Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе на тему
Рабочая программа по литературе в 10-11кл. (ФКГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_10-11.docx | 121.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Удрякбаш
муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Программа рассмотрена на заседании Утверждаю
школьного методического объединения Директор школы:________
Протокол №___от «____» _________2018г. Р.М.Тухватуллина
Руководитель ________ ( _____________ ) «______»___________2018г.
Рабочая программа
по предмету
«Литература»
уровень основного общего образования
Составитель рабочей программы:
Ишбулатова Зульфия Самигулловна
- Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе для среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (базовый уровень), утверждённого приказом Минобразования РФ 5 марта 2004 года №1089, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1578, на основе Примерной программы по литературе для 10-11 классов.
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплект, ориентированный на базовый уровень изучения литературы и содержащий необходимый материал по всем разделам Примерной программы:
- Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2017;
- Журавлев В.П. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2017
Учебный план отводит на изучение предмета следующее количество часов:
- 10 класс - 102 часа (3 недельных часа);
- 11 класс - 102 часа (3 недельных часа)
II.Содержание учебного предмета «Литература» 10 класс
Введение 2 ч.
Русская история и русская литература XIXв. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIXв. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в. русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в., их развитие и взаимодействие.
Русская литература первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы. Теория. Реализм и его становление.
А. С. Пушкин (6 ч.)
«Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило...», «Свободы деятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), | «Вновь я посетил...», «Пора, мой друг, пора!..», «Из Пиндемонти».
Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиxa. Художественные открытия Пушкина.«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.Теория. Народность литературы.
М. Ю. Лермонтов (4 ч.)«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон»(«В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», «И скучно и грустно...», «Нищий», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.Теория. Реалистическое и романтическое начала в лирике Лермонтова.
Н.В. Гоголь (5 ч.) «Невский проспект». Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.Теория. Образ автора произведении.
Русская литература второй половины XIX века Русская литература второй половины XIX в. русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство; Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л. Н. Толстого и Ф.М.Достоевского. Формирование русского национального театра.
А. Н. Островский(12ч)
«Гроза», «Бесприданница» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь итворчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть; свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Рольрелигиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния.Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая, история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской; сцене. Современные постановки пьес Островского.Критика. Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»;А.А. Григорьев.«После «Грозы» Островского. Письма к И. С. Тургеневу».
И.А. Гончаров (5 ч.)«Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар, Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика.Критика. Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»; Д. И. Писарев.«Обломов»; В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова». ,.;Теория. Нарицательные образы — герои художественных произведений.
И. С. Тургенев (8ч.)
«Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.Критика.М. А. Антонович. «Асмодей нашего времени»;Д. И. Писарев.«Базаров»; Н. Н. Страхов. «Отцы и дети» И. С. Тургенева»Теория. Философские позиции - автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.
H. Г. Чернышевский (2ч.)«Что делать»? (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60—70-х гг. XIX в.Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.
Н А. Некрасов (10 ч.)
«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии ей...»,«Поэт и гражданин», «Рыцарь », «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны,.», «Зине», «О Муза! я у двери гроба.»,, «Умру я скоро...». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение,"«вечных тем» в поэзии Некрасова.
«Кому на Руси жить хорошо».История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Ф. И. Тютчев(3 ч.)«Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «УмомРоссию не понять.,.»,«О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать,., «К. Б.» («Я встретил вас-—;.,и все былое.;.»), «Эти бедные селенья...», «Последняя любовь» «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.
А.А. Фет (4ч)
«Поэтам», «Это утро, радость эта...»,«Шепот, робкое; дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», «Еще весныдушистой нега..»,«Заря прощается с землею...»,«Облаком волнистым...»,«На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по! отношению к красоте» (А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Теория. Теория «чистого искусства».
Н.С.Лесков (2 ч)«Тупейный художник», «Очарованный странник» (по выбору учителя и учащихся). Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество.
Те М. Е. Салтыков-Щедрин(3 ч.)
«История одного города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного ropода» — сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм- Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бeсправие народа. Смысл финала «Истории......». Своеобразие приемов сатирического, изображения в произведениях]Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония., гипербола).
Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск),
А.К.Толстой(2 ч.)
