рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_russk.lit_7_kl_got.docx67.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Хилганайская средняя общеобразовательная школа  им.Э-Д.Ринчино»

Рассмотрено: _______ / Ринчинова С.Р./                     Согласовано:________ / Бадмаева Е.А./                Утверждаю: _______ / Раднаев Ж.П./

                                Руководитель МО                                                              Зам.дир по УВР                                                       Директор школы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Русская литература

7класс

2017-2018 учебный год

Составитель: Бадмаева Е.А., 1 квал.категория

Пояснительная записка

Рабочая программа по русской литературе составлена на основе:    

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897);

-Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной (М. : Просвещение).

-Устава МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»;

 - Положения о рабочей программе МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»;

-Учебного плана МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»

-Образовательной программы МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино».

Программа составлена для учащихся 7 класса МБОУ "Хилганайская СОШ им.Э-Д.Ринчино" и рассчитана на 68 часов.

Особенность по отношению к ФГОС  ООО.

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями  

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

   Концепция (основная идея  программы).

         Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неѐ к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

                    В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных этапах обучения произведений русской и зарубежной литературы, классических и современных произведений, а также их трактовке в других искусствах, что позволяет проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.

 Реализация программы 7 класса предполагает максимальное погружение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов.

     Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

 Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности: не только в качестве источника информации, но и как средство развития интереса к изучению литературы. Новизна и «плюс» в том, что в программу для 7 класса включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами. Новаторство данной программы в том, что в ней сформулированы темы творческих и проектных заданий. Например, «Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе». Тема для ученического исследования включает школьника в проектную деятельность.

         В программу заложены компоненты литературного образования: образовательный,просветительский, воспитательный.

Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:  

  1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг  чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
  2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
  3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
  4. Содействовать  интеллектуально-  нравственному и   мировоззренческому   развитию личности.
  5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
  6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.
  7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.          

Сроки реализации программы.

       Программа реализуется в течение одного года.

Предполагаемые результаты

В результате изучения литературы в 7 классе учащиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;
- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; композиция;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 Оценка устных ответов учащихся.

 При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

  Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

  Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

  Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

  Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 Оценка сочинений

    В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: 

 правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

 точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

  Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

   Отметка “5” ставится за сочинение: 

 глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

 стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

 написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

  Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

  Отметка “4” ставится за сочинение: 

 достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

 логичное и последовательное изложение содержания;

 написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

   Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

  Отметка “3” ставится за сочинение, в котором: 

 в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

 материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

 обнаруживается владение основами письменной речи;

 в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов. 

  Отметка “2” ставится за сочинение, которое: 

 не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

 характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

 отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

  Отметка “1” ставится за сочинение: 

 совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

 содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

 Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

 Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

 «5» — 90 – 100 %;

 «4» — 78 – 89 %;

 «3» — 60 – 77 %;

 «2»- менее 59 %.

 Оценка творческих работ 

 Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. 

 Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: 

 — соответствие работы ученика теме и основной мысли; 

 — полнота раскрытия тема; 

 — правильность фактического материала; 

 — последовательность изложения. 

 При оценке речевого оформления учитываются: 

 — разнообразие словарного и грамматического строя речи; 

 — стилевое единство и выразительность речи; 

 — число языковых ошибок и стилистических недочетов. 

 При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается 

 правильное оформление сносок; 

 соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; 

 реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; 

 широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; 

 целесообразность использования тех или иных источников. 

   Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. 

  Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.   

  Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. 

  Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. 

 При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу. 

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной (М. : Просвещение).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений различных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

        Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане- Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (для внеклассного чтения)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения)

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Михаил Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

                               Календарно-тематическое планирование уроков 7 класс (68 часов)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Вид деятельности учащихся

на уроке

Дата план

факт

1.

ВВОДНЫЙ УРОК

(1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия):

- Изучение содержания параграфа учебника;

- Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой),

- Работа в парах с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения заданий,

- коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания,

- комментирование выставленных оценок

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ЧАСОВ)

2

3

Предания как поэтическая автобиография народа.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- работа с теоретическим лит. материалом по теме «Былины»,

Работа с учебником (чтение статьи, составление плана, запись тезисов)

Выразительное чтение былины учителем

Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой.

Урок изучения нового материала

4.

Новгородский цикл былин. «Садко»

Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.

Комбинированный урок

Научиться определять жанровое своеобразия произведений

5.

Вн. чт.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.

Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Урок внеклассного чтения

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

с/р с ЛП),

- коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания,

- комментирование выставленных оценок

6.

Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости.

Комбинированный урок

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний:

- с/р или групповая работа на тему «Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью Справочник лит-ры».,

- работа со статьей учебника

- составление рассказов по пословицам

- игра - викторина

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ЧАСА

7

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». Отрывок «О пользе книг»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

- с/р с ЛП,

-работа в парах (поиск незнакомых слов и объяснение их с помощью спец. литературы и словарей),

-ЛР «Нравственные заветы и идеалы Древней Руси»,

- коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания,

- комментирование выставленных оценок

8.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы.

