Литературный фестиваль "Мудрые советы дедушки Крылова"
материал (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Ерофеева Татьяна Викторовна

Литературный фестиваль "Мудрые советы дедушки Крылова", адаптированный для учащихся III-IV вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный фестиваль «Мудрые советы дедушки Крылова»», посвященный памяти русского баснописца И.А. Крылова в рамках «Недели гуманитарных наук»

Цели:

  • показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи;
  • развивать творческие и актёрские способности учащихся;
  • формировать чувство прекрасного, интерес к творчеству И.А. Крылова и литературе в целом;
  • прививать любовь и интерес к чтению.

Участники: 2 возрастные категории: учащиеся 6,7 классы и 8-10 классов.

Оформление: Презентация на тему «Крылов - баснописец», выставка рисунков учащихся  на тему «Иллюстрация к басне», в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча.

Эпиграф: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

Ход мероприятия

СЦЕНА 1.

Звучит музыкальный фрагмент (занавес)

Раскрывается занавес. Освещена вся сцена.  Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Ученики в костюмах героев басен стоят рядом с баснописцем.  

Звучит музыкальный фрагмент. Фон для ведущих (тихая).

Ведущий: Добрый день, дорогие гости и конкурсанты! Мы рады приветствовать Вас на литературном фестивале «Мудрые советы дедушки Крылова». Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве любимого баснописца, посостязаемся в инсценировании, а также определим, кто в нашей школе является лучшим чтецом  и художником басни.
 И. А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Мы с детства, со школьной скамьи, знакомимся с его баснями. И до Крылова писали басни, но Иван Андреевич писал их лучше всех. Он писал так просто, так по-народному, что каждый запоминает их чудесный русский язык. «Люблю, где случай есть пороки пощипать» говорил о себе Крылов, но «щипал» он как-то не больно. Ему удавалось в необидной форме показать слабости и недостатки людей. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, обезьянами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей, обличал и осуждал людские пороки.

Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, которые вошли в нашу речь.

(Дети в костюмах героев басен по очереди произносят крылатые фразы):

Ученик 1. Береги платье снову, а честь смолоду.

Ученик 2. Выгода на миг, доброе имя навек.

Ученик 3. Платье черненько, да совесть беленька.

Ученик 4. Работай боле, тебя помнить будут доле.

Ученик 5. По заслугам и честь.

Ученик 6.Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука.

Ученик 7. Живи своим умом, а честь расти трудом.

Ученик 8. Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Ученик 9. Каков есть, такова и честь.

Ученик 10. Жизнь дана на добрые дела.

Ученик 11. Добрая слава дороже богатства.

Ведущий: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

(Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Учащиеся в образах героев басен замирают.)

СЦЕНА 2. Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье)

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Звучит музыкальный фрагмент (Фон для ведущих). «Оживают» ученики-герои басен, участвующие в мизансцене. Уходят.

Ведущий: С тех дней, когда Крылов писал свои басни прошло два столетия, а басни Ивана Андреевича живут, их знает, их любит и ценит народ. Они стали его достоянием. Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Ведущий: Разрешите представить жюри нашего конкурса:

  •  

 Основными критериями оценки конкурса инсценирования басен являются:

  • выразительное чтение басни;
  • исполнительское мастерство;
  • подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию басни;

Критериями оценки конкурса выразительного чтения басен являются:

  • Конкурсант назвал свое имя и фамилию; название басни;
  • интонационная выразительность речи;
  • использует  выразительные средства  (мимики, жестов, поз, движений);
  • знание текста наизусть;
  • умение воздействовать на слушателей.

Критериями оценки иллюстрирования басен являются:

  • соответствие возрасту
  • мастерство исполнения
  • цветовое решение, колорит
  • композиция
  • выразительность, эмоциональность
  • неординарность, оригинальность

Конкурс будет проходить по двум  возрастным категориям:

  1. 6,7 классы;
  2. 8, 9,10 классы.

Таким образом, по итогам конкурса определятся три призовых места среди 6,7 классов и три призовых – среди 8, 9 и10-го классов.

