внеклассное мероприятие "Я сердцем никогда не лгу"
методическая разработка по литературе (7, 8, 9 класс) на тему

мероприятие к юбилею С.Есенина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза  И.И. Гранкина  с. Михайло – Овсянка муниципального района  Пестравский Самарской области

                     Внеклассное мероприятие

                     по творчеству С.А. Есенина

                  «Я сердцем никогда не лгу…»

                     для учащихся  8 – 9 классов

Шеховцова Т.Н.

учитель русского языка

ГБОУ ООШ с. Михайло – Овсянка

Пестравского  района Самарской области

                               

Цели и задачи:

1.Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина.

2. Развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению, актёрских качеств у детей.

3. Формировать умение творчески применять знания, развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.

4. Воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портрет С. Есенина, выставка книг поэта.

Оформление:  стулья  расположены  полукругом; в центре стол, накрытый кружевной скатертью; настольная лампа, букет осенних цветов.

Звучит музыка инструментальная обработка народных песен.

Ведущий 1

Здравствуйте, дорогие друзья!  Литературно – музыкальная гостиная вновь открыла свои двери. Не секрет, что поэзия мало интересует молодых в наше торопливое время, но  те из вас, кто впустил ее в сердце – счастливые люди.

Ведущий 2

Настоящая поэзия целебна для души, она лечит недоверчивых и возвышает робких. Самых ленивых и любопытных она может заставить плакать, если успеет заглянуть в случайно отворенную створку души. Сегодня как раз тот счастливый случай, чтобы убедиться в этом. Мы встречаемся с поэзией Сергея Есенина

Ведущий 1

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что- то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Что – есть в нем

                        И от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»

Всей России встают черты…

                                        Н. Браун .Сергей Есенин

Ведущий 2

Когда мы говорим о Есенине, то представляем  себе портрет светловолосого, синеглазого  юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии.

(Слайд 1      Сергей Есенин)

Быть поэтом – это значит то же,

Если  правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души.

С. Есенин «Быть поэтом – это значит то же…»

Ведущий 1

Первая мировая война, крушение вековой российской государственности, братоубийственная гражданская рознь… - в необычайно тягостную эпоху происходило становление поэта.

Лирический мир поэзии С. Есенина – это переход от святости к безбожию, от кротости к буйству. В этих взлетах и падениях, и все-таки в вечной способности подниматься к свету – сама Россия новой эпохи.

Ведущий 2

Удивительной была судьба поэта, за 30 лет, отпущенных ему на земле, он успел так много, словно прожил огромную жизнь.

Ведущий 1

Родился Сергей Александрович 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии (ныне село Есенино Рязанской области). Здесь, с высокого берега Оки открывается потрясающей красоты картина: безграничные просторы, излучина реки, луга, лес.

(демонстрируется слайд 2,3 – село Константиново, дом Есениных)

Ведущий 2

Родители Сергея – Александр Никитич и Татьяна Федоровна – были из крестьянской среды.

(Слайд  4         Родители С. Есенина)

Он был первым ребенком в семье, имеющей  крестьянские корни. Поэт напишет:

У меня отец крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

Отец Александр Никитич на самом деле не крестьянствовал, а большей частью жил в Москве. Работая у замоскворецкого купца, дослужился до приказчика.

Мать Татьяна Федоровна Титова в юности считалась лучшей песенницей на селе. Ей поэт посвятил  много замечательных слов.

(Слайд 5                 Т.Ф. Есенина).

С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых – бабушки и деда со стороны матери.  Они, люди православные, хорошо знали истину, полученную от своих предков: родная земля – это подножие Престола Божия. Такое мироощущение они постарались передать и своему внуку.

Ведущий 1

Большое  внимание на духовное становление С. Есенина в этот период также оказал сельский священник Иоанн.  В его семье была хорошая библиотека, которой мальчик мог пользоваться. По словам школьных товарищей, к последнему классу школы он прочитал  уже массу книг. Дом священника, в котором нередко бывал Сергей, запечатлен в стихах.

