Урок по литературе "Добро должно быть с кулаками"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Павлова И.Ми

Добро должно быть с кулаками?!.или Добро должно быть!  Урок по повести В.Железникова “Чучело” и рассказу Р.Бредбери «Все лето в один день» позволяет задуматься о сути понятия "доброта". 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_dolzhno_byt_s_kulakami.docx44.14 КБ

Предварительный просмотр:

Добро должно быть с кулаками?!.или Добро должно быть!

(по повести В.Железникова “Чучело”

и рассказу Р.Бредбери «Все лето в один день»)

Можно презреть, наказать, помочь,

но мучить нехорошо, стыдно, нельзя.

Это ожесточает человека.

Надо быть милосердным.

В. Железников

Зависть свет в нас убивает.

А.Дементьев

Природа всё даёт, к нам царственно щедра

Нет у неё ни скорлупы и ни ядра-

Она всё вместе.

В своё вглядись внимательно нутро:

Ты скорлупа или ядро?

Гете

Слайд 1Добро должно быть с кулаками?!.или Добро должно быть!

Всем нам не раз  доводилось слышать фразу: “Детство – самая счастливая пора”. (2 слайд – счастливый ребенок)

Так ли это?

-Можно ли слово “счастливая”  заменить словами “безоблачная”, “беспроблемная”?

Жизнь детей точно так же, как и в жизнь взрослых, без проблем не бывает. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается  с радостью и с болью, жестокостью и равнодушием  впервые.

 Это хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами– Владимир Карпович Железников(портрет) (3 слайд)

Герои его повестей  и рассказов - сегодняшние мальчики и девочки - ваши сверстники.

Какую бы книгу писателя мы ни взяли, мы увидим, что его больше всего волнуют доброта, терпимость и милосердие.

В его произведениях всегда присутствуют некие нравственные правила, вот некоторые из них:(Слайд 4) зачитать

        “В борьбе всегда надо принимать сторону слабого, если ты не уверен, кто прав. И это будет наименьшим злом”;

 “Стыдно - это хорошо, это знаешь ли благородно, это значит, что такого больше не сотворишь”:

 “Обдумай все возможные пути к цели, но выбирай самый бесхитростный”.

“В закоулках легко заблудиться” .

(5 слайд – картинка книги) И  его повесть «Чучело» - это повесть о вас и для вас.

Она  впервые была опубликована более 30 лет назад. Он написал её на основе случая со своей внучкой, которая точно так же, как Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину и весь класс разом объявил ей бойкот. Повесть  стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях "Чучела".

Не был равнодушен к проблеме детской жестокости и современный американский писатель, классик научной фантастики Рей Брэдбери. (6 слайд – писатель)   (Портрет) Это разносторонний человек, автор романов, повестей, рассказов, новелл, сценариев, стихов, статей. К сожалению, 5 июня 2012 года его не стало, но осталось огромное литературное наследие. С одним из его рассказов – «Все лето в один день» -- вы и познакомились. (Слайд 7)

        Итак, повесть «Чучело» и рассказ «Все лето в один день». Что объединяет эти произведения?         Какова их проблематика? Слайд 8

В произведениях обоих авторов  затрагивается

проблема выбора,

проблема жестокости, предательства

проблема умения прощать,

проблема ответственности,

проблема раскаяния

проблема противостояния коллектива личности

проблема взаимоотношений взрослых и детей

нравственный облик подростка

На основе этих произведений мы и поразмышляем над проблемными вопросами урока: (9 слайд с вопросами)

- Детская жестокость миф или реальность?

- Лена Бессольцева – победительница или побежденная? А Магро?

- Каким должен быть человек?

- Добро должно быть с кулаками?!.

- Добро должно быть!

Хочу обратить ваше внимание на фразу. В ней 3 знака препинания. Какой бы вы поставили?

- Обсуждение предлагаю начать с названий произведений? (10 слайд – обе книги на слайде)

 - Какой характер носит заголовок рассказа или повести  и что он раскрывает? (Заголовок носит информативный характер, раскрывает  тему текста). «Все лето в один день»… В каких смысловых отношениях между собой находятся слова «все», «один»? (Это контекстные антонимы. Действительно, в рассказе мы чувствуем противостояние всего одному, всех одной.).