«Двух станов не боец, а только гость случайный...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения».Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в его произведениях. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А. К. Толстого.Теория. Влияние фольклора на лирику XIX в.
Л.Н.Толстой (16 ч.)
«Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение). «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности, их человеческие и полководческие качества. Смысл резкого противопоставления этих героев. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. — отечественная война. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. «Дубина народной войны» — партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Лев Толстой — писатель-классик и самобытный философ. Интерес к Толстому в современном мире.Теория литературы. Углубление понятие о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Ф.М. Достоевкий (10 ч.)
«Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в eгo произведениях. «Преступление и наказание». Дедуктивный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автоpa. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.
«Идиот». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Христианский идеал человека в романе. Столкновение христианского смирения со всеобщей Жестокостью. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XXв. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Полифонизм литературного произведения.
А. П. Чехов (6 ч.) «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь», «Палата № 6», «Дама с собачкой». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы зрелого Чехова. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека». Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта.
«Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический Смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Подтекст (начальные представления).
Итоговая контрольная работа. Что читать летом?
Содержание учебного предмета «Литература» 11 класс
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в
прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы
(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литературный процесс 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции; Тэффи «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литературный процесс 30-х годов XX века
(Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы
А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов.
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».
Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50-90-х годов
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и сквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Авторская песня.
Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Литература конца XX - начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
III.Тематическое планирование 10 класс
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов на изучение материала | Контроль знаний | ||
сочинение | Тест | Исследовательская работа | |||
1 | Введение | 1 | |||
2 | Литература начала 20 века | 12 | 5 | ||
3 | Серебряный век русской поэзии | 18 | 1 | ||
4 | Литературный процесс 20-х годов | 6 | 1 | ||
5 | Литературный процесс 30-х годов | 24 | 2 | 2 | 2 |
6 | Литература периода Великой Отечественной войны | 1 | 1 | ||
7 | Литература 50-90-х годов | 18 | 1 | ||
8 | Авторская песня | 3 | |||
9 | Обзор литературы последнего десятилетия | 1 | |||
Всего: | 84 | 8 | 4 | 3 |
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
V. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения
1.Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.
3.Русский язык и литература. Литература.11 класс. Учеб. для для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч.-под ред. В.П.Журавлева М.: Просвещение, 2017.
4. Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
5. Лебедев Ю. В., Романова А. Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.
6 Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение.
6. Компьютер.
7.Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов 19 века.
8.Презентации по творчеству русских писателей и поэтов 19 века.
Календарно-тематическое планирование (10 кл.)
№ п/п | Планируемые сроки | Тема урока | Примечание | |||
1-2 | 01.09 03.09 | Введение. Своеобразие, роль и мировое значение русской литературы. Особенности литературного процесса первой половины XIX века. | ||||
