Рабочая программа по литературе в 7 классе. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы под редакцией В.Я. Коровиной – 5-9 классы: пособие для учителей общеобраз. учреждений. – М.: Просвещение, 2014, учебника для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа с. Нижняя Быковка
муниципального района Кошкинский Самарской области
446806, Самарская область, муниципальный район Кошкинский,
село Нижняя Быковка, ул. Центральная, д. 10 Г.
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГБОУ ООШ Руководитель
с. Нижняя Быковка методического объединения
__________/Л.М. Сычева/ _________/Е.А. Сергеева/
«01» сентября 2018 г. «01» сентября 2018 г.
Протокол № 1 от 01.09.18 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
в 7 классе ГБОУ ООШ с.Нижняя Быковка
на 2018 – 2019 учебный год
Составила:
учитель русского языка и литературы
Татаренкова Наталья Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы под редакцией В.Я. Коровиной – 5-9 классы: пособие для учителей общеобраз. учреждений. – М.: Просвещение, 2014, учебника для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-7 классах.
В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
- словарная работа,
- различные виды пересказа,
- устные и письменные сочинения,
- отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
- произведения для заучивания наизусть,
- списки произведений для самостоятельно чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение литературы в 7 классе основной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов в год (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
— воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
— формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
— формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
— воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
— развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
— приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Устное народное творчество (6 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века (2ч)
М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Из русской литературы XIX века (28 ч)
А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир
И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа..
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы ХХ века (22 ч)
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения
А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова
Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).
М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
Песни на слова русских поэтов ХХ века
Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века
Из литературы народов России (1ч)
Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта
Из зарубежной литературы (6ч)
Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса
Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной – 5-9 классы: пособие для учителей общеобраз. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
2. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2011.
4. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной/авт.-сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2013.
5. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2011.
Интернет-ресурсы
1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru
2. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
3. Kidsbook: библиотека детской литературы http://kidsbook.narod.ru
4. Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
5. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
6. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
7. Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
8. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые предметные результаты обучения | Метапредметные результаты обучения | Личностные результаты обучения | |
научится | получит возможность научиться | ||||||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | Готовить устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять. | Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. | Создавать связный текст на необходимую тему. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений. |
2 | Предания. | 1 | Выявлять характерные для устного народного творчества художественные приёмы. | Владеть знаниями о жанре, его отличительных особенностях; причины возникновения и цель создания. | Создавать письменное оригинальное произведение. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей. |
3 | Пословицы и поговорки. | 1 | Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. | Владеть знаниями о данном жанре УНТ, отличительных особенностях | Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
4 | Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Выявлять характерные для былин художественные приемы. | Владеть знаниями о жанровых особенностях былины; охарактеризовывать героев былин. | Характеризовать героя былины как воплощение национального характера. | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
5 | Былина «Садко». | 1 | Выявлять характерные для былин художественные приемы | Пересказывать узловые сцены и эпизоды | Строить рассказ о герое, видеть отличие былины от мифа и сказки | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося |
6 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | 1 | Пересказывать, отвечать на вопросы. | Пересказывать узловые сцены и эпизоды. | Сопоставлять сюжеты и героев эпоса народов мира. | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности. | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). |
7 | Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса. | 1 | Выразительно читать фрагменты, давать устные ответы на вопросы. | Владеть знаниями о жанровых особенностях поэмы; охарактеризовы-вать героев, владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу. | Сопоставлять сюжеты и героев эпоса народов мира. | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Совершенствовать духовно-нравственные качества личности. |
8 | «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. | 1 | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | Владеть знаниями о жанрах древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы. | Владеть знаниями об особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений. | Сопоставлять произведения древнерусской литературы с фольклором. | Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. |
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 1 | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу. | Владеть знаниями об особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений. | Сопоставлять произведения древнерусской литературы с фольклором. | Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. |
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» | 1 | Читать, отвечать на вопросы по прочитанному. | Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу. | Владеть понятием о родах и жанрах литературы. | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности. | Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностного смысла учения. |
11 | Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку». | 1 | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. | Владеть знаниями с о русской поэзии 19 века | Сопоставлять каноны классицизма и национальной самобытности русской поэзии 19 в. | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности | Принимать и осваивать социальную роли обучающегося |
12 | . Интерес А.С. Пушкина к истории России. «Полтава». | 1 | Готовить развёрнутый письменный ответ. | Владеть знаниями о специфике жанра поэмы. | Владеть навыком сопоставления образов ведущих персонажей поэмы | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