Ученик

Читает стихотворение  С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»

Ведущий 2

Неотделимая от веры отцов народная культура рано получила отклик в душе поэта. В детстве в Новый год поутру Сережа вместе с мальчишками колядовал. Пели песню «Авсень», унаследованную от языческих предков и слегка подправленную в христианском духе. Впоследствии один из его сборников, правда, так и неопубликованный, назывался «Авсень».

Ведущий 1

Часто ездил Сережа с дядей в ночное: поить лошадей на Оку. Потом он вспоминал в одной из своих автобиографий: «Когда лошади  пили, мне казалось, что они вот - вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Ученик

Погасло солнце. Тихо на лужке.

Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поет вихрастый  гамаюн,

А эхо резвое,  скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о родина, сложил я песню ту.

                                                          С.Есенин «Табун»

Ведущий 2

И сам крестьянский быт, и окружавшие поэта просторы – луга, поляны, березовые перелески – все это для Сергея Есенина отражало лучи незримого Божественного света. Отсюда и настроение его первых стихотворений: мелодичность, поэтическая искренность, нравственная отзывчивость.

Ученик

Читает стихотворение С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Ведущий 1

В 1904 году Сережа Есенин поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. В то же время он  начал писать стихи. Окончив училище в 1909 году, Сергей продолжил обучение в церковно – приходской второклассной учительской школе в селе Спас - Клепики, где пробыл до мая 1912 года, а по окончании получил звание учителя школы грамоты.

Слайд 5 ( Спас – Клепиковская второклассная учительская школа)

Ведущий 2

Летом 1912 года Есенин приезжает в Москву. Здесь он сначала работает в конторе владельца мясной лавки, затем поступает в типографию И. Сытина – помощником корректора. В1913 году С. Есенин становится вольнослушателем Московского городского народного университета        А.Л. Шанявского.

Ведущий 1

В начале 1914 года появляется первая из известных публикаций поэта: под  псевдонимом «Аристон» в московском детском журнале «Мирок» было опубликовано стихотворение «Береза».

Ученик

Читает стихотворение С. Есенина «Береза»

( Слайд 6, 7     «Береза»,   С. Есенин у березы)

Ведущий 2

За три года жизни в Москве С. Есениным написаны многие стихи, которые позже принесут ему славу. В этих стихах, проникнутых религиозным чувством святости природы, воплощены красота и  память Русской земли, живые краски и звуки. Далекие от суетной жизни и верные законам природного бытия и поэзии С. Есенина идут постоянными тропами и молятся «на копны и стога» странники – богомольцы.

Ведущий 1

В творчестве поэта уже в 1910-1914 годах возникают социальные мотивы. На события Первой мировой войны С. Есенин живо реагирует в стихотворениях «Молитва матери», «Богатырский посвист». Обращаясь к русской истории, поэт воспевает бунтарский дух и  силу русского народа в поэмах «Песнь о Евпатии  Коловрате», «Марфа Посадница».

Выходит ученик, исполняющий роль С. Есенина.

Есенин    «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество  отношу к 16 -17 годам….  Восемнадцати лет я был удивлен, разослав стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург».

Ведущий 2

Был 1915 год

(Слайд 8,9        С. Есенин с А. Блоком,  Городецким)

Есенин

«Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта»

Ведущий 1

А сам А. Блок после их встречи напишет: «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык. Приходил ко мне 15 марта 1915 года»

Ведущий 2

Литературный  Петроград военной поры то с неподдельным восторгом, то снисходительно улыбаясь, приветствовал явление самобытного таланта. В нем хотели видеть живую солнечную Россию, не тронутую тусклым сиянием Серебряного века.

Ведущий 1

Пение частушек, крестьянский костюм — этими своеобразными средствами С. Есенин пытался завоевать Северную столицу. Он проявил уникальный дар не только  поэта, но и гениального актера, легко входящего в роль, подсказанную творчеством. Однако за очевидном каждому «местным колоритом» скрывалась напряженная внутренняя жизнь.

