Урок литературы. 9 класс. М.Ю.Лермонтов - певец родины и свободы
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Чуткина Наталия Евгеньевна

Цели урока:

прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободневность содержания произведений Лермонтова.

развивать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у школьника не только знания, а появился духовный опыт; развить эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

воспитывать у ребят чувства бережного отношения к лирике, воспитывать интерес к стихотворениям поэта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс. 

Тема урока: «Михаил Юрьевич Лермонтов – певец родины и свободы» 

Цели урока:

прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободневность содержания произведений Лермонтова.

развивать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у школьника не только знания, а появился духовный опыт; развить эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

воспитывать у ребят чувства бережного отношения к лирике, воспитывать интерес к стихотворениям поэта.

Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова; выставка книг поэта; иллюстрированный материал по теме урока; романс «Парус» (грамзапись), мультимедиа проектор, мультимедийная презентация.

 

Ход урока

- Перевернуты страницы произведений нашего национального гения А.С.Пушкина и впереди у нас встреча с другим автором, яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю.Лермонтовым. В.Г.Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника». М.Ю.Лермонтов был поразительным человеком. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий. Вы уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и его поэзии услышите впервые.

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

- Перед нами один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта.

 Вы видите лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, П.Е. Заболотского, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова и других.

- «Итак, в Лермонтове готовился тот, кто должен был, по словам Николая I, заменить Пушкина, великий живописец русского быта, по убеждению Гоголя, истинный печальник народа, по мнению Достоевского, и в ком была сломлена, по словам В. Розанова, самая крона русской литературы, а не ее боковые сучья, ибо и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и Некрасов, но все-таки по отношению к Лермонтову, как и к Пушкину, пусть могучие, все-таки боковые сучья. А еще тот, кто уже прорывался в космос и умел сурово и благодатно говорить с Богом». Н. Скатов.

Запишем тему сегодняшнего урока: «М.Ю. Лермонтов – певец родины и свободы».
Эпиграфы: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». (М.Ю. Лермонтов)

- Как сложилась судьба М.Ю.Лермонтова? Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражениях и петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть… Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем

- Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум.

- Самые яркие, лучшие, печальные и радостные впечатления – это детские.
Послушайте стихотворение «Ангел», написанное в 1831 году, в котором передается воспоминание о песне матери, услышанной в 3-х летнем возрасте. Он помнил, что плакал от нее, и был уверен, что «если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие».

- Известный поэт XX века Д.Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному».
- Тема свободы звучит в стихотворениях «Тучи» и «Парус».

(Звучит запись романса «Парус»).

Буря под парусом ему предпочтительнее.

 

- Одной из главных тем лирики Лермонтова является тема Родины. Вспомните «Бородино», «Над Москвой великой златоглавой», «Люблю Отчизну я…» Любимый город у Лермонтова – Москва. (Чтение стихотворения «Москва»).

- В стихотворении «Родина» зримый образ России, ее ширь, раздолье. Судьба поэта, его «проселочный путь» в стихе как сопричастность к судьбам Родины, с ее неброской, а между тем величественной красотой. (Ученик читает стихотворение).

- Но пришлось расстаться с Россией. Поэт едет в вынужденную ссылку на Кавказ. Появляется его стихотворение «Прощай, немытая Россия». Скорбь и боль России: отповедь прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание. «Прощай, немытая Россия» - это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств, страстность отповеди. «Родина» же – стихотворение-размышление. - Еще одно из любимых мест поэта – Кавказ. «Люблю я Кавказ», - говорил Лермонтов.

(Чтение стихотворения «Кавказ» учащимся).

 

 - «Тревоги дикие войны». Есть один Кавказ. (Чтение «Казачьей колыбельной).

- Как вы встретили «Колыбельную»? Что особенно изумило в ней? Какие строки остались в памяти?

- Да, о «злом чеченце», что точит свой кинжал. Эта тема обрывается, но остается тревога матери-казачки за судьбу сына, хоть и богатыря, казака, сильного духом! И образок святой, и благословение. А разве сейчас не отправляют на войну своих сыновей матери, не благословив их? Ведь совсем недавно закончилась война в Чечне, и многие семьи потеряли там своих сыновей. «Стихотворение необычно просто: молодая казачка-мать, ее младенец, колыбельная песня, отец младенца… Но через изображение простых людей Лермонтов выявил нечто особенное: представление миллионов людей разных поколений о жизни истинной, основанной на нравственном долге, любви к Богу и Отчизне. Такова глубинная суть лермонтовского шедевра». (И.П.Щеблыкин).