 Также отмечаются номинации «За лучшую женскую роль», «За лучшую мужскую роль» и «Лучшая басня» по итогам голосования болельщиков.

Ведущий: Итак, мы начинаем! А название первой басни, вы, болельщики, должны угадать сами. Из какой басни фраза «Свинья под дубом  вековым..»  («Свинья под дубом») Правильно! Выступает 6 класс с басней «Свинья под дубом».

Ведущий: Продолжаем отгадывать. Из какой басни фраза?

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела…»     («Стрекоза и Муравей»)

Правильно! Приглашаем 9-10 воспитательную группу. Басня «Стрекоза и Муравей».

Ведущий: Из какой басни следующая фраза?

                   «Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!»  («Кукушка и Петух»)

Правильно! Приглашаем на сцену 7  класс с басней «Кукушка и Петух».

Ведущий: Отгадайте из какой басни эта фраза?

                                          Как счастье многие находят
                                        Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! (Из басни «Две собаки»)

Встречаем 8 класс с басней «Две собаки».

Ведущий: Из какой басни знаменитая фраза «У сильного всегда бессильный виноват»? («Волк и ягнёнок»).

Правильно! Воспитательная группа 9- 10 класс с басней «Волк и ягнёнок». Встречаем!

Ведущий: А сейчас 9 класс бросают творческий вызов 8 классу. Они тоже приготовили басню «Две собаки». Встречаем аплодисментами.

 

Ведущий: Завершают конкурс инсценировок басен 10 класс. Басня «Червонец и полушка».

Конкурс выразительного чтения басни

Ведущий: Музыкальный фрагмент(занавес).  А теперь мы переходим к конкурсу выразительного чтения басен. С басней «Водопад и ручей выступает ученик (ца) из 6 класса_______ . Встречаем.

Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? (Моська и Шавка) Из какой басни? («Слон и Моська»).

Правильно! Приглашаем  ученика (цу) 7 класса________. Он(а) выступит с басней «Слон и Моська».

Ведущий: Ответьте, из какой басни взяты следующие строки?

Народ толпился.
На Белку в колесе зевал он и дивился. ( Из басни «Белка»).

 Выступает ученик (ца) 8 класса _______. Басня «Белка».

А сейчас встречаем ученика (цу) 9 класса_______ с выразительным чтением басни «Лиса и Виноград».

 Завершает конкурс выразительного чтения ученик (ца) 10 класса _________ с басней «Стрекоза и муравей».

Ведущий: Посмотрите сколько иллюстраций к басням приготовили наши ученики. Их по достоинству оценит жюри.

Звучит музыкальный фрагмент (занавес)

Ведущий: Давайте пригласим на сцену всех наших конкурсантов и громкими аплодисментами наградим их за ответственный подход  к мероприятию, добросовестный труд и актёрское мастерство!

(На сцену выходят все артисты.)

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям):

Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, /

Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Артисты все кланяются зрителям и садятся на свои места.

Ведущий: Наша конкурсная программа подошла к концу. Жюри подводит итоги.

Уважаемые гости! Вы можете проголосовать за лучшую, по вашему мнению, басню с помощью стикеров. По итогам вашего голосования будет также выбрана лучшая басня.

А пока наше жюри совещается, ответим на вопросы викторины.

Викторина для болельщиков «Узнаем героя по реплике!» Из какой басни? 

Ведущий 2: Сейчас я буду читать отрывки из басен, а Вы должны будете угадать, каким героям принадлежат данные реплики.

1. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

2. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

3. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

4. - Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

5. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

6. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

7. - Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

8. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

Ведущий: Викторина для болельщиков «Кот в мешке»

В мешке у учителя разные предметы, которые упоминаются в той или иной басне. Вызываются зрители, которые должны достать предмет и угадать, кому он принадлежит и из какой басни. (Сыр, очки, зеркало, бас, осел, соловей, балалайка, мартышка и др.)

Ведущий: Слово жюри для подведения итогов нашего конкурса (Музыкальный фрагмент. Фанфары для вручения).