-Подберите ассоциации к слову ЧУЧЕЛО до чтения и после чтения произведения. Ассоциации, возникшие до чтения: чучело огородное: весело, смешно, растрепа, неряха.

Ассоциации, возникшие после чтения: грусть,  жалость, облегчение.

- Можно ли подобрать другое, синонимичное заглавие к этой повести? (ЖЕСТОКОСТЬ)

- Назовите главных героев рассказа «Все лето в один день» и повести «Чучело».

(Марго, Уильям, Лена Бессольцева, Дима Сомов, Железная кнопка, Шмакова, Попов, Васильев…)

-Почему у одних есть имя и фамилия. А у других только прозвище. А всех, кроме Марго и Уильяма, Бредбери называет словом ребята.

- Марго…Какая она?

- Какие стихи написала Марго о солнце? Слайд 11

- Каким она помнит солнце?

- Какова была реакция детей на стихи, написанные Марго?

- В чем, с точки зрения ребят, самое большое преступление Марго?

- Как поступили ребята с Марго? Какое чувство заставило их так поступить?

Слайд 12  «Зависть». Это чувство присуще человеку испокон веков. Зависть белой не бывает,

Зависть свет в нас убивает.

Ну, а тот, кто ею болен,

У того душа темна,

И в поступках он не волен,

Ибо всем вершит ОНА.

         Дома вы заглянули  в различные словари и нашли следующее определения слова «зависть».

«Зависть белой не бывает,

Зависть свет в нас убивает», - отмечает А. Дементьев. И в рассказе мы наглядно видим, как скрытая зависть детей перерастает в открытую злобу и даже в беспричинную ненависть.

Слайд 13 А дикая дождливая планета  впервые открывает детям свою сказочную красоту. Зачитать ( со слов И солнце явилось… до слов Целый час  бегали и никак не могли угомониться.)

-Целый час тепла, аромата солнца, игры света, блеска, ощущения свежести и радости .Но только в этой сказке, в этом мире под солнцем не оказалось места для Марго. Давайте сейчас включим наш внутренний фонарик воображения и представим, что сейчас чувствует за закрытой дверью Марго. Слайд 14

(Состояние обиды, крайней подавленности, разрушенной мечты, несбывшейся надежды, жизненной безысходности, трагедии). Об этом автор умалчивает, мы об этом можем лишь догадываться. А то, что чувствуют ее одноклассники, описывается автором весьма обстоятельно.

-Когда ребята вспоминают о Марго?

Ребята вспоминают о ней, когда начинается новое семилетие дождя и мрачно-трагическим становится все вокруг, « с оглушительным шумом рушатся с неба тонны, потоки воды – без просвета, без конца».

 - И так будет целых семь лет? Что можно услышать в этом вопросе?

Безысходность.

- Поняли ли дети, что они натворили?

-Поняли ли, чего они лишили Марго?

-Поняли ли, насколько жестоко они поступили с Марго?

-Простит ли их Марго?

Марго  - победительница или побежденная?

Слайд 15  - Прочитан рассказ, вместе с героями пережита трудная жизненная ситуация. Но ведь «Все лето в один день» -  произведение фантастическое. Скажите, может быть, проблемы, возникшие у героев, характерны только для жителей Венеры? А у нас ,землян, подобных проблем нет?

- Кто из литературных героев оказался в схожей ситуации и не на Венере, а в старинном русском городке, расположенном на Оке  между Калугой и Серпуховым?

 (Подобная ситуация предстает перед нами в повести Владимира Железникова «Чучело», ее переживает главная героиня Лена Бессольцева).  Давайте вспомним героев прочитанной повести.

Слайд 16

1.Она несокрушимая и беспощадная, проверяла, как бьется пульс у предателя, ей все охотно подчинялись. (Железная кнопка). Миронова

 Да, это «железная кнопка» с её не детскими серьезными глазами, бесстрастным голосом, девочка сделанная из железа, девочка прирожденный лидер, девочка без улыбки, но со стальными принципами, девочка полководец, перед нравственной силой которой отступают все одноклассники.