Литература первой половины XIX века. А.С.Пушкин-6 ч | ||||||
3 | 06.09 | Основные этапы творческой эволюцииА. Пушкина. Тема свободы и власти в лирике поэта. Ода «Вольность». | ||||
4 | 08.09 | Лирика А. Пушкина южного и михайловского периодов. Стихотворение «К морю». | ||||
5 | 10.09 | Жребий русского поэта. Тема поэта и поэзии в стихотворениях А. Пушкина «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». | ||||
6 | 13.09 | Столкновение личности с ходом истории в поэме А. Пушкина «Медный всадник». | ||||
7 | 15.09 | Образы Петра І и Евгения в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Жанр произведения. | ||||
8 | 17.09 | Р.Р. Сочинение по творчеству А. Пушкина. | ||||
М.Ю.Лермонтов-4ч | ||||||
9 | 20.09 | Особенности поэтического мира М. Лермонтова. | ||||
10 | 22.09 | Тема назначения поэта в лирике М. Лермонтова. Стихотворения «Пророк» и «Поэт». | ||||
11 | 24.09 | Интимная лирика М. Лермонтова. Два лика любви в стихотворениях «К*» («Я не унижусь пред тобою…») и «Молитва». | ||||
12 | 27.09 | Нравственно философская проблематика поэмы М. Лермонтова «Демон». | ||||
Н.В.Гоголь -5ч | ||||||
13 | 29.09 | Художественный мир Н. Гоголя. | ||||
14 | 01.10 | Призрачная жизнь в петербургских декорациях. Повесть Н. Гоголя «Невский проспект». | ||||
15 | 04.10 | Проблематика и художественное своеобразие повести Н. Гоголя «Нос». | ||||
16 | 06.10 | Р.р. Классное сочинение по творчеству Н. Гоголя | ||||
17 | 08.10 | Контрольная работа по теме «Из литературы первой половины XIX века». | ||||
Вторая половина XIX века. А. Островский -11 ч . | ||||||
18 | 13.10 | Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Литература и журналистика 60–90-х гг. XIX века. | ||||
19 | 15.10 | Жизненный и творческий путь А. Островского. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтёмся!». | ||||
20 | 18.10 | Мир города Калинова в драме А. Островского «Гроза». | ||||
21 | 20.10 | Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния в драме А. Островского «Гроза». | ||||
22 | 22.10 | Трагедия Катерины в драме А. Островского «Гроза». | ||||
23 | 25.10 | Образ Катерины в критике. | ||||
24 | 27.10 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме А. Островского «Гроза». | ||||
25 | 08.11 | Жанровое своеобразие пьесы А. Островского «Гроза». | ||||
26 | 10.11 | Р.Р Сочинение по пьесе А. Островского «Гроза». | ||||
27 | 12.11 | Вн. чт. Идейно-художественное своеобразие комедии А. Островского «Лес». | ||||
28 | 15.11 | Контрольная работа за первую четверть. | ||||
И.А.Гончаров-6 ч | ||||||
29 | 17.11 | Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа И.А.Гончарова «Обломов». | ||||
30 | 19.11 | Образ главного героя романа «Обломов». | ||||
31 | 22.11 | Истоки и суть обломовщины в романе И. Гончарова «Обломов». | ||||
32 | 24.11 | Женские образы в романе И. Гончарова «Обломов».Тема любви в произведении. | ||||
33 | 26.11 | Два вектора русской жизни в романе И. Гончарова «Обломов».Обломов и Штольц. | ||||
34 | 29.11 | Р.р.Сочинение. Рецензия на х/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». | ||||
И.С.Тургенев-8ч | ||||||
35 | 01.12 | Жизненный и творческий путь И. Тургенева. Антикрепостническая направленности цикла «Записки охотника». | ||||
36 | 03.12 | История создания романа И. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений в произведении. | ||||
37 | 06.12 | Поколение «детей» в романе И. Тургенева «Отцы и дети». | ||||
38 | 08.12 | Поколение «отцов» в романе И. Тургенева «Отцы и дети». Идеологические споры «отцов» и «детей». | ||||
39 | 10.12 | Дружба и любовь в жизни героев романа И. Тургенева «Отцы и дети». | ||||
40 | 12.12 | Споры вокруг романа И. Тургенева «Отцы и дети». | ||||
41 | 15.12 | Р.Р Сочинение по роману И. Тургенева «Отцы и дети». | ||||
42 | 15.12 | Вн.чт. Стихотворения в прозе И. Тургенева. | ||||
Н.Чернышевский -2 ч | ||||||
43 | 17.12 | Проповедь теории «разумного эгоизма» в романе Н. Чернышевского «Что делать?» | ||||
44 | 20.12 | Образы новых людей в романе Н.Чернышевского «Что делать?» | ||||
А.Н.Некрасов -10 ч | ||||||
45 | 22.12 | Жизнь и творчество Н. Некрасова. Некрасов в воспоминаниях современников. | ||||
46 | 24.12 | Народные характеры и типы в лирике Н. Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Огородник», «Тройка». | ||||
47 | 27.12 | Тема «писатель и общество» в лирике Н. Некрасова. Стихотворения «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова». | ||||
