Урок "Прекрасной быть должна Земля"
учебно-методический материал по химии на тему

Джунгурова Зоя Фёдоровна

Цель - обобщить , проанализировать и расширить знания учащихся о родной природе ; изучить  экологические проблемы в нашей республике, стране;  решение этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekrasnoy_byt.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Прекрасной быть должна Земля!

(  интегрированный урок в форме  пресс – конференции)

                                    Девиз урока: Прекрасной  быть должна Земля !                                                                                                                                 Она у всех у нас одна, а мы – хозяева Земли.

.

Цели урока : обобщить , проанализировать и расширить знания учащихся о родной природе ; изучить  экологические проблемы в нашей республике, стране;  решение этих проблем

Задачи урока:

1.Образовательная: обеспечить усвоение знаний о флоре и фауне в республике, проблемы с питьевой водой

2.Развивающая: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний; развивать медиакомпетенции, уметь анализировать , синтезировать, обобщать, делать выводы; развивать практические навыки

3.Воспитательная: развивать интерес к предметам естественно-математического цикла, бережному отношению к природным богатствам .

4.Медиаобразовательная: формировать умение критически воспринимать информацию.

Используем технологию группового обучения, технологию  разноуровневого обучения ,  технологию интегрированного обучения , компьютерные технологии, технологию проблемного обучения

Класс делится на 3 группы: 1. Сотрудники биологической лаборатории;

2.Сотрудники химической лаборатории ; 3. Сотрудники экологической лаборатории 4. Эксперты и журналист

Оборудование:

Физическая карта Калмыкии, образцы минеральной воды,  микролаборатории с химической посудой и реактивами  для проведения  лабораторных опытов, цветная бумага, плакаты на доске

Оформление: книжно – иллюстративная выставка «Сохраним нашу планету!»,компьютерные  презентации 3 групп, репродукции картин известных художников  - «Девятый вал» Н.К.Айвазовского, «Весна – большая вода» И.И.Левитана, «Морской пейзаж» Маньяско, калмыцких художников, выставка творческих работ учащихся, рисунки, поделки, письменные работы

1.Вступление.

Учитель: В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. И мы уже знаем, что воздух, которым мы дышим, загрязнен и вода тоже; за последние 30-40 лет на планете людей исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почву, леса вырубаются, разрушается защитный озоновый слой.

2. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, что это у меня?

Сотрудник биологической лаборатории: Красная книга!

Учитель: А зачем она нужна?

Сотрудник экологической лаборатории: В нее заносят различные виды животных и растений, которые исчезают и их надо охранять.

Журналист: Сколько же видов растений на Земле сейчас в опасности?

Сотрудник биологической лаборатории:  Более 25 тысяч растений.

Учитель: Приведите примеры.

Ученики: Ландыш, кувшинка, гвоздика, боярышник, василек, пион узколистный, купавка и др.

Учитель: А у нас в Калмыкии какие растения занесены в Красную книгу?

Ученики:  Тюльпан Биберштейна, солодка, безвременник, рябчик, ковыль Лессинга и др.

Учитель: Кто может рассказать о тюльпане Биберштейна?

Сотрудник экологической лаборатории:                                                           Тюльпан Биберштейна – этот цветок появляется одним из первых из-под снега, так украшает калмыцкие степи, но люди срывают его, делают сразу из него букеты , не понимая, что этих цветов осталось так мало. Их надо беречь и только любоваться ими.

Учитель: Много легенд о тюльпанах, а что вы знаете о черном тюльпане?

Сотрудник биологической лаборатории:  Жители нашего поселка Лазаревского почтенного возраста рассказали нам легенду о черном тюльпане. Редок этот тюльпан. Появляется он в степи каждые девять лет (счастливое число у многих кочевых народов) обязательно на самой верхушке  древнего  кургана, под которым покоится прах защитников этой местности от нападок чужеземцев. Черен тюльпан как ночь, но тычинки в нем белы, как снег. Черные лепестки его охраняют от беды, а белые тычинки обещают счастье. Увидевший черный тюльпан никогда не должен касаться его, а просто постоять над ним, загадав желание, никому не разглашать тайну места произрастания. Встречается черный тюльпан, увидевшему его, только раз в жизни  ( презентация).

