Технология личностно- ориентированного обучения
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
В данной работе описываются методы и приемы технологии личностно-оринтированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novikova_z.v._ispolzuemye_metody_i_priemy_teh.l-orient._obucheniya.docx | 313.33 КБ |
Предварительный просмотр:
« Новый взгляд» - 2016
Тема выступления:
«Формирование личностных УУД через
духовно-нравственное воспитание».
Работу выполнила:
Новикова Зинаида Викторовна,
учитель русского языка и литературы
1 категория
ТМК ОУ «Дудинская СШ №1»
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. ...
Жан-Жак Руссо
Важнейшая задача современной системы образования –формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся также является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка.
Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (средства массовой информации и коммуникации, неорганизованные события окружающей среды) , которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Кроме того, «в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни»[1].
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.
Что же представляют собой духовность и нравственность?
Духовность – это состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.
Духовное воспитание - нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Нравственность представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. Это чувство заключено в любви к своему народу, языку, природе, в памяти о погибших за народное счастье, в бережном отношении к памятникам старины – немым свидетелям героической истории народа, в мыслях о настоящем и будущем родной страны. Сегодня перед каждым учителем стоят задачи: воспитать своих учеников честными, доброжелательными, правдивыми людьми, пробудить желание трудиться на пользу людям, быть хорошими товарищами.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.
В конце 2011 года были рельефно обозначены ценности российского общества: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». В этот момент стало понятно, что необходим документ, отражающий эти ценности и позволяющий сформулировать общие требования к системе образования, к деятельности конкретного образовательного учреждения. Так возникла идея Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности. А образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Конечно, актуально появление Концепции как идеологической основы нового стандарта, ключевой особенностью которого является то, что он не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие обучающихся (Данилюк А.Я. - Концепция):«Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков, сами по себе не создают достаточного условия для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность не свободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие»
В сфере личностного развития Концепция ставит следующие задачи :
- формирование способности к духовному развитию, готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
- формирование морали – осознанной необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе традиционных нормах
- развитие совести – нравственного самосознания личности
- усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
- осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.
В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества…»
Кроме того, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение прежде всего духовно-нравственного развития, воспитания учащихся.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личностных качеств гражданина России является идеологической основой ФГОС НОО. Так как учебный курс «Литературное чтение» в первую очередь решает задачи формирования личностных УУД, то этой дисциплине отводится большое значение в современной школе. Ученик задается вопросом: Кто я?...Какой я? Каким хочу быть? Какое значение, какой смысл имеет лично для меня учение?
Личностные универсальные действия делятся на три группы:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение:внутренняя позиция школьника;формирование основ гражданской и культурной идентичности;формирование адекватной самооценки и самовосприятия, развитие рефлексии.
Смыслообразование:развитие познавательных интересов, учебных мотивов,формирование мотивов, достижения и социального признания, осознанность учения и личная ответственность;
Нравственно-этическая ориентация: знание основных моральных норм; нравственная оценка событий и поступков; развитие целостного и морального сознания; развитие толерантности, отзывчивости; навыки конструктивного взаимодействия
Информация об опыте
Актуальность
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы -насущная проблема современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека — это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Превращение школы Знания в школу Воспитания требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.
Цель и задачи
Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.
Свои задачи я вижу в том, чтобы урочная и внеурочная деятельность помогали:
формировать представление о духовном и нравственном мире человека;
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;
- научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения;
- развивать потребность в чтении, в книге.
Для решения этих задач нужны условия, при которых необходимо:
- создать комфортную обстановку, где ученик не чувствовал бы себя обделенным вниманием;
- создать на уроках эмоциональную атмосферу увлеченности;
- использовать порой задания, превышающие возможности ученика для формирования волевой сферы.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей идеей своей работы я считаю обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе урочной и внеурочной деятельности на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.
Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта опирается на основные положения системы Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. В своем поиске творческого подхода к преподаванию уроков литературы использую основные концептуальные положения Е.Н.Ильина преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться человеком. «…Общение с книгой — это, прежде всего, общение с жизнью!» (Е.Н.Ильин).
Что я взяла из системы Ильина?
Во-первых, работа с деталью, которая стимулирует интерес ребят к произведению. Это – яркая цитата, эпизод, фраза или факт из биографии. Главное – привлечь внимание учащегося к тексту.
