литературный ринг
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

ecolyc_mvr

                     Внеклассное    познавательное мероприятие   с элементами  художественного чтения и театрализованного  представления   в двух раундах  .  Оно предваряет  изучение   творчества 
М. Ю. Лермонтова в 10 классе.   Занятие развивает сообразительность и интерес  к изучению  творчества   писателя, приобщает   к  самостоятельному    прочтению   произведений русской  классики,  расширяет   кругозор детей, способствует  развитию  мышления, речи, эстетического вкуса. 
                   В процессе  соревнования  на основе игровых моментов  участники вспоминают  изученное ранее  и узнают новое, что стимулирует  их позавательную деятельность и способствует более осмысленному   постижению  произведений  М.Ю. Лермонтова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мухина В Р       Литературный ринг, посвящённый творчеству  Лермонтова  

Цель:  предварить  изучение творчества М.Ю.Лермонтова   в 10 классе, вызвать глубокий интерес к проникновению    в художественный мир писателя, актуализировать полученные ранее знания о поэте и писателе, развивать внимание, память, мышление, речь;
воспитывать  эстетический вкус, стимулировать познавательную деятельность учащихся.

                                                                     Он хочет жить ценою муки,
                                                                    Ценой томительных забот.
                                                                     Он покупает неба звуки,
                                                                     Он даром славы не берёт.
                                                                                            М.Ю. Лермонтов
Оборудование:          портрет  писателя, чернильница  с пером,
                                      интерьер, стилизованный под гостиную  19 века
                                      для  инсценировок.

1    Вступительное слово  учителя
              Вглядитесь  в лицо поэта, в его глубокие  загадочные глаза, взгляд которых  многие современники не выдерживали. Это один из лучших писателей первой половины  19 века.
              ?  Ребята, а что вы знаете  о М. Ю. Лермонтове? Каким вы его представляете как поэта, как человека?   /
Детям предлагается  сказать по три предложения о своеобразии личности, о трудной  судьбе  писателя,   о своеобразии  стихов/
              ?    Обратимся   к эпиграфу. Прочитайте его выразительно.  Как вы эти   строки поэта?   Какой  он?
              ?   Кто  помнит строки  его стихов?  Кто прочтёт  их  наизусть?
/ Желающие  импровизированно читают стихи/
         
Спасибо за хорошие слова, приятно сознавать, что вы не равнодушны
к произведениям М.Ю. Лермонтова
. Нам предстоит на протяжении нескольких уроков  глубже изучить его творчество. А сегодня я предлагаю  вам соприкоснуться с художественным миром писателя. Итак, начнём наш литературный  ринг. Он будет состоять из двух раундов, соревнуются две команды, их игру оценивает жюри.
 2   Представление команд и их капитанов.
 3  
 Первый раунд   носит название  ЗНАТОКИ.    Начнём его с разминки. Командам предлагаю  строчку стихотворения, прочитанную   мной, продолжить чтением наизусть.  Кто может это сделать, поднимает руку.
   -   Ночевала  тучка золотая…
   -   Белеет парус  одинокий…
   -   Скажи-ка, дядя…
   -   В песчаных  степях  аравийской  земли…
   -   Прощай,  немытая   Россия…
   -   Выхожу  один я на    дорогу…
   -    Люблю  Отчизну  я…
   -    Отворите мне   темницу…
   -    В минуту  жизни трудную….
   -    Погиб поэт, невольник   чести…  


/ Участники  раунда, продолжившие  строки чтением наизусть, получают жетоны/              

4   КОНКУРС  КАПИТАНОВ  состоит из двух   заданий
Задание  1:   капитанам  предлагаются  карточки с  последними словами  лермонтовских строчек. Через несколько минут они  должны   прочитать  отрывки из поэмы. В случае  затруднения  капитаны могут взять помощь команды.
Слова  капитану  первой команды:       раз, спас;
                                                                  одинок, листок;
                                                                 стенах, монах.
         
Слова  капитану  второй команды:      назад, шумят;
                                                                       сестры, Куры.

Капитан первой команды   прочитывает  слова:

            Старик, я слышал много раз,
           Что ты меня от смерти спас.
           Зачем?   Угрюм и одинок
           Грозой оторванный листок,
           Я вырос   в сумрачных стенах,
           Душой  дитя, судьбой   монах.


Капитан второй команды   прочитывает слова:
            Немного лет тому назад
           Там, где сливаяся, шумят,
           Обнявшись, будто две сестры,
           Струи Арагвы и Куры,
           Был монастырь
.   / Капитаны, правильно прочитавшие слова из поэмы, получают жетоны/
   

        ?  Что это за  поэма?  Как она называется?
       ?   Кто прочтёт из неё отрывок?  
/ Ответившие получают жетоны/