СЛАЙД 17

2.Вертлявая кокетка, беспринципная, эгоистичная, самолюбивая и наглая.  Очень довольная собой, считающая, что «нехорошо идти против коллектива, неправильно». - Шмакова

СЛАЙД № 18

        3.Валька Живодер отзывается о нем так: «В рубашке родился,в импортной. Родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки».Дима Сомов- храбрец и красавчик, энтузиаст и лидер на первый взгляд.

Слайд 19 4. Этот герой повести считает: «Главное в человеке – сила». Валька

 Слайд 20

5.«Я всё буду делать по-своему, как считаю нужным»,- произносит этот герой.  

Слайд 21  6.Она занята только собой и своей предстоящей свадьбой. (Магарита Николаевна)

Слайд 22  7. В городе его зовут «заплаточник» и считают чудиком. Николай Николаевич Бессольцев. Дед Лены.

Слайд 23  7.Нескладный подросток. На спине у нее торчали, как крылышки лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика.  ( Лена Бессольцева )

СЛАЙД № 23

-Лена Бессольцева…

-Как прошло  ее знакомство с классом?

-Как ее встретили будущие одноклассники?

-Какое прозвище дали?

-Почему у нее так же, как и у героини рассказа Бредбери непросто складываются отношения с классом?

(Она внучка Бессольцева, прозванного заплаточником. В городке относились к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием. Он вечно ходил по городку в неизменной кепке, в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях. То, как он жил, горожанам было непонятно и недоступно, но у многих вызывало уважение. Лена так же  внешне не похожа на других: «У меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала за волосами. Да и ее школьная форма, не прилегающая по фигуре, напоминает маскировочный халат. У героев повести, жителей города, одноклассников Лены, простые, земные, утробные потребности, а у Бессольцевых - духовные запросы. Николай Николаевич и Лена -  просто чудики в глазах многих, а они - обыкновенные люди. От того-то их не понимают и не принимают.

-А вам бы хотелось учиться в таком классе?

-Кто берет Лену под защиту? ( Дима Сомов)

-Что происходит с Ленкой?(Она влюбляется. Даже в мыслях она не произносит этого слова, но Димка Сомов “какой-то весь таинственный, глаза синие-синие, а волосы белые, а лицо строгое, пленяет и покоряет ее”. Первая любовь, ты благородна, прекрасна, говорит повесть В.Железникова, но тяжелое испытание выпадает на долю Ленки, милого Чучела.)

- Идти на урок или сбежать в кино?Что выбирают ребята?

- От кого же узнали, что именно они, шестиклассники, стерли с доски объявление руководительницы, а не кто-то другой.(На долю Ленки выпадает тяжелая роль. Случайно она слышит, как Димка рассказывает учительнице о виновниках происшедшего. Кроме Лены слышат об этом Попов и Шмакова)

- Предатель ли Димка Сомов?

- Почему предал(Струсил)

-А как можно назвать поступок Лены Бессольцевой?

- Зачем она это сделала?

- Почему так долго верила Димке?

(Лена - чистая, открытая душа. Она не умела хитрить, лицемерить, все чувства, вся душа ее были распахнуты навстречу людям. Чужую боль она переживала как свою, чужой страх или страх за другого человека бросал ее в дрожь. Ей очень хотелось иметь друга, друзей. Димка, когда-то пришедший ей на выручку, казался ей героем, рыцарем. Ей хотелось отплатить ему тем же, спасти его. Она верила ему безоговорочно, и для нее было просто недоступно, что Димка еще и на подлость способен, на предательство Ей невыносимо было видеть, как он мучается.)

- Как вы думаете, когда ей было больнее всего разочаровываться в Димке? (Когда он обещал сознаться, но молчал)

-Невольно вспоминаются строки одного стихотворения:

Закрыв глаза, смотрела на тебя,

Чтоб видеть лишь таким, как мне хотелось.

Всем сердцем я платила за алмаз,

А оказался он простой стекляшкой.

- Почему так больно прореагировали ребята на «предательство» Ленки?(Сорвалась поездка в Москву, к которой они так готовились)

 - Как они решили наказать ее за это? (Объявили бойкот и сожгли чучело)

Бойкот - полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против каких-либо его действий.

 -По каким причинам бойкотируют ее одноклассники?

