Урок-игра по литературе: Н.С. Лесков. Рассказы «Человек на часах» и «Левша»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

В  данной разработке представлена урок-игра, интересные  задания и различные вопросы по произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_po_literature_n.s.leskov.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по литературе на тему:

Н.С. Лесков Рассказы «Человек на часах» и «Левша»

Цели:

познакомить детей с рассказами Н.С. Лескова;

• показать мастерство Лескова как «волшебника слова»;

•  обсудить, как раскрывается в рассказах русский национальный характер, как звучит тема «маленького человека», тема долга и совести.

Описание игры:

класс делится на две команды - «Левши» и «Правши». Игра может проводиться в форме брейн-ринга, когда отвечает команда, первая объявившая о готовности, или обычной викторины, когда команды отвечают по очереди.

Оборудование:

таблички с названиями команд;

• карточки с вопросами для блиц-турнира;

• карточки со словами для лингвистического конкурса;

• чистая бумага, ручки или карандаши;

•  предметы для «черного ящика» (чай, сахар, чистый носовой платок).

Ход игры

Вступительное слово учителя (ведущего)

        Николай Семенович Лесков - классик не только русской, но и мировой литературы XIX века - создал много произведений - очерков, рассказов, повестей, каждое из которых - шедевр.

         Н.С. Лесков родился в 1831 г. на Орловщине. «Дед Лескова, а также отец и дед деда были священниками, бабушка - купчихой, отец - чиновником, мать - дворянкой; таким образом, писатель объединил в себе кровь четырех сословий, но очень вероятно, что наиболее глубокое влияние оказал на него человек пятого сословия - солдатка-нянька, крепостная». Это слова А.М. Пешкова (Максима Горького), который считал Лескова «самобытнейшим писателем, прекрасно чувствовавшим то неуловимое, что называется «душою народа»... Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древнего быта, любил затрепанный чиновниками, полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его способным ко всем добродетелям, но любил все это, не закрывая глаз... В каждом рассказе вы чувствуете, что его основная дума - не о судьбе лица, а о судьбе России».

         Лесков создавал свои произведения, когда в русской литературе царили

Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, но нисколько не затерялся в «тени великанов». Свои сюжеты он не придумывал - черпал из окружающей жизни. Окончив Орловскую гимназию, работал в уголовной палате писцом, помощником управляющего имением, непрерывно разъезжая «от Черного до Белого моря» - лицом к лицу встречаясь с горем народным, с бытом купечества и мещанства, с произволом чиновников, с праведниками и бунтарями, с неумолимой государственной властью.

«Прожив изрядное количество лет, много перечитав и много переглядев во всех концах России, я порою чувствую себя, как Микула Селянинович, которого «тяготила тяга» знания родной земли, и нет тогда терпения сносить в молчании...» (Н.С. Лесков).

         Писательскую деятельность Лесков начал со статей и фельетонов, а в 1863 г. написал первый рассказ «Овцебык» о юноше-семинаристе, пытающемся в меру сил и таланта служить народу. «Я на ощупь иду», - говорит главный герой этого рассказа. То же можно сказать и о самом авторе, прошедшем трудный, порой трагический, жизненный и литературный путь.

        «Волшебником слова» называл его М. Горький. Не сразу, но постепенно выработался лесковский, только его великолепный русский разговорный язык. Наверняка, вы обратили на него внимание, читая «Левшу» и «Человека на часах». «Искусное плетение нервного кружева разговорной речи...» - это тоже Горький. И как точно, как верно он выразил оригинальность стиля Лескова - «кружево»...

        Давайте попробуем заглянуть в творения этого замечательного Мастера Слова, всегда, как и его герои, превыше всего ставящего любовь к своей Родине.

Вопросы командам по рассказу «Человек на часах»

1. Какая стояла погода в 1839 г. на Крещение? (Сильная оттепель, полыньи на Неве.)

2. Где нес караульную службу рядовой Постников? (В Зимнем дворце.)

3. Каково происхождение рядового Постникова? («Из дворовых господских людей».)

4. Сколько времени длилась внутренняя борьба между чувством долга и чувством сострадания? (Один получас.)

5. Кто не вовремя подвернулся под руку и объявил себя спасителем утопающего? (Офицер «придворной инвалидной команды».)

6. Почему ему не поверили? (Он был совершенно сух.)

7. Отчего доброе дело вылилось в скандал, интригу и суматоху? (Часовой покинул пост, а мнимому спасителю не поверили.)

8.  Какое слабое место было у подполковника Свиньина? (Карьера.)

9. Какой военный прием он решил применить в создавшейся взрывоопасной ситуации? («Иду на вы».)

10. Что умел с легкостью делать обер-полицмейстер Кокошкин? (Из мухи слона, а также из слона муху.)

11. Что произошло в кабинете у обер-полицмейстера Кокошкина? (Он уладил дело ко всеобщему удовлетворению, выслушав спасенного, Свиньина, инвалидного офицера.)

12. Как были награждены истинный и мнимый спасители и почему? (Мнимому спасителю была выдана медаль «За спасение погибающих», а истинному - 200 розог.)

