литературный ринг
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Внеклассное познавательное мероприятие с элементами художественного чтения и театрализованного представления в двух раундах . Оно предваряет изучение творчества
М. Ю. Лермонтова в 10 классе. Занятие развивает сообразительность и интерес к изучению творчества писателя, приобщает к самостоятельному прочтению произведений русской классики, расширяет кругозор детей, способствует развитию мышления, речи, эстетического вкуса.
В процессе соревнования на основе игровых моментов участники вспоминают изученное ранее и узнают новое, что стимулирует их позавательную деятельность и способствует более осмысленному постижению произведений М.Ю. Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие с элементами художественного чтения | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухина В Р Литературный ринг, посвящённый творчеству Лермонтова
Цель: предварить изучение творчества М.Ю.Лермонтова в 10 классе, вызвать глубокий интерес к проникновению в художественный мир писателя, актуализировать полученные ранее знания о поэте и писателе, развивать внимание, память, мышление, речь;
воспитывать эстетический вкус, стимулировать познавательную деятельность учащихся.
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.
М.Ю. Лермонтов
Оборудование: портрет писателя, чернильница с пером,
интерьер, стилизованный под гостиную 19 века
для инсценировок.
1 Вступительное слово учителя
Вглядитесь в лицо поэта, в его глубокие загадочные глаза, взгляд которых многие современники не выдерживали. Это один из лучших писателей первой половины 19 века.
? Ребята, а что вы знаете о М. Ю. Лермонтове? Каким вы его представляете как поэта, как человека? / Детям предлагается сказать по три предложения о своеобразии личности, о трудной судьбе писателя, о своеобразии стихов/
? Обратимся к эпиграфу. Прочитайте его выразительно. Как вы эти строки поэта? Какой он?
? Кто помнит строки его стихов? Кто прочтёт их наизусть?
/ Желающие импровизированно читают стихи/
Спасибо за хорошие слова, приятно сознавать, что вы не равнодушны
к произведениям М.Ю. Лермонтова. Нам предстоит на протяжении нескольких уроков глубже изучить его творчество. А сегодня я предлагаю вам соприкоснуться с художественным миром писателя. Итак, начнём наш литературный ринг. Он будет состоять из двух раундов, соревнуются две команды, их игру оценивает жюри.
2 Представление команд и их капитанов.
3 Первый раунд носит название ЗНАТОКИ. Начнём его с разминки. Командам предлагаю строчку стихотворения, прочитанную мной, продолжить чтением наизусть. Кто может это сделать, поднимает руку.
- Ночевала тучка золотая…
- Белеет парус одинокий…
- Скажи-ка, дядя…
- В песчаных степях аравийской земли…
- Прощай, немытая Россия…
- Выхожу один я на дорогу…
- Люблю Отчизну я…
- Отворите мне темницу…
- В минуту жизни трудную….
- Погиб поэт, невольник чести…
/ Участники раунда, продолжившие строки чтением наизусть, получают жетоны/
4 КОНКУРС КАПИТАНОВ состоит из двух заданий
Задание 1: капитанам предлагаются карточки с последними словами лермонтовских строчек. Через несколько минут они должны прочитать отрывки из поэмы. В случае затруднения капитаны могут взять помощь команды.
Слова капитану первой команды: раз, спас;
одинок, листок;
стенах, монах.
Слова капитану второй команды: назад, шумят;
сестры, Куры.
Капитан первой команды прочитывает слова:
Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас.
Зачем? Угрюм и одинок
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах.
Капитан второй команды прочитывает слова:
Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. / Капитаны, правильно прочитавшие слова из поэмы, получают жетоны/
? Что это за поэма? Как она называется?
? Кто прочтёт из неё отрывок? / Ответившие получают жетоны/
Задание 2 шуточное, но тем не менее оно требует и знаний, и внимания. Проверим, как наши капитаны помнят прозу М. Ю. Лермонтова. В случае затруднения капитаны могут взять помощь команды.
Прежде чем начать соревнование, назовите полное имя и отчество Печорина.
* Какое воинское звание было у него?
-поручик
- прапорщик (+)
- штабс- капитан
- юнкер
* Какую книгу читает в ночь накануне дуэли с Грушницким Печорин?