Ученик

Читает стихотворение С. Есенина «Душа грустит о небесах»

Ведущий 2

Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия... Какое хорошее слово... и «роса»,  «сила», и «синее что-то ...».  Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее он берег самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.

( Слайд 10                    Родина )

Ученик

Русь моя,  деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатый,

Звериных  стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

Ученица

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь...

Ведущий 1

Есенин — поэт — патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве.

Ученик

Читает стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

Ведущий 2

Есенин считал себя певцом русской природы, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.

Ученик

Читает стихотворение «Край ты мой заброшенный...»

Ведущий 1

С Родиной связана лучшая метафора Есенина - «страна березового ситца». Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася  сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком».

 Стихи Есенина очень мелодичны, поэтому многие композиторы перекладывали их на музыку. Очень много написано романсов и песен на его стихи. Послушаем песню на стихи Есенина «Отговорила роща золотая».

( Слайд 11              Отговорила роща золотая)

Учащиеся исполняют песню «Отговорила роща золотая».

Ведущий 2

Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неотзывчивость сыновнего чувства к матери.

Ведущий 1

О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда услышал:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...

Я вернусь, когда раскинет ветви

По — весеннему наш белый сад.

Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов,- потому что зажало мне крепко и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал...»

Звучит романс «Письмо матери»

Ведущий 2

Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В 1924 — 1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».

Ученик

Читает стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

Ведущий 1

О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: «Корова», «Лебедушка», «Лисица»... В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший», «Каждый стих мой душу зверя лечит». Есть у Есенина стихотворение - «Собаке Качалова».  Придя в гости  к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминает сам артист Василий Иванович Качалов.

Ученик

«Я отыграл спектакль, прихожу домой... Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима... Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо...» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом  к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.

Ученица 

 Читает стихотворение «Собаке Качалова».

Ведущий 2

Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.

Ученик

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Ведущий 1

Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нем преобладает зимний ландшафт, но  это только внешний, чисто зрительный признак. Главное же здесь – воспоминания поэта о своей жизни.

Ученик

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Ведущий 2

«Зимний цикл» - последний аккорд  есенинской  лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта  трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.

Звучит песня «Мне осталась одна забава» в исполнении А. Малинина

Ведущий 1

На смену плодотворному периоду литературной деятельности  Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал поэт в то время. Началась травля крестьянских поэтов. Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта.  А в конце декабря Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице “Англетер”. Встречался с  поэтом Клюевым. Очень боялся оставаться в номере один – ему мерещились преследователи.  27 декабря Есенин отдал приятелю Вольфу Эрлиху стихотворение, написанное кровью (не было чернил, порезал руку, чтобы писать). Оно стало знаменитым, предсмертным, последним.

Ведущий 2

Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? – Нет точного ответа на этот вопрос.  

Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей.  Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной  рамке, его прощальное стихотворение.

Есенин

До  свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей,…

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ведущий 1

31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище. Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела  такого величественного прощания народа с поэтом!

Звучит песня В. Высотского  «Кто кончил жизнь трагически»

Ученик  (читает стихотворение Т. Смертиной»

 Да кто ж так до сердца  проймет?

Да кто же  плакать так заставит?

Да кто ж так Русь свою поймет

И сгоряча бел свет оставит?

Уже водица мерзнет в сенях.

Опять октябрь..

Грусть деревень..

Вспахали зябь...

Сергеев день..

Хоть годы — счастливы, быстры,

Есенин...

Это имя в сердце носим,

И помин его летят листы

Со всех берез русоволосых!

Заплакав,

гуси даль пронзают.

Звенит осинник в синь дождей.

И в честь его

себя сжигают

Рябины  по России всей!

Ученик

 Когда мир увяданьем томим,

Обращаюсь к тебе, Есенин,

Снова я со стихом своим.

Ты с копною волос золотистых

Так и видишься мне сейчас

С блеском глаз окончательно чистых,

Голубых, удивительных глаз.