13.  Как Свиньин отнесся к собственному распоряжению? (Все же был смущен.)

14. Как Постников отнесся к своему наказанию и почему? (Ожидая худшего, был доволен, что легко отделался.)

15.  Мнение владыки (митрополита) по поводу происшедшего? («Спасение погибающих есть долг... Наказание на теле простолюдину не бывает губительно. Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны гораздо полезнее, чем превозноситься...»)

16. Согласны ли вы с мнением владыки, что «все в этой истории получили по заслугам» и даже Бог на небесах, наверное, был бы доволен?

17. Как вы думаете, почему в окончательном варианте Н.С. Лесков заменил первоначальное название рассказа «Спасение погибавшего» на название «Человек на часах»?

(Последнее название придало рассказу обобщающий смысл, точнее выразило направленность произведения: у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы о человеке и его долге.)

18. Н.С. Лесков говорил, что событие, о котором говорится в рассказе «трогательно и ужасно». В чем ужас этого события? (Хотя никто из участников события не лишается жизни, но ужас случившегося заключается в том, что из-за бездушия законов унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению Лескова, едва ли не хуже самой смерти. Торжество неправды и зла благословляет владыко. Сам же писатель не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонущего в реке человека. Сам Лесков в заключение говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было».)

Первое задание - «черный ящик». В него помещаются предметы, которые ребята, не видя, должны угадать:

•  Предмет, необходимый капитану Миллеру для несения караульной службы ночью. (Чистый носовой платок.)

• Отеческая милость г-на Свиньина. (Чай и сахар.)

Второе задание конкурс «Картинная галерея». Лесков сумел написать несколькими штрихами очень выразительные портреты и описать характеры своих персонажей. Каждая команда ищет в тексте описание внешности, образа мыслей, поступков героев и объясняет, какими они получились. Для этого задания можно выбрать образы Постникова, Миллера, Свиньина.

Вопросы командам по рассказу «Левша»

1. Чьи слова служат верной характеристикой Левши? Что это за слова? («Шуба овечкина, а душа человечкина», слова полшкипера.)

2. Кто сопровождал императора Александра I в зарубежных поездках? (Атаман Платов, герой Отечественной войны 1812 года.)

3. Как Платов себя вел и почему? (Генерал хвалил своих и звал на Родину, ему не по душе было преклонение Александра I перед иностранцами.)

4. Какую карету подавали императору и Платову? (Двухсветную.)

5. Чему особенно удивлялся государь? (Тонкой работе иностранных оружейных мастеров.)

6.  Какое клеймо обнаружилось на пистоле? («Иван Москвин во Туле».) 1. Где была дырка для ключика в английской стальной блохе? (В пузичке.)

8. В какой валюте Александр I расплачивался с англичанами? (Серебряными пятачками.)

9. В чём у императора хранилась блоха? (В орехе, который помещался и табакерку, а последняя - в шкатулку.)

10. Какие мнения были у императора и Платона о русских мастерах и почему? (Александр I считал русских мастеров неумехами, а Платов говорил  что они все могут, только им полезного ученья нет.)

11.Что привез с собой из Англии Платов? (Мелкоскоп.)

12. Какое смятение приключилось при восхождении на престол Николая Павловича? (Восстание декабристов.)

13. Кого новый император призвал разобраться с непонятной для него вещью и как это происходило? (Аптекаря, тот на зуб и на язык попробовал.)

14. Чем отличался император Николай Павлович от императора Александра I? (В русских людях был очень уверен и иностранцам уступать не любил.)

15. Сколько времени было дадено тульским оружейникам на исполнение царевой воли? (Две недели.)

16. Куда и зачем уходили оружейники из Тулы? (В Мценск, помолиться Святому Николаю, покровителю торгового и военного дела.)

17.  Если туляки идут в монашество, то к чему они более всего бывают способны и за что их ценят? (Из них получаются хорошие экономы и сборщики милостыни.)

18.  С какой такой церемонией ехал Платов? (Два казака ехали рядом с ямщиком и для скорости ударяли его нагайками, так что сто скачков мимо станции промахивали.)

19. Как пострадал домик Левши в результате этой истории? (Свистовые своротили крышу.)

Третье задание - лингвистический конкурс. Н.С. Лесков в рассказе придумывает много новых слов, складывая известные.

Попробуйте отгадать, из каких слов получились следующие:

бюстры (бюст, люстры)

мелкоскоп (микроскоп)

валдахин (балдахин)

керамиды (керамика, пирамиды)

клеветой (клевета, фельетон)

буреметр (буря, измеритель)

нимфозория (нимфы, инфузория)

непромокабль (непромокаемый плащ)

долбица умножения (таблица, долбить)

мерблюзий манпюн (верблюжье манто)

куцапые пальцы (короткие, цепкие пальцы)

горячий студинг (студень, пудинг)

свистовой (свист, вестовой)

тугамент (документ, туго)

пубель (пудель)

досадная укушетка (досаду успокаивающая кушетка)

Четвертое задание - придумать два - три слова таким же образом,

20. За что царедворцы не любили Платова? (За храбрость.)