48 | 29.12 | История создания поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика, композиция произведения. | ||||
49 | 31.12 | Многообразие крестьянских типов в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | ||||
50 | 14.01 | Женские образы поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | ||||
51 | 17.01 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | ||||
52 | 19.01 | Фольклорные мотивы и образы в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэтика произведения. | ||||
53 | 21.01 | Р.Р Сочинение по творчеству Н. Некрасова. | ||||
54 | 24.01 | Вн. Чт. «Три пророка» | ||||
Ф.И.Тютчев-3 ч | ||||||
55 | 26.01 | Мир природы в лирике Ф. Тютчева. Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились». | ||||
56 | 28.01 | Философская лирикаФ. Тютчева. Проблематика стихотворений «Певучесть есть в морских волнах…», «Silentium!». | ||||
57 | 31.01 | Интимная лирика Ф. Тютчева. Стихотворения «О, как убийственно мы любим…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», «Я встретил вас — и всё былое…». | ||||
А.А.Фет- 4 ч | ||||||
58 | 02.02 | Жизнь и творчество А. Фета. | ||||
59 | 04.02 | Природа и человек в лирике А. Фета. Стихотворения «Заря прощается с землёю…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». | ||||
60 | 07.02 | Тема любви в лирике А. Фета. Стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Я пришёл к тебе с приветом…». | ||||
61 | 09.02 | Р.Р Сочинение по лирике Ф. Тютчева и А. Фета. | ||||
Н.С. Лесков- 2 ч | ||||||
62 | 11.02 | Н.С. Лесков. Личность и судьба писателя. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина. | ||||
63 | 14.02 | Поэтика названия повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Древнерусские традиции в повести. | ||||
М. Е.Салтыкова-Щедрин-3ч | ||||||
64 | 16.02 | Очерк жизни и творчества М. Салтыкова-Щедрина. | ||||
65 | 18.02 | Сказки М. Салтыкова-Щедрина — беспощадная сатира на барство. Философская сказка М. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Политический подтекст сказки. Гипербола и ирония в произведении | ||||
66 | 21.02 | Мир социальных отношений в сказке М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве». | ||||
А. К.Толстой - 2ч | ||||||
67 | 25.02 | Жизнь и творчество А. Толстого. Интимная лирика поэта. Стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», Не вер мне, друг, когда, в избытке горя…». | ||||
68 | 28.02 | Мир природы в лирике А. Толстого. Стихотворения «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Крымские очерки». | ||||
Л.Н.Толстой-16 ч | ||||||
69 | 02.03 | Жизненный и творческий путь Л. Толстого. | ||||
70 | 04.03 | Авторский замысел и история создания и романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир». Жанровое своеобразие произведения. Понятие о романе-эпопее | ||||
71 | 07.03 | Высшее светское общество в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир». | ||||
72 | 09.03 | «Мысль семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир». | ||||
73 | 11.03 | Война 1805 г. на страницах романа Л. Толстого «Война и мир».Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. | ||||
74 | 14.03 | Жизненный путь героя романа Л. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского. | ||||
75 | 16.03 | Духовные искания героя романа Л. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова. | ||||
76-77 | 18.03 21.03 | Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир». | ||||
78 | 23.03 | Бородинское сражение — кульминация романа Л. Толстого «Война и мир». | ||||
79 | 01.04 | Проблема личности в истории. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Толстого «Война и мир». | ||||
80 | 04.04 | Последний период войны и её воздействие на героев. «Мысль народная» в романе Л. Толстого «Война и мир». | ||||
81 | 06.04 | Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера. | ||||
82 | 08.04 | Принципы изображения действительности в романе Л. Толстого «Война и мир». Смысл заглавия произведения. | ||||
83 | 11.04 | Р.Р Сочинение по роману-эпопее Л. Толстого «Война и мир». | ||||
84 | 13.04 | Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | ||||
Ф.М.Достоевский-10 ч | ||||||
85 | 15.04 | Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. | ||||
86 | 18.04 | Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Авторский замысел романа, его тема, проблематика. | ||||
87 | 20.04 | Петербург Ф.М. Достоевского. | ||||
88 | 22.04 | Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». | ||||
