Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев? |
Результат обучения: создание и защита постера или брошюры «Образ Петербурга в творчестве писателей XIX века». |
Цель: исследовать произведения великих русских писателей, чтобы увидеть Петербург 19-го века их глазами. |
Задачи: Обучающие: - создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения; - формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; - формировать умения создавать устное публичное и монологическое выступление; - формировать умения анализировать текст. Развивающие: - совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; - продолжить работу по развитию культуры речи. Воспитательные: - создать необходимый эмоциональный настрой, пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя; - способствовать созданию поисково-творческой атмосферы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.uroka_liter.-obraz_peterburga.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Харитонова Н.С.,
учитель русского языка и литературы
«Образ Петербурга в классической литературе XIX века»
(урок литературы, 10 класс)
Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев? | |||
Результат обучения: создание и защита постера или брошюры «Образ Петербурга в творчестве писателей XIX века». | |||
Цель: исследовать произведения великих русских писателей, чтобы увидеть Петербург 19-го века их глазами. | |||
Задачи: Обучающие: - создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения; - формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; - формировать умения создавать устное публичное и монологическое выступление; - формировать умения анализировать текст. Развивающие: - совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; - продолжить работу по развитию культуры речи. Воспитательные: - создать необходимый эмоциональный настрой, пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя; - способствовать созданию поисково-творческой атмосферы. | |||
Расписание программы PBL | |||
Урок | Организация процесса PBL | Деятельность | Ресурсы/ Итоговые результаты |
1. | Формирование команд | Микс пэа шэа Обучающиеся встают, смешиваются под музыку, приветствуют друг друга и образуют пару. А) Эпиграф к уроку: Сам Петербург находится на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории... и он — на пороге. М. М. Бахтин Б) Слово учителя: - Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Они увидели в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Кто эти особенные люди? (обсуждение в команде, а затем ответы школьников) - Да, этими особенными людьми являются писатели. Как вы думаете, над какой проблемой мы с вами будем работать на протяжении следующих уроков? | Тайм-пэа-шэа В парах по очереди идет обсуждение (эпиграфа) афоризма М.Бахтина. Первым начинает говорить участник, у которого светлее волосы. Каждому дается по 30 секунд времени. Учитель просит поделиться размышлениями. Затем близстоящие пары объединяются в пары. Учитель раздает карточки с номерами столов. Ученики садятся за столы. Образуется команда. (обсуждение в команде, а затем выборочные ответы школьников) |
2. | Запуск проблемы | А) Используя обучающую структуру ЭЙ АР ГАЙД, школьники делают прогнозы, основанные на своих первоначальных знаниях, и оценивают их достоверность после просмотра презентации. Б) Просмотр презентации «Образ Петербурга в классической литературе XIX века». | А) Обучающиеся заполняют таблицу ЭЙ АР ГАЙД: колонка ДО. Б) Обучающиеся заполняют таблицу ЭЙ АР ГАЙД: колонка ПОСЛЕ. Затем школьники обсуждают информацию, которая изменила их мнение. |
ЭЙ АР ГАЙД
до | утверждения | после |
Петербург для Пушкина - олицетворение русской государственности. Он восхищен Петербургом. | ||
Лермонтов скучает в Петербурге, он ненавидит фальшь этого города. | ||
Для Гоголя Петербург – город обманчивых контрастов. | ||
Для Некрасова Петербург- город, под блеском и богатством которого скрыты нищета и скорбь. | ||
В романах Гончарова Петербург является лишь фоном, на котором происходят события. | ||
Город Достоевского как бы теснит, давит людей, подталкивает к скандалам и даже толкает на преступления. |
3. | Анализ проблемы | Школьники формулируют проблему: Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди - писатели. Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев? | Обучающиеся заполняют таблицу FILA, составляют план действий каждого участника группы. Группы путем жребия определяют, творчество какого классика будут исследовать: Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского. |
Составление таблицы FILA
Факты:
| Идеи:
|
Обучающие вопросы:
| План действий 1.изучить материал учебника и хрестоматии 2. поискать доп. материал в интернете 3.изучить библиотечные материалы 4. проконсультироваться с учителем |
4. | Переоценка проблемы Поиск и внедрение новых знаний | А) РАБОТА В КОМАНДЕ. Каждый участник команды получает задание: №1 – Объясните значение слов «образ», «символ». №2 - Какое место занимает образ Петербурга в творчестве (Ф.И.) писателя? №3 - В чём заключается двойственность Петербурга в изображении (Ф.И.) писателя? №4 – Значение образов-символов, связанных с Петербургом, в произведениях (Ф.И.) писателя. Б) Конэрс. Учитель предлагает рассмотреть исследуемую проблему под другим углом зрения, задает вопрос: «Как вы думаете, какой из 4-х вариантов ответа лучше всего раскрывает образ Петербурга в творчестве … писателя?» и называет «УГЛЫ». Дает 30 секунд на размышление. Школьники выбирают углы, обмениваются мнениями. Угол №1 - Мифология города. (Традиционно в литературе сложился взгляд на Петербург как, город, сочетающий в себе реальное и фантастическое, конкретное и символическое). Угол №2 – География, геодезия города. (Хронотоп Петербурга во многом обусловлен природно-географическими факторами, определяющими климатические условия и характер ландшафта, в который вписан город). Угол №3 – Архитектурный облик и топонимика Петербурга. (Это один из всемирных городов-музеев. Его проспекты, площади, набережные, каналы, дворцы, мосты, ограды, памятники не только создают пространственно-пластический образ города, но и сами являются своеобразными художественными персонажами литературных текстов). Угол №4 – другой ответ | Обновление таблицы FILA Структура РАУНД РОБИН, обучающиеся по очереди отвечают на вопрос в своих командах. Структура Конэрс. Школьники выбирают один из двух или более ответов на вопрос. Они встречаются в одном углу с учениками, которые думают так же, как и они, и обсуждают причины своего выбора. |
5. | Презентация решения | РАФТ. Школьники (в группах) создают и защищают постер, в котором схематично и наглядно раскрывают образ Петербурга в творчестве писателей XIX века. | Структура постера: 1.Цель исследования 2.Этапы работы. 3.Выводы. |
6. | Рефлексия и оценивание |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Классы Моллюсков" с применением технологии РКМЧП
Конспект урока "Классы Моллюсков". На данном уроке применяются приемы «Корзинка идей», прием «Зигзаг», прием «Концептуальная таблица». На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями стр...
Применение технологии дебатов и дискуссии методическая разработка урока в 10 классе школы с углубленным изучением английского языка по теме : Advantages and Disadvantages of Traditional and Modern Lifestyles of People”
Методическая разработка посвящена применению технологии дебатов и дискуссии на уроке в 10 классе по теме :Стиль жизни....
Методическая разработка урока в 5 классе "Санкт-Петербург"
Тех.карта урока в 5 классе "Санкт-Петербург"...
методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"
Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения....
Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Эти коварные приставки» с применением технологии проблемного обучения
Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением технологии проблемного обучения ,развития критического мышления. Цель урока ознакомить учащихся с правописанием приставок -пре, - при...
методическая разработка урока для 6 класса "Образ Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова"
В данной разработке раскрывается тема Родины; знакомство с жизнью и творчеством русского композитора С. В. Рахманинова .и роли Родины в судьбе композитора....
«Образ Петербурга в классической литературе XIX века»
laquo;Образ Петербурга в классической литературе XIX века»...