программа кружка
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности. Программа создана на основе: - программы, методических рекомендаций, сборника упражнений А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dramkruzhok_1.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДРАМАТИЧЕСКГО КРУЖКА
на 2018 – 2019 учебный год
Количество часов - 34
Учитель: Вера Анатольевна Иванова.
Программа разработана на основе
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004,
№ 1312;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Пояснительная записка
Программа создана на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004,
№ 1312;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности, и внеурочная работа является одним из важнейших способов достижения этой цели. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
4. Создать условия для саморазвития и развития личности ребёнка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогики.
Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:
1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.
4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства.
6. Раскрывать творческие возможности детей, создать условия реализации этих возможностей.
7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, а так же родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
8. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, то есть развивать коммуникативные навыки.
9. Развивать чувство ритма и координацию движения.
10. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
11. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА
Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности. Программа создана на основе: - программы, методических рекомендаций, сборника упражнений А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе»; - программы, советов, разъяснений по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях«Актёрская грамота – подросткам» А.П. Ершовой, Б.М.Букатова; - разработок социо - игровой методики обучения в трудах Б. М. Букатова и А. П. Ершовой: «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя», «Педагогические таинства дидактических игр» и других статьях этих авторов; - обобщения опыта выдающихся педагогов, театральных деятелей, личного опыта.
Направленность модифицированной программы кружка по содержанию является художественно-эстетической, общекультурной, по форме – кружковой. В основу проекта были положены следующие принципы:
принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Возрастные группы обучающихся.
Программа драматического кружка рассчитана на обучающихся 5 - 11 классов, возраст ребят, участвующих в реализации программы от 10 до 17 лет, увлекающихся художественно – творческой деятельностью.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Занятия проводятся на сцене актового зала.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакль как итоговый проект.
Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети обучаются выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом постановки спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно- ориентированный, компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовно-нравственную и творческую деятельность. Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Детям свойственно эмоциональное восприятие мира.
Поэтому так важно сегодня средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.
Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» – «пережито», «принято – «сделано», становится очевидной. Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве. Актуальность театрального искусства обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Освоение театрального искусства происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Театральная деятельность основана на сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка. Ведущей формой реализации театральной деятельности является игра-перевоплощение, когда ребенок выступает в той или иной роли в зависимости от ситуации, предлагаемой педагогом. В основе концепции литературно-драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих искусства: театральной деятельности и литературы.
Место драматического кружка в учебном плане.
Программа кружка рассчитана на 1 год - 34 часа за учебный год (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты и формы их предъявления:
Предметными результатами
являются формирование следующих знаний и умений.
• Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония
• Сформирование первоначальных представлений о роли театрального искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
• Ознакомление учащихся с выразительными средствами театрального искусства и освоение некоторых из них;
• Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией театрального искусства;
• Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
• Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности.
Личностными результатами
являются формирование следующих умений:
• формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства;
• воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
• развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;
• формирование духовных и эстетических потребностей;
• овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности;
• воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
• отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
• называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений театрального искусства (кино, спектакли, мюзиклы), объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
• самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться работать по предложенному плану;
• учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
• учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
• с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке изобразительного искусства; пользоваться памятками;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
• уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в действиях;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме;
• уметь слушать и понимать речь других;
• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях театрального искусства и следовать им;
• учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать свою работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Освоение программы предполагает достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности.
1 уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний. Результатом будут полученные знания, умения и навыки в области использования художественных материалов на доступном возрасту уровне при создании образов персонажей, понимание художественно-образного языка пластических видов искусств, умение высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства.