89 | 25.04 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». | ||||
90 | 27.04 | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. Образы Лужина и Свидригайлова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». | ||||
91 | 29.04 | Преступление и наказание Раскольникова. | ||||
92 | 02.05 | «Правда» Сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. | ||||
93 | 04.04 | Смысл эпилога романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Новаторство писателя в изображении человека. Символика фамилий героев. | ||||
94 | 06.05 | Р.Р. Сочинение по роману Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание». | ||||
А.П.Чехов -6 ч | ||||||
95 | 11.05 | Жизнь и творчество А. Чехова. | ||||
96 | 13.05 | Рассказ А. Чехова «Ионыч». Крушение доктора Старцева. | ||||
97 | 16.05 | Рассказ А. Чехова «Крыжовник»: соотношение великого и малого в жизни человека. | ||||
98 | 18.05 | Театр А. Чехова. Пьеса «Вишнёвый сад». Сюжет и конфликт произведения. | ||||
99 | 20.05 | Система образов пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад».Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад». Символическое значение образа вишнёвого сада. | ||||
100 | 23.05 | Сочинение по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» | ||||
101 | 25.05 | Итоговая контрольная работа по изученным темам | ||||
102 | 27.05 | Анализ контрольной работы. Обобщение изученного. Что читать летом? |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Раздел. Тема | Кол-во часов | Планируемые сроки | Примечание |
1 | ВВЕДЕНИЕ Русская литература в контексте мировой культуры. | 1 | 01.09 | |
2 | ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА. Лирическое мастерство И.А. Бунина. Жизнь и творчество Бунина | 1 | 04.09 | |
3 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | 1 | 05.09 | |
4 | Своеобразие любви в рассказе «Темные аллеи» | 1 | 08.09 | |
5 | Рассказ «Антоновские яблоки» | 1 | 11.09 | |
6 | А.И. Куприн. «Олеся». Богатство духовного мира героини, трагичность ее судьбы. | 1 | 12.09 | |
7 | «Да святится имя Твое…» Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» | 1 | 15.09 | |
8 | Проблематика повести Куприна «Поединок» | 1 | 18.09 | |
9-10 | РР Сочинение по творчеству Бунина и Куприна | 2 | 19.09 22.09 | |
11 | М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького | 1 | 25.09 | |
12 | Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа | 1 | 26.09 | |
13 | «На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | 1 | 29.09 | |
14 | Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне». | 1 | 02.10 | |
15 | Три правды в пьесе «На дне». | 1 | 03.10 | |
16 | Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы | 1 | 06.10 | |
17-18 | Сочинение по пьесе «На дне». | 2 | 09.10 10.10 | |
19 | СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ. «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии. | 1 | 13.10 | |
20 | Символизм как литературное направление. | 1 | 16.10 | |
21 | Поэзия В. Брюсова.Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова. | 1 | 17.10 | |
22 | Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта | 1 | 20.10 | |
23 | Акмеизм как литературное направление Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва | 1 | 23.10 | |
24 | А. А, Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме». | 1 | 24.10 | |
25 | Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. | 1 | 27.10 | |
26 | Поэма А. Блока «Двенадцать». «Слушайте революцию!» | 1 | 06.11 | |
27 | РР. Сочинение по творчеству А. Блока | 1 | 07.11 | |
28 | Кудрявый гений русской поэзии. Сергей Есенин в стихах и в жизни. | 1 | 10.11 | |
29 | «Я по-прежнему такой же нежный». Любовная лирика Сергея Есенина | 1 | 13.11 | |
30 | Тема России в лирике С. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др. | 1 | 14.11 | |
31 | Природа родного края в лирике Есенина. | 1 | 17.11 | |
32 | Поэма « Анна Снегина» – одно из выдающихся произведений русской | 1 | 20.11 | |
33 | Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского | 1 | 21.11 | |
34 | Маяковский и революция | 1 | 24.11 | |
35 | Своеобразие любовной лирики Маяковского.Громада-любовь в творчестве В.Маяковского | 1 | 27.11 | |
36 | Сатирическая лирика и драматургия Маяковского. | 1 | 28.11 | |
37 | РР. Сочинение по творчеству Маяковского и Есенина | 1 | 01.12 | |
38 | ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГГ. Литературный процесс 20-х гг. | 1 | 04.12 | |