13 | «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник | 1 | Выразительно читать фрагменты произведений. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. | Владеть знаниями о специфике жанра баллады. | Устанавливать ассоциативные связи с произ- ведениями живописи, со- поставлять балладу с другими лирическими произведениями. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). |
14 | «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. | 1 | Характеризовать героя древнерусской литературы. | Владеть знаниями о художественных особенностях трагедии. | Устанавливать ассоциативные связи с другими произведениями русской литературы. | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. | Совершенствовать духовно-нравственные качества личности. |
15 | «Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | 1 | Определять родовую принадлежность литературного произведения, давать жанровую характеристику изучаемого произведения. | Владеть знаниями об различении образов рассказчика и автора-повествователя. | Сопоставлять сюжет повести с другими произведениями. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов. |
16 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | 1 | Характеризовать героя русской литературы. | Владеть знаниями о приемах анализа литературного произведения. | Анализировать различные формы авторской позиции. | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. | Совершенствовать духовно-нравственные качества личности. |
17 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. | Владеть знаниями об особенности жанра. | Устанавливать ассоциативные связи с другими произведениями русской литературы | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Совершенствовать духовно-нравственные качества личности |
18 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя. | Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм. | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). |
19 | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Молитва», «Ангел». | 1 | Выразительно читать наизусть произведения, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. | Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм. | Выявлять художественно- значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта. | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
20 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 | Тестирование. | Анализировать содержание. | Владеть знаниями о художественных особенностях произведений. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
21 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использование цитирования. | Знать особенности сюжета; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя. | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. |
22 | Смысл противопоставле-ния Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | 1 | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос. | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
23 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Сочинение. | Анализировать содержание. | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
24 | И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк». | 1 | Формулировать вопросы по тексту произведения. | Владеть понятием о жанре рассказа, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения. | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. | Принимать и осваивать социальной роли обучающегося. |
25 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». | 1 | Готовить развёрнутый письменный ответ, составлять план ответа. | Владеть понятием о жанре стихотворения в прозе, ритмико-метрическом строе. | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). |
26 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. | 1 | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Владеть определениями и уметь композицию произведения, давать характеристику его героев. | Показывать и понимать патриотический пафос произведения. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Совершенствовать духовно-нравственные качеств личности. |
27 | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя. | Владеть определениями и находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев. | Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения. | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов. |
28 | А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | 1 | Находить отличительные особенности произведения. | Владеть определениями и находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев. | Показывать и понимать патриотический пафос. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
29 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. | Владеть особенностими сюжета, охарактеризовать повествовательную манеру писателя. | Доказывать, что “повесть ” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль. | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
30 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». | 1 | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. | Охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения. | Сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, его символическое значение. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей. |
31 | Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | Тестирование | Анализировать содержание. | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
32 | Л. Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | Передавать личное отношение к произведению, характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик. описаний внешности, действий. | Узнавать содержание рассказа Толстого, определять тему произведения. | Выделять проблемы. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
33 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | Находить отличительные особенности произведения. | Охарактеризовы-вать героев повести, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Принимать и осваивать социальной роли обучающегося. |
34 | А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. | 1 | Рассказы А.П. Чехова, главные герои, художественные особенности (краткость, простота, точность авторского языка). | Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). |
35 | Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | 1 | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. | Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Принимать и осваивать социальной роли обучающегося. |
36 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | 1 | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя. | Анализировать содержание. | Оперировать понятиями при анализе произведения. | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности. | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности. |
37 | Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | 1 | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Анализировать содержание | Оперировать понятиями при анализе произведения | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов |
38 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина» | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
39 | Контрольная работа по творчеству писателей 19 в. | 1 | Ответ на проблемный вопрос. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
40 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Воспринимать текст литературного произведения. Давать общую характеристику художественного мира писателя. | Составлять рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях. | Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа- тель достигает задуманного. | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. | |
41 | Р.р. И. А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства». | 1 | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Анализировать содержание. | Владеть навыками литературоведческого анализа. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