Формой достижения результата 1-го уровня можно считать практические занятия, организацию индивидуальной работы. Формой предъявления результата будет проведение капустников внутри объединения театральной студии, самодиагностика обучающихся. 2 уровень результатов - формирование ценностного отношения к социальной реальности. Формой достижения результата 2 уровня можно считать - создание эмоционально-окрашенной и дружеской среды внутри коллектива школьников (в данном случае театральной студии) для наиболее эффективного творческого процесса создания художественных произведений посредством индивидуальных и коллективных форм организации занятий, Формой предъявления результата будет проведение спектаклей, праздников обучающихся в театральной студии школы. Презентация обучающихся внутри объединения театральной студии, своего класса, а также организация при участии родителей выступлений. 3 уровень результатов - получение опыта самостоятельного социального действия. Формой достижения и предъявления результата 3 уровня будет организация спектаклей за пределами образовательного учреждения, в так называемой открытой образовательной среде, участие обучающихся театральной студии в муниципальных театрализованных конкурсах.
К концу года занятий школьник должен знать:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. Как зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
иметь понятие:
- об элементарных технических средствах сцены,
2. об оформлении сцены,
3. о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;
должен уметь:
1. выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене,
2.образно мыслить,
3. концентрировать внимание,
4. ощущать себя в сценическом пространстве;
приобрести навык:
1.общения с партнером (одноклассниками),
2.элементарного актёрского мастерства,
3.образного восприятия окружающего мира,
4.адекватного и образного реагирования на внешние раздражители,
5.коллективного творчества.
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности перед коллективом. Диагностика достижения воспитательных результатов.
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
творческая активность;
отношения учащихся к культуре;
творческие работы учащихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры;
развитие художественного вкуса;
приобретение речевых навыков.
Содержание учебного предмета.
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Планируемые результаты | Элементы содержания разделов | Система оценки | Дата проведения |
1. | Введение. | 1 | Личностные: - формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего. Метапредметные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Предметные: - понимание театра как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | Творцы сценического чуда; спектакль и актёр; спектакль и зритель; афиша, анонс, премьера | ||
2. | Основы театральной культуры. | 5 | Личностные: положительное отношение к новому виду деятельности, желание приобретать начальные навыки актёрского мастерства, совершенствование навыков выразительного чтения. Метапредметные: - осуществление самоконтроля и корректировки в ходе работы, - оценка действий других членов коллектива, - умение работать в группе, участвовать в игре, соблюдая правила; - умение слушать и слышать других участников коллектива. Предметные: - умение анализировать текст скороговорок, - развитие представления об импровизации. | Театральное здание; зрительный зал; актёры; мир кукол; «театр начинается с вешалки…»; зрительская культура.
| ||
3. | Театры на все времена. | 3 | Личностные: - осознание уровня своих возможностей в сценическом искусстве и желание развивать речь и внимание; стремление к эмоциональному отражению действительности; Метапредметные: стремление работать в коллективе, а также проявлять индивидуальность в различных этюдах, - выстраивание взаимоотношения с другими членами коллектива, - обучение свободному выражению своих представлений и эмоций перед зрителями-одноклассниками. Предметные: - осознание познавательной задачи, - систематизация новых знаний, извлечение необходимой информации, усвоение информации о различных видах театров, - развитие умения выражать в сценическом действии любовь к своему домашнему животному. | Драматический театр; музыкальный театр; кукольный театр. | ||
4. | Гимнастика чувств и пантомима. | 2 | Личностные: - приобретение мотивации к выполнению упражнений на пантомиму, - умение применять навыки на других уроках и в жизненных ситуациях. Метапредметные: - применение знаний по географии и истории, - умение связывать их с развитием культуры разных стран, - умение применять термины, анализировать новый материал, - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения суждениями, учиться принимать иную точку зрения. - умение ставить цели и выполнять их; Предметные: - самостоятельно придумывать простейшие упражнения и показывать их; - оценивать пантомиму одноклассников, а также актёров: К.Райкина, Л. Ярмольника и др. | Пантомима, мимика, жест, эмоция. | ||