(Против нее выступили по разным причинам: одни из чувства  любопытства, скуки (Шмакова, Попов); другие - из-за неосуществимой надежды встретиться с отцом (Мотя); третьи - из-за признания только силы (Лохматый, Валька); четвертые - из-за жестоких принципов: «живешь не по правилам - расплата» (Миронова) и просто из желания травли смешного и слабого человека.)

-Почему дети такие жестокие? Откуда эта жестокость?

Из семьи. У многих из них неполные семьи или пьющие отцы. Да и классная руководительница занята личной жизнью.

- А Лена? Где она брала силы, чтобы противостоять этим «деткам из клетки, которых в зоопарке можно показывать?»

Тоже в семье. А какая у нее семья?( Во-первых, любящая. Во-вторых, имеющая родословную.

-Что происходит  в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса?

(У ребят появляется тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству. Пускай  поздно,  когда ее  уже нет рядом с ними, и в классе слышится сирена отъезжающего катера, они просят для искупления своей вины прощения у Лены. Рыжий крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны пишет… (Чучело, прости нас!)

Слайд 24  Лена Бессольцева - победительница или побежденная?

Хотя Лена и Николай Николаевич Бессольцев навсегда покидают город, но след их доброты, бескорыстия навсегда останется в душах ее бывших одноклассников.(Железная кнопка впервые плачет, из-под влияния вышел Толик Васильев: «Я все буду делать по-своему, как считаю нужным». Лохматый скажет: «Хорошо бы себе морду набить».

С одной стороны, Лена хрупкая, незащищенная, с другой - она  человек с высоким нравственным потенциалом, человек высокой духовной мощности, которого не сломят никакие жизненные трудности.    Лена преподнесла всем урок достоинства и человечности. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

- Когда я читала эти произведения, у меня возникло множество вопросов «почему?» А можно ли было предвидеть случившееся, предотвратить трагедию Марго и Лены? Почему ребята так легко пошли за Уильямом? Мироновой?  Как каждый обдумывал свое решение в отношении наших героинь? Трудно ли дался им этот выбор?

Неважно, сколько времени затрачивает человек на принятие решения, важно, что человек за него ответственен. Всегда надо делать выбор самому и быть яркой индивидуальностью, а не серой посредственностью. Власть над собой - высшая власть, по словам Сенеки. А дети утратили ее, оказались ведомыми.

Неизвестно, как сложится будущее этих ребят, ваше будущее, но ясно, что будущее вырастает из настоящего. Сейчас я хотела бы предложить вам притчу, которая, как мне кажется, перекликается с темой нашего урока.

Чтение притчи учеником.

       Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. СЛАЙД № 25

Один волк представляет собой зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. СЛАЙД № 26

Другой волк представляет добро – мир, любовь, отзывчивость.

   Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

  Старый индеец улыбнулся и ответил: СЛАЙД № 27

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Я бы хотела заострить ваше внимание на последних словах притчи. Каждого из нас рано или поздно жизнь ставит в ситуации нравственного выбора. И этот выбор только твой и ничей больше.

     Идеальных людей нет. Человек – это сосуд, в котором все вперемешку. Кто-то сказал: новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он никакой. Но вот вопрос: откуда берутся подлецы и из кого вырастают благородные люди? Человек делает себя сам. Вот в чем дело. Человек сам формирует свою личность, потому что он человек. И даже самых низких форм подлости и низости человек тоже может достигнуть, потому что он человек. Не думайте, что все самое темное, что есть на свете, создано людьми глупыми и слабыми. Напротив. Сила есть и у страшного. Сила есть и  у злобы, и у подлости. Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного. Весь вопрос в том, какой силы в человеке больше. Давайте попробуем назвать оценочные эпитеты-определения, характеризующие человека как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Сделать слайд с таблицей

         +                                                                                           -

интеллигентный                                                        непорядочный

порядочный                                                               недоброжелательный

воспитанный                                                              невежественный

доброжелательный                                                    бессердечный

добросердечный                                                        бестактный

милосердный                                                             легкомысленный

тактичный                                                                  лицемерный

корректный                                                                льстивый

эрудированный                                                          лживый

трудолюбивый                                                           мелочный

настойчивый     и т. д.                                               завистливый

                                                                                    желчный                                                                                    

 Хочется воскликнуть:                                        Хочется воскликнуть: «Какая «Какое это чудо– ЧЕЛОВЕК!»                      МЕРЗОСТЬ - человек!»      