Во-вторых, в каждом художественном произведении выделяю нравственные вопросы, которые в нём ставятся. Урок, таким образом, посвящается не формальной теме, а проблеме, которая способна пробудить интерес учащихся. И главным в уроке становится осмысление проблемы, обсуждение путей её решения.
В-третьих, тщательно продумываю вопросы, которые вводят учащихся в проблему. Они должны быть злободневны и личностно значимы для учащихся.
В-четвёртых, поиск ответа на поставленный вопрос должен проходить в режиме диалога, в котором принимают участие преподаватель, учащиеся и автор произведения. Вот эта цепочка «деталь – вопрос – проблема» создаёт проблемные ситуации, обсуждение которых делает урок литературы современным, развивающим лучшие качества личности, будит потребность учащихся в самообразовании и самовоспитании.
В своей работе ориентируюсь на следующие принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:
• нравственный пример педагога;
• социально-педагогическое партнерство;
• индивидуально-личностное развитие;
• интеграция программ духовно-нравственного воспитания
Ведущая программа.
Я работаю по программе «Школа 2100», которая разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л. и др.
Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы
Система базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию проблемно-диалогического обучения, технологию формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения).
Практическая значимостьданной работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности формирования личностных УУД в условиях ФГОС при изучении русского языка и литературы.
Технология опыта
Духовно-нравственные качества учащихся я развиваю на уроках, во внеурочное и внешкольное время.
Урочная деятельность
Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.
Почему это происходит? Литературные произведения — это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования — помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы, формировать положительные личностные качества обучающихся.
Не случайно преподавание литературы в пятом классе начинается с изучения фольклора. Фольклорные произведения доносят до читателей из глубины веков народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость и многое другое. Ученик-читатель должен включаться в творческий процесс, прочитанное произведение служит в таком случае толчком к пробуждению творческого воображения. Например, после изучения русских народных сказок ученикам могут быть предложены следующие задания: творческие пересказы с изменением лица рассказчика, устное словесное рисование, составление киносценария по наиболее интересному, важному эпизоду, инсценирование части произведения, домысливание сюжета. Все эти формы ставят ученика «внутрь» художественного произведения, позволяют понять и принять (или не принять) мысли и действия героев, оценить их личности и сопоставить, а если нужно, и скорректировать свою точку зрения с точкой зрения народа.
Такой жанр фольклора, как русская былина, имеет огромное влияние на формирующееся самосознание учеников, на их складывающуюся личность, так как провозглашает патриотизм одним из главных нравственных качеств истинно русского человека. Защита Родины — главное дело в жизни и для героев русских сказок, и для русских богатырей, и для дружинников князя Игоря в «Слове о полку Игоревом», и для Тараса Бульбы («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя), и для Андрея Соколова («Судьба человека» М.И. Шолохова) и т.д.Герои часто оказываются в ситуации нравственного выбора, и необходимо, чтобы ученики осознали, что авторы на стороне героев, выбирающих защиту интересов Родины в ущерб собственным нуждам, интересам.
Формирование личностного смысла учения заложено в пословицах и поговорках, взятых авторами учебников из старинных книг.
Развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе способствует чтение пословиц и поговорок, которые заставляют учащихся задуматься над осмыслением этических понятий и нравственных норм, отраженных в них
Из фольклора и произведений духовной литературы берет начало еще одна традиция русской литературы — интерес к нравственному, духовному самосовершенствованию человека. Поэтому главные герои многих художественных произведений — молодые люди, ищущие цель и смысл жизни, формирующиеся как личности на протяжении развития действия произведения. Эти герои и их судьбы вызывают интерес у учеников, которые также на протяжении всех школьных лет проходят путь становления себя как личностей. Учителю совместно с учениками необходимо увидеть, что этические проблемы, волнующие молодых людей прошлых веков, являются вечными: проблемы чести, долга, верности слову; цели и смысла жизни; любви, дружбы, взаимопонимания, уважения чувств и мыслей других людей; проблемы взаимоотношений отцов и детей. И современным школьникам придется по мере взросления решать те же нравственные дилеммы, что и их предшественникам.