5. | Культура и техника речи. | 9 | Личностные: - осознание важности новых навыков, - умение работать в паре; - умение адекватно реагировать на игру партнёра; - развитие актёрских навыков. перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую, осуществляет анализ, сравнивает монолог и диалог, применяет новые знания на практике. Метапредметные: - планирование своих действий, - умение отвечать на действия товарища, замечать допущенные ошибки, стремиться к их исправлению. Предметные: - умение осуществлять совместную деятельность в парах, - умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы, составлять монолог самостоятельно, выразительно читать монолог, созданный автором. | Сила голоса, динамика, диапазон звучания, темп речи, тембр голоса. | ||
6. | Рождение спектакля | 14 | Личностные: - положительно относиться к новому виду деятельности, - приобретение навыков актёрского мастерства, совершенствовать навыки перевоплощения. Метапредметные: - умение осуществлять самоконтроль и корректировку в ходе работы, - оценивание действий других членов коллектива, - умение работать в группе, - умение слушать и слышать других участников коллектива. Предметные: - приобретение навыков актёрского мастерства, - совершенствование навыков перевоплощения, - умение адекватно воспринимать пробы на роль, - осознание особенностей пьесы, её идеи. | Декорации, костюмы, грим, атрибуты |
Календарно- тематическое планирование
Всего – 34 часа, в неделю – 1 час.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды деятельности учащихся |
I четверть – 8 часов. | ||||
Введение- 1 час. | ||||
1. | Знакомство с курсом. | 1 | 06.09. | Игра «Снежный ком», игра «Театр – экспромт»: «Колобок». Упражнения на развитие дикции, скороговорки. |
Основы театральной культуры.- 5 часов. | ||||
2 | Что такое театр. | 1 | 13.09. | Раздел призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео-просмотры и аудиопрослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре должны воспитываться в первую очередь. Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Формы – экскурсии, игры, этюды, беседы, презентации. |
3 | Виды театрального искусства. | 1 | 20.09. | |
4 | Рождение спектакля. | 1 | 27.09. | |
5 | Театр снаружи и внутри. | 1 | 4.10. | |
6 | Культура зрителя. | 1 | 11.10. | |
Театры на все времена. – 3 часа. | ||||
7. | История зарождения театрального искусства в Бурятии. | 1 | 18.10. | В этом разделе ребята знакомятся с историей зарождения театрального искусства .Расширяют свои представления о законах творческого подхода . Учитель знакомит учащихся с самыми известными театрами , выдающимися драматургами и их пьесами. Ребята смотрят отрывки из известных фильмов, видеозаписи спектаклей, обсуждают замысел режиссера и актёрское воплощение этого замысла. |
8. | Законы творческого подхода бурятского народа к театральному творчеству. | 1 | 25.10. | |
II четверть- 7 часов. | ||||
9. | Известные театры Бурятии. | 1 | 15.11. | |
Гимнастика чувств и пантомима. – 2 часа. | ||||
10. | Искусство пантомимы. | 1 | 22.11. | Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает в учащихся свободу и выразительность движений. Игры этого раздела: - общеразвивающие игры, - театральные игры, - импровизация, - действия с воображаемым предметом, - пластические, ритмические, музыкальные игры. Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят детей к художественной деятельности, но способствуют более быстрой и лёгкой их адаптации в школьных условиях. Эти игры создают весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривают зажатых и скованных детей. У них появляется возможность оценить действия других и сравнить со своими собственными. Театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию. Для этого нужно опираться на личный опыт ребёнка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения, пробуждать и воспитывать интеллект. Поэтому импровизация как вид игры очень важна для детей. Знакомить со сценическим действием можно на материале хорошо знакомых сказок и рассказов. Участвуя в импровизации, ребёнок учится находить ответы на вопросы: почему, для чего я это делаю? В театральном искусстве «этюд» - это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях. |
11. | Театр- экспромт. | 1 | 29.11. | |
Культура и техника речи. – 9 часов. | ||||
