Доклад "Использование ИКТ в процессе подготовки и проведения урока литературы"
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Одна из главных задач учителя – разбудить в каждом ребенке желание приобретать знания, заинтересовать своим предметом и работать над повышением уровня их познавательной активности.
И насколько правильный путь найдет для себя учитель в осуществлении данной цели в обучении каждого, настолько значимыми будут и результаты обучения.
Согласно стандартам образования и требованиям, предъявляемым к сегодняшнему выпускнику необходимо развивать следующие способы деятельности: познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanpe_ikt_v_protsesse_podgotovki_v_prvedenii_uroka_literatury.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в процессе подготовки и проведения урока литературы.
Одна из главных задач учителя – разбудить в каждом ребенке желание приобретать знания, заинтересовать своим предметом и работать над повышением уровня их познавательной активности.
И насколько правильный путь найдет для себя учитель в осуществлении данной цели в обучении каждого, настолько значимыми будут и результаты обучения.
Согласно стандартам образования и требованиям, предъявляемым к сегодняшнему выпускнику необходимо развивать следующие способы деятельности;
познавательную,
информационно-коммуникативную
рефлексивную.
Я остановлюсь подробнее на развитии информационно-коммуникативной деятельности. Одним из способов ее развития является использование мультимедийных ресурсов и информационных технологий.
На современном этапе владеть информационными технологиями должен и сам учитель- это требование сегодняшнего дня.
Использование этих технологий в процессе преподавания позволяет мне:
расширить источники самостоятельного изучения знаний в процессе обучения,
сделать проблемное обучение основой учебно-воспитательного процесса,
совершенствовать коммуникативные навыки,
максимально использовать педагогику сотрудничества.
Новые информационные технологии я использую как вовремя урока, так и во внеурочной деятельности. Они могут быть использованы на уроках:
- в семинарах,
- практикумах,
- конференциях,
- дискуссиях,
- исследованиях,
- уроках-мастерских и т.д.
во внеурочной деятельности:
- при работе над проектами,
- в подготовке к научно-практической конференции, выполнении творческого задания,
- выполнении домашних заданий и т. д.
на разных этапах урока:
- при объяснении нового материала,
- закреплении,
- повторении,
- постановке домашнего задания и т.д.
Я остановлюсь подробно на информационно-коммуникативной деятельности на примере урока-мастерской по теме « Сила материнской любви».
В чем суть мастерской, ее главный момент? В «открытии», подобном взрыву. В мгновенном всплеске чувств.
В их переплетении вырабатывается новое понимание предмета, формируется новый образ. А уже потом все это формируется в определенные знания, обретает четкость понятий, закрепляется правилами – и становится частью создания личности.
Схема урока мастерской проста.
Задача первого этапа: создание первичного образа материнской любви. Создание этого образа идет с привлечением видеофрагментов: я просто напомню вам рекламу «Киндер-шоколада»; любовь животных к своим детенышам…
Реклама в данном случае создала настолько яркий образ, что рекламируемый продукт с трудом вспоминается, а в сознании остается трогательный образ матери.
После этого даются задания в группах: написать сочинение о матери по одному предложению, чтобы получился связный текст или мини-сочинение по личным впечатлениям.
Задача второго этапа: разбивание привычного образа, создание эмоционального шока. Его тоже можно создать с помощью видео: фрагментов из новостей:
- мать родила и выбросила своего ребенка в контейнер;
- оставила в роддоме;
- случаи избиения детей, их убийства;
- грудной ребенок в камере хранения;
- « Печальный детектив» В. П. Астафьева...
Очень важно для сильнейшего эмоционального переживания, что данный видеоматериал подается без всякого словесного сопровождения – без давления, насилия над восприятием; и в сообщении фактов также нет прямого убеждающего начала, которое всегда вызывает сопротивление, хотя бы на подсознательном уровне. Такие факты говорят сами за себя.
Задача третьего этапа: организация самостоятельной работы учащихся:
- осмысление,
- обсуждение,
- определение нового понятия.
Именно здесь уместно использовать литературные тексты, примеры из жизни, собственный опыт.
К какому выводу придут дети после обсуждения, будет зависеть от того, в какой семье растут дети, с кем общаются на улице, каков их жизненный опыт.
И примеры силы материнской любви могут что-то перевернуть в душе ребенка из семьи алкоголика.
Это и есть задача четвертого созидательного этапа, а именно, формирование нового образа, через эмоциональное потрясение и осмысление проблемы.
И здесь, на последнем этапе, возможно активное использование средств информационных технологий (факты, сюжеты и т.д.). Например, спасение матерью детей ценой собственной жизни:
- кормила кровью ребенка, заваленная с ним во время землетрясения;
- другая мать подняла автобус, увидев ребенка под колесами и т.д.
Разве это не подтверждение силы материнской любви, ее жертвенности?
Судить об эмоциональном воздействии вы можете сами. Зримым, доступным и усиливающим этот эффект сделало использование информационных технологий.
Ученики также являются активными сотрудниками подготовки к уроку.
На уроках-исследованиях, чтобы лучше понять проблему, ученики готовят сообщения с использованием ИКТ. Например, при изучении романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (видеофрагмент «Быт и нравы Кавказа»).
Итак, развитие познавательной активности происходит в процессе сотрудничества учителя и ученика, а использование информационных технологий как средство обучения доказывает:
- повышение мотивации к обучению;
- увеличение качества знаний;
- накопление материалов по различным темам и направлениям;
Работы, созданные учащимися в этом году, я использую как:
дидактический материал на уроках;
- учебное наглядное пособие;
- сопровождение к уроку;
- часть проблемных и творческих заданий исследовательского характера и т.д.
Использование НИТ в учебном процессе способствует: развитию новых педагогических методов и приемов; изменения стиля преподавания, решаемых задач; формированию нового уровня профессионализма учителя на современном этапе развития общества, направленного на реализацию личностно-ориентированного обучения, владения новыми педагогическими технологиями, владения новыми информационными и Интернет-технологиями.
Обращение к этим технологиям ставит меня как учителя перед необходимостью дальнейшего самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал для подготовки к уроку литературы
Текстовой материал к уроку литратуры в 10 классе по произведению Н.С. Лескова " Леди Макбет Мценского уезда"...
Для подготовки к уроку литературы
Ссылки на сайта, которые помогут в домашней подготовке к уроку литературы....
Критерии и показатели эффективности процесса воспитания на уроках литературы с применением интернет-технологий в старших классах школы
Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. данная работа представляет собой исследование, в ходе которого мы пришли к выводу, что ...
Помощь учителю в подготовке к урокам литературы
Презентация для 10-го класса "Омар Хайям"...
Памятки для подготовки к урокам литературы
Данный материал поможет ученику при подготовке к анализу художественного произведения, отдельного эпизода,к характеристике художественного образа или персонажа, при написании сочинения по литературном...
Использование информационных ресурсов в процессе подготовки к урокам русского языка, литературы и словесности
Использование информационных ресурсов в процессе подготовки к урокам русского языка, литературы и словесности Урок в современной школе: каким он должен быть? Современная жизнь вносит свои коррект...
Методика подготовки интегрированного урока литературы и музыки
Разработан интегрированный урок литературы и музыки при изучении повести Н. В. Гоголя "Майская ночь"...