Ученик: И вспомнил я предание о том,

               Что солнце, девушку создав сначала,

               Головку ей халваном увенчало

              И, передумав, сделало цветком.

              И что сама природа  неустанно

              Любуется красой цветка-тюльпана.

                                       

                                     

Ученица: Цветок весны, идущий к нам по снегу,

               Простой цветок, но сколько он несет

               Добра и радости и счастье человеку?

                                             (Санджи Каляев)

Ученица: Посмотрите вокруг, ребята, вы слышите, что цветы нам говорят о том, как много их гибнет от рук человека. И с каждым годом их становится все меньше и меньше. Вот мы нарисовали плакаты, листовки и с ними  обратились к населению нашего поселка с просьбой беречь исчезающие растения!

Учитель: Ребята!  А как дела у нас с животными?

Сотрудник экологической лаборатории: Тоже не очень хорошо. Многие известные  нам животные : птицы, рыбы, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый день, каждый час. Это – тигр, волк, олень, бурый медведь.

Журналист: А в Калмыкии?                                                                                            Сотрудник биологической лаборатории:                                                             Во все времена богатством нашей республики являлись удивительные животные степи – сайгаки , ведь они ровесники мамонтам. Но   в последние годы количество сайгаков резко уменьшилось, основная причина-браконьерство, как для добычи рогов сайгаков, которые используются в китайской медицине, так и для мяса. Кроме того, исчезают степной орел, журавль-красавка, ондатра, волк и др. ( презентация)                                                                        Нам всем вместе надо любить и беречь родную природу!

Ученик:      Степь моя! Степь!

                    Тому, кто душой тебя понял,

                    Сердцем тебя полюбил,

                    Ты открываешь глаза.

                    Книгой волшебной шуршишь,

                    Истиной дышишь прекрасной,

                    Мальчиком юным цветешь,

                    Мудрым глядишь стариком.

                                  ( Д.Н.Кугультинов)  

                                                                                                                                                 Журналист: А кто назовет птиц Калмыкии, которых надо беречь?

Ученики: Орел, журавль, дрофа, чайка, пеликан, журавль-красавка.

Учитель: Природа - это самое дорогое, что есть на нашей планете; она постоянно радует нас, а мы с вами должны любить и охранять этот загадочный мир!

Эксперт – химик: А теперь поговорим о другом богатстве нашей планеты. «Вода – это жизнь!»- эти замечательные слова сказал известный французский писатель А. Экзюпери. А сейчас проведем игру «Раскрась слово». На столах учащихся находятся прямоугольники из цветной бумаги.  Вопрос: «С каким цветом ассоциируется слово «вода»?  Объясните свой выбор.

Затем на доске укрепляем плакат со словами : «аквариум», «акватория», «акваланг», «акварель». Объясните значение этих слов.                              Учитель:  Ребята, что вы можете рассказать о воде?                                             Сотрудник химической лаборатории: «aqua» в переводе с латинского значит «вода». Как алфавит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды. Вода на Земле существует не только в океанах, морях, озерах, реках, но и в воздушной оболочке и в земной коре, содержится в каждом человеке, животном,  растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вода – уникальное вещество , она формирует климат на планете, является универсальным растворителем .

Проведение лабораторных опытов учащимися :

а) испытание электропроводности раствора поваренной соли и дистиллированной воды;

б) фильтрование загрязненной воды  песчинками, опилками;

в) в фарфоровую чашку добавляем каплю нефти, затем добавляем порошок мела, пенопласт. Какими способами можно очистить грязную воду?

Журналист: мы поняли, что на Земле встречается не чистая вода, а растворы различных веществ. Чем отличается минеральная вода от обычной? 