Встреча с поэзией великих поэтов на уроках — это встреча с прекрасным, она должна волновать душу, рождать высокие порывы, приобщать школьников к вдохновенному искусству поэзии.
Изучение каждого стихотворения поэта предполагает решение определенных нравственных задач- «Красота мыслей, красота жизни, красота чувств».
Творчество М.Ю. Лермонтова продолжает развивать представления учащихся о прекрасном, формировать их нравственные идеалы. Иное звучание получает в его лирике тема любви к родине. И эта особая новизна выраженных поэтом чувств волнует. Школьники пытаются осмыслить свое личное, разобраться в чувствах, возникших под влиянием прочитанного, изученного. Детям близка волевая, сильная личность Печорина, привлекает их его мужество, колоссальная энергия, самообладание, но не могут они простить герою бесцельность и пустоту жизни, эгоизм, хотя и понимают трагическую сущность его существования.
Уроки по изучению творчества И. С. Тургенева обогащают представления детей о прекрасном, открывая им красоту русской природы, удивительную силу любви писателя к родине. Учащиеся чувствуют эту красоту.
Находят отклик у старшеклассников повести Тургенева о любви.
Таким образом, уроки литературы должны объяснить ученикам, как тяжела и напряженна внутренняя нравственная работа тех, кто стремится найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принципы предшествующих поколений.
Методы, формы и приемы обучения.
- Методы.
В своей работе я использую все возможные методы обучения: пассивные, активные, интерактивные. Наиболее часто применяю активные и интерактивные методы, так как они более действенные и эффективные:кейс-метод, метод проектов, проблемный метод,метод развития критического мышления через чтение и письмо, эвристический метод,исследовательский метод.
Наиболее известными и эффективнымиформами интерактивного обучения считаются следующие: творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-формула (Позиция ученика – Обоснование – Пример – Следствие), тренинг, информационный блок, кейс-стади.
Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Выбор метода зависит от многих условий:цели обучения;уровня подготовленности учащихся;возраста учащихся;времени, отведенного на изучение материала;оснащенности кабинета;
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.Метод проектов способствует развитию таких личностных качеств, как положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
В учебниках по русскому языку и литературе в качестве самостоятельной работы предлагаются различные проекты: «Богатство русского языка», «История моей фамилии!, «Моя любимая книга», «Эхо ВОв в моей семье», «Я писатель. Зачем я пишу?», «Моя первая книжка» .
Результат:Анцова А.- исследовательский проект «Тема добра и зла в отечественной и мировой литературе»-2014-2015 уч.год-победитель Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке».
ПОПС-формула способствует развитию не только аналитических способностей у учащихся, но и умения рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения.
Пример: Тема урока: «Что такое гармония?» (Старик и море)
Вопрос классу:Можно ли сказать, что он живёт в гармонии с окружающим миром?
(Да. В нём нет зла и противоречий. Достиг гармонию с природой и людьми, окружающими его, обрёл согласие с самим собой, но ему пришлось проделать долгий путь, чтобы прийти к такому жизнеутверждающему итогу.)
-Сантьяго гармоничная личность?
Благодаря тренинговому методу каждый обучающийся может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. В процессе тренинга учащиеся приобретают новый опыт, который основывается на уже имеющихся знаниях. Преодолеть определенные трудности помогают применяемые мной ролевые тренинги - игры: «Ситуация», «Угадай героя», «Учитель и ученик» и т д.
Пример: Тема урока: «Что такое гармония?» (Старик и море)
Тренинг-игра «Вхождение в роль» (узнай героя произведения).
СТАРИК САНТЬЯГО.
Все у Вас, Сантьяго, старое, кроме глаз. Вы помните, какого цвета Ваши глаза?.......
«цветом похожи на море», веселые.
МАЛЬЧИК МАНОЛИН.
Твои родители велели ходить в море на другой лодке. Почему?
Т.к. старика называли salao –
невезучий, а я должен зарабатывать
для семьи…
Тренинг-нестандартное начало урока:
Чтение подготовленным учеником стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб».
Дурная почва: слишком узловат ….
Беседа:
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое ощущение оно у вас вызвало?
- О чём это стихотворение?
( Природе, как и человеку, приходится выживать и биться за своё место под солнцем. Идёт борьба за существование, где выживает сильнейший.)
- Чем привлекает к себе дуб?
