Описание методики использования ИКТ при проведении уроков литературы (описание фрагментов урока)
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ (на примере фрагмента урока литературы) | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание методики использования ИКТ при проведении уроков литературы (описание фрагментов урока)
На данном уроке информационные технологии используются на всех этапах:
- Визуальной основой всего урока является презентация, созданная в Power Point. Слайды презентации заменяют традиционные записи на доске и демонстрацию таблиц.
- Данный урок - исследование, предполагает выдвижение гипотез, постановку учебной задачи, её решение. Использование ИКТ обусловлено ориентацией данного урока на исследовательскую работу школьников.
- Новые ФГОС, уже принятые начальной ступенью, предлагают групповую форму обучения в качестве приоритетной. Пример построения и реализации этой формы обучения представлен в уроке.
- В уроке прослеживается использование межпредметных связей: русский язык, литература, информатика.
Этапы урока | Ход урока. | Описание методики использования ИКТ во время занятия. |
1.Формулировка темы урока, постановка целей, задач исследования. | У. На прошлых уроках мы познакомились с представителями литературы 19 века М.Ю.Лермонтовым и его поэмой «Мцыри» и Гаршиным и его сказкой . | Слайд №1. Для формулировки темы урока и вместе с тем постановки проблемной задачи. |
У.. Почему имена этих двух героев разных авторов разных произведений находятся рядом в теме нашего урока? (ваши предположения) Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (Выяснить, что объединяет поэму М.Ю.Лермонтова и сказку В.И.Гаршина?) | Слайд №2. Помогает сформулировать учебную задачу. | |
Выдвижение гипотезы №1 | Героев двух произведений что-то объединяет. | Слайд №3. На основе учебной задачи выдвигается гипотеза. |
Формулировка цели исследования. | Что же объединяет лермонтовского Мцыри и Пальму Гаршина? | Слайд №4. Формулирует цель исследования, а вместе с тем и цель урока. |
Способы и методы решения учебных задач. | Какие знания вам для этого понадобятся? (Знания текстов, знания о литературном герое) Какие умения: умения сопоставлять, анализировать, работать в группе, аргументировать.
| Слайд№5. Формулирует знания и умения. Необходимые для достижения цел исследования. |
2. Исследование и доказательство гипотез. Выдвижение гипотезы №2. | Путём групповой работы удаётся выдвинуть гипотезу №2 исследования. Героев объединяет: одиночество, любовь к родине, стремление к свободе. | Слайд №6. Помогает сформулировать вторую гипотезу исследования. |
Работа с текстом. Постановка учебной задачи. | Задание: Найдите в тексте строки, рисующие одиночество героев. Какими эпитетами автор рисует душевное состояние Мцыри? | Сайд №7. Демонстрирует работу с текстом, выразительными средствами. |
Вывод. | Героев объединяет чувство одиночества и тоска по любимой Родине. | Слайд №8. Демонстрирует вывод по второй гипотезе, к которому приходят учащиеся в результате исследования. |
Гипотеза №3. | Тоска по родине побуждает героев к отчаянным действиям. | Слайд №9. Продолжает исследование и выдвигает гипотезу. |
Работа с текстом. Постановка учебной задачи. | Задание: в каких строчках авторы передают это отчаянное стремление? Выделите части речи передающие динамику изображаемой картины. | Слайд №10, 11. Демонстрирует работу с текстом, выразительными средствами. |
3.Вывод исследования. | И у Лермонтова, и у Гаршина особенно неразрывно и трагически переплетаются мотивы одиночества, любви к родине и стремления к свободе. | Слайд №12. Демонстрирует вывод по второй гипотезе, к которому приходят учащиеся в результате исследования. |
4.Формулировка домашнего задания. Постановка учебной задачи. | 1. Подбирая иллюстрации и эпизоды произведений, доказать, что герои романтичны. 2. Повышенной сложности. Составьте проект «Мцыри - романтический герой», «Пальма – романтический герой» и выполните его презентацию. При выполнении домашнего задания можно использовать ресурсы сети Интернет. | Слайд №13, 14 Продолжает исследование. Выдвигается гипотеза, которая будет доказана путём выполнения разноуровневого домашнего задания. |
Критерием оценивания достижений является технологическая карта исследования. Каждый учащийся имеет возможность внести в неё свои наблюдения в течение урока, решить необходимые учебные задачи, записать выводы, подвести итоги на отдельном этапе работы. Учащиеся данного класса знакомы с порядком работы по технологической карте.
Если групповая работа происходит последовательно и используется учителем в системе, то учащиеся без труда могут оценить свою работу и работу одноклассников.
Поэтому такая форма критериев оценивания работы учащихся на уроке является удобной и эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика реализации учебного проекта с использованием сетевых сервисов на уроках литературы
Реализация учебного проекта по литературе с использование сетевых ресурсов...
Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента
В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...
Методы и приемы проведения уроков литературы с использованием материалов по краеведению.
На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя историю родного края. Например, урок в 6 классе «Стихотворение А.А.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое ...
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....
Доклад "Использование ИКТ в процессе подготовки и проведения урока литературы"
Одна из главных задач учителя – разбудить в каждом ребенке желание приобретать знания, заинтересовать своим предметом и работать над повышением уровня их познавательной активности. И...
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков
Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...
Описание фрагмента урока с включением учебной задачи
Тема урока: Основы рационального питания.Цель урока:формирование условий для рационального питания подростка.Формулировка учебной задачи:представить челдовеческий организм через образ в рисунке и опре...