СЛАЙД № 28

Работа учащихся со школою нравственных ценностей.

 Великий Гете когда-то написал:

Природа всё даёт, к нам царственно щедра

Нет у неё ни скорлупы и ни ядра-

Она всё вместе.

В своё вглядись внимательно нутро:

Ты скорлупа или ядро?

СЛАЙД № 29

-А теперь предлагаю вам взглянуть в себя, как в зеркало, и посмотреть, какие черты доминируют (преобладают) в вас. Что же оказалось на чашах весов ваших нравственных ценностей? Кто, заглянув в себя, увидел одни минусы? Я рада, что таких нет. Кто только плюсы? Я восхищаюсь, что среди нас есть идеальные люди. В ком сочетаются и минусы и плюсы? Я себя тоже отнесу к таким людям.

-Какой главный урок вы усвоили благодаря прочитанным произведениям?

-Какой нравственный урок извлекли?

(Надо ценить человеческое тепло, понимание и любовь, беречь наш прекрасный хрупкий мир, ценить земные радости и стараться, чтобы они были доступны всем).

-Какие полезные советы  вы можете дать друг другу после осмысления этих 2-х произведений?

  1. В каждом человеке есть хорошее.
  2. Чтобы не обидеть человека, почаще  становись на его место.

3. Нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь его внутренний мир.

4. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

5. Дари людям радость.

 СЛАЙД № 30

-Так чем же держится мир? Что важно в наших взаимоотношениях?

-Добро должно быть с кулаками?!. Или Добро должно быть!

Домашнее задание. СЛАЙД № 31

- Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки?

- Появилось ли такое желание сейчас?

Возьмите листки бумаги и напишите "П Р О С Т И   М Е Н Я ,…”

-Вы можете просто дописать эту фразу, можете подробно описать, за что вы хотите извиниться.

И если этот человек находится в классе, вы можете отдать ему сразу же.

Давайте подведем итоги урока. СЛАЙД № 32

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно услышать, что думают одноклассники о…
  3. Было трудно найти…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу…
  6. Я научился…
  7. Меня удивило…
  8. Мне захотелось…
  9. Урок дал мне для жизни многое:..
  10. Сегодня на уроке мы говорили о …
  11. Мы попытались ответить на вопросы, почему…
  12. Мы научились размышлять над…

        

+

интеллигентный                                                        

порядочный                                                              

воспитанный      

вежливый

доброжелательный                                                    

добросердечный                                                        

милосердный                                                            

тактичный                                                                  

корректный                                                                

эрудированный                                                          

трудолюбивый                                                          

настойчивый    

непорядочный

недоброжелательный

невежественный

бессердечный

бестактный

легкомысленный

лицемерный

льстивый

лживый

мелочный

завистливый

желчный                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЕРНАЯ УКАЗКА – НЕ КУЛАК, А ЛАСКА

Помочь родителям осознать, что любовь, бережное отношение к чувствам ребенка, ласка и добро – залог успешности воспитания и счастья ребенка....

Рефлексивный отчет урока, где учащиеся должны цели и задачи разработать сами.

Согласно наблюдениям проводимыми на своих уроках, выявила то, что я знаю своих учеников только в нужных мне рамках моего предмета, а это не достаточно для того чтобы учитывать все тонкости взаимоотнош...

"Добро может быть с кулаками!?" Открытый урок.

Урок - размышление, целью которого является воспитание чувства милосердия. На примере произведения В. Железникова " Чучело" показать учащимся, что проявление жестокости разрушительно и надо, несмотря ...

классный час "Добро должно быть с кулаками"

Добро может быть добром тогда, когда оно в состоянии защитить себя, противостоять злу, и побеждать его...

Урок "Прекрасной быть должна Земля"

Цель - обобщить , проанализировать и расширить знания учащихся о родной природе ; изучить  экологические проблемы в нашей республике, стране;  решение этих проблем....

Классный час с мультимедийной презентацией "Добро должно быть с кулаками?!"

Классная Разработка. Предназначен для 5,6,7 классов. Лучше проводить после предварительной беседы или подготовки. Разработка содержит видео- фрагмент, героями которого стали мои воспитанники. Продуман...