- дуэльный кодекс
- «Шотландские пуритане» Вальтера Скотта (+)
- «Евгений Онегин»
- Сонник Мартына Задеки
* Описывая кавалькаду всадников, Печорин так характеризует их одежду: «Кавалеры в костюмах, составляющих смесь …» Закончите цитату.
- французского с нижегородским (+)
- черкесского с нижегородским
- ананасов с шампанским
- норвежского с испанским
* Какую единственную фразу по-русски способны произнести горцы-погонщики быков из повести «Бэла»:
- Который час?
- Офицер, дай на водку! (+)
- Моя твоя не понимай.
- Наш дом- Россия
* Как звали коня Казбича?
- Заседатель
- Буцефал
- Азамат
- Карагёз (+) / Ответившие получают жетоны/
Молодцы, ребята! Поднимите ваши жетоны .
На этом первый раунд нашего ринга завершён. Пока жюри подводит итоги, посмотрите инсценировку из произведения М.Ю. Лермонтова. Назовите эпизод. /Одна из команд показывает домашнее задание- фрагмент из повести «Княжна Мери» «Прощание Печорина с Мери»/.
Участники ринга называют эпизод, его героев, оценивают, насколько верно переданы артистами характеры героев. /За это задание тоже можно получить жетон/
5 Второй раунд носит название «ДЕТЕКТИВЫ»
Слово учителя: Вам, ребята, на время придётся превратится в сыщиков. У каждого уважающего себя детектива была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. В нашей картотеке хранятся словесные портреты лермонтовских героев.
Задание1 Прослушав их описания, вы должны назвать героя и произведение, в котором он живёт.
/Специально подготовленные ученики зачитывают данные картотеки/
- Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок: одна нога была у него короче другой, как у Байрона, в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнажённые таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. /Доктор Вернер из «Княжны Мери»/
- Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость её стана, особенное, только ей свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос- всё это было для меня обворожительно / Ундина из «Тамани»/
- Славный был малый, смею вас уверить: только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, я при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха. Да-с, с большими странностями, и, должно быть, богатый человек : сколько у него было разных дорогих вещиц! /Печорин глазами Максима Максимыча, повесть «Бела»/
- Сынишка его, мальчик лет пятнадцати, повадился к нам ездить: всякий день, бывало, то за тем, то за другим… А уж какой был головорез, проворный на что хочешь; шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять . Одно в нём было нехорошо: ужасно падок был на деньги… А, бывало, мы его вздумаем дразнить, так глаза кровью и нальются, и сейчас за кинжал./ Брат Бэлы, Азамат, повесть «Бэла»/
- и точно, она была хороша : высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. /Бэла/
Задание 2 Вы должны угадать, кому из персонажей «Героя нашего времени» принадлежат названные предметы
- кабардинская трубочка, обделанная в серебро / Максиму Максимычу/
- изодранный, в заплатах, бешмет, а оружие в серебре/ Казбич/
- толстая солдатская шинель и костыль/ Грушницкий/
- томик Байрона и учебник алгебры /Княжна Мери/
- огромная косматая шапка, архалук, серые рейтузы /Доктор Вернер/
- шкатулка, шапка с серебряной оправой, дагестанский кинжал, украденные «честными контрабандистами» /вещи Печорина/
Второй раунд завершён, пока жюри подводит итоги, другая команда показывает инсценировку .
/Звучит музыка Арама Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». На «сцене » появляется Красавица в маске. Инсценируется отрывок со слов:
Так жарко, отдохнуть я сяду в стороне!
Мой ангел, принеси мороженое мне./
? Ребята, знакомо ли вам это произведение?
? Как зовут героев?
? Кто автор музыки к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»?
Дальше слово предоставляется жюри. Подводятся итоги.
Заключительное слово. Своим творчеством М.Ю.Лермонтов зажёг на литературном небосклоне новую звезду. Сила воздействия его слов на читателя ни с чем не сравнима. Это право куплено «ценою муки, ценой томительных забот»
Ринг можно закончить чтением наизусть любимых стихов Лермонтова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...
Литературный ринг
Может использоваться как воспитательный или классный час....
Литературный ринг (7 класс)
внеклассное мероприятие 7 класс...
Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"
обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...
Литературный ринг
Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный ринг"
Внеклассное мероприятие для 9 класса...
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературный ринг «Страна, которой нет на глобусе».
Данное мероприятие разработано для обучающихся 5-7 классов....