История одной любви по повести Тургенева "Ася"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тургеневские девушки. История любви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnoy_lyubvi_po_povesti_asya_turgeneva.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. История одной любви по повести «Ася» И.С.Тургенева.
(8класс)
Цель: учить учащихся понимать авторскую позицию в произведении; определить его отношение к героям; учить отстаивать свою точку зрения; воспитывать нравственные качества личности учащегося, правильное отношение к вечно юному чувству любви.
Ход урока.
- Сообщение темы и цели урока.
Эпиграф к уроку:
«А счастье было так возможно…»
А.С.Пушкин.
2. Вступительное слово учителя:
«У счастья нет завтрашнего дня
У него есть настоящее-
и то не день, а мгновенье».
И.С.Тургенев.
2. Вступительное слово учителя:
Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново?
Томленье духа ты иль благодать?
Да, как вы убедились сами, главное в повести - любовь.
Любовь… это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, и Тургенев, один из немногих писателей «с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства- любви».
-Как справиться с сердечной болью, как одолеть печаль?
-Безответная любовь - что это?
-Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена?
- Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства?
-И вообще, как совершается это таинство любви?
Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра. Вопросы, вопросы прямых ответов мы не найдем у Тургенева, но все тургеневские герои проходят испытание любовью и вот мы должны проследить как знакомство НН с Гагиным перерастает в историю любви, которая оказалась источником сладостных романтических томлений и горьких терзаний, которые обрекли героя на судьбу бобыля.
Итак, обращаемся к повести:
-Какую форму повествования выбирает автор?
- Что вы можете сказать о НН от лица, которого ведется рассказ? (стр. 172)
-Как он воспринимает окружающий мир?
(Он художник в душе, одержим стремлением наблюдать особенно людей, он праздный путешественник, созерцатель).
-Чем поразил Гагин и его сестра НН при первом знакомстве? (стр.176)
Рассказ о первом дне знакомства с Гагиным завершается лирическим пейзажем.
Зачитаем его стр. 178.(Гагин был прав, я был счастлив).
- Соответствует ли этот пейзаж настроению героя?
Встреча с Гагиным обострила его внимание к прекрасному. Он полностью отдается созерцанию и возвышенному настроению.
- Каково состояние души НН после первого знакомства?
(Он весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.)
-Где встретился НН с Гагиным на второй день знакомства?
-Какое чувство вызывает Ася у НН?
(Подтвердить текстом стр. 180, 181 неприязнь, досаду).
Учитель.
По словам брата, Ася «вольница сумасшедшая». НН она представляется полузагадочным существом, «хамелеоном».
-Какие речи принимает Ася? Почему она так поступила?
-Может ли НН ответить на этот вопрос?
-Как заканчивается второй день знакомств?
Учитель.
Прошли две недели ежедневных встреч. НН все более огорчался ревнивыми подозрениями, хотя еще в полной мере не догадывался о своей любви к Асе. Она постепенно овладевает его сердцем. Он оказывается во власти этого чувства.
- Какое настроение было доминирующим в этот период?
(Настойчивое любопытство, зачитать стр. 186)
- Каким образом подтверждается подозрение НН о том, что Гогин и Ася не брат и сестра?
(Пересказ учащегося подслушанного разговора в беседке).
-Какие чувства овладевают героем после этого?
(Горечь сожаления, обиды, нежелание видится с Гагиным).
Учитель.
Сам герой не находит точного определения своим чувствам, но мы понимаем, что его захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он и уходит в горы, а когда возвращается то, прочитав записку, отправляется к Гагиным.
- Что же узнал НН об асе из рассказа брата?
(Выборочный пересказ истории Аси стр. 191,193).
-Как меняется душевное состояние героя?
(Он обретает утраченное равновесие).
Учитель.
После разговора об Асе, наступила новая фаза в развитии любовных отношений героев, взаимное доверие и сближение. Все вокруг влюбленных освещается волшебным светом. И Ася восклицает: «Если бы мы были птицами - как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве.
- Как понимаете вы эти слова?
(Любовь окрыляет человека, приподнимает).
Учитель.
Придя на следующий день к Гагиным, НН находит Асю не такой, как вчера. Его поражает Асина серьезность, он видит, что она размышляет о жизни, и вновь Ася возвращается к разговору о крыльях. «Крылья у меня выросли»- да летать некуда.
Все поведение Аси во время этой встречи было признанием в любви. Большое чувство любви заставило Асю повзрослеть, вырасти как личность. Многого стоят эти слова Аси. Она поняла, что у ее любви нет будущего к молодому аристократу.
Ася «крылатая» натура в мире бескрылатых существ. Но это все-таки заставило
НН, задуматься над вопросом: «Неужели она меня боится?». Но он боится «заглянуть в самого себя», медлит, обрекая на страдания любящее существо. А любовь требует решения без промедления.
- Что происходит в душе героя?
(Он чувствует тайное беспокойство на сердце. В нем загорелась жажда счастья, которая связывается с Асей, но он выжидает. Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо. А Ася? Она назначает любимому свидание, так как не умеет все скрывать и ждать, по словам брата).
- С какой целью пришел Гагин к НН?
( Его поставили перед необходимостью сделать быстрый решительный выбор).
-В каком состоянии шел НН на свидание с Асей?
Найти и зачитать сцену свидания.
- Понравился ли вам НН в этой сцене?
(Он предал Асю, переложил ответственность за разрыв на ее плечи. Обвиняет в том, в чем она не виновата).
- Понимает ли он, что поступил бесчестно?
(Да, об этом говорят его слова: «Я старался не глядеть на Асю»).
Учитель.
Таким образом, предав Асю НН предал и самого себя, свои крылатые надежды. Любовь стала проверкой, и он ее не выдержал. Как вы знаете, характер Аси противоречив, ее поступки часто непредсказуемы. НН боится Асиной странности, неожиданности и беспокойности, которые ему сулила женитьба на ней. Он должен взять груз моральной ответственности на себя, но это ему силам, так как он привык жить без оглядки не задумываясь глубоко не только о будущем, но и о завтрашнем дне.
- А когда же приходит к герою сознание, что он любит?
(Позже, после свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя).
- Почему НН, услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре?
-Как автор относится к такому поведению героя?
(Он не привык принимать быстрые решения, привык жить без оглядки и поэтому решение этого вопроса он отложил на завтра).
Учитель.
Автор осуждает своего героя, да и сам НН с сарказмом говорит о своем решении быть счастливым завтра.
Но это слова человека, на 20 лет старше того, юного НН, о ком мы говорим сейчас.
-А тогда в каком состоянии возвращался НН домой?
-Что же произошло на следующий день?
-Понял ли он свою ошибку, осудил ли себя?
-Почему же не состоялось счастье героев?
Учитель.
Жизнь Аси и НН протека по-разному. Итак, мы проследили историю одной любви. Любовь- с ней пришлось столкнуться рассказчику лишь тогда, когда все было потеряно, потеряно из-за того несказанного слова люблю. Но чувства не забылись НН помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии любви» (засохший цветок герани). Он доживет годы бобылем и в грустные минуты перебирает Асины записочки и высохший цветок герани.
-Какой вывод можно сделать в конце нашего урока?
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. Составить и написать характеристику «тургеневской девушке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Романтическая история первой любви (по повести А. Грина "Алые паруса")
Урок-исследование по повести А. Грина "Алые паруса"...
Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)
Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...
История одной любви. Иван Тургенев и Полина Виардо.
Фото разных лет Ивана Тургенева и Полины Виардо...
Урок литературы в 8-м классе " История одной любви" ( по повести И.С.Тургенева "Ася")
Этот урок формирует у учащихся чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку, знакомит учащихся с произведением 19 века, учит восьмиклассников текстуальному анализу пов...
"История одной любви"
Сценарий вечера, посвященной трагической годовщине гибели царской семьи и 400-летию дома Романовых.(Композиция сопровождается презентацией, видеофильмом «Николай II» и отрывками из музыкальных произве...
История одной любви
Урок литературы в 9 классе по повести Н.М. Крамзина "Бедная Лиза"...
Конспект урока "Твой милый образ, незабвенный... История одной любви. (тема "Любовная лирика Ф.И.Тютчева")
Стихотворение Ф.И.Тютчева "Я встретил Вас" - жемчужина русской любовной лирики. Этому стихотворению стоит уделить особе внимание пр изучении лирики Тютчева....