Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Матвеева Галина Александровна

Рабочая программа по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_klass.docx46.15 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений

Содержание тем учебного курса

Литература первой половины XIX века (7 часов)

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (4 часа)

А. С. Пушкин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»

Слияние гражданских, философских и личных мотивов.

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Углубление реализма в драматургии «Маленькие трагедии»)

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Поэма «Демон»

Н. В. Гоголь (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть "Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя.

Литература второй половины XIX века (67 часов)

А. Н. Островский. (5 часов + 1 Р/Р)

Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.

А.Н.Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова.)

И. А. Гончаров (4часа)

Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека.

«Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере. Смысл его жизни и смерти . Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.

Споры вокруг образа главного героя.

Роман «Обломов» в зеркале критики.

И.С.Тургенев. (7 часов + 1 Р/Р.)

Жизнь и творчество (обзор). Этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.

«Записки охотника».

«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.

«Отцы и дети» — «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме.

Н.Г.Чернышевский. (3 часа)

Жизнь и творчество. Эстетические взгляды Чернышевского.

«Что делать?»

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)

«История одного города» (обзор с изучением отдельных глав). Смысл названия. Споры жанровой природе произведения. Трактовка финала.

Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя. Образы градоначальников.

 Н. А. Некрасов. (9 часов +1 Р./Р)

Жизнь и творчество (обзор).

Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.

«Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее решение.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», « Поэт и гражданин», «Тройка»,

« Мы с тобой бестолковые люди...» и другие.

Из литературы народов России (28 часов)

К. Хетагуров (1 час).

Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор). Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость поэзии Хетагурова поэзии А. Н. Некрасова.

Ф. И. Тютчев (3 часа)

Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.

А. А. Фет (2 часа + 1 Р/Р)

Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.

А. К. Толстой. (1 час)

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю. Влияние фольклора и романтической традиции.

Ф. М. Достоевский. (7 часов + 1 Р/Р)

Жизнь и творчество (обзор). Достоевский и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.

Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.

Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.

Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.

Л.Н.Толстой  (12 часов + 1 Р/Р)

Жизнь и творчество. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя .

Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.

«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.

Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.

Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.

«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.

Роман «Война и мир» и его читатели.

Н. С. Лесков  (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. Русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.

А. П. Чехов (11 часов + 1 Р/Р)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой» и др.

«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Лирическое и трагическое начала в пьесе. Символические образы.

Сценическая жизнь пьесы.

Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

        Из зарубежной литературы

Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции. Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные открытия: новые имена и новые герои (обзор)

Мопассан (1 час), Эдгар По (1 час) Ибсен (1 час), Рембо (1 час)

Календарно-тематическое планирование

  • по  литературе
  • Класс 10
  • Количество часов
  • Всего 102 часов, в неделю-3
  • Плановых контрольных работ-5,

сочинений-5,

  • уроков на  развитие речи-8.
  • Планирование составлено на основе программы  общеобразовательных учреждений по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2015)
  • Учебник  для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.В.Лебедева  (Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2017).

Календарно-тематическое планирование

п/п

№ урока в теме

Содержание учебного материала

(тема урока)

Примерные сроки изучения

План

Факт

Литература первой половины XIX века (7 часов)

1

1

Своеобразие литературного процесса в России  19 века

5.09

2

2

Художественные открытия А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина

6.09

3

3

Основной конфликт  в поэме «Медный всадник» и его художественное воплощение

8.09

4

4

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики поэта

12.09

5

5

Драматизм мироощущения лирического героя М.Ю. Лермонтова

13.09

6

6

Н.В. Гоголь. Судьба писателя. Обзор творчества писателя

15.09

7

7

Тема творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

19.09

Литература второй половины XIX века (67 часов)

8

1

Обзор русской литературы второй половины 19 века

20.09

9

2

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь писателя

22.09

10

3

История создания драмы «Гроза» А.Н Островского

26.09

11

4

А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели

27.09

12

5

А. Н. Островский «Гроза». Быт и нравы «тёмного царства». Обличение самодурства, невежества и грубой силы

29.09

13

6

А. Н. Островский «Гроза». Сила и слабость Катерины.

Катерина как трагический характер

3.10

14

7

«Гроза» Островского в критике.

4.10

15

8

Р.Р.Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

6.10

16

9

Причина гибели Ларисы Огудаловой в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

17.10

17

10

Трагедия одиночества (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)

18.10

18

1

Жизненный и творческий путь И.А. Гончарова

20.10

19

2

История создания романа «Обломов». Система образов в романе. Тема, идея, проблематика

24.10

20

3

Особенности раскрытия характера главного героя в романе И. А. Гончарова «Обломов»

25.10

21

4

Обломов – его сущность, характер и судьба в романе И. А. Гончарова «Обломов»

27.10

22

5

Обломов и Штольц – две стороны одного века в романе И. А. Гончарова «Обломов»

31.10

23

6

Роль и значение главы «Сон Обломова» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

1.11

24

7

Тема любви в романе И. А Гончарова «Обломов». Ольга и Обломов

3.11

25

8

Роман И. А. Гончарова «Обломов» в оценке критики

7.11

26

9

Р.Р.Сочинение по роману  И.А. Гончарова «Обломов»

8.11

27

10

И.С. Тургенев. Краткий очерк жизни и творчества. Обзор ранее изученных произведений

10.11

28

11

История создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Эпоха, отраженная в романе

14.11

29

12

Отец и сын Кирсановы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

15.11

30

13

Отражение  в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» общественно-политического конфликта эпохи.

Споры Е. Базарова и П.П. Кирсанова

17.11

31

14

Базаров и его родители в романе

И. С. Тургенева «Отцы и дети»

28.11

32

15

Внутренний драматизм характера Е. Базарова  в романе

И. С. Тургенева «Отцы и дети». Испытание любовью

29.11

33

16

Нигилизм и его последствия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Смерть Базарова

1.12

34

17

Р.Р.Полемика вокруг романа «Отцы и дети». Автор и его герой.

Подготовка к сочинению

5.12

35

1

Ф.И. Тютчев. Жизненный  и творческий путь писателя

6.12

36

2

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

8.12

37

3

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева

12.12

38

1

А.А. Фет. Поэзия как выражение красоты и идеала. Стихотворения о природе

13.12

39

2

Тема любви в лирике А.А. Фета

15.12

40

1

Н.С. Лесков. Личность и судьба писателя

19.12

41

2

Идейно-художественное своеобразие повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

20.12

42

3

Воплощение в повести

Н. С. Лескова «Очарованный странник» русского национального характера

22.12

43

1

М.Е. Салтыков-Щедрин. Художественный мир писателя

26.12

44

2

Социальная сатира в сказках Салтыкова-Щедрина

27.12

45

3

Анализ сказки «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина

29.12

46

4

«История одного города» как сатирическое произведение. Глупов и глуповцы

9.01

47

1

Ф.И. Достоевский. Жизненный путь писателя

10.01

48

2

Обзор творчества Ф.М. Достоевского

12.01

49

3

Замысел романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема и проблематика романа

16.01

50

4

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского «Преступление и наказание»

17.01

51

5

Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

19.01

52

6

Особенности раскрытия характера Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Психологизм прозы Достоевского

23.01

53

7

«Ф.И. Достоевский «Преступление и наказание». Путь к преступлению

24.01

54

8

Поведение Раскольникова после преступления в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

26.01

55

9

Теория Раскольникова в  романе

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

30.01

56

10

Р.Р.Обучение анализу эпизода. Первое свидание Раскольникова и Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

31.01

57

11

Раскольников и «сильные мира сего» в  романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2.02

58

12

Раскольников и Соня Мармеладова в  романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

6.02

59

13

М. Ф. Достоевский роман «Преступление и наказание». Наказание и покаяние Раскольникова.

7.02

60

14

М. Ф. Достоевский роман «Преступление и наказание». Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем

9.02

61

15

М. Ф. Достоевский роман «Преступление и наказание». Крушение теории Раскольникова

13.02

62

16

М. Ф. Достоевский роман «Преступление и наказание». Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Художественные открытия Ф.М. Достоевского

14.02

63-64

17-18

Р.Р.Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

16.02

20.02

65

1

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество

21.02

66

2

Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова

27.02

67

3

Н.А. Некрасов о поэте и поэзии.

28.02

68

4

Гражданский пафос поэзии Н.А. Некрасова

2.03

69

5

Любовная лирика Н.А. Некрасова

6.03

70

6

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Смысл названия

7.03

71

7

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо». Многообразие крестьянских типов  в поэме

9.03

72

8

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо». Величие духа народа:Матрёна Тимофеевна и Савелий-богатырь святорусский. Образ Гриши Добросклонова

13.03

73

9

Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Н. А. Некрасова

14.03

74

10

Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Н. А. Некрасова Художественные особенности поэмы.

16.03

Из литературы народов России (28 часов)

75

1

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество

20.03

76

2

Обзор творчества Л.Н. Толстого

21.03

77

3

Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого. История создания романа. Смысл названия

23.03

78

4

Л. Н. Толстой «Война и мир» Анализ эпизода «Вечер в салоне А. Шерер». Изображение высшего света

27.03

79

5

Л. Н. Толстой «Война и мир» «Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские

28.03

80

6

Л. Н. Толстой «Война и мир» Изображение войны 1805 года

30.03

81

7

Р.Р.Обучение анализу эпизода.

 Л. Н. Толстой «Война и мир» Князь Андрей на батарее Тушина

3.04

82

8

Л. Н. Толстой «Война и мир» Поиски плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского

4.04

83

9

Л. Н. Толстой «Война и мир» Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа

6.04

84

10

Л. Н. Толстой «Война и мир» Образ Наташи Ростовой

13.04

85

11

Л. Н. Толстой «Война и мир» Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе

17.04

86

12

Л. Н. Толстой «Война и мир» Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа

18.04

87

13

Л. Н. Толстой «Война и мир» Кутузов и Наполеон в романе

20.04

88

14

Л. Н. Толстой «Война и мир» Картины партизанской войны в романе

24.04

89

15

Л. Н. Толстой «Война и мир» Искания и обретения главных героев

25.04

90

16

Л. Н. Толстой «Война и мир» Смысл и значение эпилога романа-эпопеи

27.04

91

17

Р.Р.Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

2.05

92

1

А.П. Чехов. Жизнь и творчество

4.05

93

2

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч» А. П. Чехова

8.05

94

3

Проблематика рассказа «Человек в футляре» А. П. Чехова

11.05

95

4

Правда и красота в рассказе «Студент» А. П. Чехова

15.05

96

5

Новаторство Чехова-драматурга

16.05

97

6

А. П. Чехов комедия «Вишнёвый сад». Особенности сюжета

18.05

98

7

Судьбы и характеры героев «Вишневого сада» А. П. Чехова

22.05

99

8

Своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова

23.05

100

9

Жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова

25.05

101

10

Р.Р.Читательская конференция по произведениям А.П. Чехова

29.05

102

11

Обзор зарубежной литературы

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....