Духовно-нравственое воспитание как основа становления личности
статья по теме

Из отыта работы классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности.


Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, “мастерскими людей”.

Ян Амос Коменский

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Но, к сожалению, в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие  четких положительных жизненных ориентиров для молодежи, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад  культурно - досуговой  работы с детьми.

А перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.  Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Он считал, что «основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Поэтому, в настоящее время перед начальной школой стоят проблемы не только «науконаучения», но и развития духовной, эмоциональной сфер жизни ребенка, оказании ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения.  Начинать освоение этого пути следует с младшего школьного возраста через осмысление категорий «доброта», «любовь», «милосердие», «отзывчивость», «дружба», «терпение», «сострадание».

Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание. Дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относиться  к предкам, к той земле, на которой живут; ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями. Таких детей никогда не назовут «Иванами, не помнящими родства своего». Эти дети – в свою очередь – воспитают поколение настоящих патриотов.

Главное место в становлении и развитии духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения занимает семья.

Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной педагогике применяются различные методики диагностики, которые позволяют получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент.  Это анкеты, тесты, выбор ситуаций поведения, рисунки и пр.

Анкета «Нравственные понятия» - позволяет узнать, на сколько сформировано  представления учащегося о понятии, как он понимает значения предложенного слова (на доступном для его возраста уровне).

Анкета «Нравственные понятия». Первый раз я ее провела в конце второго класса. Хороший результат не ожидала, т. к. большинство ребят из класса воспитываются в неблагополучных, неполных, малообеспеченных семьях, а также имеются дети-сироты, которые в данный момент проживают в приемных и опекаемых семьях с хорошими условиями и благоприятным микроклиматом, но ранее проживавшие в очень сложных социальных условиях, и до сих пор помнящие о трудном детстве.

Результаты анкеты показали, что:  

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь – 58 %;

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные – 37 %;

3) И только 5 % понимают значение слов, на доступном того возраста уровне.

Опираясь на полученные результаты, пришла к выводу, что просто проводить классные часы и беседы о нравственности малоэффективно. Необходимо создать целостную программу, направленную на воспитание духовно - нравственных качеств младших школьников. Так, в 3 классе (в 2008 году) я приступила к разработке программы «Колокольчики Добра».

Программа нацелена воспитывать  духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско–патриотического и духовно нравственного воспитания.  Отсюда цели и задачи для ее решения.

(Основной целью программы: создание условий, способствующих формированию нравственных качеств воспитанников: доброту, гуманность, любовь к родному краю, способность помогать близким и нуждающимся в помощи.)

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в программе реализуется путем проведения следующих форм, способов: теоретические, для обучения и формирования духовно-нравственных понятий у ребят; практические, для закрепления полученных знаний; и диагностические, что бы в процессе реализации программы дать оценку качества духовно-нравственного воспитания учащихся, что позволяет повысить его эффективность, или вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты.

Программа «Колокольчики добра» реализуется по трем направлениям:

 «Я – человек»

«Я и мой родной край»

«Я и моя семья»

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Остановлюсь поподробнее на описании наиболее интересных форм и способых реализации программы из направления «Я и мой родной край».

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край где он родился и вырос, природу, которая его окружает, привить любовь к декоративно - прикладному искусству и народному творчеству, познакомить с культурными традициями своего народа. Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев писал: «… Каждый город, каждое село должно иметь свои воспоминания, свои памятники. В противном случае мы разрушим их действие, и они уже не будут столь дороги нашему сердцу».

В направлении «Я и мой родной край» мы совершаем экскурсии по памятным местам нашего края; организовываем  встречи с ветеранами, собираем материалы об их жизни, изучаем его. Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов.      

Сотрудничество с библиотекой так же способствует воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Дети с большим удовольствием участвуют в проведении русских-народных и православных праздников. Им интересно, чем занимались люди в те стародавние времена, что они ели и во что одевались, как проводили свободное время.

Так, мы с ребятами готовили русско-народный праздник «Капустник». Дети в русских народных костюмах обыгрывали один день празднования «Капустника», теперь они знают, что раньше один раз в году девушки собирались в избе и квасили капусту, а юноши развлекали их песнями и танцами.

В нашем районе (как и по всей стране) восстанавливают и открывают Храмы. В жизнь наших школ входит православное воспитание, а это залог того, что в нашей стране будут вырастать настоящие граждане и патриоты, достойные памяти своих предков.

Выполнение программы позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей о нормах поведения в обществе. Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными параметрами.

Не могу говорить о больших сдвигах и изменениях в личности учеников за сравнительно небольшой период времени, в течение которого проводилась работа. Ведь нравственное воспитание не дает сиюминутного результата, так как это очень сложный, многоэтапный и многофакторный процесс, результаты которого проявляются не сразу, а с течением времени.

Могу лишь говорить, что в детском коллективе, благодаря организованным занятиям по развитию духовно-нравственного потенциала школьников, постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций.

Диагностика отношения к жизненным ценностям показа,  что

Высокий уровень – 6 человек – 37 %

Средний уровень – 7 человек – 44 %

Ниже среднего уровня – 3 человека – 19 %

Низкий уровень – 0 человек

Т.о., я пришла к выводу, реализуя программу духовно-нравственного воспитания, каждый классный руководитель должен систематизировать работу, работать в системе от простого к сложному, тщательно продумывая пути достижения четко поставленных целей, ориентируясь на результаты проведенных диагностик, корректируя программы по мере необходимости, используя разнообразные формы и методы работы с детьми.

Заключение.


Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Возраст, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

 Необходимо помнить о том, что наши ученики нуждаются в педагогической помощи. Занятия на нравственно-духовную тематику помогают детям овладеть навыками управления своими эмоциями, развивают у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

 Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»

Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисци...

Статья "Духовно - нравственное воспитание - основа становления личности школьника".

Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на общественные идеалы, на опыт народа и осуществлялось всем миром, всеми социальными институтами, базировалось на принятой нормати...