Ведущий: Хочется сказать большое спасибо всем участникам нашего конкурса, классным руководителям, членам жюри и администрации школы за помощь в организации и проведении мероприятия! До новых встреч! 

Звучит музыкальный фрагмент. Фанфары конец концерта. Гости расходятся.



Предварительный просмотр:

Номинация «Инсценирование басни»

Лист оценивания для жюри

 

Конкурс будет проходить по двум возрастным категориям:

  1.  6-7 классы;
  2. 8, 9, 10 классы.

Таким образом, по итогам конкурса определятся три призовых места среди 6-7 классов и три призовых – среди 8, 9,10-х классов.

Также отмечаются номинации «За лучшую женскую роль», «За лучшую мужскую роль» и «Лучшая басня» по итогам голосования болельщиков.

Класс

Требования к исполнителям басен

Всего баллов

Выразительное чтение басни

Исполнительское мастерство (эмоционально-образная выразительность, интонационное богатство).

Подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию басни.

Возрастная категория (6-7 классы)

6

7

 

Максим. балл

5

5

5

Возрастная категория (8, 9, 10 классы)

 8

 9

 10

 Восп. гр. 9-10 классы

1*

2*

Максим. балл

5

5

5

Воспитательная группа представляет 2 инсценирования басни:

1* -  басня «Стрекоза и муравей»;

2* - басня «Волк и ягнёнок».



Предварительный просмотр:

 Номинация «Выразительное чтение басен»

 

Оценочный лист

Ф.И.О. жюри  _________________________________________________

Баллы: 2 – критерий просматривается полностью, без недочетов (великолепно, отлично, изумительно)

               1 – критерий просматривается частично, есть небольшие недочеты  (хорошо, но можно лучше)

               0 -  критерий отсутствует (увы, надо еще поработать) 

* интонационная  выразительность речи (динамика, выражаемая  в  ударениях; мелодика, выражаемая  в движении  голоса  по  звукам  разной  высоты; темп и ритм, выражаемые  в длительности  звучания  и  остановках, паузах; эмоциональная  окраска речи, определяющая  характер)

        6, 7 классы

ФИ участника

Примечание (Что-то особенное во время выступления)

Критерии оценивания

Итог

(сумма баллов) 

 

назвал свое имя и фамилию; название стихотворения

интонационная  выразительность речи *

использует  выразительные средства  (мимики, жестов, поз, движений)

знание текста наизусть

умение воздействовать на слушателей

8, 9, 10 классы

ФИ участника

Примечание (Что-то особенное во время выступления)

Критерии оценивания

Итог

(сумма баллов) 

 

назвал свое имя и фамилию; название стихотворения

интонационная  выразительность речи *

использует  выразительные средства  (мимики, жестов, поз, движений)

знание текста наизусть

умение воздействовать на слушателей



Предварительный просмотр:

Номинация «Иллюстрация к басне И. А. Крылова»

Оценочный лист

Баллы: 2 – критерий просматривается полностью, без недочетов (великолепно, отлично, изумительно)

               1 – критерий просматривается частично, есть небольшие недочеты  (хорошо, но можно лучше)

               0 -  критерий отсутствует (увы, надо еще поработать) 

№№

п.п.

ФИ  участника,  

класс

Название работы

Соответствие возрасту

мастерство исполнения

Раскры

тие темы

цветовое решениеколорит

композиция

выразительность, эмоциональность

неординарность, оригинальность

Итого баллов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова"

ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе....

Урок внеклассного чтения "Басни дедушки Крылова" 7 кл

в помощь педагогам коррекционных школ...

Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"

Цели:1.      Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни ...

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова" для учащихся 5-х классов

Литературная викторина содержит занимательный материал по басням И.А. Крылова.Игра проводится в форме соревнований.Расчитана на учащихся 5--6-х классов....

Литературный праздник "В гостях у дедушки Крылова"

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по басням И.А.Крылова...

Литературный вечер "Встречи с дедушкой Крыловым"

Внеклассное мероприятие   с инсценировкой "Встречи с дедушкой Крыловым"...