Доклад "Использование ИКТ в процессе подготовки и проведения урока литературы"
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Лариса Николаевна Аксёнова

Одна из главных задач учителя – разбудить в каждом ребенке желание приобретать знания, заинтересовать своим предметом и работать над повышением уровня их познавательной активности.

    И насколько правильный  путь найдет для себя учитель в осуществлении данной цели в обучении каждого, настолько значимыми будут и результаты обучения.

    Согласно стандартам образования и требованиям, предъявляемым к сегодняшнему выпускнику необходимо развивать следующие способы деятельности: познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в процессе подготовки и  проведения урока литературы.

    Одна из главных задач учителя – разбудить в каждом ребенке желание приобретать знания, заинтересовать своим предметом и работать над повышением уровня их познавательной активности.

    И насколько правильный  путь найдет для себя учитель в осуществлении данной цели в обучении каждого, настолько значимыми будут и результаты обучения.

    Согласно стандартам образования и требованиям, предъявляемым к сегодняшнему выпускнику необходимо развивать следующие способы деятельности;

познавательную,

информационно-коммуникативную

рефлексивную.

Я остановлюсь подробнее на развитии информационно-коммуникативной деятельности. Одним из способов ее развития является использование мультимедийных ресурсов и информационных технологий.

   На современном этапе владеть информационными технологиями должен и сам учитель- это требование сегодняшнего дня.

   Использование этих технологий  в процессе преподавания позволяет мне:

расширить источники самостоятельного изучения знаний в процессе обучения,

сделать проблемное обучение основой учебно-воспитательного процесса,

совершенствовать коммуникативные навыки,

максимально использовать педагогику сотрудничества.

Новые информационные технологии я использую как вовремя урока, так и во внеурочной деятельности. Они могут быть использованы на уроках:

  • в семинарах,
  • практикумах,
  • конференциях,
  • дискуссиях,
  • исследованиях,
  • уроках-мастерских и т.д.

во внеурочной деятельности:

  • при работе над проектами,
  • в подготовке к научно-практической конференции, выполнении творческого задания,
  • выполнении домашних заданий и т. д.

на разных этапах урока:

  • при объяснении нового материала,
  • закреплении,
  • повторении,
  • постановке домашнего задания и т.д.

Я остановлюсь подробно на информационно-коммуникативной деятельности на примере урока-мастерской по теме « Сила материнской любви».

В чем суть мастерской, ее главный момент? В «открытии», подобном взрыву. В мгновенном всплеске чувств.

В их переплетении вырабатывается новое понимание предмета, формируется новый образ. А уже потом все это формируется в определенные знания, обретает четкость понятий, закрепляется правилами – и становится  частью  создания личности.

Схема урока мастерской проста.

Задача первого этапа: создание первичного образа материнской любви. Создание этого образа идет с привлечением видеофрагментов: я просто напомню вам рекламу «Киндер-шоколада»; любовь животных к своим детенышам…

Реклама в данном случае создала настолько яркий образ, что рекламируемый продукт с трудом вспоминается, а в сознании остается  трогательный образ матери.

После этого даются задания в группах: написать сочинение о матери по одному предложению, чтобы получился связный текст или мини-сочинение по личным впечатлениям.

Задача второго этапа: разбивание привычного образа, создание эмоционального шока. Его тоже можно создать с помощью видео: фрагментов из новостей:

- мать родила и  выбросила своего ребенка в контейнер;

- оставила в роддоме;

- случаи избиения детей, их убийства;

- грудной ребенок в камере хранения;

- « Печальный детектив» В. П. Астафьева...

Очень важно для сильнейшего эмоционального переживания, что данный видеоматериал подается без всякого  словесного сопровождения – без давления, насилия над восприятием; и в сообщении фактов также нет прямого убеждающего начала, которое всегда вызывает сопротивление, хотя бы на подсознательном уровне. Такие факты говорят сами за себя.

Задача третьего этапа: организация самостоятельной работы учащихся:

  • осмысление,
  • обсуждение,
  • определение нового понятия.

Именно здесь уместно использовать литературные тексты, примеры из жизни, собственный опыт.

К какому выводу придут дети после обсуждения, будет зависеть от того, в какой семье растут дети, с кем общаются на улице, каков их жизненный опыт.

И примеры силы материнской любви могут что-то перевернуть в душе ребенка из семьи алкоголика.

Это и есть задача четвертого созидательного этапа, а именно, формирование нового образа, через эмоциональное потрясение и осмысление проблемы.

И здесь, на последнем этапе, возможно активное использование средств информационных технологий (факты, сюжеты и т.д.). Например, спасение матерью детей ценой собственной жизни:

- кормила кровью ребенка, заваленная с ним во время землетрясения;

- другая мать подняла автобус, увидев  ребенка  под колесами и т.д.

Разве это не подтверждение силы материнской любви, ее жертвенности?

Судить об эмоциональном воздействии вы можете сами. Зримым, доступным и усиливающим этот  эффект сделало использование информационных технологий.

Ученики также являются активными сотрудниками подготовки к уроку.

На уроках-исследованиях, чтобы лучше понять проблему, ученики готовят сообщения с использованием ИКТ. Например, при изучении романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (видеофрагмент «Быт и нравы Кавказа»).

Итак, развитие познавательной активности  происходит в процессе сотрудничества учителя и ученика, а использование информационных технологий как средство обучения доказывает:

  • повышение мотивации к обучению;
  • увеличение качества знаний;
  • накопление материалов по различным темам и направлениям;

Работы, созданные учащимися в этом году, я использую как:

дидактический материал на уроках;

  • учебное наглядное пособие;
  • сопровождение к уроку;
  • часть проблемных и творческих заданий исследовательского характера и т.д.

Использование НИТ в учебном процессе способствует: развитию новых педагогических методов и приемов; изменения стиля преподавания, решаемых задач; формированию нового уровня профессионализма учителя на современном этапе развития общества, направленного на реализацию личностно-ориентированного обучения, владения новыми педагогическими технологиями, владения новыми информационными и Интернет-технологиями.

Обращение к этим технологиям ставит меня как учителя перед необходимостью дальнейшего самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для подготовки к уроку литературы

Текстовой материал к уроку литратуры в 10 классе  по произведению Н.С. Лескова " Леди Макбет Мценского уезда"...

Для подготовки к уроку литературы

Ссылки на сайта, которые помогут в домашней подготовке к уроку литературы....

Критерии и показатели эффективности процесса воспитания на уроках литературы с применением интернет-технологий в старших классах школы

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. данная работа представляет собой исследование, в ходе которого мы пришли к выводу, что ...

Помощь учителю в подготовке к урокам литературы

Презентация для 10-го класса "Омар Хайям"...

Памятки для подготовки к урокам литературы

Данный материал поможет ученику при подготовке к анализу художественного произведения, отдельного эпизода,к характеристике художественного образа или персонажа, при написании сочинения по литературном...

Использование информационных ресурсов в процессе подготовки к урокам русского языка, литературы и словесности

Использование информационных ресурсов в процессе подготовки к урокам русского языка, литературы и словесности Урок в современной школе: каким он должен быть? Современная жизнь вносит свои коррект...

Методика подготовки интегрированного урока литературы и музыки

Разработан интегрированный урок литературы и музыки при изучении повести Н. В. Гоголя "Майская ночь"...