Урок "Прекрасной быть должна Земля"
учебно-методический материал по химии на тему
Цель - обобщить , проанализировать и расширить знания учащихся о родной природе ; изучить экологические проблемы в нашей республике, стране; решение этих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekrasnoy_byt.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Прекрасной быть должна Земля!
( интегрированный урок в форме пресс – конференции)
Девиз урока: Прекрасной быть должна Земля ! Она у всех у нас одна, а мы – хозяева Земли.
.
Цели урока : обобщить , проанализировать и расширить знания учащихся о родной природе ; изучить экологические проблемы в нашей республике, стране; решение этих проблем
Задачи урока:
1.Образовательная: обеспечить усвоение знаний о флоре и фауне в республике, проблемы с питьевой водой
2.Развивающая: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний; развивать медиакомпетенции, уметь анализировать , синтезировать, обобщать, делать выводы; развивать практические навыки
3.Воспитательная: развивать интерес к предметам естественно-математического цикла, бережному отношению к природным богатствам .
4.Медиаобразовательная: формировать умение критически воспринимать информацию.
Используем технологию группового обучения, технологию разноуровневого обучения , технологию интегрированного обучения , компьютерные технологии, технологию проблемного обучения
Класс делится на 3 группы: 1. Сотрудники биологической лаборатории;
2.Сотрудники химической лаборатории ; 3. Сотрудники экологической лаборатории 4. Эксперты и журналист
Оборудование:
Физическая карта Калмыкии, образцы минеральной воды, микролаборатории с химической посудой и реактивами для проведения лабораторных опытов, цветная бумага, плакаты на доске
Оформление: книжно – иллюстративная выставка «Сохраним нашу планету!»,компьютерные презентации 3 групп, репродукции картин известных художников - «Девятый вал» Н.К.Айвазовского, «Весна – большая вода» И.И.Левитана, «Морской пейзаж» Маньяско, калмыцких художников, выставка творческих работ учащихся, рисунки, поделки, письменные работы
1.Вступление.
Учитель: В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. И мы уже знаем, что воздух, которым мы дышим, загрязнен и вода тоже; за последние 30-40 лет на планете людей исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почву, леса вырубаются, разрушается защитный озоновый слой.
2. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, что это у меня?
Сотрудник биологической лаборатории: Красная книга!
Учитель: А зачем она нужна?
Сотрудник экологической лаборатории: В нее заносят различные виды животных и растений, которые исчезают и их надо охранять.
Журналист: Сколько же видов растений на Земле сейчас в опасности?
Сотрудник биологической лаборатории: Более 25 тысяч растений.
Учитель: Приведите примеры.
Ученики: Ландыш, кувшинка, гвоздика, боярышник, василек, пион узколистный, купавка и др.
Учитель: А у нас в Калмыкии какие растения занесены в Красную книгу?
Ученики: Тюльпан Биберштейна, солодка, безвременник, рябчик, ковыль Лессинга и др.
Учитель: Кто может рассказать о тюльпане Биберштейна?
Сотрудник экологической лаборатории: Тюльпан Биберштейна – этот цветок появляется одним из первых из-под снега, так украшает калмыцкие степи, но люди срывают его, делают сразу из него букеты , не понимая, что этих цветов осталось так мало. Их надо беречь и только любоваться ими.
Учитель: Много легенд о тюльпанах, а что вы знаете о черном тюльпане?
Сотрудник биологической лаборатории: Жители нашего поселка Лазаревского почтенного возраста рассказали нам легенду о черном тюльпане. Редок этот тюльпан. Появляется он в степи каждые девять лет (счастливое число у многих кочевых народов) обязательно на самой верхушке древнего кургана, под которым покоится прах защитников этой местности от нападок чужеземцев. Черен тюльпан как ночь, но тычинки в нем белы, как снег. Черные лепестки его охраняют от беды, а белые тычинки обещают счастье. Увидевший черный тюльпан никогда не должен касаться его, а просто постоять над ним, загадав желание, никому не разглашать тайну места произрастания. Встречается черный тюльпан, увидевшему его, только раз в жизни ( презентация).
Ученик: И вспомнил я предание о том,
Что солнце, девушку создав сначала,
Головку ей халваном увенчало
И, передумав, сделало цветком.
И что сама природа неустанно
Любуется красой цветка-тюльпана.
Ученица: Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несет
Добра и радости и счастье человеку?
(Санджи Каляев)
Ученица: Посмотрите вокруг, ребята, вы слышите, что цветы нам говорят о том, как много их гибнет от рук человека. И с каждым годом их становится все меньше и меньше. Вот мы нарисовали плакаты, листовки и с ними обратились к населению нашего поселка с просьбой беречь исчезающие растения!
Учитель: Ребята! А как дела у нас с животными?
Сотрудник экологической лаборатории: Тоже не очень хорошо. Многие известные нам животные : птицы, рыбы, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый день, каждый час. Это – тигр, волк, олень, бурый медведь.