Я поэтов таких не знаю,

Кто б так в душу умел проникать

И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать.

И любовь к тебе не убита.

Стих твой песней в народе разлит.

Много громких поэтов забыто,

Ты, Есенин, не будешь забыт.

Звучит песня «Над окошком месяц...»

Ведущий 2  (читает отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют»  -  из книги «Затеси»)

«...Плачет тальянка, плачет. Только не там, не за рекою, а  в сердце. И видится все в исходном свете.

«Дальний плач тальянки, голос одинокий...»

Отчего  же  это и почему так мало пели и поют у нас Есенина -то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору   выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было,  чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что  и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас весной грустью..

… На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди холмов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.

 Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!»

Ученик

Он ушел молодым, золотым, с плывущими по воздуху нитями волос», - писал о Есенине Юрий Карлович Олеша.

Ученица

А современник С. Есенина ,поэт Николай Тихонов, предсказал: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня….  Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии»

Ведущий 1  Есенин не переносил фальши,  лицемерия, позы, он «всегда оставался самим собой». Правдивость была главной чертой  его таланта. Он имел право сказать о себе, о своих стихах: «Я сердцем никогда не лгу».


Ведущий 2  Наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание! До скорой встречи! 


                             Используемая литература

  1. Журнал «Литература в школе»   №5,  1995 г.
  2. Журнал «Русский язык и литература  в средних учебных заведениях УССР»                                           №8, 1989 г.
  3. Журнал – сборник «Читаем, учимся, играем»   №4,  2009 г.
  4. С. Есенин    «Избранное»          Москва, Просвещение , 1986 г.
  5. Ресурсы          Интернета



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза  И.И. Гранкина  с. Михайло – Овсянка муниципального района  Пестравский Самарской области

                     Внеклассное мероприятие

                     по творчеству С.А. Есенина

                  «Я сердцем никогда не лгу…»

                     для учащихся  8 – 9 классов

Шеховцова Т.Н.

учитель русского языка

ГБОУ ООШ с. Михайло – Овсянка

Пестравского  района Самарской области

                               

Цели и задачи:

1.Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина.

2. Развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению, актёрских качеств у детей.

3. Формировать умение творчески применять знания, развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.

4. Воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портрет С. Есенина, выставка книг поэта.

Оформление:  стулья  расположены  полукругом; в центре стол, накрытый кружевной скатертью; настольная лампа, букет осенних цветов.

Звучит музыка инструментальная обработка народных песен.

Ведущий 1

Здравствуйте, дорогие друзья!  Литературно – музыкальная гостиная вновь открыла свои двери. Не секрет, что поэзия мало интересует молодых в наше торопливое время, но  те из вас, кто впустил ее в сердце – счастливые люди.

Ведущий 2

Настоящая поэзия целебна для души, она лечит недоверчивых и возвышает робких. Самых ленивых и любопытных она может заставить плакать, если успеет заглянуть в случайно отворенную створку души. Сегодня как раз тот счастливый случай, чтобы убедиться в этом. Мы встречаемся с поэзией Сергея Есенина

Ведущий 1

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что- то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Что – есть в нем

                        И от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»

Всей России встают черты…

                                        Н. Браун .Сергей Есенин

Ведущий 2

Когда мы говорим о Есенине, то представляем  себе портрет светловолосого, синеглазого  юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии.

(Слайд 1      Сергей Есенин)

Быть поэтом – это значит то же,

Если  правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души.

С. Есенин «Быть поэтом – это значит то же…»

Ведущий 1

Первая мировая война, крушение вековой российской государственности, братоубийственная гражданская рознь… - в необычайно тягостную эпоху происходило становление поэта.

Лирический мир поэзии С. Есенина – это переход от святости к безбожию, от кротости к буйству. В этих взлетах и падениях, и все-таки в вечной способности подниматься к свету – сама Россия новой эпохи.

Ведущий 2

Удивительной была судьба поэта, за 30 лет, отпущенных ему на земле, он успел так много, словно прожил огромную жизнь.

