Урок литературы "Басни И.А. Крылова"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Технологическая карта урока
Класс: 6
Предмет: литература
Тема: Русская басня XVIII века. Басни И.А. Крылова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты обучения
Личностные УУД:
- Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologichekaya_karta_uroka_basni_krylova.docx | 120.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 6
Предмет: литература
Тема: Русская басня XVIII века. Басни И.А. Крылова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты обучения
Личностные УУД:
- Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные УУД:
- Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные УУД:
- Осуществление поиска необходимой информации о личности и творчестве И.А. Крылова.
- Определение басни как одного из старейших жанров литературы по характерным признакам.
- Понимание аллегорического смысла басен, мораль.
- Деление на смысловые части, составление плана.
- Использование выразительного и осознанного чтения умение анализировать текст.
- Сравнение и сопоставление между собой героев басни, освоение фразеологизмов, пословиц, поговорок.
- Воспитание в детях доброты, порядочности, тактичности, патриотизма, чувства прекрасного.
Коммуникативные УУД
- Выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Формированиие собственного мнения и позиции.
Задавать вопросы.
- Ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии.
- Учитывание разных мнений в сотрудничестве.
- Создание поблемных ситуаций на уроке.
- Работа с текстом басни “Осел и Соловей”.
- Осмысление прочитанного; составление кластера и синквейна.
Методы обучения: иллюстративно-словесный, работа с компьютерной моделью
Формы работы: работа с компьютерной моделью (слово учителя, прослушивание аудиозаписи, демонстрация портрета И.А.Крылова, иллюстраций к басням)
“Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.
А.С.Пушкин
Сценарий урока.
№ | Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Формируемые ууд. | |
I. | Организационный момент. | Приветствие. Настрой на рабочий лад. Перекличка. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | ||
II. | Работа с эпиграфом. Мотивация учебной деятельности. | 1.Работа с эпиграфом. - Согласны ли вы с высказыванием поэта? Кто не слыхал его живого слова? В те дни букварь постигшие едва. -О ком это стихотворение М.Исаковского? 2.А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете басни И. Крылова. Проведём конкурс «Лучший знаток басен Крылова». (Слайды) Викторина по басням Крылова предлагается в двух частях: 1. Что это за басня? О каком герое идёт речь? - по иллюстрации “... Лето красное пропела, оглянуться не успела” - “Стрекоза и Муравей”, Стрекоза “...То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет” - “Мартышка и Очки”, Мартышка “...Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” - “Волк и Ягнёнок”, Волк “...Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль, кума, на себя оборотиться?” - “Мартышка и Зеркало”, Мартышка 2. Назови басню и крылатое выражение из неё.- по иллюстрации “Лебедь, Щука и Рак” - А воз и ныне там... “Слон и Моська” - Ах, Моська! знать она сильна, что лает на Слона... “Квартет” - А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь! 3. Молодцы! Сегодня мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путём И.А.Крылова. Запись темы урока, целеполагание. | Внимательно слушают учителя, отвечают на заданные вопросы. Подводят итоги, называют лучшего знатока | Коммуникативные. | |
III. | Актуализация знаний. | -Прошло более 240 лет со дня рождения Крылова, а басни его актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить своё Отечество. Ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов и его басни. -Какими были детские годы И.А.Крылова? Индивидуальное задание. -Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования. Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке. Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора. Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени. А как складывался творческий путь Крылова? Как он стал баснописцем? Иван Андреевич Крылов начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был журналистом. Он издавал журналы "Почта духов", "Зритель". В конце 1780 — начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние. Всё это и определило переход И.А.Крылова к жанру басня. В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська". В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней. Итак, основным в творчестве Крылова была басня. | Внимательно слушают докладчиков. | Познавательные. | |
IV. | Работа по теме урока. Физкультминутка | Вспомним, в чём особенность жанра басня? Посмотрим по словарю определение басни. Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей. А какие две части включает в себя басня? 1. Основное повествование. 2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю) Назовите основные компоненты басни. Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить. Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят. Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы, Откуда берёт свои истоки басня? знакомит с личностью Эзопа. Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль (по имени греческого баснописца Эзопа) Эзоп - древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э., был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни. Отсюда и пошло выражение “эзопов язык”. Составление кластера А сейчас, ребята, всё сказанное о басне попробуем изобразить в виде кластера. Чтобы отдохнули ножки, мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая —нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, шею я размять хочу. В стороны разок-другой покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) Следующий этап урока – прослушивание басни. А теперь прослушаем басню в исполнении актёра Алексея Колгана. Понравилось вам чтение басни в исполнении Алексея Колгана? Удалось ли актёру передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения? Работа с текстом басни “Осёл и Соловей”. I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья? Прочитайте. (Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы “защёлкал”, “засвистал”, “отдавался”, “рассыпался”. А также сравнение со свирелью, метафору “мелкой дробью рассыпался”, эпитет “томной” свирелью). Почему Крылову особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья? (Соловей – мастер своего дела, истинный певец природы). II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей?Прочитайте. (Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже “затихли ветерки”, “птички замолкли”, “стада животных прилегли”, “пастух пением любовался”). Это ещё раз доказывает, что Соловей – мастер, который очаровывает своим пением. III группа: Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою? (Осёл – глупый, который ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения). Учитель: Какова мораль этой басни? (“Избави Бог и нас от этаких судей”.) Как вы понимаете это выражение? В чём смысл этих слов? (О настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, и тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.) Актуальна ли басня в наше время, несмотря на то, что была написана более 100 лет назад? (Думаю, да. Потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время). | Внимательно слушают, отвечают на вопросы, записывают теоретические сведения. Запись в тетради необходимых терминов Составление кластера. Сравнение со слайдом слайд Прослушивание грамзаписи Работа по группам Отвечают на вопросы, делают вывод Применяют на практике знания | Познавательные. | |
V. | Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. | -О ком мы сегодня с вами говорили? -Что нового вы узнали о Крылове? -О каких баснях зашла речь на уроке? Понравились ли они вам или нет? Обоснуйте свой ответ. -А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведём тест.(слайд) 1. Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль; В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление. 2. Средства художественной выразительности, используемые автором в басне: А) аллегория; Б) сравнение; В) метафора. 3. Мораль басни служит для раскрытия: А) характера героя ; Б) главной мысли произведения ; В) темы произведения. 4. Моралью басни “Осёл и Соловей” является : А) сожаление об утраченном сыре ; Б) осуждение глупости и тупости ; В) поощрение хитрости. 5. Где находится мораль в басне “Осёл и Соловей”: А) в начале басни; Б) в конце басни; В) вообще её нет. Учитель: А теперь поменяйтесь тетрадочками, проверьте знания своего соседа. Сверьте с данными ответами -Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, поставьте себе баллы | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. Взаимопроверка Заполняют лист самооценки | Личностные, коммуникативные. | |
VI. | Домашнее задание. | Общее задание: 1) выразительное чтение басни “Осёл и Соловей” (по выбору наизусть или по ролям); 2) ответить на вопрос №2 (стр. 43 учебника). Индивидуальное задание: I вариант – история создания басни “Листы и Корни” (стр. 39-40 учебника); II вариант – история создания басни “Ларчик” (стр. 42-43 учебника); По желанию - проиллюстрировать басню. | Записывают д\з |
Лист самооценки_____________________
№ п\п | Критерии оценивания Отличная работа!» - «Хорошая работа!» - «Не очень получилось» - | Оценка | ||
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) | ||
1 | Найти информацию самостоятельно | |||
2 | Выбрать самое основное для сообщения |
| ||
3 | Оформить работу |
| ||
4 | Оцени свой вклад в работу группы. | Почти всё сделали без меня - Без меня работа бы не получилась - | ||
Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке. |
3-4б 5-6б 7-8б 9-10б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по басням И.Крылова
Красочная и яркая презентация сопровождает двухчасовой интегрированный урок "Мне чин один лишь лестен был...чин человека"...
Презентация к уроку по басням И.Крылова
Красочная и яркая презентация сопровождает двухчасовой интегрированный урок "Мне чин один лишь лестен был...чин человека"...
Урок-игра по басням Крылова
Урок содержит разного рода задания: по биографии автора, по содержанию басен, по теории итературы....
Урок-игра по басням Крылова.
Интеллектуальная игра «Случай есть, пороки пощипать» по баснямИ. С. Крылова....
План-конспект урока «Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
Цель урока: Привитие навыков выразительного чтения, моральных принципов поведения. Развитие представлений об особенностях жанра басни, интереса к творчеству баснописца.Задачи:- обуча...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы (ФГОС) "Басни Крылова"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАлитературы в условиях реализации ФГОС«Басни Крылова» (5 класс) Разработала: Колонтаевская Светлана Александровна...
Открытый урок-обобщение "Басни дедушки Крылова"
Урок проводится после знакомсива с биографией баснописца и прочтения басен.Заранее класс делится на 3 команды.Домашнее задание:подготовить инсценировку одной басни. Интересные задания, конкурсы увлека...