Крымоведение. Урок по повести С.Н.Сергеева-Ценского "Маяк в тумане" в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Харченко Нина Ивановна

Показать красоту крымской природы, воспитывать уважение к людям труда, проживающим на полуострове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.n.sergeev-tsenskiy.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: С. Н. Сергеев- Ценский, повесть «Маяк в тумане». Образы людей, живущих в Крыму. Роль картин природы.

Цель: познакомить учащихся с личностью писателя и одним из его произведений – повестью «Маяк в тумане», вырабатывать умения анализа отрывка прозаического произведения; развивать устную связную речь учащихся; воспитывать уважение к людям труда, любовь к родному краю.

Оборудование: портрет С.Н. Сергеева- Ценского; иллюстрации с изображением ЮБК, Алушты; выставка книг писателя.

Ход урока

1.Сообщение темы урока.

    В начале урока уместно вспомнить содержание одного из произведений Сергея Николаевича Сергеева-Ценского «Аракуш», с которым учащиеся знакомились в 5 классе.

План урока

  1. Краткие биографические сведения.

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, настоящая фамилия Сергеев, родился 30 сентября 1875 года в селе Преображенском тамбовской губернии. Его отец, участник Севастопольской обороны 1854-1855 годов, был учителем.

С 1905 года поселился в Алуште.

  1. Литературная деятельность.

Рассказ о литературной деятельности лучше дать в виде сообщений учащихся. Рассказывая о литературной деятельности, необходимо сказать, что печататься начал с 1898 года, что в 1940 году была опубликована «Севастопольская страда» - народная эпопея, рассказывающая об обороне Севастополя 1854-1855 года.

  1. Работа над содержанием повести «Маяк в тумане» (1933 год)

Места, которые рисует Сергеев-Ценский, - это Крым, Алушта, где более полувека в небольшом домике на горе жил и работал писатель.

Окрестности Алушты угадываются и в описаниях природы, которые даются в повести «Маяк в тумане».

          а) найдите и прочитайте описание природы, которые даются в повести (главы 1,9)

Муза Сергеева- Ценского – крымчанка; у нее загорелые руки, ее лицо потрескалось от солнца и ветра, а ноги загрубели от каменных дорог…

            - какие изобразительно-выразительные средства использует писатель? ( тропы, синтаксические средства).

           б) найдите и прочитайте описание внешности главного героя повести Пантелеймона Дрока (глава 1). О чем говорит это описание?

            в) как складывается жизнь Пантелеймона Дрока? Перескажите содержание повести «Маяк в тумане».

             г) почему враждебность и замкнутость по отношению к другим людям коснулись жены Дрока?

             д) как встретил Пантелеймон родного брата?

             е) когда Пантелеймон Дрок стал «отходить душой», поверил людям?

Не сколько природу Крыма описывает Сергеев-Ценский, сколько людей. Люди Крыма – вот кто интересует писателя, вот кто представляет для него интерес.

  1. Язык произведения.

А какой замечательный мастер диалога Сергеев-Ценский! (прочитайте один из диалогов – главы 9 или 10):

            -в чем особенность диалога?

            - какие слова, характерные для жителей Крыма, нашли в нем отражение?

Да, действительно, как живые встают со страниц произведений Сергеева-Ценского люди, живущие в Крыму. И справедливы слова другого крымского писателя Павленко: «И если бы Сергей Николаевич Сергеев-Ценский ничего в своей жизни не написал, кроме рассказов о Крыме, - мы должны были бы быть благодарны ему лишь за то, что он открыл нам крымскую природу».

  1. Рефлексия.

- что необычного вам показалось в произведении?

- чем язык повести Сергеева-Ценского отличается от языка произведения Куприна «Листригоны»?

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".8 класс

Презентация к заключительному уроку по изучению повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина. Можно использовать как материал для теста или как материал для беседы - обобщения....

Система уроков по повести А. Грина "Алые паруса" в 6 классе

Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина....

Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" в 8 классе

Данный урок строится на использовании личностно ориентированных и групповых технологиях....

Конспект урока «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)

Конспект урока  «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...