(Хотя он уже стар, внешне не красив, но в нём есть ещё сила для борьбы.
Личностные ууд: Осваивание новых видов деятельности; участие в творческом, созидательном процессе
Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ старика Сантьяго , пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герасим; добрый, трудолюбивый; заботится, любит, работает; не должен страдать из-за жестокости людей; человек
- Технологии. В своей работе я использую технологию перспективно-проблемного обучения; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологи; технологию развития критического мышления.
Я первый год работаю по Образовательной системе «Школа 2100» Программа построена на диалоге с ребенком.
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.Планируемый личностный результат: проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, развивать учебную активностьТакая технология дает развернутый ответ на вопрос: как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы
Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Диалог – это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия.
При обобщении темы «Союзы как части нашей речи» в 7классе все усилия направляются не только на усвоение материала, но и на создание условий для усвоения такой нравственной – этической категории, как союз человеческих сердец, тем самым у обучающихся появляется умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, они учатся строить собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. Вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество= Союз. Проблемный вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец?
Личностные ууд: технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
А.Эйнштейн когда-то сказал: « Где это только возможно обучение должно стать переживанием».
Технология продуктивного чтения
Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках:
1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.
2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т. е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).
Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.
Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей таким личностным качествам, как любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.
Технология оценивания учебных успехов
Личностные ууд: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.
«Личный ежедневник ученика» сочетает в себе элементы традиционного дневника и «взрослого» ежедневника, а также даёт возможность развить у учеников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки.
В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
Информационно-коммуникационная технология
Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»
Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в практику работы осуществляю по следующим направлениям:
1. Создание презентаций, видеосюжетов, фотошоу к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернета, включая онлайн-сервисы, форумы и т.д.
3. Использование готовых обучающих программ, видеоуроков.
ИКТ технологии использую на любом этапе урока:
При проведении урока-исследования на тему «Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский» было использовано нестандартное начало урока-видеосюжет Анцовой Алины, в котором она рассказала о своем проекте «Тема добра и зла в отечественной и мировой литературе» и просила при изучении данной темы создать правила доброты для учащихся, которые она включит в проект. ВИДЕОСЮЖЕТ «Выступление ученицы в начале и в конце урока»
Большое значение на уроках придаю аудиосредствам. Предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений, стихотворений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других .
Использование на уроках литературы телецикла «Мой Живой журнал», который построен в виде дневников великих писателей и ученых, стилизованных под современные Интернет-блоги, очень интересен современным школьникам, позволяет больше узнать о детстве и юности наших великих соотечественников. Иван Бунин, Антон Чехов, Константин Паустовский, Николай Гоголь и другие станут ближе и понятнее новому поколению. Герои программы, жившие в прошлых столетиях, выступают в качестве современных блогеров.
Использование интерактивных пазлов на уроках литературного чтения позволяет учащимся вспомнить и закрепить изученные произведения в игровой форме.
Изучение учебных предметов предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Фотошоу: «Герои доброты». Фотошоу создано на основе 11 произведений, в которых раскрываются вопросы добра и зла, любови и предательства, унижения и защиты достоинства и т.д.
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
Технология ситуативного обучения(кейс-технология)формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;Кейс технологии на уроке литературы способствует активизации внутренних резервов учащихся реализации их природных способностей, стимулирует самостоятельное мышление.
Пример: - Назовите ключевые слова, которые прозвучали в ходе нашего обсуждения?
ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА
БОРЬБА
КОНФЛИКТ
ОДИНОЧЕСТВО
КРАСОТА
КРАСИВОСТЬ (Мнимая внешняя красота)
Содержание кейса:
- Все ли понятия вам знакомы?
- Всегда ли природа и человек существуют только в борьбе?
-Что ещё может присутствовать в этих отношениях? (Гармония)
- Что такое гармония?
-Когда человек испытывает гармонию?
-Как вести себя, чтобы достигнуть гармонии?
Представление результата: Каждая мини группа учащихся разрабатывает свои варианты ответа. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.
Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
Групповая работа.
- А что такое гармония? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим понятием? Составим ассоциативное поле (кластер).
Индивидуальная работа.
А теперь составим толковник этого слова. Вверху в центре тетрадной страницы пишем крупными буквами слово ГАРМОНИЯ. Оставляем поле, ставим дефис и записываем одноразовое значение слова, как оно понимается вами.