12. | Работа над сценической речью. | 1 | 06.12. | Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Уделяется внимание играм со словом, развивающим связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы; происходит работа над тембром, темпом речи. Упражнения и игры раздела: - речевая гимнастика - дыхательные и артикуляционные упражнения - дикционные и интонационные упражнения - творческие игры со словом. Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать детям правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас. Дети должны понимать, что театральная речь должна быть чёткой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по театральной деятельности. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем подключать другие компоненты речи. В зависимости от поставленной задачи постепенно тренируются все мышцы речевого аппарата. Затем переходим к работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.д. Всё это тренируется на скороговорках, стихах, без применения специальных актёрских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный отрезок. |
13. | Этюд «Взгляд в зал». | 1 | 13.12. | |
14. | Декламация стихотворений. | 1 | 20.12. | |
15. | Словарь театральных терминов. | 1 | 27.12. | |
III четверть- 10 часов. | ||||
16. | Понятие мизансцены. | 1 | 17.01. | |
17. | Мимика и жесты. | 1 | 24.01. | |
18. | Диалог и монолог. | 1 | 31.01. | |
19. | Голос – главный инструмент актёра | 1 | 07.02. | |
20. | Использование голосовых возможностей при озвучивании мультфильмов. | 1 | 14.02. | |
Рождение спектакля.- 14 часов. | ||||
21. | Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене. Их роль в спектакле. | 1 | 21.02. | Это самое увлекательное занятие – создание спектакля. Процесс постановки спектакля вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, активных и не очень, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость. Первая встреча детей с пьесой должна быть интересной, эмоционально насыщенной, чтобы им хотелось играть её. Чаще всего это бывают сказки. Выбирая материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, расширяя творческие возможности. Этапы работы над спектаклем:
Занятия комплексные, проводятся с использованием тем и упражнений из разных разделов программы. |
22. | Музыкальное оформление спектакля. | 1 | 28.02. | |
23. | Творим самостоятельно. | 1 | 07.03. | |
24. | Театральный словарь. | 1 | 14.03. | |
25. | Становимся актёрами. | 1 | 21.03. | |
IV четверть- 9 часов. | ||||
26. | Актёрское мастерство. Пробы на роль. | 1 | 04.04. | |
27. | Создание правдивого образа. | 1 | 11.04. | |
28. | Работа над отдельными эпизодами. | 1 | 18.04. | |
29- 31 | Репетиция. Работа над отдельными сценами. | 3 | 25.04., 08.05., 16.05. | |
32. | Костюмы Подготовка костюмов. | 1 | 23.05. | |
33- 34 | Музыка Репетиция с музыкальным оформлением. Театральная постановка, посвящённая Дню защиты детей. | 2 | 30.05., 3105. |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Список учебно - наглядных пособий
Наименование пособия | Кол-во |
DVD - диски. | 6 |
Путешествие по историческому Улан-Удз. | 1 |
Библиотека русской классики. Выпуск первый и второй. | 1 |
Кяхта .Шёлковый путь. | 1 |
Видео экскурсия по Литературному музею. | 1 |
Видео экскурсия по Московским драматическим театрам. | 1 |
Литературный Иркутск. | 1 |
Художественные фильмы на DVD - дисках. | 25 |
«Барышня – крестьянка». | 1 |
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 |
«Тёплый хлеб» | 1 |
«Волшебное кольцо». | 1 |
«Ревизор» - спектакль | 1 |
«Горе от ума». | 1 |
«Дубровский». | 1 |
«Князь Серебряный». «Иван Грозный. Смута», «Борис Годунов». | 1 |
«Чингиз-хан» | 1 |
«Нахалёнок». | 1 |
Фильмы по произведениям Ж.Верна. | 1 |
«Васюткино озеро» | 1 |
«Тарас Бульба» | 1 |
«Царевна-лягушка» | 1 |
«Приключения Буратино» | 1 |
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». | 1 |
«Приключения Геклбберри Финна» | 1 |
«Русский бунт» (по повести «Капитанская дочка»). | 1 |
«Снежная королева». | 1 |
«Двенадцать месяцев» | 1 |
«Руслан и Людмила» | 1 |
«Судьба человека». | 1 |
«Тарас Бульба». | 1 |
«Тихий Дон». | 1 |
«Удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 |
«Шинель». | 1 |
Компьютер | использую ресурсы Интернет при проведении занятий (просмотр спектаклей, фильмов, интерактивных экскурсий). |
Мультимедийная доска, проектор, аудиоколонки, | использую при проведении занятий, просмотре презентаций |
Цифровой фотоаппарат | использую фотографии при создании презентаций к занятиям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....
Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме). Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...