Эксперт – биолог: покупая минеральную воду , мы часто не задумываемся о ее целебных свойствах. История использования минеральных вод восходит к временам глубокой древности. Много легенд и сказаний создано о «живой» и «мертвой воде». Минеральные воды имеют  повышенное содержание биологически активных веществ, обладают определенным химическим составом и физико – химическими свойствами, благодаря которым они оказывают лечебное действие – это «Боржоми», «Ессентуки», «Нарзан».                                                                        Эксперт – химик: Как нам известно, на территории Калмыкии выявлено 110 родников , имеются соленые озера, вода которых обладает уникальными свойствами и по исследованию ученых относится к минеральным водам. Природные воды Калмыкии отличаются высокой степенью минерализации

( презентация). Члены научного общества учащихся «Поиск» изучили состав и свойства питьевой воды поселка Лазаревского, подготовили учебно – исследовательский проект «Вода – наша жизнь?!» Они выступят с тезисами данного проекта:

1.В наш поселок вода поступает из Комсомольского водозабора. Дефицита в питьевой воде в поселке нет, она – круглый год. Но каковы ее качества? Изучили температуру, запах, вкус, водородный показатель – рН, определили наличие хлоридов, нитратов, сульфатов. Наша питьевая вода имеет слабый запах, приятная на вкус, рН- 7,5, присутствуют хлориды и сульфаты, в незначительном количестве нитраты.

2.Установили, что Городовиковский район и поселок Лазаревский относятся к территориям, испытывающим йодную недостаточность; также в нашем поселке актуальна проблема фтора в воде.

3 Мы рекомендовали  через средства массовой информации населению района и поселка применять йодированную соль, морские продукты, использовать фторированную пасту

4. Наша питьевая вода нуждается в самых разнообразных способах очищения, поэтому просим Лазаревское СМО выделить средства для приобретения новых очистных сооружений, а также огородить Комсомольский водозабор. А дома можно применять простейшие способы очищения питьевой воды: кипячение, фильтрование, приобретение бытовых фильтров. От жителей нашего поселка нам стал известен старинный калмыцкий способ очистки воды, который рекомендовали калмыцкие  эмчи :

в посуду с водой кладется брусок из магнита и воду замораживают. Затем посуду ставят на огонь до полного  растаивания  льда. По мнению калмыцких лекарей ( и это подтверждают сегодня современные ученые) талая намагниченная вода способствует здоровью и долголетию , ее пьют по пиале утром и вечером.

Ученик:    Берегите Землю! Берегите!

                  Жаворонка в голубом зените!

                 Бабочку на стебле повилики.

                 На тропинке солнечные блики.

                 Ястреба, парящего над полем,

                 Ласточку, мелькающую в жите.

                 Берегите Землю! Берегите!

Ученица: Берегите эти земли, эти воды.

                 Даже малую былиночку любя!

                 Берегите всех зверей внутри природы.

                 Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                               ( М. Дудин)

3.Учитель: Вам предлагается экологическая викторина ( по группам)                                                                               А теперь подведем итоги  домашнего творческого конкурса

                  ( награждение победителей конкурса).

4.Стадия  размышления  и рефлексии.

Оцените свою работу на пресс – конференции по пятибалльной шкале:

  1. Что вам особенно понравилось?
  2. В чем полезность урока – конференции?
  3. С какими трудностями вы столкнулись?

Учащиеся сравнивают свои знания до и после конференции, делятся своими  впечатлениями.

Класс, фамилия , имя __________________      :        Я -                       ; Мы -                    ;  Дело -      

Анкета – заявка

На участие в финале Всероссийского конкурса  профессионального мастерства

педагогов «Мой лучший урок» по естественно – научному направлению.

1.Фамилия , имя, отчество автора-   Джунгурова Зоя Федоровна

2. Год, месяц , день рождения – 1953. 11. 13.