Взаимопроверка.
А теперь обменяемся значениями слова, как оно понимается вами.
ГАРМОНИЯ –
-созвучие, рождённое любовью (Соня Х.)
-спокойствие души (Аня А.)
-единение с природой(Максим Р.)
-то, когда живёшь душа в душу (Настя Б.)
-способность увидеть и почувствовать красоту (Саша Я.)
- состояние души, когда нет противоречия в поступках и действиях (Стас В.) -умение жить в согласии (Алексей К.)
Технология развития критического мышления – универсальная, легко применимая ко всем учебным предметам, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых позднее пришлось бы жалеть.
Я использую следующие приемы на своих уроках.
Чтение с остановками (читаю - думаю - рассуждаю). Главное, о чём, думаю, нужно помнить при этом, - это давать учащимся возможность размышлять, уважать ребят и их мнения, вселять в них уверенность в том, что они не будут высмеянными, т.е. на уроке во время работы над любым текстом воспитывать в учениках толерантность, не упоминая при этом самого этого этического понятия, не читая нравоучений, не давя своим более авторитетным мнением. Вот тогда художественный текст и будет иметь духовно-нравственное воздействие на личность.
Кроме того следует учитывать:
-текст не должен быть знаком;
-текст заранее делится на части по смысловому единству (4 - 6 остановок);
-задания и вопросы формулируются с учетом уровня познания;
-чтение и обсуждение отрывков текста должно сопровождаться прогнозом ----развития сюжета.
Как это реализуется на уроке?
Три стадии технологии развития критического мышления.
Вызов
Осмысление содержания
Рефлексия .
Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству.
Ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст.
Стадия вызова.
В.Ф.Тендряков "Весенние переверыши":
- Как вы думаете, к каждому человеку приходит такое чувство, как любовь?
- А какой она бывает?
"Русские народные сказки":
- Любите ли вы сказки?
- А что вы о них знаете?
- Для чего их создают?
Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание":
- Как вы думаете, о чем этот роман?
Стадия осмысления (постановка вопросов разного типа).
Уточняющие:
- То есть ты считаешь, что...?
- Если я правильно понял, то...?
- Ты действительно думаешь, что...?
Интерпретационные (объясняющие):
- Почему...?
- Почему Андрей Соколов усыновил Ваню?
Творческие (предположения):
- Что изменилось бы...?
- Как вы думаете, что могло бы...?
- Чацкий и Молчалин - кто из героев комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" "вписался" бы в современную жизнь?
Оценочные:
- Почему это... так, а это... вот так?
Практические:
- Как бы вы поступили на месте...?
- Где в обычной жизни можно наблюдать подобное?
Стадия рефлексии.
Организовать дискуссию или обсуждение.
- Этого ли мы ожидали?
- Почему так...?
Написание творческой работы (эссе).
- Сбылись ли ваши предположения...?
- Как, по-вашему, сложится жизнь...?
- Что тронуло меня больше всего...?
- Что нужно сделать, чтобы...?
- Как связываются события произведения с сегодняшним днем...?
Почему очень важно дать учащимся возможность изложить свои мысли в форме письменной работы? Это своеобразное погружение в свой внутренний мир, самоанализ своих эмоций, чувств. Это тот особенный момент на уроке, когда собеседником, пусть безмолвным, становится лист бумаги, ученическая тетрадь. Нельзя отрицать, что кому-то из ребят порой написать свои мысли бывает проще, чем высказать их при целом классе. Творческие работы читаю только с разрешения авторов. Зачитываю даже те, в которых выражены позиции, с которыми сама не согласна. Вижу в этом целесообразность. Чем не повод для продолжения разговора на уроке или за его границами о том, нужны ли в наше время честь, благородство, милосердие, верность и как каждый из нас в реальной жизни относится к таким людям, как, например, герои рассказов А.Платонова "Юшка" и А.Солженицына "Матрёнин двор"?
Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейн;«Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; дидактическая игра; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания; «толстые и тонкие вопросы»; “Фишбоун” (рыбный скелет),«Верные-неверные утверждения», «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Прием «толстые и тонкие вопросы».
