Защита проектов "Мы помним!"
план-конспект по литературе на тему

Юрьева Светлана Викторовна

Защита проектов, посвящённых поэзии периода  Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_proektov_9_maya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Защита проектов «Мы помним...»

 6 класс

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Это защита ваших проектов, которые вы готовили. На уроке присутствуют ваши родители.

      II . Открытие темы

Учащиеся смотрят ролик, посвященный событиям Великой  Отечественной войны. (учащиеся предлагают варианты темы урока)

  1. Формулировка  темы, целей урока учащимися

Учитель: Ребята, какие ассоциации у вас вызывает цифра 9 (на доске)?

(Приклеивают цветочки со словами-ассоциациями)

Слово учителя: Отгремели далёкие 40-е, но мы до сих пор помним о тех трагических событиях, которые заставили сплотиться весь народ, все поколения против общего врага – фашизма. Враг заставил встать плечо к плечу на защиту своей страны и близких. Не остались в стороне от трагедии и писатели, и композиторы, и художники – все люди искусства, как могли, выражали свою общую признательности и солидарность общей боли и общему делу.

  Сегодня у нас защита проектов, посвящённых ВОВ. К данной защите ребята готовились две недели.

Страница 1. Презентации.

Страница 2. Рисунки ко Дню Победы.

Рассматриваем рисунки на доске. Общим голосованием выбираются лучшие работы.

Страница 3.  Поэзия о войне.

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Поэтому нам необходимо показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.  Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли,  чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. Поэты прославляли  ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». 941  поэт и писатель ушли на фронт и  417  не вернулись назад.
Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесёт война, в их стихах – мотив жертвенности.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». К. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. Всё, что он опубликовал в годы войны, позже вошло в его книги: «От Черного до Баренцева моря», «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии». В военные годы Константин Симонов пишет пьесы «Жди меня», «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи». Выходят два его сборника стихов «С тобой и без тебя» и «Война». О войне он знал не с чьих-то рассказов – он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. В послевоенные годы появляется его трилогия «Живые и мёртвые»,  которая повествует о героических событиях войны. Перед смертью в 1979 г. К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые годы войны, и прах его был развеян на поле неподалёку от Бобруйска.

Учащиеся читают стихи. Чтению даётся оценка слушателями.

Страница 4. Песни о войне.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Стихи многих известных поэтов, таких, как  М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, Лебедев-Кумач и другие, были положены на музыку и стали популярными песнями, которые мы все хорошо знаем: «Катюша», «В землянке», «Священная война» и многие другие.24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»

Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

«Не смеют крылья черные
Над Родиной летать…»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню. Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз.

Звучит фрагмент песни.

Учащиеся исполняют песни.

Записи в тетрадях.

Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией.

Трудно представить себе более органичный сплав, передававший в годы войны всеобщее чувство: желание сберечь родную землю. Это чувство, понятное и близкое каждому, точнее всего выражает песня.

 III. Итог уроков.

– В чем же, по-вашему, особенность поэзии военных лет?

Домашнее задание (по выбору).

Выучите наизусть и проанализируйте стихотворение военного времени или подготовьте рассказ о поэте – участнике войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные средства защиты. Средства защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты

В доступной форме изложен материал по индивидуальным средствам защиты органов дыхания, кожи и медицинским СЗ....

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Тест "Защита от несанкционированного доступа к информации. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ".

Тест составлен по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ" базовый уровень для 11 класса По параграфам: §1.4 Защита от несанкционированного доступа к информации. §1.5 Физическая защита данных на ди...

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Защита проекта «И помнит мир спасенный» Дети Блокады .

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....