040651.JPG

C:\Documents and Settings\Голубева\Рабочий стол\фото к победе\P1040650.JPG

C:\Documents and Settings\Голубева\Рабочий стол\фото к победе\P1040658.JPGC:\Documents and Settings\Голубева\Рабочий стол\фото к победе\P1040665.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дед- моя гордость" в рамках проекта "Вахта памяти" к 70 летию Победы

Я не могла не участвовать в этом проекте.Мы все должны расказать о наших дедах,прадедах,которые  воевали,Мы живем только потому,что наши деды победили в этой войне....

Презентация "Он не пропал безвести!". Проект "Вахта памяти"

Презентация о моем прадеде Наумове Д.Г., информацию о судьбе которого в дни Великой Отечественной Войны, я нашла в ОБД "Мемориал"....

Репортаж «Мы чтим подвиг наших предков. Коновалова Нина Павловна-участник ВОВ, прабабушка Шубина Ивана» в рамках проекта "Вахта памяти"

Жанр: репортаж с места событийЖурналисты-репортёры: ученики 5 «Б» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области» Аветисян Александр, Филатова ЕкатеринаРуководитель раб...

Для участия в проекте "Вахта памяти" - Солдаты бессмертного полка

О герое бессмертного полка Калина Иване Леонтьевиче.     [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9938835","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","wi...

Мой дедушка - мой герой! (проект "Вахта памяти")

Строкин Александр Иванович - участник и ветеран Великой Отечественной войны....

"Память сильнее времени" в рамках проекта "Вахта памяти", посвященному 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Это материал о моем дедушке Низове Михаиле Ильиче - участнике Великой Отечественной Войне...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Уважаемая Арина Владимировна! Перечитайте, пожалуйста, положение о проекте. Я как только узнала о Вашем учебном заведении, сразу представила, что в работе будут детские рисунки, салют, Ваш совместный труд в поисковой работе. А сколько у Вас замечательных дел, занятий! Если будет возможность сходить на улицу Героя Советского Союза, встретьтесь с его родственниками, организуйте встречу, на сайте "Подвиг народа" возьмите данные об одном каком-то герое войны и по собранным материалам напишите, сколько будет возможно, рассказ о солдате войны, приложите рисунки Ваших детей, вот тогда Вы будете активными участниками проекта. Желаю Вам успеха, у Вас всё получится!

Марденская Светлана Фёдоровна

Согласна с предыдущим комментатором. Добавьте материал о своих, живших рядом, земляках. Ваша работа станет более привлекательной. Спасибо

Яковлева Маргарита Сергеевна

Арина Владимировна! Вы представили хороший план работы по воспитанию у детей патриотизма на примере участников ВОВ. Значит, Вы подобрали материал для своих мероприятий Вот и дополните эту работу конкретным рассказом о своих земляках. Вы уже назвали имена нескольких участников войны, ваших земляков. Расскажите о них.