История одной любви
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Корнева Анастасия Павловна

Урок литературы в 9 классе по повести Н.М. Крамзина "Бедная Лиза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literate_9-y_klass.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество Н.М. Карамзина

Урок в 9 классе № 4 (15)

Тема урока: «История одной любви» (По повести Карамзина «Бедная Лиза»)

Цели урока:

Образовательная: проанализировать повесть «Бедная Лиза», углубить понятие о сентиментализме.

Воспитательная: воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

Развивающая: развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Оборудование: доска, ноутбук.

                                                          Ход урока: 

                                             Организационный момент

Добрый день, ребята. Тема сегодняшнего урока «История одной любви» (По повести Карамзина «Бедная Лиза»). Запишите, пожалуйста, тему в тетради.

(Тема и эпиграф написаны на доске.)

Запишите эпиграф урока: «А счастье было так возможно…» (А.С. Пушкин)

1.Ассоциация со словом любовь.

hello_html_5a29d2cf.gif

Какая любовь показана в повести «Бедная Лиза»? (неравная, между бедными и богатыми)

Какая ещё бывает любовь? (между пожилыми и молодыми людьми, материнская любовь, родственная любовь)

  1. Художественный анализ повести «Бедная Лиза» (1792г.)

А теперь поговорим о самой повести  Карамзина «Бедная Лиза»

  1. Вопрос: « Почему эту повесть мы можем отнести к произведениям сентиментализма?»

 (Лизой движут исключительно чувства, и Карамзин делает сильный упор на описание чувств героев «Бедной Лизы». С точки зрения разума, ничего критического с ней не случилось - она не беременна, не опозорена перед обществом... Логически, топиться незачем. Но Лиза думает сердцем, а не рассудком.  Эраста нельзя назвать только отрицательным героем. )

  1. Вопрос: « Что главное в повести, о чем она?»

(По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» — «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах». С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь. Чувственность — высшая ценность сентиментализма —: толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, — говорит Лиза Эрасту, — что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий...» Эраст тоже восхищается своей «пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове. А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросается в пруд около Симонова монастыря.)

  1. Вопрос: «Какую форму повествования выбирает автор?» (Он наблюдает за происходящем, ярко выражает художественную линию, пейзаж.)

Вопрос: «Кто является главными героями повести?» (Лиза и Эраст)

Сейчас поработаем с вами с текстом, открываем учебники на странице 83 и ищем ответы на вопросы в тексте.

( Работа по тексту.)

  1. Вопрос: «Какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят?» (стр. 80)
  2. Вопрос: «Что вы можете сказать о Лизе по первым страницам повести?»

  1.  Вопрос: «О чем мечтает мать Лизы?» (стр. 86)(Старушка молила Бога, чтобы он наградил её за всё то, что она делает для матери.)
  2. Вопрос: «Какие слова сказали нам, что родители Лизы жили в любви, были верны друг другу? « ( Ибо и крестьянки любить умеют) (стр.85)
  3.  Вопрос: «Каков вывод ?» (Для Лизы они были примером, и она мечтала о такой же любви)

Учитель просит прочитать по ролям первую встречу Лизы с прекрасным незнакомцем. (стр. 86 со слов «Ты продаёшь их девушка?»)(Читают три ученика, роль Эраста, Автора и Лизы).

  1. Вопрос: « Ландыши – это символ чего?»( Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза.
    Так же эти ландыши
     - символ ее весеннего расцвета, чистоты. Но именно эти цветы Лиза бросит в Москву-реку, когда не встретит молодого человека, так понравившегося ей.)

  1.  Вопрос: «Что рождает в душе Лизы эта первая встреча?» (стр. 87)(У него такое доброе лицо, такой голос..)

  1. Вопрос: «Как ведет себя Лиза на другой день? А ландыши?» (стр. 87)(Со слов «На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза её тихонько чего то искали. ….. »)
  2.  Вопрос: «Но вот Эраст появляется у неё в комнате, каково на сердце у Лизы?» Прочитайте. (стр 87-88.)(Отрывки, И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в облаке исчезает…)
  3. Вопрос: « Почему Лиза не может спать ночью.»  Прочитайте этот эпизод.(стр. 89)(Обратимся к Лизе. Наступила ночь – мать благословила дочь свою и пожелала ей короткого сна, но на сей раз желание её не исполнилось: Лиза спала очень худо. ….)

 

14.  Вопрос: «- Какие слова Эраста уничтожили раздумья, опасения Лизы, привели её в восторг?»(Милая Лиза! Я люблю тебя…)(стр. 90)

 15. Вопрос: «- Какое сравнение использует здесь Карамзин?» (Небесная, восхитительная)(стр. 90)

 16. - Каким стало для Лизы утро? (Значит природа разделяет с ней прекрасные чистые чувства) Прочитайте.

17.  - Матушка строит планы замужества Лизы. Какова реакция Лизы, Эраста? («плачет», он утешает её, обещает ей вечный рай в деревне или дремучем лесу. Лиза в упоении всё забыла, она забыла и себя, но после этого ей кажется, что «прежнего» счастья уже не будет)(стр. 93)

 - Обратимся к тексту, где Карамзин говорит о минутном счастье любви, Лизе и Эрасту суждено было испытать это, они ничего не боялись, ни о чём не думали, но здесь Карамзин предупреждает, что необходим рассудок и в любви. Прочитайте («Заблуждение прошло в одну минуту…»)(стр. 93)

Как  реагирует природа?( Природа переживает вместе с героями. Молния, буря, гроза, чёрные облака …)

 Вопрос: «Есть ли у Лизы прежнее счастье?»

 Учитель читает сцену расставания Эраста и Лизы.(стр. 96) «Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз ..»

 Вопрос: «Как называет Лиза дни без Эраста?» (Дни тоски и горести)

 Вопрос: «Как автор показал нам, что природа сочувствует Лизе?» («Печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенаниями»)

 Вопрос: «Лиза живет мечтами, что она будет счастлива. Пришло ли счастье к Лизе, что случилось?»

 - Прочитаем, проследим по тексту, что случилось с Лизой, после встречи с Эрастом.(Читает ученик)(стр. 97)

Вывод учителя:

Карамзин нам показал, что Лиза полюбив, проходит через разные психологические  состояния: за короткое время любви она испытала робость, волнение, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Всё это – проявление безграничной любви

 Вопрос: «Какой смысл имеет эпитет « бедная»? (Не в материальном плане, а в том, что у неё такая сложна судьба.)

 Вопрос: «А теперь обратимся к Эрасту, испытал ли он в своей жизни чувство большой любви? Кто он?» (Мнение учеников)

 Вопрос: «Что значит для него любовь Лизы?»(Мнение учеников)

 Вопрос: «Выдержал ли он это испытание? Умеет ли он любить?»(Мнение учеников)

 Вопрос: «Какова позиция автора по отношению к Эрасту?» («Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его»)(стр. 97)

 Вопрос: «Природа связана с Лизой в её радостях и печалях, а связана ли природа с Эрастом?» (Мнение учеников)

 Прочитайте последней абзац повести. О чем вам сказала фраза «был несчастлив»?(стр. 99)

Вопрос: «Значит, что нужно для счастья человеку?» (Мнение учеников)

Стадия рефлексии.

  -А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока «А счастье было так возможно…»

 - Почему же не состоялось счастье героев?(Мнение учеников)

 

( Прослушивание романса в исполнении В. Понаморевой «Любовь – волшебная страна» из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»).

Домашнее задание:

Написать сочинение - рассуждение на тему «Как вы понимаете заключительные слова повести «теперь, может быть, они уже помирились».

11. Выставление оценок.

Сегодня оценки получают…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

История одной любви. Иван Тургенев и Полина Виардо.

Фото разных лет Ивана Тургенева и Полины Виардо...

Урок литературы в 8-м классе " История одной любви" ( по повести И.С.Тургенева "Ася")

Этот  урок формирует у учащихся  чувства прекрасного через поэтический  текст повести, музыку, знакомит учащихся с произведением 19 века, учит восьмиклассников текстуальному анализу пов...

История одной любви по повести Тургенева "Ася"

Тургеневские девушки. История любви....

"История одной любви"

Сценарий вечера, посвященной трагической годовщине гибели царской семьи и 400-летию дома Романовых.(Композиция сопровождается презентацией, видеофильмом «Николай II» и отрывками из музыкальных произве...

Конспект урока "Твой милый образ, незабвенный... История одной любви. (тема "Любовная лирика Ф.И.Тютчева")

Стихотворение Ф.И.Тютчева "Я встретил Вас" - жемчужина русской любовной лирики. Этому стихотворению стоит уделить особе внимание пр изучении лирики Тютчева....

Сценарий литературной гостиной "История одной любви", посвященной творчеству Н.С.Гумилева и А.А.Аматовой

Двадцать первое. Ночь. Понедельник .Очертанья столицы во мгле.Сочинил же какой-то бездельник,Что бывает, любовь на земле.И от лености или со скукиВсе поверили, так и живут:Ждут свиданий, боятся разлук...