Образы природы в произведениях М.Ю.Лермонтова и И.И.Шишкина
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Конспект открытого урока чтения "Литература и искусство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_urok_chteniya.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя МБОУ СОШ №84 Шолоховой Янины Павловны
Тема : «Образы природы в произведениях М.Ю.Лермонтова и И.Шишкина»
Цель урока: продемонстрировать обучающимся связь искусств (литература и живопись) на примере произведения «На севере диком» М.Ю.Лермонтова
Задачи : 1.Познакомить учащихся с произведением И.Шишкина и М.Лермонтова «На севере диком»;
2.Обучить элементам сопоставительного анализа произведений разных видов искусства;
3.Продолжить формировать навыки выразительного чтения и умения интонацией передавать настроение.
Оборудование: Проектор, компьютер, иллюстрации , текст стихотворения «На севере диком»
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1этап. Работа с иллюстрацией И.Шишкина «На севере диком», постановка целей урока | |
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины И.Шишкина «На севере диком» и составить текст с использованием слов : голубой, дикий, зимний, пустой. Как вы думаете, для чего мы с Вами сегодня работаем с этой картиной? О чем еще пойдет речь? | Ученики составляют текст по картине из 5-6 предложений. Читают получившиеся рассказы. (Один ученик привел в пример текст Лермонтова- сразу ассоциация) Формулируют цели урока |
2 этап. Знакомство с творчеством И.Шишкина | |
Учитель рассказывает кратко о художнике, о времени написания картины (к 50-летию со Дня смерти М.Лермонтова издавался сборник стихов с иллюстрациями художников.) | Ученики должны сделать вывод о том, почему именно стихотворение «На севере диком» послужило для Шишкина поводом для создания картины. |
3 этап . Работа со стихотворением | |
Учитель выразительно наизусть читает стихотворение. Затем предлагает ученикам найти в тексте стихотворения то, что они видят на картине. Вопросы: 1. Что вы видите на картине и в тексте? 2. Чего там нет и почему? 3. Как вы думаете, а можно ли было изобразить это на той же картине или необходимо создать другую картину? | Учащиеся применяют полученные знания для анализа стихотворения. Отвечают на вопросы, формулируют выводы. |
4 этап. Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова | |
Учитель сообщает общие сведения о жизни поэта, обращает внимание на одиночество поэта. Вопросы: 1.Как вы думаете, почему в творчестве М.Ю.Лермонтова так часто звучит мотив Одиночества? 2. Как вы думаете, почему в стихотворении поэта создаются такие образы? 3. Какими средствами автор их создает? 4.Какое слово в тексте вызывает вопросы, непонятно? Словарная работа : риза. | Учащиеся применяют полученные ЗУН при работе, отвечают на вопросы, учатся анализировать стихотворный текст. |
5 этап. Подведение итогов, формулировка Д/З. | |
Учитель осуществляет контроль за результатом деятельности учащихся, сообщает отметки за урок. Формулирует Д/З : найти стихотворения русских поэтов и нарисованные на их мотивы картины русских художников. | Учащиеся производят самоанализ своей деятельности и дают самооценку, сверяя с отметкой учителя. Записывают Д/З. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....
"Образ солдата-участника Бородинского сражения". (По произведению М. Ю. Лермонтова "Бородино").
Конспект урока....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ИСТОРИИ КАВКАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА» (ЛИТЕРАТУРА, ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ)
Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры....
Конспект открытого занятия "Образы природы в произведениях композиторов-классиков"
Конспект открытого занятия по программе «Хор» для группы второго года обучения. Возраст детей 9-10 лет. Цель занятия: Совершенствование навыков коллективного исполнения вокальных про...
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХIХ ВЕКА
Статья посвящена символике растений в произведениях русской классической литературы...
"Образ- пейзаж в произведении М.Ю.Лермонтова "Утёс"
Открытый урок по литературе...
МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Конспект урока литературы в 8 классе...