Тезисы для участия в Городских педагогических чтениях "Нравственное воспитание на основе ценностей отечественной и мировой литературы"
статья по литературе по теме
Одно из актуальнейших направлений в воспитании подрастающего поколения - нравственное воспитание. Данная статья носит тезисный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы "Нравственное воспитание на основе ценностей отечественной и мировой литературы"
- В настоящее время нравственные ориентиры общества в целом размыты, подрастающее поколение многие обвиняют в бездуховности. Материальные ценности часто преобладают над духовными, иногда молодежь неверно истолковывает понятия добра, справедливости, толерантности. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) определяет «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание…и развитие высоконравственного, ответственного» гражданина.
- Современное общество активно включилось в процесс, называемый информатизацией. Информационные технологии внедряются во все сферы жизни, в том числе образовательную. Одним из важнейших направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
- Основная образовательная и воспитательная ценность информационных ресурсов в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, доступными и учителю, и ученику. В отличие от обычных средств воспитания информационные технологии позволяют не только «насытить» обучающегося большим количеством теоретической информации, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными видами и источниками информации.
- Как классный руководитель и учитель литературы, приоритетной задачей которой является «воспитание души» подростка, я уделяю большое внимание нравственному воспитанию своих учеников с помощью чтения. Более того, процесс нравственного воспитания должен быть ненавязчивым и интересным, увлекательным для школьников. Стараюсь использовать для достижения цели разнообразные электронные ресурсы, руководствуясь принципом рациональности: от мультимедиа технологий до социальных сетей.
- Современные подростки живут в век новейших технологий, и в век цифровых возможностей книга становится все менее популярной в подростковой среде. Необходимо менять формы и способы взаимодействия с учащимися для того, чтобы пробудить интерес к чтению книг – электронных или бумажных – неважно, потому что книга, безусловно, «воспитывает» душу подростка. Повысить интерес к чтению возможно, используя различные информационно-комуникационные технологии и элементы, способы и формы, актуальные для подростков.
-Использование ИКТ предполагает достаточно высокий уровень общей коммуникативной культуры учителя и учеников. За последние несколько лет я приобрела серьёзный опыт организации информационного взаимодействия: освоила культуру получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования, передачи и интеграции различного рода информации.
- Мультимедийная презентация. Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность. Мультимедийная презентация доносит любую необходимую информацию до учащихся в интересной, современной форме: яркий видеоряд, авторское чтение, «кликабельные» ссылки, наложение звука и видео. У учащихся постепенно проявляется интерес к самостоятельному созданию презентаций Power Point по любимой книге или волнующему их нравственному понятию. Полученные материалы активно используются на уроках литературы и классных часах. В течение нескольких лет совместно с учащимися мы создавали Банк электронных ресурсов по школьному курсу «Литература», включающий в себя презентации о биографиях известнейших авторов русской и зарубежной литературы и их произведениям. Банк постоянно пополняется как моими презентациями, так и презентациями, созданными учащимися.
- Аннотированный электронный каталог современных произведений для подростков. Каталог помимо электронной версии, созданной в Microsoft Word, имеет и бумажный вариант, постоянно пополняется. Созданный совместно с ученицей каталог был представлен на городской НПК в 2017 году в социокультурной секции (результат - 1 место, а на Областной НПК девочка заняла достойное 4 место). Каталог содержит 17 произведений отечественной и зарубежной современной литературы, представляющих собой высокую эстетическую ценность, с аннотациями и отзывами учеников. В каталоге 2 раздела (отечественная литература и зарубежная литература), все произведения классифицированы по жанрам. Данный каталог по запросу И.В. Усовой (городского методиста ЦДО) был распространен в городском педагогическом сообществе.
- Буктрейлер. Небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема «сначала книга, потом кино» начинает работу в обратном направлении». Буктрейлеры создаются совместно с учащимися в программе Wondershare Filmora, потому что ее возможности позволили максимальным образом воплотить задуманные идеи. Результат представления буктрейлеров на уроках литературы свидетельствует о том, что видеоконтент побеждает другие средства подачи информации. Вновь создаваемые буктрейлеры пополняют коллекцию в Банке электронных ресурсов.
- Социальные сети. То, что подростки несколько часов в день проводят в социальных сетях, стало фактом. Моя задача как учителя и классного руководителя сделать так, чтобы и в социальных сетях подростки могли почерпнуть информацию, способствующую их нравственному развитию. В одной из популярных в подростковой среде социальной сети мной создана группа 9 А класса, в которой состоят все учащиеся моего класса. На стене данной группы я размещаю информационные посты по нравственной тематике и анонсы книг, влияющих на становление нравственности подростков. В статистике просмотров я могу отслеживать «популярность» записей, по «лайкам» понимаю, какая информация была наиболее актуальной, а комментарии ребят дают возможность обсудить и проанализировать интересные и волнующие их моменты (интерактивность).
- Прививая современным школьникам интерес к чению (неважно: чтение бумажной книги или электронной) учитель воспитывает ученика, ведь чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, которое обогащает подростка в моральном плане, дает ему бесценный жизненный опыт.
-Мониторинг результатов нравственного воспитания необходим, чтобы понимать, как в дальнейшем планировать деятельность по нравственному воспитанию и оценить рациональность выбранных методов и приемов. Использую для мониторинга программно-диагностический инструментарий СОНАТА-ДО. Это программа для организации мониторинговых исследований в образовательных учреждениях: сборки, хранения, обработки, систематизации и анализа данных об уровне развития универсальных учебных действий, обучающихся и оценки предметных, метапредметных и личностных результатов. Программа установлена на рабочем компьютере, она содержит структурированный диагностический материал, позволяющий оценить состояние и динамику развития УУД учащихся. Предложены только общепринятые в психолого-педагогической практике критерии оценки. Инструмент также позволяет разрабатывать и использовать собственные методики диагностирования любых показателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственое воспитание как основа становления личности
Из отыта работы классного руководителя....
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»
выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности....
Тезисы "Нравственное воспитание на основе ценностей отечественной и мировой культуры в аспекте информатизации образования"
Данный материал был подготовлен для выступления в рамках ежегодных Городских педагогических чтений.Современные подростки живут в век новейших технологий, и в век цифровых возможностей книга стан...
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
Проект "Тема добра и зла в отечественной и мировой литературе"
Данный проект позволить обобщить содержание произведений, раскрывающих тему добра и зла....
Методическая разработка для учащихся 5-7 классов "Тема добра и зла в отечественной и мировой литературе"
Викторина и анкетирование учащихся позволят организовать духовно-нравственное воспитание учащихся....
- Мне нравится (1)