Комбинированный урок

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль, самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки;

- беседа

- выразительное чтение

- комментирование выставленных оценок

9.

РР.

Подготовка к домашнему сочинению

Урок развития речи

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- групповая работа (составление характеристики человека в древнерусской литературе),

- словарная работа

- составление плана сочинения

10.

Контрольная работа №1по темам: « УНТ и ДРЛ»

Урок контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- выполнение контрольной работы,

ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА

11

Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- с/р (сообщение о жизни и тв-ве поэта),

- работа в парах Сильный –Слабый (устное рецензирование выразительного чтения стихотворения),

- комментированное чтение

- словарная работа

12.

Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение по итогам дз,

- выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензированием,

- участие в коллективном диалоге,

- комментирование выставленных оценок

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 28 ЧАСОВ

13.

А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». «Полтавский бой». Изображение Петра в поэме.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- проверка дз,

- Выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием,

- Групповая работа.

- аналитическая беседа

- сравнительная характеристика полководцев.

14.

«Медный всадник». Тема Петра I в поэме.

Комбинированный урок

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- практическая работа по теме «Тема Петра I в трагедии»,

- ЛР в парах сильный-слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие трагедия),

- коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания,

- комментирование выставленных оценок

15

«Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге»,

- ЛР в парах Сильный - Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада),

- Сравнение художественного текста и источника-летописи

16.

Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- индивидуальная работа с дидактическим материалом,

- Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя («Борис Годунов»),

- коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания,

- комм-ние выставленных оценок

17

РР.

«Станционный смотритель»

Подготовка к домашнему сочинению по произведениям

А.С. Пушкина.

Урок развития речи

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- написание черновиков сочинения.

18

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Личность поэта.

«Песня про купца

Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

- работа с теоретическим лит.материалом (основные понятия: поэма. Фольклор, композиция),

- работа в парах (иллюстрирование понятия опричнина примерами из повести),

- устное словесное рисование,

- Составление тезисного плана для пересказа «Песни..»,

- сравнительная характеристика героев,

19

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про …купца Калашникова» Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

- устное словесное рисование,

- СР с ЛП (составление таблицы «Калашников и Киребеевич»),

- сравнительная характеристика героев,

20.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

- работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации),

- анализ стихов,

- устное словесное рисование

21.

Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- комплексное повторение, работа над ошибками,

-выразительное чтение отрывков повести,

- работа в парах (поиск в тексе незнакомых слов и определение их значения),

22.

Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи.

Комбинированный урок

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- СР (выделение этапов развития сюжета повести),

- групповая работа (составление сравнительной характеристики героев),

23

Осада польского города Дубно. Трагедия Тараса Бульбы.

Комбинированный урок

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- составление плана эпизода,

- составление тезисного плана для пересказа отрывков,

- работа с тексом,

- аналитическая беседа.

24.

РР.

Сочинение по повести «Тарас Бульба».

Урок развития речи

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- сочинение

25

Контрольная работа №2по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

Урок контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- выполнение контрольной работы,

- комментирование выставленных оценок

26

И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексная проверка ДЗ,

- СР с ЛП (анализ повести),

- Работа в парах Сильный -Слабый (характеристика героев повести),

- индивидуальные выступления учащихся

- аналитическая беседа

- пересказ

27

Стихотворения в прозе.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- СР с ЛП,

- выразительное чтение и его рецензирование,

- чтение по ролям

- аналитическая беседа

28

Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины»

Тема подвига русских женщин в поэме.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов),

- выразительное чтение и его рецензирование,

29

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышление у парадного подъезда»

Комбинированный урок

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексная проверка ДЗ,

- работа в парах (составление тезисного плана для пересказа отрывков),

- проблемные вопросы, тест

30

А. К. ТОЛСТОЙ. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского

«рыцарства».

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- индивидуальная работа по диагностической карте типичных ошибок в домашней работе,

- анализ лирического произведения,

- беседа,

- выразительное чтение

31

М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

- выразительное чтение сказки,

- работа со словарем литературоведческих терминов,

- Индивидуальные . выступления учащихся,

- аналитическая беседа

32

Вн. чт.

Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»

Урок внеклассного чтения

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексная проверка ДЗ,

- СР с ЛП (анализ ),

Работа в парах Сильный -Слабый (характеристика героев сказки),

- заполнение таблицы

33

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

- групповая лабораторная работа по тексту повести (составление портретной характеристики героев),

Самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков

34

Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста.

Комбинированный урок

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- групповая РНО в ДЗ,

- работа в парах Сильный -Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы авторской позиции в повести),

- коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания,

- комментирование выставленных оценок,

- словарная работа.

35

А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- элементы ПД (подбор примеров на тему «Речь героев как средство их характеристики»,

- работа в парах Сильный -Слабый (устное рецензирование выразительного чтения рассказа),

- пересказ.

36

Вн.чт.

Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня»

Урок внеклассного чтения

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

-различные виды пересказов,

- устная и письменная характеристика героев,

- написание отзыва

37

«Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. Жуковский, Бунин,

А. Толстой.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- индивидуальная и групповая работа (анализ рассказа, выразительное чтение рассказа),

38

И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

-различные виды пересказов,

- устная и письменная характеристика героев,

- проблемные вопросы,

- словарная работа

39

Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов),

- выразительное чтение и его рецензирование,

- устное словесное рисование

40

Контрольная работа №3 по теме «Литература XIX века»

Урок контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- Игра «Литературный ринг»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 22 ЧАСА

41

М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава)

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- взаимопроверка выполненного ДЗ,

- групповая ЛР по тексту,

- аналитическая беседа

- чтение по ролям, пересказ

42

«Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство»

Комбинированный урок

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

-различные виды пересказов,

- устная и письменная характеристика героев,

- чтение по ролям,

- словарная работа

43

РР.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство»

Подготовка к домашнему сочинению – характеристикелитературного героя

Урок развития речи

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

-различные виды пересказов,

- устная и письменная характеристика героев: Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело,

- работа с текстом,

- составление плана

- характеристика героев, подбор цитат, сочинение

- выполнение письменной работы

44

«Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)

Комбинированный урок

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- СР с ЛП (составление таблицы «Пафос романтических рассказов М. Горького),

- групповая работа (составление тезисного плана для различных видов пересказа)

45

Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение содержания параграфа учебника,

- конспектирование статьи,

- составление цитатного плана

- аналитическая беседа, пересказ

46

В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта. «Необычайное приключение…»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- коллективная РНО в ДЗ,

- выразительное чтение с последующим рецензированием,

- групповая работа (характеристика метрико-ритмических особенностей стихотворения),

- лексический анализ стихотворения,

- выразительное чтение

47

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

- СР с ЛП (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи),

- работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой),

- Беседа, частичный анализ

48

А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- развитие понятий о сказе,

- составление цитатного плана для пересказа,

- подбор цитатных примеров при составлении ответ на вопрос «Каковы доказательства душевной щедрости главного героя рассказа?»

49

Вн.чт.

А.П. ПЛАТОНОВ

«В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова

Урок внеклассного чтения

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- коллективное проектирование

- аналитическая беседа, пересказ

50

Б.Л. ПАСТЕРНАК Слово о поэте.«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины при-

роды, преображенные поэтическим зрением Пастернака.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- работа в парах(подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности публицистики),

- анализ публицистической статьи

- беседа

51

А.ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения

Урок изучения нового материала

52

ЧАС МУЖЕСТВА. Интервью с поэтом — участником ВОв. Героизм, патриотизм в стихотворениях поэтов — участников войны:

А. Ахматовой,

К. Симонова,

А. Твардовского,

А. Суркова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием,

53

Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- - групповая работа (составление плана рассказа),

- аналитическая беседа

- проблемные вопросы, пересказ.

54

Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие портрет героя, юмор, речь героя),

- работа с текстом,

- аналитическая беседа

55

Е. Носов «Живое пламя»

Комбинированный урок

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- различные виды пересказов,

- беседа, анализ эпизода

56

Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

- СР с ЛП (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи),

- работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой),

- Беседа, частичный анализ

57

«Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева

Комбинированный урок

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

- работа в парах «Песня как синтетический жанр искусства,

- Беседа, частичный анализ

58

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко.Рассказ «Беда»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- выразительное чтение с последующим рецензированием,

- работа в парах (различные виды пересказов),

- беседа,

- составление плана

59

«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- работа в парах

- беседа

60

Проект№1

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Проект

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием,

61

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь

пришел сюда и сам не верю...»

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- работа со статьей учебника,

- Чтение произведения, составление плана,

- беседа,

- работа в парах «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа»,

62

Контрольная работа №4 по теме «Русская литература 20 века»

Урок контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- Игра «Литературный ринг»

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 5 ЧАСОВ

63

Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- выразительное чтение с последующим его рецензированием,

- работа со статьей учебника,

- беседа

64

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

- работа в парах (Выявление черт фольклора. Определение функций фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в произведениях зарубежной литературы)

65

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

Урок изучения нового материала

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- проверка ДЗ,

- индивидуальная и парная работа по сочинению хокку,

- выразительное чтение хокку с последующим рецензированием,

66

О.Генри. «Дары волхвов».

Комбинированный урок

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- индивидуальная .и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа),

- выразительное чтение,

67

Р.Д. Бредбери. «Каникулы».

Комбинированный урок

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- индивидуальная .и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа),

- выразительное чтение,

68

Итоговая контрольная работа № 5по курсу литературы 7 класса.

Урок контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- выполнение контрольных заданий

- список книг на лето

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2015.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2017.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2016.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 20014.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2015.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2012.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2014.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2015.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

Материально-техническое обеспечение

  • Проектор
  • Фонохрестоматия
  • Видео, презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...