Литературно-музыкальная композиция, посвященная юбилею М.Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) «Судьба поэта»
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Большакова Светлана Юрьевна

Мероприятие посвященно М.Ю. Лермонтову

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа – интернат

«Панаевская школа–интернат среднего (полного) общего образования»

                                                                                                           

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная юбилею

М.Ю. Лермонтова

(200 лет со дня рождения)

 «Судьба поэта»

                                                 

                                                                 

                                 

                                                 Автор-разработчик: Большакова Светлана Юрьевна,                                                                                                            

                                                                             учитель русского языка и литературы                                                                      

с. Панаевск, 2014

Цели: углубление знаний о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова; раскрытие глубины поэтического мастерства поэта, своеобразия, колорита эпохи, в которую жил поэт, её влияния на человеческие судьбы; развитие интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

Образовательные: знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Развивающие: развитие музыкальных и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов музыкальной и творческой деятельности.

Воспитывающие: воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа; воспитание у детей интерес к творческому процессу, чувство самореализации и востребованности в обществе.

Оборудование и материал: портрет М.Ю. Лермонтова (в детские годы и взрослого) иллюстрации и фотографии, отражающие жизнь и творчество поэта, иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе», «Тифлис», «Автопортрет», проектор, аудиоаппаратура, музыкальные композиции на стихотворения М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня», «Парус», «Молитва», «Тучки небесные», «Выхожу один я на дорогу», шестая симфония Бетховена – «Гроза»

Предварительная работа: беседы о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, рассматривание иллюстраций и фотографий «Тарханы», «Кавказ», чтение и заучивание наизусть стихотворений «Тучи», «Белеет парус…», «Утес», «Смерть поэта», «Кавказ», «Как часто, пёстрою толпою окружён», отрывка из стихотворения «Бородино».

Ход мероприятия

Учитель: Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель юных лет.

                  Шнуры на куртке офицерской, узоры эполет.

                  Его слова, вовек  живые, вновь повторяй, страна:

                 «Недаром помнит вся Россия про День Бородина»

Именно этим стихотворением входит в наш мир М.Ю. Лермонтов. Входит и остаётся навсегда. Его жизнь была недолгой, но яркой. На литературной арене писатель появился ненадолго, но смог войти в историю литературы как блестящий представитель своего времени. Творчеству посвящено всего тринадцать лет его короткой, но яркой жизни. Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, создав такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих людей.

Чтец: Приветствую тебя, воинственных славян
Святая колыбель! Пришлец из чуждых стран,
С восторгом я взирал на сумрачные стены,
Через которые столетий перемены
Безвредно протекли; где вольности одной
Служил тот колокол на башне вечевой,
Который отзвонил ее уничтоженье
И сколько гордых душ увлек в свое паденье!..
— Скажи мне, Новгород, ужель их больше нет?
Ужели Волхов твой не Волхов прежних лет?

Учитель: 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося поэта М.Ю. Лермонтова. Наш литературно-музыкальный вечер посвящен его памяти.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Тихо звучит мелодия Бетховена “К Элизе”.

Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом. Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.

Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось и 3 года, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела у колыбели. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

Прослушивание музыкальной композиции «Казачья колыбельная песня».

Вероятно, смутные воспоминания о звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью, навеяли строки стихотворения «Ангел».

Чтец: По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под пущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Учитель: Воспитывала Михаила Юрьевича его бабушка Елизавета Алексеевна в своем родовом поместье «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик не остался с папой, так как, его отец был беден, и жалование капитана не позволяло дать сыну хорошее образование. Елизавета Алексеевна окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов Михаила.

Рассматривание фотографий усадьбы «Тарханы».

С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел французским и немецким языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.

Чтец: Ужасная судьба отца и сына –
Жить разно и в разлуке умереть…
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь Божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?

Учитель: В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Тогда Елизавета Алексеевна уехала с внуком для лечения на Кавказ. И еще несколько раз они туда возвращались. Эти поездки принесли Лермонтову столько впечатлений: незабываемы была его поездка на лошадях через всю Россию и пребывание на Кавказе. Все, что видел мальчик в дороге - родные просторы России, природа Кавказа- навсегда запомнились и нашли свое отражение в будущем творчестве поэта. На Кавказе он впервые увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.

Чтец: Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

Учитель: О Кавказе Лермонтов не только писал стихи, он оставил 13 картин, 44 акварели

  Я не  хочу, чтоб свет узнал

  Мою таинственную повесть.

  Как я любил, как  я страдал.

  Тому судья лишь бог да совесть.

Обдумывая стихотворные строки, Лермонтов любил рисовать и по свидетельству его родственника Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он занимался профессионально живописью, то мог бы стать настоящим художником.

Рассматривание иллюстраций картин, написанных М.Ю. Лермонтовым.

Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Когда Михаил Лермонтов окончил Московскую юнкерскую школу и впервые надел офицерский костюм, бабушка заказала художнику парадный портрет внука.

Рассматривание фотографии М.Ю. Лермонтова в офицерском костюме.

На нем мы видим гвардейца с правильными чертами лица: высокий лоб, строгие карие глаза, прямой правильный нос, щегольские усики над пухлыми губами. Печально-взволнованные глаза передают его задумчивое, часто грустное настроение.