42 | М. Горький. «Детство»(главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | 1 | Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова и выражения. | Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка. | Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа- тель достигает задуманного. | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
43 | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». | 1 | Подбирать цитаты из текста по заданной теме. | Владеть навыками анализа эпизода. | Определять настроение, которым проникнуто произведение. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). |
44 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Охарактеризовы-вать героев, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности. |
45 | М. Горький. Рассказ «Челкаш» | 1 | Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. | Охарактеризовы-вать героев повести, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов. |
46 | В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка). | Определять настроение, которым проникнуто произведение. | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
47 | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 1 | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка). | Определять настроение, которым проникнуто произведение. | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
48 | Л.Н. Андреев. .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 1 | Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. | Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка). | Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности. |
49 | А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. | 1 | Герои произведения А.П. Платонова, композиция, художественные особенности. | Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов. |
50 | Контрольная работа по творчеству писателей 20 в. | 1 | Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. | Анализировать содержание. | Владеть навыками литературоведческого анализа. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
51 | Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
52 | На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского и др. | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
53 | Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики. | 1 | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | Владеть умениями определять композицию. | Владеть умениями составлять интервью. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Совершенствовать духовно-нравственные качеств личности. |
54 | Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 1 | Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. | Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа- тель достигает задуманного. | Составлять рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
55 | Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». | 1 | Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. | Охарактеризовы-вать героев, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности. |
56 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. | Охарактеризовы-вать героев, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности. |
57 | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов). | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
58 | А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
59 | Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы). | 1 | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать специальную лит-ру. | Владеть содержанием произведений. | Находить средства художественной выразительности, понимать их роль | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. | Принимать и осваивать социальной роли обучающегося. |
60 | М. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. | Иметь представление о личности и творческой деятельностиМ.М. Зощенко; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование). | Оценивать и анализировать поступки героев. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
61 | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
62 | Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…» | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
63 | Р. Бернс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты. | Находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). |
64 | Дж.Г. Байрон. «Душа моя мрачна..» | 1 | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
65 | Японские хокку. Особенности жанра. | 1 | Читать выразительно произведение, определять его тему, идею, средства выразительности. | Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты. | Находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). |
66 | О. Генри. Рассказ «Дары волхвов». | 1 | Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. | Охарактеризовы-вать героев повести, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов. |
67 | Р. Д. Брэдбери «Каникулы». | 1 | Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. | Знать биографию Р. Брэдбери,, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя . | Понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей. |
68 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса». | 1 | Обобщить знания по темам, изученным в 7 классе. | Понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе, определять роды и жанры произведений. | Владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Приложение к учебному предмету
Итоговый тест за курс 7 класса
- Фольклор – это :
- Устное народное творчество
- Художественная литература
- Жанр литературы
- Жанр устного народного творчества.
- Назовите основные роды литературы:
1.- Эпос, повесть, драма
2- Эпос, лирика, драма
3- Роман, поэма, комедия
4 – Эпос, лирика, трагедия
- Что такое былина:
- Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
- Это поэтическая биография народа.
- Это краткое изречение.
- Это рассказ об исторических деятелях.
- Назовите героя, который не является былинным персонажем:
- Микула Селянинович
- Иван Грозный
- Вольга
- Илья Муромец.
- К каким былинам относится былина «Садко»:
- Героическая
- Бытовая
- Социально-бытовая
- Сказочная
- Пословица – это:
- Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
- Это часть суждения.
- Это произведение, имеющее поучительный смысл.
- Это вид лиро-эпической поэзии.
- Чем литература отличается от фольклора:
- Имеет авторство
- Не имеет авторство
- Коллективное творчество
- Анонимное творчество
- По теории Ломоносова, какие жанры соответствуют «высокому штилю»:
- Героическая поэма, ода, трагедия
- Драма, сатира, элегия
- Комедия, эпиграмма, песня
- Ода, сатира, басня.
- Какой город описывается в поэме Пушкина «Медный всадник»:
- Москва
- Санкт-Петербург
- Саратов
- Кто такие волхвы из стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:
- Бродячие артисты
- Странники
- Колдуны
- Предсказатели.
- К какому веку относятся события, описанные в драме Пушкина «Борис Годунов»:
- К 16 веку
- К 17 веку
- К 18 веку
- К 19 веку.
- Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционные смотритель»:
- Тема маленького человека
- Тема лишнего человека
- Тема богатого человека
- Тема интеллигентного человека.
- Кто такие опричники ( по поэме Лермонтова «Песнь…»):
- Регулярные войска
- Разбойники
- Личная охрана царя
- Часть стрелецких войск.
- К какому социальному слою принадлежал Калашников:
- Дворянин
- Крестьянин
- Купец
- Боярин.
- Почему память народная сохранила образ Калашникова?
- Совершил героический поступок
- Не побоялся вступиться за честь семьи
- Спас себя от позора
- Оставил богатое наследство потомкам.
- Кто такие казаки (Гоголь «Тарас Бульба»):
- Регулярные войска
- Охрана царя
- Выполняли функции пограничных войск
- Свободные от военной службы люди.
- Что больше всего почитали казаки:
- Дружбу, веру, служение Родине
- Семью, веру, свободу
- Веру, свободу, братство
- Братство, семью, свободу.
- Как поступил Тарас Бульба с Андрием:
- Простил за предательство
- Убил собственными руками
- Помог бежать к любимой девушке
- Отдал на перевоспитание в монастырь.
- Тула
- Какова основная идея «Записок охотника» Тургенева:
- Обличение крепостного права
- Обличение царской власти
- Защита прав дворянства
- Защита прав помещиков.
- Как звали главного героя из рассказа Тургенева «Бирюк»:
- Фома Кузьмич
- Иван Фомич
- Иван Кузьмич
- Фома Иванович.
- Какому историческому событию посвящена поэма Некрасова «Русские женщины»:
- Войне 1812
- Восстанию 14 декабря 1825
- Отмене крепостного права 1861
- Крымской войне 1854-1856.
- Что такое эзопов язык;
- Выражение мысли путем намеков
- Прямое и точное выражение авторской мысли
- Выразительное средство языка
- Использование сказочных мотивов в произведении.
- В каком жанре создано произведение Тургенева «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
- Повесть
- Роман
- Сказка
- Новелла.
- Назовите трилогию Толстого:
- Детство. Отрочество. Юность.
- Детство. В людях. Мои университеты.
- Детство. Юность. Старость.
- Детство. Зрелость. Старость.
- В качестве кого начинал свою творческую деятельность Чехов:
- В качестве писателя-юмориста
- В качестве писателя- сатирика
- В качестве писателя-новеллиста
- В качестве драматурга
- Что такое сатира?
- Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека.
- Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
- Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека.
- Это художественное произведение, в основе которого лежит интересный случай из жизни.
- Как называется рассказ Бунина, в котором он описывает конфликт между миром детства и миром взрослых:
- Темные аллеи
- Цифры
- Кавказ
- Сверчок
- Назовите трилогию Горького:
1-Детство. Отрочество. Юность.
2-Детство. В людях. Мои университеты.
3-Детство. Юность. Старость.
4-Детство. Зрелость. Старость.
- Как зовут М.Горького:
- Алексей Максимович Пешков
- Максим Алексеевич Пешков
- Алексей Максимович Горький
- Максим Алексеевич Горький
- Кто оказал самое большое влияние на героя произведения Горького «Детство»?
- Дедушка
- Мать
- Дядья
- Бабушка.
- Кто такой юродивый (по рассказу Платонова «Юшка»):
- Сумасшедший
- Живущий по законам Бога среди людей
- Добрый человек
- Злой человек.
- Концовка рассказа Платонова «Юшка»:
- Носит негативный характер
- Носит позитивный характер
- Автор не дает никаких оценок событиям
- Концовка рассказа неясна.
- Главное для героев Платонова (в рассказе «В прекрасном и яростном мире):
- Жить в гармонии с собой
- Жить в гармонии с собой и окружающим миром
- Противопоставлять себя окружающему миру
- Чувствовать свое превосходство над людьми и природой.
- В чем главная идея рассказа Федора Абрамова «О чем плачут лошади»:
- Жить в гармонии с самим собой и природой
- Жить в гармонии с самим собой
- Противопоставлять себя окружающему миру
- Чувствовать свое превосходство над людьми и природой.
- Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:
- Человеческое безразличие.
- Неуважение к чужому труду.
- Хулиганское поведение подростков.
- Хамское отношение между людьми.
- Кто из главных героев рассказа Казакова «Тихое утро» был городским жителем:
- Яшка
- Володя.
- Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:
- Умение сострадать
- Умение плавать
- Умение преодолевать собственный страх
- Умение вести себя правильно на воде.
- Какой особенностью обладают рассказы Зощенко:
- Повествование ведется от лица писателя.
- Повествование ведется от лица персонажа с авторской оценкой.
- Автор постоянно комментирует события.
- Точка зрения автора полностью отсутствует в рассказе. Автор дает право читателю самому давать оценку событиям.
Ответы:
1-1
2-2
3-1
4-2
5- 3
6- 1
7-1
8-1
9- 2
10- 4
11- 1
12-1
13-3
14-3
15-2
16-3
17-1
18-2
19-1
20-1
21-2
22-1
23-3
24-1
25-1
26-1
27-2
28-2
29-1
30-4
31-2
32-2
33-2
34-1
35-1
36-2
37-3
38-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина
рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...
рабочая программа по литературе 7 класс автор В. Я. Коровина
литература 7 класс В. Я. Коровина...
рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев
Настоящая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего о...
Рабочая программа по литературе 6 класс автор Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс автор Коровина...
Рабочая программа по литературе 7 класс автор Коровина
Рабочая программа по литературе 7 класс автор Коровина...
Рабочая программа по литературе, 5 класс, автор Г.Меркин
Автор: Негушкина Г.В. Источник: собственные наработкиТэги: рабочая программа 5 класс, Г.С. Меркин, 3 часа в неделю...