Образы природы в произведениях М.Ю.Лермонтова и И.И.Шишкина
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Янина Павловна Шолохова

Конспект открытого урока чтения "Литература и искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_urok_chteniya.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя МБОУ СОШ №84 Шолоховой Янины Павловны

Тема : «Образы природы в произведениях М.Ю.Лермонтова и И.Шишкина»

Цель урока: продемонстрировать обучающимся связь искусств (литература и живопись) на примере произведения «На севере диком» М.Ю.Лермонтова

Задачи : 1.Познакомить учащихся с произведением  И.Шишкина и М.Лермонтова «На севере диком»;

2.Обучить элементам сопоставительного анализа произведений  разных видов искусства;

3.Продолжить формировать навыки выразительного чтения и умения интонацией передавать настроение.

 

Оборудование: Проектор, компьютер, иллюстрации , текст стихотворения «На севере диком»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1этап. Работа с иллюстрацией И.Шишкина «На севере диком», постановка целей урока

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины И.Шишкина «На севере диком» и составить текст с использованием слов : голубой, дикий, зимний, пустой.

Как вы думаете, для чего мы с Вами  сегодня работаем с этой картиной? О чем еще пойдет речь?

Ученики составляют текст по картине из 5-6 предложений.

Читают получившиеся рассказы.

(Один ученик привел  в пример текст Лермонтова- сразу ассоциация)

Формулируют цели урока

2 этап. Знакомство с творчеством И.Шишкина

Учитель рассказывает кратко о художнике, о времени написания картины (к 50-летию со Дня смерти М.Лермонтова издавался сборник стихов с иллюстрациями художников.)

Ученики должны сделать вывод о том, почему именно стихотворение «На севере диком» послужило для Шишкина поводом для создания картины.

3 этап . Работа со стихотворением 

Учитель выразительно  наизусть читает стихотворение. Затем предлагает ученикам найти в тексте стихотворения то, что они видят на картине.

Вопросы: 1. Что вы видите на картине и в тексте?

2. Чего там нет и почему?

3. Как вы думаете, а можно ли было изобразить это на той же картине или необходимо создать другую картину?

Учащиеся применяют полученные знания для анализа стихотворения. Отвечают на вопросы, формулируют выводы.

4 этап. Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова

Учитель сообщает общие сведения о жизни поэта, обращает внимание на одиночество поэта.

Вопросы:

1.Как вы думаете, почему в творчестве М.Ю.Лермонтова так часто звучит мотив Одиночества?

2. Как вы думаете, почему в стихотворении поэта создаются такие образы?

3. Какими средствами автор их создает?

4.Какое слово в тексте вызывает вопросы, непонятно?

Словарная работа : риза.

Учащиеся применяют полученные ЗУН при работе, отвечают на вопросы, учатся анализировать стихотворный текст.

5 этап. Подведение итогов, формулировка Д/З.

Учитель осуществляет контроль за результатом  деятельности учащихся, сообщает отметки за урок. Формулирует Д/З : найти стихотворения русских поэтов и нарисованные на их мотивы картины русских художников.

Учащиеся производят самоанализ своей деятельности и дают самооценку, сверяя с отметкой учителя. Записывают Д/З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Конспект открытого занятия "Образы природы в произведениях композиторов-классиков"

Конспект открытого занятия по программе «Хор» для группы второго года обучения. Возраст детей 9-10 лет. Цель занятия: Совершенствование навыков коллективного исполнения  вокальных про...

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХIХ ВЕКА

Статья посвящена символике растений в произведениях русской классической литературы...