Журналист: А в Калмыкии? Сотрудник биологической лаборатории: Во все времена богатством нашей республики являлись удивительные животные степи – сайгаки , ведь они ровесники мамонтам. Но в последние годы количество сайгаков резко уменьшилось, основная причина-браконьерство, как для добычи рогов сайгаков, которые используются в китайской медицине, так и для мяса. Кроме того, исчезают степной орел, журавль-красавка, ондатра, волк и др. ( презентация) Нам всем вместе надо любить и беречь родную природу!
Ученик: Степь моя! Степь!
Тому, кто душой тебя понял,
Сердцем тебя полюбил,
Ты открываешь глаза.
Книгой волшебной шуршишь,
Истиной дышишь прекрасной,
Мальчиком юным цветешь,
Мудрым глядишь стариком.
( Д.Н.Кугультинов)
Журналист: А кто назовет птиц Калмыкии, которых надо беречь?
Ученики: Орел, журавль, дрофа, чайка, пеликан, журавль-красавка.
Учитель: Природа - это самое дорогое, что есть на нашей планете; она постоянно радует нас, а мы с вами должны любить и охранять этот загадочный мир!
Эксперт – химик: А теперь поговорим о другом богатстве нашей планеты. «Вода – это жизнь!»- эти замечательные слова сказал известный французский писатель А. Экзюпери. А сейчас проведем игру «Раскрась слово». На столах учащихся находятся прямоугольники из цветной бумаги. Вопрос: «С каким цветом ассоциируется слово «вода»? Объясните свой выбор.
Затем на доске укрепляем плакат со словами : «аквариум», «акватория», «акваланг», «акварель». Объясните значение этих слов. Учитель: Ребята, что вы можете рассказать о воде? Сотрудник химической лаборатории: «aqua» в переводе с латинского значит «вода». Как алфавит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды. Вода на Земле существует не только в океанах, морях, озерах, реках, но и в воздушной оболочке и в земной коре, содержится в каждом человеке, животном, растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вода – уникальное вещество , она формирует климат на планете, является универсальным растворителем .
Проведение лабораторных опытов учащимися :
а) испытание электропроводности раствора поваренной соли и дистиллированной воды;
б) фильтрование загрязненной воды песчинками, опилками;
в) в фарфоровую чашку добавляем каплю нефти, затем добавляем порошок мела, пенопласт. Какими способами можно очистить грязную воду?
Журналист: мы поняли, что на Земле встречается не чистая вода, а растворы различных веществ. Чем отличается минеральная вода от обычной?
Эксперт – биолог: покупая минеральную воду , мы часто не задумываемся о ее целебных свойствах. История использования минеральных вод восходит к временам глубокой древности. Много легенд и сказаний создано о «живой» и «мертвой воде». Минеральные воды имеют повышенное содержание биологически активных веществ, обладают определенным химическим составом и физико – химическими свойствами, благодаря которым они оказывают лечебное действие – это «Боржоми», «Ессентуки», «Нарзан». Эксперт – химик: Как нам известно, на территории Калмыкии выявлено 110 родников , имеются соленые озера, вода которых обладает уникальными свойствами и по исследованию ученых относится к минеральным водам. Природные воды Калмыкии отличаются высокой степенью минерализации
( презентация). Члены научного общества учащихся «Поиск» изучили состав и свойства питьевой воды поселка Лазаревского, подготовили учебно – исследовательский проект «Вода – наша жизнь?!» Они выступят с тезисами данного проекта:
1.В наш поселок вода поступает из Комсомольского водозабора. Дефицита в питьевой воде в поселке нет, она – круглый год. Но каковы ее качества? Изучили температуру, запах, вкус, водородный показатель – рН, определили наличие хлоридов, нитратов, сульфатов. Наша питьевая вода имеет слабый запах, приятная на вкус, рН- 7,5, присутствуют хлориды и сульфаты, в незначительном количестве нитраты.
2.Установили, что Городовиковский район и поселок Лазаревский относятся к территориям, испытывающим йодную недостаточность; также в нашем поселке актуальна проблема фтора в воде.
3 Мы рекомендовали через средства массовой информации населению района и поселка применять йодированную соль, морские продукты, использовать фторированную пасту
4. Наша питьевая вода нуждается в самых разнообразных способах очищения, поэтому просим Лазаревское СМО выделить средства для приобретения новых очистных сооружений, а также огородить Комсомольский водозабор. А дома можно применять простейшие способы очищения питьевой воды: кипячение, фильтрование, приобретение бытовых фильтров. От жителей нашего поселка нам стал известен старинный калмыцкий способ очистки воды, который рекомендовали калмыцкие эмчи :
в посуду с водой кладется брусок из магнита и воду замораживают. Затем посуду ставят на огонь до полного растаивания льда. По мнению калмыцких лекарей ( и это подтверждают сегодня современные ученые) талая намагниченная вода способствует здоровью и долголетию , ее пьют по пиале утром и вечером.