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
- Дайте 3 объяснения, почему...? - Объясните, почему...? - Почему Вы думаете ...? - Почему Вы считаете ...? - В чем различие ...? - Предположите, что будет, если... ? - Что, если ... ? | - Кто ? - Что ? - Когда ? - Может ..? - Будет ...? - Мог ли ... ? - Как звать ...? - Было ли ...? - Согласны ли Вы ...? - Верно ли ...? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ( Например: Кто автор рассказа "Злоумышленник"?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
Приём “Фишбоун” (рыбный скелет).
Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
Повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Голова — легко ли совершить подвиг.
Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
«Кластер» - прием графической систематизации материала. Повесть «Старик и море».
Что такое гармония? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим понятием? Составим ассоциативное поле (кластер).
Прием «Ключевые слова»
-Чтение подготовленным учеником стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб».
Дурная почва: слишком узловат…
Беседа:
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое ощущение оно у вас вызвало?
- О чём это стихотворение?
( Природе, как и человеку, приходится выживать и биться за своё место под солнцем. Идёт борьба за существование, где выживает сильнейший.)
- Чем привлекает к себе дуб?
(Хотя он уже стар, внешне не красив, но в нём есть ещё сила для борьбы. Внутренней красотой.)
- Назовите ключевые слова, которые прозвучали в ходе нашего обсуждения?
ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА
БОРЬБА
КОНФЛИКТ
ОДИНОЧЕСТВО
КРАСОТА
КРАСИВОСТЬ (Мнимая внешняя красота)
- Все ли понятия вам знакомы?....
«Метод двойного дневника»
Слева записывали часть текста, которая произвела на вас наибольшее впечатление, а справа давали свой комментарий; что заставило вас записать именно эту цитату.
Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест,непонимание..) | Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? |
– Рыба, – сказал он, – я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер. | Относится к рыбе как к другу, очень трепетно. Он не может найти себе место из-за того, что ему придётся её убить. |
Эссе- жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.
Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Для учителя – это возможность получить обратную связь.
Пример:
В нашем произведении «Старик и море» очень много афоризмов, которые могут стать для нас руководством к действию. Диана провела исследовательскую работу - выписывала их. Попросим ее их прочитать и подумаем, какой из них может стать эпиграфом нашего урока?
…Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но нельзя победить.
…Как легко становится, когда ты побеждён.
…Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно.
…Глупо терять надежду…
Было дано дом.задание – написать небольшое эссе по выбранному афоризму.
Личностные ууд; при выполнении такой творческой работы у учащихся развивается эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, развитие творческой деятельности эстетического характера, воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия человечества.
Прием «Рефлексивные вопросы»
Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
- Старик отправился в море один, он размышляет об одиночестве.
«Нельзя, чтобы в старости человек оставался один, - думал он. - Однако это неизбежно».
1. Одинок ли в этом мире старик?
2. Можно ли сказать, что он живёт в гармонии с окружающим миром?
3. Существует ли абсолютная гармония? (Нет.)
4. Вы согласитесь, что гармония – это какие-то мгновения?
Рефлексия по образцу.
А теперь, допишите, пожалуйста, предложения на табло рефлексии.
Я сегодня узнал-
удивился-
повторил-
закрепил-
- Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят
Что же является составляющей личностных универсальных учебных действий при изучении литературы :
- основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- эстетические ценности и на их основе эстетические критерии.
Через обучение происходит последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.
Результат.
- Грамота Управления образования Администрации муниципального района за добросовестный труд и большой личный вклад в организацию учебно-воспитательного процесса в школе. г.Дудинка. 2012г.
- Диплом 1 степени Президента КРОМЭО «Зеленый кошелек» за активное участие в краевом эколого-краеведческом фотоконкурсе «Моя зеленая страна. Сделай снимок для футболки» г.Красноярск. 2013г.
- Благодарственное письмо Управления образования Администрации Таймырского муниципального района за подготовку учащихся ТМК ОУ «Потаповская средняя школа №12»,победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе г.Дудинка 2013г.
- Диплом и сертификат за активное участие в муниципальной методической конференции «Новый взгляд», номинация-«Методическая выставка» г.Дудинка. 2013г.
- Почетная грамота главы города Дудинки за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, личный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения. г.Дудинка. 2013г.
