Крымоведение. Урок по повести С.Н.Сергеева-Ценского "Маяк в тумане" в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Показать красоту крымской природы, воспитывать уважение к людям труда, проживающим на полуострове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.n.sergeev-tsenskiy.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: С. Н. Сергеев- Ценский, повесть «Маяк в тумане». Образы людей, живущих в Крыму. Роль картин природы.
Цель: познакомить учащихся с личностью писателя и одним из его произведений – повестью «Маяк в тумане», вырабатывать умения анализа отрывка прозаического произведения; развивать устную связную речь учащихся; воспитывать уважение к людям труда, любовь к родному краю.
Оборудование: портрет С.Н. Сергеева- Ценского; иллюстрации с изображением ЮБК, Алушты; выставка книг писателя.
Ход урока
1.Сообщение темы урока.
В начале урока уместно вспомнить содержание одного из произведений Сергея Николаевича Сергеева-Ценского «Аракуш», с которым учащиеся знакомились в 5 классе.
План урока
- Краткие биографические сведения.
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, настоящая фамилия Сергеев, родился 30 сентября 1875 года в селе Преображенском тамбовской губернии. Его отец, участник Севастопольской обороны 1854-1855 годов, был учителем.
С 1905 года поселился в Алуште.
- Литературная деятельность.
Рассказ о литературной деятельности лучше дать в виде сообщений учащихся. Рассказывая о литературной деятельности, необходимо сказать, что печататься начал с 1898 года, что в 1940 году была опубликована «Севастопольская страда» - народная эпопея, рассказывающая об обороне Севастополя 1854-1855 года.
- Работа над содержанием повести «Маяк в тумане» (1933 год)
Места, которые рисует Сергеев-Ценский, - это Крым, Алушта, где более полувека в небольшом домике на горе жил и работал писатель.
Окрестности Алушты угадываются и в описаниях природы, которые даются в повести «Маяк в тумане».
а) найдите и прочитайте описание природы, которые даются в повести (главы 1,9)
Муза Сергеева- Ценского – крымчанка; у нее загорелые руки, ее лицо потрескалось от солнца и ветра, а ноги загрубели от каменных дорог…
- какие изобразительно-выразительные средства использует писатель? ( тропы, синтаксические средства).
б) найдите и прочитайте описание внешности главного героя повести Пантелеймона Дрока (глава 1). О чем говорит это описание?
в) как складывается жизнь Пантелеймона Дрока? Перескажите содержание повести «Маяк в тумане».
г) почему враждебность и замкнутость по отношению к другим людям коснулись жены Дрока?
д) как встретил Пантелеймон родного брата?
е) когда Пантелеймон Дрок стал «отходить душой», поверил людям?
Не сколько природу Крыма описывает Сергеев-Ценский, сколько людей. Люди Крыма – вот кто интересует писателя, вот кто представляет для него интерес.
- Язык произведения.
А какой замечательный мастер диалога Сергеев-Ценский! (прочитайте один из диалогов – главы 9 или 10):
-в чем особенность диалога?
- какие слова, характерные для жителей Крыма, нашли в нем отражение?
Да, действительно, как живые встают со страниц произведений Сергеева-Ценского люди, живущие в Крыму. И справедливы слова другого крымского писателя Павленко: «И если бы Сергей Николаевич Сергеев-Ценский ничего в своей жизни не написал, кроме рассказов о Крыме, - мы должны были бы быть благодарны ему лишь за то, что он открыл нам крымскую природу».
- Рефлексия.
- что необычного вам показалось в произведении?
- чем язык повести Сергеева-Ценского отличается от языка произведения Куприна «Листригоны»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок по повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» в 8 классе
Урок внеклассного чтения...
Урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".8 класс
Презентация к заключительному уроку по изучению повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина. Можно использовать как материал для теста или как материал для беседы - обобщения....
Система уроков по повести А. Грина "Алые паруса" в 6 классе
Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина....
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" в 8 классе
Данный урок строится на использовании личностно ориентированных и групповых технологиях....
Конкурсный урок по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" 11 класс "Шарик-Шариков.Рождение новой жизни или жестокий опыт?"
Проблемное обучение при изучении повести Булгакова...
Конспект урока «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)
Конспект урока «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)...
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...