Со временем Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет стихотворение «Парус» Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.

Чтец: Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Учитель: Самым любимым поэтом для Лермонтова был А. С. Пушкин. Они были дружны. Однако на дуэли Пушкин был смертельно ранен. На следующий день М.Ю. Лермонтов опечаленный таким известием, написал стихотворение «Смерть поэта». В 1847 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю I о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.

Чтение отрывка из стихотворения «Смерть поэта»

Чтец: Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар

            И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

            Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,

            Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..

            И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

            Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

            Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

            И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,

            И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен

            Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,

            И на устах его печать. —

            А  вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,

            Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Учитель: Когда это стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: За резолюцией последовал обыск, арест. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью сажи и спички написал несколько стихотворений. В числе которых «Молитва»

Прослушивание музыкальной композиции «Молитва.

Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт пишет стихотворение «Бородино»

Инсценировка отрывка из стихотворенья «Бородино».

1 ученик «Скажи-ка, дядя, ведь не даром

                   Москва, спаленная пожаром,

                   Французу отдана?

2 ученик  Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина! »

3 ученик  Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Не будь на то господня воля (крестится)

Не отдали б Москвы!

Все:          Умремте ж под Москвой,

                     Как наши братья умирали!

                     И умереть мы обещали,

                     И клятву верности сдержали

                     Мы в бородинский бой.

Учитель: Судьба распорядилась так, что Лермонтов вынужден был постоянно общаться  с людьми высшего общества. Легко ли это  было?  Об этом он пишет в стихотворении:

            Чтец:  Как часто, пёстрою толпою окружён,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шёпоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветёт на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Учитель: Но не подумайте, что Лермонтов  только  скучал, что просто так проходили его годы. Он работал. Поражаешься, сколько  написано  им. Более 400 стихотворений, 30 поэм, 6 драм, 3 романа.

После участия в боевых действиях на Кавказе Лермонтов уезжает в отпуск в Санкт-Петербург. По окончании отпуска Михаил Юрьевич навсегда покидает Петербург. Перед отъездом он написал стихотворение «Тучи». Когда поэт прочел это стихотворение при прощании с друзьями, глаза были полны слез. Он чувствовал, что больше сюда не вернется. Лермонтов возвращается на Кавказ и живет в Пятигорске.

Чтец: Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

            Учитель: На слова этого стихотворения была написана музыка.

Прослушивание музыкальной композиции «Тучки небесные».

Учитель: В предчувствии роковых событий Лермонтов пишет стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Прослушивание музыкальной композиции «Выхожу один я на дорогу».

Учитель: Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.

Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал).

Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес:

-Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!

А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром.

Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука. Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.

Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел.

В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.

В последний путь с Кавказа в Тарханы гроб с телом поэта сопровождал его любимый слуга, приставленный к Лермонтову еще с детства, - дядька Андрей Иванович Соколов.

Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись:

«Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года).

Звучит шестая симфония Бетховена – «Гроза»

Учитель: Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много еще произведений создал бы Лермонтов, если бы пистолетный выстрел не прервал так рано его жизнь. Прожив короткую, но очень яркую жизнь, М.Ю. Лермонтов оставил огромное художественное наследие, знакомство с которым мы с вами и начинаем, находясь пока в самом начале длинного, захватывающего пути.

Но парус, созданный им, будет бесконечно нести нас в прекрасную страну новых открытий, которые сделают вашу жизнь интересной и содержательной.

Использованная литература

  1. Белова Л. А. Золотая нить русской литературы: Пушкин — Лермонтов — Чехов //  

      Литература в школе. 1994. — № 6.

2.   Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М.: Современник, 1987.

3.   ЗолотцевА.В. Статья. Сын русской вечности: (о поэзии М.Ю. Лермонтова)//Литература в            

      школе.-1991.

  1. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М., 1976.
  2. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах / Сост. И комм. И.С.Чистовой. – М.: Правда,  

      1988.

  1. Lermontov.org.ru
  2. Lermontov.niv.ru
  3. Lermontov.info



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

"Любовь пусть сердце не покинет" Сценарий литературно--музыкального вечера, посвящённого творчеству М .Ю. Лермонтова.

Интегрированный театрализованный проект.( МХК, литература, музыка). Задействованы учащиеся с 5--11 класс....

Литературно-музыкальный бал по творчеству М.Ю.Лермонтова

Предлагается два сценария: основной  по творчеству М.Ю.Лермонтова и дополнительный - знакомство с историей бала....

Литературно - музыкальная композиция по творчеству М.Ю.Лермонтова "И жизнь, и слёзы, и любовь..."

Литературно - музыкальная композиция посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова....

Литературно-музыкальная композиция посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова

Материал предназначен для учителей литературы как помощь в проведении внеклассного мероприятия по предмету...

Литературная композиция, посвященная юбилею М. Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) «А Лермонтов есть Лермонтов навеки»

Мероприятие о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В основе композиции материал из книг и статей Ираклия Андронникова, лучшего биографа, исследователя творчества поэта....

"Мой Лермонтов" Литературная композиция, посвященная юбилею М.Ю. Лермонтова

Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя...