Литературно-музыкальная композиция посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Материал предназначен для учителей литературы как помощь в проведении внеклассного мероприятия по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat.-muz._kompozitsiya_lermontov.docx | 38.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытое тематическое мероприятие «Лермонтовские этюды».
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии Лермонтова.
Задачи:
Образовательная
– продолжить знакомство с произведениями М.Ю. Лермонтова;
– раскрыть богатство и глубину творческого наследия М.Ю. Лермонтова, его влияние на человеческие судьбы;
– продолжить формирование навыков художественного чтения поэтического произведения.
Развивающая
– на материале творчества М.Ю. Лермонтова через создание сценических образов развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
– через театральную игру развивать понимание литературных образов и свое отношение к произведениям М.Ю. Лермонтова.
Воспитательная
– воспитывать любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова;
– воспитывать чувство гордости за великих людей России;
– воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Форма проведения:
внеклассное интегрированное мероприятие по литературе, музыке и изобразительному искусству.
Оборудование:
– компьютер;
– проектор;
– интерактивная доска;
– презентация
Звуковой ряд:
– запись музыки Бетховен. Симфония №5
- запись музыки Шопен. Адажио.
- романс «Выхожу один я на дорогу».
-запись музыки И.С.Бах.Ария. Виолончель. Орган.
- запись музыки полонез.
- романс «Горные вершины»
-запись музыки В.А.Моцарт. Ностальгия.)
-запись музыки В.А.Моцарт. Симфония сердца.)
-запись музыки Заволокина . Молитва.
-запись музыки Шопен. Осенний вальс.
- запись музыки В.А.Моцарт. Музыка дождя.
Запись музыки Бетховен. Лунная соната.
– вальс на музыку А. Хачатуряна к драме «Маскарад»
Литературно - музыкальная композиция «Лермонтовские этюды».
Так жизнь скучна, когда боренья нет
1. Вступительное слово учителя. (1-й слайд .М.Ю. Лермонтов -200 лет со дня рождения)
15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, русского поэта, писателя, драматурга. Судьба и поэзия Лермонтова овеяны глубоким трагизмом. Жизнь его была коротка, но ослепительна. В произведениях Лермонтова можно прочесть историю его души и понять его не только как поэта, но и как человека Так жизнь скучна, когда боренья нет. Поэзия Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: наполнена чувством гражданского долга, свободы и справедливости, любовью к родине.
!!! Звучит музыка. Бетховен. Симфония №5.
(2-й слайд. А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов)
1-й чтец
Отрывок из стихотворения «Смерть поэта»
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
1-й ведущий.
Как только стало известно, что Пушкин погиб, по Петербургу распространилось стихотворение «Смерть поэта», под которым стояло в ту пору мало кому известное имя – Лермонтов. Это был голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина.
2-й ведущий.
Так началась всенародная слава Михаила Юрьевича Лермонтова. Неизвестно, что ждало поэта впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет.
!!! Звучит музыка. Шопен. Адажио. (3-й слайд. Море. Парус).
2-й чтец. Стихотворение «Парус».
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(4-й слайд. Один из портретов Лермонтова. Портрет Д.Г.Байрона).
1-й ведущий.
Лермонтов, подобно английскому поэту Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности – трагической и гениальной. Восемнадцатилетним юношей он писал:
3-й чтец.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит.
(5-й слайд. Ночная дорога).
!!!Звучит романс «Выхожу один я на дорогу».
(6-й слайд. Тарханы.)
Ведущий 1.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Детство будущего поэта прошло в Тарханах (Пензенской губернии), в имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
(7-й слайд. Портрет бабушки, отца поэта.)
Ведущий 2
Своего отца будущий поэт видел редко. Бабушка, Елизавета Алексеевна, очень любила своего внука и заставила уступить ей право воспитывать мальчика.
Ведущий 1. Тяжелые обстоятельства жизни поэта наложили отпечаток на его душу. Чувство одиночества осталось у него навсегда.
!!! Звучит музыка. Бах.Ария. Виолончель. Орган. 8-й слайд . Утес .)
4-й чтец «Утес».
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(9-й слайд. ( Сосна. И.И.Шишкин.)
5-й чтец. «На севере диком…»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
(10-й слайд. Портрет матери и ангелы).
Ведущий 2.
Ему не было еще и 3-х лет, когда скончалась его мать, Мария Михайловна. Но ее образ навсегда остался в его памяти. Свои воспоминания о матери поэт воплотил в стихотворении «Ангел».
Ведущий 1.
Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, наверняка порождало в сознании мальчика ассоциацию с ангелами. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти.
(11-й слайд. Ангел.)
6-й чтец. Стихотворение «Ангел».
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
!!!звучит мелодия. Полонез. (12-й слайд. Рояль.)
Ведущий 2.
Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.
Ведущий 1.
В записи, датированной 1830 г. он вспоминал:
Ученик
«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её напевала мне покойная мать». (13-й слайд. Мать и младенец.)
7-й чтец.
Казачья колыбельная песня
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Ведущий 2. С детских лет Лермонтов знал русские народные песни, научился играть на скрипке, на фортепьяно, занимался музыкой в Благородном пансионе. На песенной основе он создал “Песню про купца Калашникова».
ЧТЕЦЫ – отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича»…
Над Москвой великой, златоглавою Заря алая поднимается…
(14-й слайд. Романсы на слова Лермонтова.)
Ведущий 1. Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве. Он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”. Свыше 50 русских композиторов положили стихи Лермонтова на музыку, в т. ч. Ю. М. Александров (балет), А. Е. Варламов, Г. М. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, Г. В. Свиридов.
(15-й слайд. Виды Кавказа.)