Ведущий 1

Родился Сергей Александрович 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии (ныне село Есенино Рязанской области). Здесь, с высокого берега Оки открывается потрясающей красоты картина: безграничные просторы, излучина реки, луга, лес.

(демонстрируется слайд 2,3 – село Константиново, дом Есениных)

Ведущий 2

Родители Сергея – Александр Никитич и Татьяна Федоровна – были из крестьянской среды.

(Слайд  4         Родители С. Есенина)

Он был первым ребенком в семье, имеющей  крестьянские корни. Поэт напишет:

У меня отец крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

Отец Александр Никитич на самом деле не крестьянствовал, а большей частью жил в Москве. Работая у замоскворецкого купца, дослужился до приказчика.

Мать Татьяна Федоровна Титова в юности считалась лучшей песенницей на селе. Ей поэт посвятил  много замечательных слов.

(Слайд 5                 Т.Ф. Есенина).

С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых – бабушки и деда со стороны матери.  Они, люди православные, хорошо знали истину, полученную от своих предков: родная земля – это подножие Престола Божия. Такое мироощущение они постарались передать и своему внуку.

Ведущий 1

Большое  внимание на духовное становление С. Есенина в этот период также оказал сельский священник Иоанн.  В его семье была хорошая библиотека, которой мальчик мог пользоваться. По словам школьных товарищей, к последнему классу школы он прочитал  уже массу книг. Дом священника, в котором нередко бывал Сергей, запечатлен в стихах.

Ученик

Читает стихотворение  С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»

Ведущий 2

Неотделимая от веры отцов народная культура рано получила отклик в душе поэта. В детстве в Новый год поутру Сережа вместе с мальчишками колядовал. Пели песню «Авсень», унаследованную от языческих предков и слегка подправленную в христианском духе. Впоследствии один из его сборников, правда, так и неопубликованный, назывался «Авсень».

Ведущий 1

Часто ездил Сережа с дядей в ночное: поить лошадей на Оку. Потом он вспоминал в одной из своих автобиографий: «Когда лошади  пили, мне казалось, что они вот - вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Ученик

Погасло солнце. Тихо на лужке.

Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поет вихрастый  гамаюн,

А эхо резвое,  скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о родина, сложил я песню ту.

                                                          С.Есенин «Табун»

Ведущий 2

И сам крестьянский быт, и окружавшие поэта просторы – луга, поляны, березовые перелески – все это для Сергея Есенина отражало лучи незримого Божественного света. Отсюда и настроение его первых стихотворений: мелодичность, поэтическая искренность, нравственная отзывчивость.

Ученик

Читает стихотворение С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Ведущий 1

В 1904 году Сережа Есенин поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. В то же время он  начал писать стихи. Окончив училище в 1909 году, Сергей продолжил обучение в церковно – приходской второклассной учительской школе в селе Спас - Клепики, где пробыл до мая 1912 года, а по окончании получил звание учителя школы грамоты.

Слайд 5 ( Спас – Клепиковская второклассная учительская школа)

Ведущий 2

Летом 1912 года Есенин приезжает в Москву. Здесь он сначала работает в конторе владельца мясной лавки, затем поступает в типографию И. Сытина – помощником корректора. В1913 году С. Есенин становится вольнослушателем Московского городского народного университета        А.Л. Шанявского.

Ведущий 1

В начале 1914 года появляется первая из известных публикаций поэта: под  псевдонимом «Аристон» в московском детском журнале «Мирок» было опубликовано стихотворение «Береза».

Ученик

Читает стихотворение С. Есенина «Береза»

( Слайд 6, 7     «Береза»,   С. Есенин у березы)

Ведущий 2

За три года жизни в Москве С. Есениным написаны многие стихи, которые позже принесут ему славу. В этих стихах, проникнутых религиозным чувством святости природы, воплощены красота и  память Русской земли, живые краски и звуки. Далекие от суетной жизни и верные законам природного бытия и поэзии С. Есенина идут постоянными тропами и молятся «на копны и стога» странники – богомольцы.

Ведущий 1

В творчестве поэта уже в 1910-1914 годах возникают социальные мотивы. На события Первой мировой войны С. Есенин живо реагирует в стихотворениях «Молитва матери», «Богатырский посвист». Обращаясь к русской истории, поэт воспевает бунтарский дух и  силу русского народа в поэмах «Песнь о Евпатии  Коловрате», «Марфа Посадница».

Выходит ученик, исполняющий роль С. Есенина.

Есенин    «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество  отношу к 16 -17 годам….  Восемнадцати лет я был удивлен, разослав стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург».

Ведущий 2

Был 1915 год

(Слайд 8,9        С. Есенин с А. Блоком,  Городецким)

Есенин

«Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта»

Ведущий 1

А сам А. Блок после их встречи напишет: «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык. Приходил ко мне 15 марта 1915 года»

Ведущий 2

Литературный  Петроград военной поры то с неподдельным восторгом, то снисходительно улыбаясь, приветствовал явление самобытного таланта. В нем хотели видеть живую солнечную Россию, не тронутую тусклым сиянием Серебряного века.

Ведущий 1

Пение частушек, крестьянский костюм — этими своеобразными средствами С. Есенин пытался завоевать Северную столицу. Он проявил уникальный дар не только  поэта, но и гениального актера, легко входящего в роль, подсказанную творчеством. Однако за очевидном каждому «местным колоритом» скрывалась напряженная внутренняя жизнь.

Ученик

Читает стихотворение С. Есенина «Душа грустит о небесах»

Ведущий 2

Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия... Какое хорошее слово... и «роса»,  «сила», и «синее что-то ...».  Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее он берег самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.

( Слайд 10                    Родина )

Ученик

Русь моя,  деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатый,

Звериных  стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

Ученица

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь...

Ведущий 1

Есенин — поэт — патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве.

Ученик

Читает стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

Ведущий 2

Есенин считал себя певцом русской природы, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.

Ученик

Читает стихотворение «Край ты мой заброшенный...»

Ведущий 1

С Родиной связана лучшая метафора Есенина - «страна березового ситца». Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася  сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком».

 Стихи Есенина очень мелодичны, поэтому многие композиторы перекладывали их на музыку. Очень много написано романсов и песен на его стихи. Послушаем песню на стихи Есенина «Отговорила роща золотая».

( Слайд 11              Отговорила роща золотая)

Учащиеся исполняют песню «Отговорила роща золотая».

Ведущий 2

Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неотзывчивость сыновнего чувства к матери.

Ведущий 1

О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда услышал:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...

Я вернусь, когда раскинет ветви

По — весеннему наш белый сад.

Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов,- потому что зажало мне крепко и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал...»

Звучит романс «Письмо матери»

Ведущий 2

Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В 1924 — 1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».

Ученик

Читает стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

Ведущий 1

О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: «Корова», «Лебедушка», «Лисица»... В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший», «Каждый стих мой душу зверя лечит». Есть у Есенина стихотворение - «Собаке Качалова».  Придя в гости  к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминает сам артист Василий Иванович Качалов.

Ученик

«Я отыграл спектакль, прихожу домой... Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима... Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо...» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом  к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.

Ученица 

 Читает стихотворение «Собаке Качалова».

Ведущий 2

Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.

Ученик

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Ведущий 1

Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нем преобладает зимний ландшафт, но  это только внешний, чисто зрительный признак. Главное же здесь – воспоминания поэта о своей жизни.

Ученик

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Ведущий 2

«Зимний цикл» - последний аккорд  есенинской  лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта  трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.

Звучит песня «Мне осталась одна забава» в исполнении А. Малинина

Ведущий 1

На смену плодотворному периоду литературной деятельности  Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал поэт в то время. Началась травля крестьянских поэтов. Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта.  А в конце декабря Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице “Англетер”. Встречался с  поэтом Клюевым. Очень боялся оставаться в номере один – ему мерещились преследователи.  27 декабря Есенин отдал приятелю Вольфу Эрлиху стихотворение, написанное кровью (не было чернил, порезал руку, чтобы писать). Оно стало знаменитым, предсмертным, последним.