Задание  2  
шуточное, но тем не менее   оно требует и  знаний, и внимания. Проверим, как наши капитаны помнят прозу М. Ю. Лермонтова. В случае  затруднения  капитаны могут взять помощь команды.
Прежде чем начать соревнование, назовите  полное имя и отчество Печорина.
    *  Какое  воинское звание было у него?
              -поручик
              - прапорщик  (+)
              - штабс- капитан
              - юнкер
   *  Какую книгу  читает  в ночь накануне дуэли с Грушницким  Печорин?
              - дуэльный кодекс
              - «Шотландские пуритане» Вальтера Скотта (+)
              -  «Евгений Онегин»
              -  Сонник Мартына Задеки
    *   Описывая кавалькаду всадников,  Печорин  так характеризует  их одежду: «Кавалеры в костюмах, составляющих смесь …»  Закончите цитату.
               -  французского с нижегородским   (+)
               -  черкесского с нижегородским
               -  ананасов с шампанским
               -   норвежского с испанским
     *    Какую единственную фразу  по-русски способны произнести горцы-погонщики быков из повести «Бэла»:
                -   Который час?
                -   Офицер, дай на водку!  (+)
                -   Моя твоя не понимай.
                -   Наш дом- Россия
      *   Как звали коня Казбича?
                -   Заседатель
                -    Буцефал
                -    Азамат
                -    Карагёз  (+)  
/ Ответившие получают жетоны/
Молодцы, ребята!  Поднимите  ваши жетоны .

На этом  первый  раунд  нашего ринга  завершён. Пока жюри подводит итоги, посмотрите инсценировку  из произведения М.Ю. Лермонтова. Назовите эпизод. /Одна из команд  показывает домашнее задание- фрагмент из повести «Княжна Мери»   «Прощание Печорина с Мери»/.
            Участники ринга  называют эпизод, его героев, оценивают, насколько верно переданы артистами  характеры героев.
/За это задание  тоже можно получить жетон/
5 Второй раунд   носит название «ДЕТЕКТИВЫ»
 
Слово учителя:   Вам, ребята, на время придётся превратится в сыщиков. У каждого уважающего себя детектива была  специальная картотека, куда он заносил  сведения об интересующих его людях. В нашей картотеке  хранятся словесные портреты лермонтовских героев.
Задание1 Прослушав их описания, вы должны назвать героя и произведение, в котором он живёт.
/Специально подготовленные ученики  зачитывают  данные картотеки/
 

-  Он был мал ростом, и худ, и слаб, как  ребёнок: одна нога  была у него короче другой, как у Байрона, в сравнении с туловищем  голова его казалась  огромна: он стриг волосы  под гребёнку, и неровности его черепа, обнажённые таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей.  /Доктор Вернер   из «Княжны Мери»/

- Моей певунье  казалось не более  восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость её стана, особенное, только ей  свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос- всё это было для меня обворожительно   / Ундина  из «Тамани»/

- Славный был малый, смею  вас уверить:  только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод  целый день на охоте;  все иззябнут, устанут - а ему  ничего. А другой  раз сидит у себя   в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, я при мне  ходил на кабана один на один; бывало, по целым  часам слова не добьёшься, зато  уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха. Да-с, с большими странностями, и, должно быть, богатый человек : сколько  у него было разных дорогих вещиц!  /Печорин глазами Максима Максимыча, повесть «Бела»/

- Сынишка его, мальчик лет пятнадцати, повадился к нам ездить: всякий день, бывало, то за тем, то за другим…  А уж какой был головорез, проворный на что хочешь; шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять . Одно в нём было нехорошо: ужасно падок был на деньги… А, бывало, мы его вздумаем дразнить, так глаза кровью и нальются, и сейчас за кинжал./ Брат  Бэлы, Азамат,  повесть «Бэла»/

 - и точно, она была хороша : высокая,  тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали  к вам в душу. /Бэла/


Задание 2  Вы  должны  угадать, кому из персонажей «Героя  нашего времени» принадлежат  названные предметы
     - кабардинская трубочка, обделанная в серебро  
/ Максиму Максимычу/
      -  изодранный, в заплатах, бешмет, а оружие в серебре/ Казбич/
     -  толстая солдатская шинель и костыль/
Грушницкий/
   
  -  томик Байрона и учебник алгебры  /Княжна  Мери/
   
  -  огромная косматая шапка, архалук, серые рейтузы /Доктор Вернер/
   
 -  шкатулка, шапка с серебряной оправой, дагестанский кинжал, украденные «честными контрабандистами»   /вещи Печорина/

Второй раунд завершён, пока жюри подводит итоги, другая команда показывает инсценировку  .
/Звучит музыка Арама  Хачатуряна  к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». На  «сцене » появляется  Красавица  в маске. Инсценируется отрывок   со слов:  
              Так жарко, отдохнуть я сяду   в стороне!
              Мой ангел, принеси мороженое мне./

  ?  Ребята, знакомо ли вам это произведение?
 ?  Как зовут героев?
 ?  Кто автор музыки  к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»?

Дальше слово предоставляется жюри.  Подводятся итоги.
Заключительное слово.  Своим творчеством М.Ю.Лермонтов зажёг на литературном небосклоне  новую звезду. Сила воздействия его слов  на читателя ни с чем не сравнима. Это право куплено «ценою муки, ценой томительных забот»

Ринг можно закончить чтением  наизусть любимых стихов Лермонтова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».

Повторительно – обобщающий урок  «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...

Литературный ринг

Может использоваться как воспитательный или классный час....

Литературный ринг (7 класс)

внеклассное мероприятие 7 класс...

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

Литературный ринг

Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...