Ученик: Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените!
Бабочку на стебле повилики.
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Ученица: Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
( М. Дудин)
3.Учитель: Вам предлагается экологическая викторина ( по группам) А теперь подведем итоги домашнего творческого конкурса
( награждение победителей конкурса).
4.Стадия размышления и рефлексии.
Оцените свою работу на пресс – конференции по пятибалльной шкале:
- Что вам особенно понравилось?
- В чем полезность урока – конференции?
- С какими трудностями вы столкнулись?
Учащиеся сравнивают свои знания до и после конференции, делятся своими впечатлениями.
Класс, фамилия , имя __________________ : Я - ; Мы - ; Дело -
Анкета – заявка
На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства
педагогов «Мой лучший урок» по естественно – научному направлению.
1.Фамилия , имя, отчество автора- Джунгурова Зоя Федоровна
2. Год, месяц , день рождения – 1953. 11. 13.
3. Место работы – Кировская средняя общеобразовательная школа , пер Учительский,15, поселок Лазаревский , Городовиковского района Республики Калмыкия, индекс – 359051 e-mail – kirovskayashkola@yandex.ru
4. Должность – учитель химии и экологии
5.Педагогический стаж работы – 37 лет, Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии президента России (ПНПО), Заслуженный учитель Республики Калмыкия
6. Преподаваемый предмет – химия , экология
7. Класс проведения урока - 8 класс – 19 учащихся
8. Домашний адрес автора – 359050 Республика Калмыкия, г.Городовиковск,
улица 40 лет Победы,10 тел.99-6 – 42 , сотовый – 89613957996
e-mail: chemistry2012.jungurova@.yandex.ru
9. ФИО руководителя ОУ – Гофарт И.В.
99-2-25 e-mail – kirovskayashkola@yandex.ru
10. Дата заполнения - 12.01.2013г.
Пояснительная записка
Представлен сценарий интегрированного урока в форме пресс – конференции – 8 класс по экологии и химии - естественно – научное направление. Тема урока : « Прекрасной быть должна Земля!» В 8 классе учится 19 учащихся – русские , калмыки , турки. Дети любознательные , дружные, трудолюбивые, многие прекрасно владеют компьютером и Интернетом; компьютерные презентации и информацию они подготовили самостоятельно по группам. Учащиеся 8 класса принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, а также в Российских молодежных предметных чемпионатах по химии и экологии. Учащиеся 8 класса – члены научного общества учащихся (НОУ) «Поиск». Дети увлекаются спортом , учатся в художественной и музыкальной школах. Программа по экологии – 8 класс – авторская ( 1 час в неделю , всего 34 часа в году), программа по химии – 8 класс ( 2 часа в неделю , 68 часов в году )– автор Габриелян О.С.
Считаем, что как можно чаще надо проводить интегрированные уроки , так как естественные науки очень тесно связаны – химия , экология , биология , физика. Использован региональный материал , учащиеся решают экологические проблемы.
Рецензия
Учителем Джунгуровой З.Ф. проведен интегрированный урок в форме пресс – конференции в 8 классе ( экология и химия). Основные цели урока : образовательная, развивающая, воспитательная. Использованы современные педтехнологии (ИКТ) и методы проведения урока – фронтальная беседа, изучение нового материала, закрепление и т.д.; все этапы урока выдержаны . Прослеживалась их логическая последовательность и дозировка во времени. Построение урока соответствует содержанию и поставленным целям. Мотивацию к изучению данной темы учитель обеспечивает работой в виртуальной лаборатории , учитель ориентирован на новые результаты образования. На уроке материал освещался научно правильно и современно, содержание урока соответствовало содержанию программ по предметам, прослеживалась интеграция предметов. Учитель создавал проблемные ситуации на уроке, а ученики их решали. Наглядный материал был уместен и достаточен. В конце урока была предложена рефлексия.
Зоя Федоровна на уроке проявляла высокое педагогическое мастерство и профессионализм , развивая у учащихся не только память и внимание , но мышление и воображение, что отличает все ее уроки. Эмоциональная атмосфера на уроке была позитивной.
Зам. директора по УВР - Голуб И.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...
Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"
Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном часе, и на внеклассном мероприятии....
«В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)
«В человеке должно быть все прекрасно…»...
статья «Образование XXI века. Каким оно должно быть?»: итоги 2008-2009 учебного года, перспективы развития
Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? Эти и многие вопросы ...
Сценарий урока по экологии, посвященного Дню Земли. «Мы должны сохранить Землю для потомков»
Внеклассное мероприяти к проведению "Дня Земли" 22 апреля. Для учащихся 5-9 классов...
"Превосходная должность – быть на земле человеком". Эссе
По ранним романтическим произведениям М. Горького, воспевающим человека-борца....
Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»
28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...