Ведущий 2

Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? – Нет точного ответа на этот вопрос.  

Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей.  Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной  рамке, его прощальное стихотворение.

Есенин

До  свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей,…

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ведущий 1

31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище. Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела  такого величественного прощания народа с поэтом!

Звучит песня В. Высотского  «Кто кончил жизнь трагически»

Ученик  (читает стихотворение Т. Смертиной»

 Да кто ж так до сердца  проймет?

Да кто же  плакать так заставит?

Да кто ж так Русь свою поймет

И сгоряча бел свет оставит?

Уже водица мерзнет в сенях.

Опять октябрь..

Грусть деревень..

Вспахали зябь...

Сергеев день..

Хоть годы — счастливы, быстры,

Есенин...

Это имя в сердце носим,

И помин его летят листы

Со всех берез русоволосых!

Заплакав,

гуси даль пронзают.

Звенит осинник в синь дождей.

И в честь его

себя сжигают

Рябины  по России всей!

Ученик

 Когда мир увяданьем томим,

Обращаюсь к тебе, Есенин,

Снова я со стихом своим.

Ты с копною волос золотистых

Так и видишься мне сейчас

С блеском глаз окончательно чистых,

Голубых, удивительных глаз.

Я поэтов таких не знаю,

Кто б так в душу умел проникать

И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать.

И любовь к тебе не убита.

Стих твой песней в народе разлит.

Много громких поэтов забыто,

Ты, Есенин, не будешь забыт.

Звучит песня «Над окошком месяц...»

Ведущий 2  (читает отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют»  -  из книги «Затеси»)

«...Плачет тальянка, плачет. Только не там, не за рекою, а  в сердце. И видится все в исходном свете.

«Дальний плач тальянки, голос одинокий...»

Отчего  же  это и почему так мало пели и поют у нас Есенина -то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору   выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было,  чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что  и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас весной грустью..

… На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди холмов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.

 Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!»

Ученик

Он ушел молодым, золотым, с плывущими по воздуху нитями волос», - писал о Есенине Юрий Карлович Олеша.

Ученица

А современник С. Есенина ,поэт Николай Тихонов, предсказал: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня….  Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии»

Ведущий 1  Есенин не переносил фальши,  лицемерия, позы, он «всегда оставался самим собой». Правдивость была главной чертой  его таланта. Он имел право сказать о себе, о своих стихах: «Я сердцем никогда не лгу».


Ведущий 2  Наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание! До скорой встречи! 


                             Используемая литература

  1. Журнал «Литература в школе»   №5,  1995 г.
  2. Журнал «Русский язык и литература  в средних учебных заведениях УССР»                                           №8, 1989 г.
  3. Журнал – сборник «Читаем, учимся, играем»   №4,  2009 г.
  4. С. Есенин    «Избранное»          Москва, Просвещение , 1986 г.
  5. Ресурсы          Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина (к 115 – летию со дня рождения). «Я сердцем никогда не лгу …»

Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина(к 115 – летию со дня рождения).«Я сердцем никогда не лгу …»...

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина «Я сердцем никогда не лгу…»

В поисках истины гений может ошибаться, заблуждаться, отрицать самого себя, сжигать за собой мосты для возврата в прошлое…Гений не может одного – изменить своей Родине, своему народу. На него каждый р...

Литературная гостиная "Я сердцем никогда не лгу"

Внеклассное мероприятие по литературе...

Сценарий мероприятия на День матери "В её сердце никогда не гаснет любовь!"

Цель мероприятия: воспитать любовь, уважение, бережное отношение к матери Задачи: - формирование нравственного долга детей перед родителями;- развитие способностей коммуникативного общ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков. На мероприятие можно пригласить бабушек и дедушек  и попросить поговорки о языке, которыми пользуются в селе....