конспект урока "Дети подземелья"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по русской литературе в 5 классе
на тему: "Уроки нравственности в повести В. Г. Короленко
«Дети подземелья»
«Лучше иметь в груди кусочек сердца вместо холодного камня».
ТЕМА: Уроки нравственности в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по совершенствованию навыков чтения; создавать условия для формирования умения анализировать прочитанную повесть.
- создавать условия для развития опыта творческой деятельности; организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в группе.
- создавать условия для формирования познавательного интереса; организовать деятельность по воспитанию уважения, милосердия, доброты к окружающим людям; создавать условия для формирования духовно-нравственной личности.
Задачи личностного развития:
- способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно-деятельностных методов и приёмов;
- способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Виды деятельности учителя: предлагает вопросы для рассмотрения и анализа, организует работу по анализу материала, консультирует, корректирует, координирует деятельность учащихся.
Виды деятельности учащихся: выразительно читают, отвечают на вопросы, анализируют материал, обосновывают выводы, работают в группах.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: детские рисунки, раздаточный материал (карточки), компьютер, мультимедийное оборудование.
Эпиграф: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит музыка Javier Navarrete
Приветствие.
Настрой на работу:
Я сижу на уроке литературы.
Я люблю читать.
Я хочу получить хорошую отметку.
Я узнаю что-то новое.
II. Вступительное слово учителя.
1. В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, “нравственным гением” русской литературы был Владимир Галактионович Короленко
Сегодня, ребята, мы заканчиваем удивительное путешествие по страницам повести В. Г. Короленко «Дети подземелья». мы поговорим о таких понятиях, как нравственность, милосердие, доброта, самопожертвование, любовь к ближнему, попытаемся определить те уроки нравственности, которым учит нас повесть.
Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.
Урок наш будет не просто уроком обобщения и закрепления, а уроком милосердия и добра. Прежде чем начнем говорить о произведении, познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие, сострадание, сочувствие – по толковому словарю)
Звучит песня «Генералы песчаных карьеров».
- Какое настроение навевает песня?
- Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню?(Валек, Маруся)
- Давайте еще раз вспомним основные моменты повести. (Слайды 2-9; ученики читают отрывки из повести на фоне музыки.)
- Какое настроение осталось у вас после прочтения повести? (У каждого ученика на столе лежит набор цветной бумаги. Свое настроение ученики ассоциируют с определенным цветом.)
- Поднимите листы бумаги, передающие ваши чувства. Почему вы выбрали эти цвета? (Учитель обращает внимание на учеников, выбравших темные тона.)
2. Звучит музыка П.И. Чайковского «Осень»
- Посмотрите репродукции картин художников, написанные современниками В.Г. Короленко. Что их сближает? (Слайды 11, 12) Есть ли общая тема картин с повестью «Дети подземелья»?
Перова «Спящие дети». Тройка», «Проводы покойника
- Кого из героев вы узнали?
- Как вы думаете, что они видят во сне, о чем мечтают?
- Слышите ли вы похожее настроение в музыке, которая звучит? Это музыка П. И. Чайковского, современника В.Г. Короленко.
Физминутка.
События, описанные в произведении, происходили много лет назад. Мы живем с вами в 21 веке. Гениальность Короленко в том, что со страниц своей книги заглянул он в будущее на много лет вперед , заставил задуматься не только о нравственном, но и о физическом здоровье человека.
- Кто страдает физически в произведении?
- Чего не хватает Марусе, чтобы быть здоровой?
- Найдите в тексте и зачитайте эпизод «Последняя осень Маруси»
- Что мы могли бы посоветовать девочке?
Давайте и мы позаботимся о своем здоровье.
Закрываем глаза. Представим, что вышли на свежий воздух, дышим лесной свежестью, кругом зеленая трава, поют птицы, светит яркое солнце. Тянемся к солнышку. Снимаем усталость. Расслабляемся.
III. Работа в группах.
Ученики разделены на группы
1. Всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона. Попробуем их увидеть. Именно поэтому мы с вами отправимся в дорогу, которою шел главный герой повести Вася. Но в дорогу не простую, а в дорогу «сердца». Мы попробуем испытать те переживания, которые испытал Вася.
Путь нам предстоит дальний, без узелка нельзя в дорогу. (В руках учителя маленький дорожный узелок)
Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».