21. Отчего Левша перед царем не конфузился? («Что тугамента нет - так он не виноват, а свое дело сделал».)

22. Отчего имени Левши на подковках не было? (Он выковал гвоздики, которыми подбил подковки, и имя не поместилось.)

23.  Почему блоха перестала танцевать? (Нарушили «расчет силы», утяжелили.)

24.  Как оружейники без мелкоскопа работали? (Глаз был «пристрелямши».)

25.  Почему Левша английской водки пить не стал? (Она была зеленой.)

26. По каким книгам Левша учился? (Псалтырь да Полусонник.)

27.  Почему Левша не хотел остаться в Англии? (Родители дома остались, и сам к Родине привержен, и вера не та, и невесты не те.)

28. По какому фасону девушки в Туле одевались? («Всякая в своих кружевах»,)

29.  Что Левше в Англии понравилось? (Содержание рабочих: сыты, одеты, обучены.)

30.  Почему Левша так заторопился домой? (Узнал, что ружье кирпичом чистить нельзя, как в России делают, хотел скорее предупредить своих.)

31. Что Левше подарили на память? (Золотые часы с репетиром и байковое пальто с ветряной нахлобучкой на голову.)

32. С кем и какое пари он заключил по дороге? (С полшкипером, кто кого перепьет.)

33. Как Левша едва не оказался в море? (Увидели «морского черта», англичанин считал, что это водолаз и в доказательство хотел Левшу кинуть в море, чтоб тот подобрал.)

34. С какого момента судьбы Левши и английского полшкипера стали расходиться? (С возвращения в Россию в бессознательном состоянии.)

35. Как встретили Левшу в родном Отечестве? (При отсутствии документов-ужасно: обобрали, пока до больницы довезли, простудили.)

36. С какими словами умер Левша? (Про ружья.)

37. Почему, по мнению автора, в Туле больше нет таких мастеровых, как Левша? (Машины не способствовали творческому развитию мастеров.)

38. Почему сообщение Левши не дошло до государя? (Не приняли всерьез.)

39. Отчего главный герой не имеет имени и пишется с маленькой буквы? (Он олицетворение всего русского народа: его достоинств и недостатков, с одной стороны, а с другой - в отсутствии имени проявляется небрежное отношение к русским мастерам, народным умельцам из простого люда.)

Пятое задание - блицтурнир. Вызываются либо капитаны, либо учащиеся, которые хорошо знают текст (их может выбрать команда). Им дается карточка с вопросами и

1-2 минуты на размышление. Затем они отвечают на вопросы, причем сначала отвечает один, а второй в это время выходит, чтобы не слышать ответов.

• Что, по мнению автора «Человека на часах», «сообщало городу значительное оживление и свидетельствовало о неусыпном бдении начальства»? (Перекрестное движение курьеров.)

Какого морского черта видел полшкипер, а какого Левша? (Полшкипер видел рыжего черта, а Левша черного.)

Какой танец танцевала аглицкая блоха? (Кавриль.)

Общий вопрос: что общего и различного в этих рассказах? (Сочетание реализма и нереальности, фантасмагории, гротеска; общее в изображении народа: народ-умелец, верный Отечеству, неграмотный, забитый, привычный к унижению; человеческое достоинство у Левши и Постникова; безалаберность, бессистемность некоторых действий Левши и других героев; одинаковое отношение главных героев к делу и своему долгу, честность; удаль, размах, формализм, узда; разница в языке.)

Шестое задание - конкурс «Картинная галерея». Лесков сумел написать несколькими штрихами очень выразительные портреты и описать характеры своих персонажей. Каждая команда ищет в тексте описание внешности, образа мыслей, поступков героев и объясняет, какими они получились. Допустим, что «левши» работают с образом Платова, а «правши» - с образом Левши. Или можно взять образы двух государей.

Например:

«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил...»;

• Платов попусту слов не тратит, в спор с царем без доказательств не вступает, себя уважает, не подобострастничает;

• Нос запоминающийся, внушительный - то ли от слова «граб», то ли «грабли», то ли «горб»;

- Одет атаман не «по моде», а по «казацкому обычаю», не щеголь, но и не дипломат, патриотизм не напускной, но чрезмерный;

- Даже по этой фразе можно предположить, что перед нами человек упрямый, гордый и жизнью битый. (Возможны и другие мнения и варианты ответов.)

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся, активно принимавшие участие в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Урок-игра по информатике для 8 класса на тему "Человек. Информация. Компьютер."

Обобщающий урок по информатике для 8 класса, который можно провести после изучения тем: Человек и информация. Первое знакомство с компьютером....

Разработка урока-игры по ОБЖ в 7 классе. Тема:"Безопасность человека в экстремальной ситуации"

Урок-игра для 7 класса. Тема урока: "Безопасность человека в экстремальной ситуации"...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков «Человек на часах»"

Интегрированный урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков "Человек на часах"...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков «Человек на часах»"

Интегрированный урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков "Человек на часах"...

Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.

Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов...

конспект урока литературы "Н. С. ЛЕСКОВ «ЧЕЛОВЕК НА ЧАСАХ»".

Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....