!!! Звучит романс «Горные вершины»
Ведущий 2.
В детстве мальчик часто болел, и бабушка несколько раз возила внука на Кавказ на минеральные воды. С тех пор Кавказ вошел в сознание Лермонтова как край свободы, как страна благородных и возвышенных страстей.
(16-й слайд. Виды Кавказа.)
!!! (Звучит музыка. Моцарт. Ностальгия.)
8-й чтец. Стихотворение «Кавказ»
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Ведущий 2. Кавказ занимал особое место в биографии поэта. В одной из юношеских тетрадей он сделал такую запись:
Ученик: “Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той торы все мечтаю об вас да о небе”.
Ведущий 1.
На Кавказе наиболее полно раскрылось художественное дарование Лермонтова.
( слайд 17. Юный Лермонтов с кистью.) (18-й , 19-й, 20-й слайды. Картины Лермонтова.)
Ученица 1.
По свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи и рисовал всю свою недолгую жизнь. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом :“Вид Пятигорска”, “Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты”, “Вид горы Крестовой”.
(Слайд 21 -портрет Муравьева и автопортрет Лермонтова.)
Ученица 2.
В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьёва и акварельный портрет А.А.Столыпина. Большое значение имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов участвовал в военной кампании против горцев в 1840–1841 годах и запечатлел одну из битв этой кампании в замечательном рисунке “Эпизод из сражения при Валерике”. (слайд 22.)
(Слайд 23. Люблю Отчизну я.)
Ведущий 1.
Любовью к Родине пронизано все творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, но это чувство у поэта порой неоднозначно и мучительно. Он не может все принять в своем отечестве.
!!! (Звучит музыка. Моцарт. Ностальгия)
9-й чтец. «Родина»
Люблю Отчизну я, но странною любовью, Не победит ее рассудок мой, Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю за что, не знаю сам Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек, подобные морям.
Ведущий 2.
Поэту дорога родная природа. Вопреки своим многим произведениям, в ряде стихотворений он утверждает гармонию и на земле, и на небесах.
(24-й слайд. Желтеющая нива .)
!!! (Звучит музыка. Моцарт. Мелодия дождя.)
10-й чтец. «Когда волнуется желтеющая нива…»
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
(25-й слайд . Портрет Лермонтова с пером.)
Ведущий 1.
Размышляя о судьбе поколения, о своем непростом отношении к жизни, Лермонтов не мог не видеть представителей молодежи того времени, которые не знали, как и куда можно приложить свои силы. Многие стихотворения поэта – это горькая дума о тщетности жизни.
Звучит музыка
11-й чтец. «И скучно, и грустно…»
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
…
Ведущий 2.
Княгиня Мария Алексеевна Щербатова велела Мишеньке молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.
12-й чтец. Стихотворение «Молитва»
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
!!! Звучит музыка. Заволокина . Молитва.
(26-й слайд. В литературном салоне.)
Ведущий 1:
За знаменитым стихотворением “Смерть поэта” последовала ссылка на Кавказ. На этот раз он уезжал из Петербурга с тяжелым сердцем и с тяжелым предчувствием. Он видел себя изгнанником.
Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.
Звучит музыка
Сценка.
1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?
Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.
2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.
1-я Дама — Вам нездоровится?
Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
Тургенев — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…
Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.
Тургенев — Прочтите нам что-нибудь новое.
Лермонтов — Новое? Извольте!
(27-й слайд. Тучи)
!!! Звучит музыка. Шопен. Осенний вальс.
13-й чтец. Стихотворение «Тучи».
(28-й слайд. Долина)
Ведущий 1.
Поражают пророчества поэта. Лермонтов не только предчувствовал свою смерть, но и прямо видел ее заранее. То видение, которое описывает поэт в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии, подтверждая очередной раз его гениальность.
!!! (Звучит музыка. Лунная соната.)
14-й чтец. Отрывок из стихотворения «Сон»
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
!!! звучит Лунная соната.
15- чтец «СОН»
Ведущий 2.
Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата в стихотворении «Завещание», Михаил Юрьевич вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой.
15-й чтец.
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был.
ВИДЕОРОЛИК «Дуэль»
Ведущий 2. Михаил Юрьевич Лермонтов погиб 15 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска.
Ведущий 1.
Так закончился жизненный путь великого русского поэта. Он прожил всего 26 лет. Недолгая, но яркая жизнь М.Ю. Лермонтова до сих пор полна загадок. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого. (слайд – портреты Лермонтова).
Звучит вальс А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова “Маскарад”.
16-й чтец.
Вереницей идут года,
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он с нами навсегда.
В строй живых записан он навечно!
Стихотворение “Горные вершины” – перевод второй “Ночной песни странника” Гете. Очень хорошо об этом стихотворении написал Белинский:
“Эта пьеса, по художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом”.
И.В. Гёте «Песня ночного странника». (М.Ю.Лермонтов «Горные вершины»)
Uber allen Gipfeln
ist Ruh,
in allen Wipfeln
spurest du
kaum einen Hauch.
Die Voglein schweigen im Walde,
warte nur, balde
ruhest du auch.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...
Литературно - музыкальная композиция по творчеству М.Ю.Лермонтова "И жизнь, и слёзы, и любовь..."
Литературно - музыкальная композиция посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова....
Литературно-музыкальная композиция «Страницы мятежной жизни», посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова «И жизнь, и слёзы, и любовь
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Данное мероприятие рассчитано на обучающихся 5-9 классов. Основная цель — привити...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная юбилею М.Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) «Судьба поэта»
Мероприятие посвященно М.Ю. Лермонтову...
Литературно- музыкальная композиция « Вечно молод и вечно живой», посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова
Из опыта работы...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”
ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...