39 | Роман А. Фадеева "Разгром". Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма | 1 | 05.12 | |
40-41 | Сатира 20-х гг. (творчество М. Зощенко и А. Аверченко) | 2 | 08.12 11.12 | |
42 | Жизнь и творчество. Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина "Мы" | 1 | 12.12 | |
43 | Судьба личности в тоталитарном государстве | 1 | 15.12 | |
44 | Контрольная работа по теме «Литературный процесс 1920-х гг.» | 1 | 18.12 | |
45 | ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-Х ГГ. Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов | 1 | 19.12 | |
46 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. «И судим был каждый по делам своим». | 1 | 22.12 | |
47 | Сатира Булгакова | 1 | 25.12 | |
48 | Роман «Мастер и Маргарита. История романа. Жанр и композиция. | 1 | 26.12 | |
49 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита» | 1 | 29.12 | |
50 | Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита» | 1 | 15.01 | |
51 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Трудная судьба А. Платонова | 1 | 16.01 | |
52 | Характерные черты времени в повести "Котлован". Пространство и время в повести | 1 | 19.01 | |
53 | Тема русской истории в творчестве А. Н. Толстого (1883— 1945). | 1 | 22.01 | |
54 | Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» | 1 | 23.01 | |
55 | «Мне дали имя при крещении – Анна». Анна Ахматова – «голос своего поколения» А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. | 1 | 26.01 | |
56 | Любовная лирика Ахматовой. | 1 | 29.01 | |
57 | Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. | 1 | 30.01 | |
58 | «Реквием» Особенности жанра и композиции. Единство трагедии народа и поэта. | 1 | 02.02 | |
59 | Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | 1 | 05.02 | |
60 | Поэтический мир М.Цветаевой. «Если душа родилась крылатой» Жизнь и творчество. | 1 | 06.02 | |
61 | Основные мотивы и темы лирики марины Цветаевой Поэтический мир Цветаевой | 1 | 09.02 | |
62 | Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой. | 1 | 12.02 | |
63 | М.А. Шолохов. М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. "Донские рассказы" | 1 | 13.02 | |
64-65 | Картины жизни донских казаков в романе "Тихий Дон | 2 | 16.02 19.02 | |
66-67 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 2 | 20.02 26.02 | |
68-69 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | 2 | 27.02 02.03 | |
70 | "В мире, расколотом надвое". Гражданская война в изображении Шолохова | 1 | 05.03 | |
71 | Судьба Григория Мелехова | 1 | 06.03 | |
72 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | 1 | 09.03 | |
73-74 | РР7. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий Дон» | 2 | 12.03 13.03 | |
75 | ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор | 1 | 16.03 | |
76 | ЛИТЕРАТУРА 50-90 ГГ. Темы и образы русской литературы 50-90-х гг. | 1 | 19.03 | |
77 | «Лейтенантская проза» | 1 | 20.03 | |
78-79 | Особенности психологического изображения в романе Ю. Бондарева «Горячий снег» | 1 | 23.03 02.04 | |
80 | Жизнь и творчество. Лирика Твардовского. | 1 | 03.04 | |
81 | Народный характер поэмы «Василий Теркин». «Теркин на том свете» - поэма-сказка, поэма-сатира. | 1 | 06.04 | |
82 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. | 1 | 09.04 | |
83 | Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие | 1 | 10.04 | |
84-85 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | 2 | 13.04 16.04 | |
86 | Анализ повести «Матренин двор». | 1 | 17.04 | |
87-88 | Сопричастный всему живому. Штрихи к портрету В.П.Астафьева. Взаимоотношения человека и природы в сборнике рассказов «Царь-рыба» | 2 | 20.04 23.04 | |
89 | Нравственные проблемы романа «Печальный детектив | 1 | 27.04 | |
90-91 | Нравственная проблематика повести «Прощание с Матерой» | 2 | 30.04 04.05 | |
92-93 | Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок» | 2 | 07.05 08.05 | |
94 | «Городская проза» в современной литературе. «Вечные темы» и нравственные проблемы в повести «Обмен». | 1 | 11.05 | |
95 | Темы и проблемы современной драматургии. А. Вампилов. Слово о писателе. «Старший сын» | 1 | 14.05 | |
96-97 | АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ Авторская песня | 2 | 15.05 18.05 | |
98 | «Возвращенная литература» русского зарубежья | 1 | 21.05 | |
99 | ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ Литературный процесс конца 20 – начала 21 вв. | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...