- Какими качествами, добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»? (Из предложенных слов учитель выбирает наиболее правильные. Слайд 14) У вас на столах лежат карточки с качествами человека. Давайте подумаем, как их разместить.
- Какие ассоциации возникают у вас при словах «серый камень»? Поместите слова с соответствующими качествами (злость, ужас, жестокость, равнодушие и т.д.) в левую колонку нашей таблицы (приклеивают на доске)
- А как вы понимаете эти слова?
- Мне в толковании этих слов помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей. (Слайд 15)
- А Вася наделён этими добродетелями?
1 группа
Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Без любви добра не бывает.
…возлюби ближнего своего, как самого себя.
2 группа
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.
Д.С.Лихачёв
3 группа
Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.
4 группа
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.
Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.
5 группа
Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.
6 группа
Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.
ВЫВОД
Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.
-Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны. Это очень актуально в связи с последними событиями в Украине.
3. Защита каждой группы.
Учитель: Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Говорим о сострадании, и милосердии, и доброте, и любви… Одно невозможно без другого.
Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества. А до этого, вспомните, каким мы его видим?
- Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
4. Вывод учителя.
Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.
Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.
5. Чтение наизусть отрывка «На могиле Маруси» подготовленного учеником. (Слайд 16, 17)
6. Звучит музыка «Апрель. Капель» П. И. Чайковского.
- Что же изменилось? Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.
- Как вы думаете, сдержит ли Вася свои обещания?
- Изменилось ли сейчас ваше настроение? Каково оно? Поднимите карточки, отражающее ваше настроение.
- Изменилась и музыка. Мы слышим пьесу П. И. Чайковского «Апрель. Капель».
- Вернемся к нашей таблице. Каких «зверей» уничтожим? ( выбросить отрицательные качества из колонки «серый камень»)
7. Обобщение. Рефлексия.
- По каким законам живет Вася?
- Это правильно или нет?
- А по каким законам будете жить вы?
- Как живут люди, лишенные человеческого сердца?
Мы должны понимать, что социальное положение не закрывает душевных качеств человека.
9. -Ребята, а приходилось ли вам проявлять участие в жизни других? Расскажите об этом.
1)Акция «Я помогу»…. проходила в лицее – собирали вещи и продукты для детей-сирот
IV. Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша дорога. Изменилось наше состояние после прочтения повести. А вы не забыли, что мы брали с собою узелок? Это узелок на память. Знаете, что значит эта фраза? Да, это то, что нельзя забывать. В нашем узелке - карточки, в которых записаны те добродетели, о которых мы сегодня говорили. Вклейте в свою тетрадь, чтобы не забывать.
Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».
-Ребята, кто поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца? (Прикрепите сердце)
-Кто не определился в собственном выборе, кто сомневается? (Прикрепите серый камень) Я горжусь вами, вы все добрые, отзывчивые и милосердные, т.к. прикрепили сердечко Почему же, ребята, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»?
Действительно, добрый человек отдаёт добро, любовь и чем больше отдаёт, тем больше приобретает.
-Давайте разорвём синие листочки с символами зла и негатива и выбросим их, чтобы у вас в сердце и в жизни не было ничего, связанного с этими словами…
-А теперь закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке - это…»
V. Итоги урока
Домашнее задание (дифференцированно - по выбору) - СЛАЙД
1. Переписать финал повести («Я хочу, чтобы Маруся была жива…»)
2. Написать продолжение повести («Прошло несколько лет…»)
3. Мини–сочинение «Как оставаться человеком в трудных ситуациях»
Оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Бинарный урок по теме "Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" стал обобщающим по литературе и обществознанию...
Тест по книге Короленко В.Г. "Дети подземелья"
Два теста по два варианта к книге Короленко В.Г....
Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Литературная игра состоит состоит из четырех туров: «Теория» 10 ...
Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Литературная игра состоит состоит из четырех туров: «Теория» 10 ...
Урок литературы по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Урок литературы по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи....
Среди "серых камней". (5 глава повести В.Г. Короленко "Дети подземелья").
Урок литературы для 5 класса. Тема урока: Среди "серых камней" (по 5 главе повести В.Г. Короленко "Дети подземелья")....
Презентация-тест для интерактивной доски к уроку литературы в 6 классе.В.Г.Короленко "Дети подземелья".
Данную презентацию можно использовать для проверки внимательности чтения....