- Есть Кавказ в стихотворении «Валерик». Это картина войны. Кавказской войны. Здесь жанр письма, редчайший в поэзии. Кажется, что оно написано ради вас. Валерик – это речка смерти. Совсем недавно мы сидели у экранов телевизоров и ждали новостей о военных событиях на Кавказе. Плакали родители, братья, сестры и просто чужие люди, когда видели бои, убитых и раненых мальчишек. Вся страна ждала возвращения из плена русских солдат. Особенно трагичны были сюжеты пыток и издевательств над русскими молодыми ребятами. Вот поэтому война на Кавказе, описанная Лермонтовым, отзывается болью и сейчас у всех нас. - О, если бы Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Если бы поэт знал, как оборвется его жизнь! И все-таки у него было предчувствие дуэли и смерти. В стихотворении «Сон» поэт с большой долей точности предугадал свою гибель.
Поэт XX века В. Соловьев писал: «Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный через голову многих поколений переданный ему гений». (Ученик читает стихотворение «Сон»).

- 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю.Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет.  

Лермонтова похоронили на Кавказе.

В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта.

Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю.Лермонтова.  

В Москве есть памятник поэту.

Итоги урока:

- Да, ему было неполных 27 лет. И все, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины. Это и в стихах, непосредственно написанных о родине, и в тех, где прямо не говорится ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни… Посмотрите еще раз на эпиграфы к нашему уроку.
- Исследователь творчества Лермонтова И. Андронников писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова Ю.В. Лебедев написал статью «Звезды и небо! – а я человек!», в которой дал свое видение творчества поэта и его личности. В частности он подчеркнул: «Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы огромно. В своей лирике он открыл простор для самоанализа, самоуглубления, для диалектики души. Этими открытиями воспользуется потом русская поэзия и проза. Именно Лермонтов решил проблему «поэзии мысли». В своей лирике он открыл путь к прямому, личностно окрашенному слову и мысли, поставив это слово и мысль в конкретную жизненную ситуацию и в прямую зависимость от духовного и душевного состояния поэта в каждую данную минуту…» О прекрасном поэте хочется закончить также поэтическими строками:

Он был рожден для счастья, для надежд

И вдохновений мирных! –

Но безумный

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И мир не пощадил – и Бог не спас!

Но до конца среди волнений трудных,

В толпе людской и средь пустынь безлюдных

В нем тихий пламень чувства не угас…

 Рефлексия.

Домашнее задание.

1. Готовить материал к сочинению «Мой Лермонтов».

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению поэта.

3. Прочитать стихотворения «Сосед», «Узник», «Желание» и подумать, как в них показана тема неволи человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов – певец родины и свободы Учитель русского языка и литературы Чуткина Наталия Евгеньевна

Слайд 2

«Мы узнаем в Лермонтове поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова». (В.Г.Белинский)

Слайд 3

«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, нешироких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал каждый». И.С.Тургенев

Слайд 5

«История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». (М.Ю. Лермонтов) И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет?» (А.С. Пушкин)

Слайд 6

Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум.

Слайд 14

Место первоначального погребения Лермонтова в Пятигорском некрополе

Слайд 15

Памятник М.Ю.Лермонтову на месте дуэли Место дуэли. Гора Машук

Слайд 16

Памятник в Пятигорске

Слайд 17

Е.Арсеньева, бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю. Лермонтова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме «С чего начинается Родина?»

Урок разработан в целях воспитания чувства патриотизма, долга перед Родиной, воспитания нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Разработка может быть использована  в работе с с...

Конспект урока 6 класс. М.Ю.Лермонтов «Тучи»

Формирование УУД на уроках литературы...

ПРезентация по литературе "Лермонтов -певец свободы"

ПРезентация представляет собой описание основных фактов биографии поэта М.Ю.Лермонтова. Для использования в 7 классе на уроках литературы....

Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".

Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические...

Конспект к уроку литературы в 8 классе "Михаил Юрьевич Лермонтов - певец свободы. Лермонтовский Кавказ".

В 8 классе на творчество М.Ю.Лермонтова я отвожу 4 часа. Данный урок является первым в этой серии. В течение урока решаются следующие задачи: познакомиться с фактами биографии поэта, вспомнить уже изу...

Презентация к уроку литературы.Тема: М.Ю.Лермонтов "Бородино". "Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова"

Данная презентация предназначена  для проведения урока литературы в 5 классе по теме: М.Ю. Лермонтов "Бородино".Использованы репродукции картин о Кавказе,написанных самим Лермонтовым М.Ю., ...

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...