- Диплом лауреата за участие во Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» в номинации: «Оформление помещений, территории, участка». Работа: «Оформление кабинета русского языка и школьной рекреации». Москва. Март-апрель 2014г.
- Диплом за подготовку победителя /1 место/ в 6 Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» в номинации: «Литературное творчество». Работа: сочинение «Мой папа- художник с большим сердцем». Москва. март-апрель 2014г.
- Диплом за подготовку победителя /3 место/ в 6 Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» в номинации: «Декоративно-прикладное творчество». Работа: эко -игрушка «Новогодняя лампочка». Москва. март-апрель 2014г.
- Грамота УО Администрации Таймырского муниципального района за активное участие в акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» г.Дудинка. 2014г.
- Благодарственное письмо Управления образования Администрации Таймыра за подготовку учащихся ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №1»,победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе г.Дудинка. 2014г.
- Благодарственное письмо Управления образования Администрации ТДНМР за подготовку учащихся ТМК ОУ «СОШ №1» победителей и призеров муниципальной научно-практической конференции «Золотое перо – 2015» г.Дудинка, март 2015г.
- Силкин Д., 9 класс - победитель краевого конкурса сочинений «Мое Красноярье», 2014г.
- Борисов Д., 6 класс-2 место в конкурсе сочинений, посвященном Году литературы на тему «Что такое красота?», 2015 г.
- победитель в краевом конкурсе «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Презентации», 2014 и 2015 гг.
- Роут К., 5, 6 класс-победитель в краевом конкурсе «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Видеосюжет», 2014и 2015 гг.
- Кукуруза Ю., 6 класс- победитель в муниципальном творческом конкурсе «Зимняя планета детства» в номинации «Знакомая незнакомка».
- Степутенко Ю., 6 класс – победитель во Всероссийском конкурсе «Благотворительность» в номинации «Рисунок».
- Анцова А.,8 класс-участие в межрегиональном творческом конкурсе сочинений, посвященном Году российского кино, на тему «Кино в моей жизни».
- Анцова А.,7 класс-призермуниципального конкурса научно-практических работ «Золотое перо», 2014г.
- победитель Всероссийского конкурса научно-практических работ «Первые шаги в науке», Москва 2014г.
- 2 место в муниципальном творческом конкурсе «Все это было не со мной…», 2014 и 2015 уч.г.
- победитель в муниципальном конкурсе сочинений «Мой Таймыр», 2015г.
- победитель во Всероссийском конкурсе сочинений «Я имею право жить, развиваться и дружить!», проводимой газетой «Пионерская правда». Публикация работы в книге.
- победитель муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе, 2014 и 2015 уч.г.
- Леванова В., 5 класс- победитель в муниципальном этапе конкурса сочинений, посвященного 70-летию Победы в Вов, 2015г.
Вывод.
Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся, даёт положительные результаты.
Я убеждена, что важным средством формирования у обучающихся доброты, милосердия, щедрости души, уверенности в себе, ответственности, умения наслаждаться окружающим миром является духовно-нравственное воспитание на уроках..“Ничто, кроме литературы, - говорил П. М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.
Сейчас много разговоров о необходимости качественного образования. На мой взгляд, это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Это должно происходить ежедневно, ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. И в этом учителю поможет применение технологии развития критического мышления. Это уникальное воздействие на духовно-нравственное формирование личности школьника.
Заключение.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе. В своей работе я руководствуюсь словами В.А.Сухомлинского:
«Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».
Список использованной литературы:
Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева//http://www.rcio.rsu.ru/
Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки/Е. Волков// http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
Верные-неверные утверждения. https://docs.google.com
Синквейн.https://docs.google.com/
Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996г.
Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. — 2004. — № 17.
Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С. Заир-Бек// Директор школы. — 2005. — № 4.
Клишова, О.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы/ О.Г. Клишова //Управление качеством образования.- 2008г.
Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения:/Э.А.Левин, О.И. Прокофьева.- М.: Сентябрь, 2007г.
Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык в школе.-2011г.
Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-28.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
[1] Данилюк А. Я.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. — 00 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-022138¬2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии
Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники сущест...
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения
Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...
Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»
Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ. Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...
технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативная технология
Личностно-ориентированная технология дает максимальное развитие индивидуальных позновательных способностей ребенка...
Технология личностно-ориентированного обучения. Модульное обучение
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен ...