РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС_66 ЧАСОВ_2018 (ДНР)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 7 классов (основное общее образование) общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.
Рабочая программа составлена с учётом основной цели изучения литературы в школе – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование на 33 учебных недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_kl._2018_33_nedeli.docx | 98.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 101 города Макеевки»
Утверждаю И.о.директора школы ________ И.М. Мукимова «____»_______________2018 г. | Согласовано Зам. директора по УВР _______ Н.В. Герба «____»________________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
7 класс
на 2018-2019 учебный год
Учитель русского языка и литературы
Липчанская Елена Николаевна
Макеевка
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативных документов:
- Закона об образовании Донецкой Народной Республики (Принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС),
- Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ № 665 от 25.07.2018 г.)
- Приложения 3 к Приказу МОН ДНР от 23.08.2018 г. №725.
- Примерной программы для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 4-е изд. доп. и перераб. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 180 с.
- Учебного плана МОУ«ОШ № 101 города Макеевки»
Литература : Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 358с.
Место предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на:
- 7 класс - 66 часов (2 часа в неделю)
Всего 33 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Основная школа № 101 города Макеевки»
В 7 классе развиваются умения анализа и комментирования прочитанного, углубляются и расширяются представления о понятиях, с помощью которых характеризуются художественные произведения, курс строится на основе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов.
Требования к результатам освоения курса «Литература»
по программам основного общего образования:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом и этическими установками, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие культурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
7) знание содержания произведений русской классической и современной литературы, литературы родного края, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировой литературы;
8) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
9) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
10) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
11) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Предметные результаты изучения предмета «Литература»:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы родного края и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, литературы и культуры Донбасса, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов, названия прочитанных произведений;
- сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
- особенности композиции прочитанных произведений;
- тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
- основные признаки изученных теоретических понятий: гипербола, постоянный эпитет, художественная деталь, антитеза, символ, композиция произведения, лирический монолог, былина, былинный стих, баллада, поэма, рассказ, новелла, героическая повесть, цикл произведений.
Учащиеся 7 классва должны уметь:
- правильно, осознанно, бегло читать изученные художественные произведения, учебные, научно-популярные тексты, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
- раскрывать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие изученного произведении;
- выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
- владеть различными видами пересказа;
- составлять простой, сложный и цитатный планы к прочитанному произведению, его фрагменту (описанию природы, интерьера и др.), строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
- участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, учитывая мнение оппонента;
- словесно воспроизводить художественные образы и картины;
- составлять простой и сложный планы индивидуальной и сравнительной характеристики литературных персонажей с последующей развёрнутой характеристикой образов;
- аргументировать принадлежность произведений литературы (фольклора) к определённому жанру;
- обосновывать смысл названия изученного произведения;
- высказывать собственное аргументированное суждение об актуальности или популярности изученного художественного произведения в наши дни;
- сравнивать изученное художественное произведение (фрагменты) с его интерпретациями в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного восприятия;
- давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме;
- создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.
- ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аспект | 3 этап основной школы (7 класс) | |
Блок личностных универсальных учебных действий | ||
Смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения | - преодоление препятствий при их возникновении; - концентрация и сосредоточение на работе | |
Развитие Я-концепции, самооценки | - способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития; - осознание своей принадлежности к социальной группе и соответственно принятие значимых для референтной группы ценностей и норм | |
Развитие морального сознания и ориентировки обучающегося в сфере нравственно-этических отношений. | - оценка и степень принятия ответственности за результаты; - анализ того, насколько принятое решение справедливо и правильно; - оценка изменений собственных установок и позиций | |
Блок регулятивных универсальных учебных действий | ||
Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе | - содержательные аспект целей и жизненных планов – личные планы перспективы дополняются социальными планами | |
Регуляция учебной деятельности | - реализация потенциала субъекта через целеполагание и проектирование траекторий развития посредством включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества | |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | - высокая степень интегрированности таких компонентов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия | |
Самоконтроль и самооценивание | - оценка продукта своей деятельности по самостоятельно определённым в соответствии с целью деятельности критериям; - умение предложить способ убедиться в достижении поставленной цели и показателях достижения цели | |
Блок познавательных универсальных учебных действий | ||
Общеучебные действия | - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) | |
Универсальные логические действия. Действия постановки и решения проблем | - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; - определение формулировки проблемы; проведение анализа проблемы (указание на причины и вероятные последствия её существования); - указание на риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели; - постановка цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; -применение известной или описанной в инструкции технологии с учётом изменений параметров объекта (комбинирование нескольких алгоритмов последовательно или параллельно); - проведение анализа альтернативных ресурсов, обоснование их эффективности; - внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля; -предложение способа убедиться в достижении поставленной цели и определение показателей достижения цели; - приведение аргументов для использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности. | |
Блок коммуникативных универсальных учебных действий | ||
Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и воздействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.). Кооперация (совместная деятельность – организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты) | - умение определить цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения; - умение самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - соблюдение процедуры обсуждения, обобщение, фиксация решения в конце работы; - распределение и принятие на себя обязанностей в рамках выполнения групповой работы; - постановка вопросов на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставление своих идей с идеями других членов группы, развитие и уточнение идей друг друга; - указание причин успехов и неудач в деятельности; - называние трудностей, с которыми столкнулся при решении задач, и предложение путей их преодоления / избегания в дальнейшей деятельности; - анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений |
Обязательное количество видов контроля
7 класс
7 класс | |
Всего часов | 66 |
Развитие речи | 2 |
Внеклассное чтение | 2 |
Контрольная работа | 2 |
Контрольное сочинение | 2 |
Литература родного края | 1 |
Текстуальное изучение произведений | 57 |
7 класс
(2 часа в неделю; за год — 66 часов)
Всего — 66 часов
Развитие речи — 2
Внеклассное чтение — 2
Контрольная тестовая работа — 2
Контрольное сочинение — 2
.Литература родного края — 1
Текстуальное изучение произведений — 57
№ | Дата | Тема | Примечания | |
План | Факт | |||
I четверть | ||||
ВВЕДЕНИЕ (1час) | ||||
1 | 04.09.18 | Введение. Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе. | ||
Тема 1. (5 часов) УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||||
2 | 05.09.18 | Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Теория литературы. Предания (начальные представления). | ||
3 | 10.09.18 | Русские былины. Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет). | ||
4 | 14.09.18 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. | ||
5 | 17.09.18 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Тема торговли и социального устройства новгородского общества в былине. Поэтичность былины. | Отрывок (по выбору учителя) | |
6 | 21.09.18 | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений). | ||
Тема 2. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час) | ||||
7 | 24.09.18 | Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поэтизация земной любви, прославление душевной красоты и взаимопонимания, утверждение святости брачных уз и семейных ценностей.Особенности языка произведения. Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений). |
Тема 3. (1 час+1 УВЧ=2 часа) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | ||||
8 | 28.09.18 | М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины - важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления). | Отрывок из оды | |
9 | 01.10.18 | Урок внеклассного чтения 1. Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание», стихи (по выбору учителя). | ||
Тема 4. (23ч+2УРР+1УВЧ+1КС+1КР (тесты)=28 часов) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | ||||
10 | 05.10.18 | А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. | отрывок | |
11 | 08.10.18 | «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). | отрывок | |
12 | 12.10.18 | «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Теория литературы. Понятие о композиции произведения. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений). | отрывок | |
13 | 15.10.18 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. | ||
14 | 19.10.18 | «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести. | ||
15 | 22.10.18 | Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести «Станционный смотритель». Автор и герои. | ||
16 | 26.10.18 | УРР1. Характеристика героя литературного произведения | ||
II четверть | ||||
17 | 05.11.18 | М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о писателе. «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Образы гусляров. Язык поэмы. Теория литературы. Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Поэма (развитие представлений). | ||
18 | 09.11.18 | «Песня про… удалого купца Калашникова». Проблематика и поэтика | отрывок | |
19 | 12.11.18 | Стихотворение «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную...», «Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. Музыкально-ритмическое единство стихотворения, яркость и выразительность поэтических картин, глубокий лиризм. | Стихотворение(по выбору учащихся) | |
20 | 16.11.18 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (главы из повести). Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. | На выбор отрывки из глав: II,IX,XIII | |
21 | 19.11.18 | Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. | ||
22 | 23.11.18 | Образ и героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. |
23 | 26.11.18 | Остап и Андрей. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Картины природы. Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). | ||
24 | 30.11.18 | УРР 2. Письменный ответ на 1 один проблемный вопрос | ||
25 | 03.12.18 | Контрольное сочинение 1. По повести «Тарас Бульба» | ||
26 | 07.12.18 | И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. | ||
27 | 10.12.18 | И.С.Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа | ||
28 | 14.12.18 | Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Своеобразие лирического произведения в прозе. Средства создания лирического героя. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении. Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре. | Стихотворение(по выбору учителя) | |
29 | 17.12.18 | Контрольная работа 1. Тестовые контрольные задания | ||
30 | 21.12.18 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. | ||
31 | 24.12.18 | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). | отрывок | |
32 | 28.12.18 | Урок внеклассного чтения 2. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | ||
III четверть | ||||
33 | 14.01.19 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». Теория литературы. Гротеск (начальные представления). | ||
34 | 18.01.19 | Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Автобиографический характер произведения. | ||
35 | 21.01.19 | «Детство». Главный герой повести и его духовный мир. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция художественного произведения. Портрет в художественном произведении. | отрывок | |
36 | 25.01.19 | А.П.Чехов. Краткие сведения об авторе. «Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон». Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. | ||
37 | 28.01.19 | «Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе. Художественные особенности рассказов А.П.Чехова. Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. Антитеза. Художественная деталь. |
Тема 5. (21ч+1 ЛРК+1КС+1КР (тесты)=24 часа) ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА | ||||
38 | 01.02.19 | И.А.Бунин. Сведения о писателе. «Цифры». Пристальное внимание автора к внутреннему миру маленького героя. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Идея доброты и человеческой чуткости. Теория литературы. Понятие о рассказе (обогащение знаний). | ||
39 | 04.02.19 | М.Горкий. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | отрывок | |
40 | 08.02.19 | Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). | ||
41 | 11.02.19 | Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. | ||
42 | 15.02.19 | М.Горкий. «Детство». Светлые и темные стороны жизни. Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет. | ||
43 | 18.02.19 | Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. | ||
44 | 22.02.19 | В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. | ||
45 | 25.02.19 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). | ||
46 | 01.03.19 | А.П.Платонов (Климентов). Краткие сведения о писателе. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А. Платонова. | ||
47 | 04.03.19 | «Юшка». Нравственные проблемы рассказа. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе. Портрет героя (развитие представлений). | ||
48 | 11.03.19 | Контрольное сочинение 2. «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. | ||
49 | 15.03.19 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.«Никого не будет дома...», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представления.) | Стихотворение (по выбору учащихся) | |
50 | 18.03.19 | А.Т.Твардовский. Краткие сведения о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). | Стихотворение (по выбору учащихся) | |
51 | 22.03.19 | Час мужества. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). | Стихотворение (по выбору учащихся) | |
IV четверть | ||||
52 | 01.04.19 | Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади», Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. | ||
53 | 05.04.19 | Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»). | ||
54 | 08.04.19 | «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Взаимосвязь природы и человека. | ||
55 | 12.04.19 | Ю.П.Козаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. | ||
56 | 15.04.19 | Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). | ||
«ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ» | ||||
57 | 19.04.19 | М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | ||
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...» | ||||
58 | 22.04.19 | ЛРК 1.Поэты и писатели донецкого края о родной природе | Стихотворение (по выбору учащихся) | |
59 | 29.04.19 | Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег». Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой...». С.Есенин «Топи да болота...». Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...». Н.Рубцов «Тихая моя родина». | ||
ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА | ||||
60 | 03.05.19 | И.А. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге...». А.Н. Вертинский «Доченьки». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. | Песня (по выбору учащихся) | |
61 | 06.05.19 | Контрольная работа 2. Тестовые контрольные задания | ||
Тема 6. (5 часов) ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||||
62 | 10.05.19 | Роберт БЕРНС. Краткие сведения о шотландском поэте XVIII века. «Честная бедность». Своеобразие ритмики, близость к народной песне. Теория литературы. Понятие о жанрах литературных произведений. | ||
63 | 13.05.19 | Джордж Гордон БАЙРОН. Краткие сведения о жизни и творчестве английского поэта. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Настроения эпохи, отразившиеся в стихотворении. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | ||
ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ Японские трехстишия (хокку). | ||||
64 | 17.05.19 | Мацуо БАСЁ. Кобаяси ИССА. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). | ||
65 | 20.05.19 | О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер). Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов». Романтика и сила любви («Дары волхвов»). Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев. Смысл названия и гуманизм новеллы О.Генри. | ||
66 | 24.05.19 | Рей Дуглас БРЭДБЕРИ. Краткие сведения о писателе. «Каникулы». Фантастический мир рассказов Р. Брэдбери. Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р. Брэдбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе. |
Приложение 1
Критерии оценивания
учебных достижений учащихся по литературе
Литература – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Главная цель литературного образования – развитие гуманитарной культуры и творческих способностей учащихся, воспитание в них мировоззренческих ориентаций, формирование умения самостоятельно знакомиться с произведениями искусства слова и сознательно воспринимать воплощенные в них эстетические, духовные ценности.
Объектом изучения в литературе является художественное произведение, его эстетическая природа и духовно-этическая сущность, что и предопределяет организацию урока литературы.
На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
В центре внимания на занятиях по литературе – анализ и интерпретация художественного произведения, однако целесообразно, где это возможно, привлекать разные контексты литературного процесса (литературные школы, течения, направления, связи между национальными литературами) и культурно-исторического развития. Учитель должен четко определить основные и фоновые знания, подобрать родственные факты в других видах искусства, обеспечить необходимый минимум теоретико-литературных знаний.
Ознакомление учащихся с разными контекстами, теоретико-литературными понятиями и компаративными связями является лишь дополнительным средством учителя для раскрытия своеобразия и этического смысла произведения. Преимущество предоставляется анализу поэтики и концепции текста с целью дальнейшей интеграции полученных знаний в духовный мир учащихся.
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, осознание русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащихся. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
- грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основными критериями оценивания учебных достижений учащихся являются следующие:
Отметка | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
Недостаточный уровень учебных достижений | |
«1» |
|
Начальный уровень учебных достижений | |
«2» |
|
Средний уровень учебных достижений | |
«3» |
|
Достаточный уровень учебных достижений | |
«4» |
|
Высокий уровень учебных достижений | |
«5» |
|
На уроках литературы преимущественной формой обучения и осуществления контроля достигнутых результатов является диалог, происходящий на всех этапах учебной деятельности, к которому учащихся привлекает учитель, побуждая рассуждать, делать обобщения и выводы, высказывать собственные мысли и оценки.
При этом и происходит проверка и оценивание учебных достижений учащихся и уровня их компетентности, то есть текущее оценивание знаний и умений. Во время такого оценивания обязательным должен стать контроль за тем, чтобы каждый учащийся прочитал предусмотренные программой произведения и знал их содержание; контроль за выполнением зачетных устных и письменных работ.
С целью систематизации и упорядочения нагрузки учащихся в течение учебного года рекомендуем следующее количество видов контроля в процессе изучения литературы в каждом классе. Предложенное в таблице распределение часов является минимальным и обязательным для проведения в каждой четверти. Учитель по своему усмотрению может увеличить количество видов контроля в соответствии с уровнем подготовки учащихся, особенностей класса и т.д., но данное увеличение не должно вести к перегрузке учащихся.
Рекомендуемые нормы чтения
Класс | Чтение вслух (кол-во слов в мин.) | Чтение про себя (кол-во слов в мин.) |
5 - 6 | 120-130 | 170 |
7 – 8 | 130-140 | 210 |
9 – 11 | 150 | 250 |
При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии:
Отметка «5»: | ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. |
Отметка «4»: | ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. |
Отметка «3»: | оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. |
Отметка «2»: | ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. |
Отметка «1»: | учащийся воссоздает материал, называя отдельный факт; понимает учебный материал и может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения. |
Критерии оценивания
учебных достижений учащихся при создании сочинения
Работая над устными и письменными сочинениями, учащиеся применяют на практике знания и навыки, полученные при чтении и разборе художественных произведений: умение определить свою точку зрения, избрать для ее выражения соответствующие композиционные формы, тот или иной план изложения. Качеством занятий по литературе, степенью самостоятельности и зрелости мысли учащихся определяется богатство, точность, выразительность их языка.
Объем сочинений учащегося должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 тетрадная страница, в 6 классе —1,5; в 7 классе — 2; в 8 классе — 2,5; в 9 классе — 3; в 10 классе — 3,5-4; в 11 классе — 4-4,5.
Любое сочинение учащегося проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- х классах; оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В журнал выставляется одна отметка, которая является средней оценкой за содержание и грамотность. Если отметка не является целым, она округляется в сторону увеличения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений учащегося по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Критерии оценивания
учебных достижений учащихся при написании тестов
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
Отметка и процент выполнения работы
«5» – 90–100 %;
«4» – 78–89 %;
«3» – 60–77 %;
«2» – менее 59%.
Количество тестовых заданий должно быть кратно 5.
Критерии оценивания
учебных достижений учащихся при написании литературных диктантов
Оценка диктанта (основные литературные понятия и термины)
В словарных диктантах: (7-9 классы – 18-20 слов)
Отметка и процент выполнения работы
«5» – правильность 100-90%
«4» – правильность 90-80%
«3» – правильность 80-50%
«2» – правильность менее 50%
«1» – ошибочное написание 100% работы
Критерии оценивания
устного ответа учащегося по литературе
Отметка | Содержание | Взаимодействие с собеседником и оформление речи | ||||
Лексическое оформление речи | Грамматическое оформление речи | Фонетическое оформление речи | ||||
«5» | Коммуникативная задача полностью выполнена: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме. Ученик высказывает интересные и оригинальные идеи. | В речи нет лексических ошибок; словарный запас богат, разнообразен и адекватен поставленной задаче. | В нет речи грамматических ошибок; речь богата разнообразными грамматическими конструкциями. | В нет речи фонетических ошибок. | ||
«4» | Коммуникативная задача выполнена не полностью: цель общения в основном достигнута, однако тема раскрыта не в полном объеме: высказанные положения недостаточно аргументированы. | Словарный запас в основном соответствует поставленной задаче, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и/или имеются неточности в их употреблении. | В речи присутствуют грамматические ошибки, не затрудняющие понимания высказывания, или используются однообразные грамматические конструкции. | Речь в целом понятна, ученик допускает отдельные фонетические ошибки. | ||
«3» | Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме: высказанных положений мало и они не аргументированы. | Словарный запас скуден, в основном соответствует поставленной задаче, наблюдается значительное затруднение при подборе слов и/или имеются значительные неточности в их употреблении. | В речи присутствуют грамматические ошибки, частично затрудняющие понимание или используются однообразные грамматические конструкции (преимущественно простые нераспространенные предложения). | Речь понятна с трудом, при этом учащийся допускает отдельные грубые фонетические ошибки. | ||
«2» | Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута, содержание не соответствует коммуникативной задаче. | Словарного запаса не хватает для общения в соответствии с заданием. | В речи присутствуют грамматические ошибки, затрудняющие понимание. | Понимание речи затруднено из-за большого количества фонетических ошибок. | ||
«1» | Коммуникативная задача не выполнена. Отказ от ответа. | Недостаточный словарный запас для формулировки ответа. | Допущено много грамматических ошибок. | Большое количество фонетических ошибок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....