3. Место работы – Кировская средняя общеобразовательная школа , пер Учительский,15, поселок Лазаревский , Городовиковского района Республики Калмыкия, индекс – 359051 e-mail – kirovskayashkola@yandex.ru

4. Должность – учитель химии и экологии

5.Педагогический стаж работы –   37 лет,   Почетный работник общего образования РФ,  лауреат премии  президента России (ПНПО),  Заслуженный учитель  Республики Калмыкия

6. Преподаваемый предмет – химия , экология

7. Класс проведения урока -  8 класс – 19 учащихся

8. Домашний адрес автора – 359050 Республика Калмыкия, г.Городовиковск,

улица 40 лет Победы,10  тел.99-6 – 42 , сотовый – 89613957996

e-mail: chemistry2012.jungurova@.yandex.ru

9. ФИО руководителя  ОУ – Гофарт И.В.

99-2-25    e-mail – kirovskayashkola@yandex.ru

10. Дата заполнения -  12.01.2013г. 

 

Пояснительная    записка

Представлен  сценарий  интегрированного урока в форме пресс – конференции – 8 класс  по экологии и химии -  естественно – научное  направление. Тема урока : « Прекрасной быть должна Земля!»  В 8 классе учится 19 учащихся – русские , калмыки , турки. Дети любознательные , дружные, трудолюбивые, многие прекрасно владеют компьютером и Интернетом; компьютерные презентации  и информацию они подготовили самостоятельно по группам. Учащиеся 8 класса принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, а также в Российских молодежных  предметных чемпионатах по химии и экологии. Учащиеся 8 класса – члены научного общества учащихся (НОУ) «Поиск».  Дети  увлекаются спортом , учатся в художественной  и музыкальной школах. Программа по экологии – 8 класс – авторская ( 1 час в неделю , всего 34 часа в году),  программа  по химии – 8 класс  ( 2 часа в неделю , 68 часов в году )– автор Габриелян О.С.

Считаем, что как можно чаще надо проводить интегрированные уроки , так как естественные науки очень тесно связаны – химия , экология , биология , физика. Использован региональный материал , учащиеся решают экологические проблемы.

Рецензия

Учителем Джунгуровой З.Ф. проведен интегрированный урок  в форме пресс – конференции в 8 классе ( экология и химия). Основные цели урока : образовательная, развивающая, воспитательная. Использованы современные  педтехнологии (ИКТ)  и методы проведения урока – фронтальная беседа, изучение нового материала,  закрепление и т.д.; все этапы урока выдержаны . Прослеживалась их логическая последовательность и дозировка во времени. Построение урока соответствует  содержанию и поставленным целям. Мотивацию к изучению данной темы учитель обеспечивает  работой в виртуальной  лаборатории , учитель ориентирован на новые результаты образования. На уроке материал освещался научно правильно и современно, содержание урока соответствовало содержанию программ по предметам, прослеживалась  интеграция предметов. Учитель создавал проблемные ситуации  на уроке, а ученики их решали. Наглядный материал был уместен и достаточен. В конце урока  была предложена рефлексия.

Зоя Федоровна на уроке  проявляла высокое педагогическое мастерство и профессионализм , развивая у учащихся не только память и внимание , но  мышление и воображение,  что отличает все ее уроки. Эмоциональная атмосфера на уроке была позитивной.

Зам. директора по УВР  -    Голуб И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"

Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном  часе, и на внеклассном мероприятии....

«В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)

«В человеке должно быть все прекрасно…»...

статья «Образование XXI века. Каким оно должно быть?»: итоги 2008-2009 учебного года, перспективы развития

Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? Эти и многие вопросы ...

Сценарий урока по экологии, посвященного Дню Земли. «Мы должны сохранить Землю для потомков»

Внеклассное мероприяти  к проведению "Дня Земли" 22 апреля. Для учащихся 5-9 классов...

"Превосходная должность – быть на земле человеком". Эссе

По ранним романтическим произведениям М. Горького, воспевающим человека-борца....

Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»

28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения  великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...