«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Отчёт по теме самообразования учителя русского языка и литературы высшей категории на РМО
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
(Отчёт по теме самообразования Горевой Т.А., учителя русского языка и литературы высшей категории)
I.Актуальность и обоснование выбора темы.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
II. Сроки работы над темой – 2-ий год, с 2019 года.
III. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.
Для реализации поставленных целей я поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства языка и их роль.
IV. Работа с текстом на уроках литературы.
В 5-7 классах учащиеся любят самовыражаться через цвет, рисунок. Поэтому для развития коммуникативной и речевой компетенции учащихся предлагаю нарисовать не только обычные иллюстрации, но и попробовать создать словесные портреты героев, пейзажи. Это учит детей давать оценку услышанному, подтверждая свои выводы цитированием текста; формировать умение сравнивать различные виды искусства.
В подростковом возрасте эффективен метод творческого прочтения произведения, при котором ребята постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а также инсценирование произведения или его эпизода.
В 8-9 классах ведущим является способ введения ученика в структуру материала через деталь – вопрос – проблему. Использую в таком случае создание на уроке проблемных ситуаций.
Обязательный компонент современного урока (особенно в старших классах) - комплексный анализ текста. «Талантливый читатель» (С. Я. Маршак) всегда старается подняться на третью ступень понимания текста, т. е. читает не только текст, но и подтекст, «между строк».
В 10-11-ом классах я ориентирую учащихся на такой принцип анализа, который в старых методических пособиях называли «вслед за автором», т. е. я прошу их обращать внимание, прежде всего, на художественные особенности каждого конкретного эпизода, и основной целью считаю, чтобы ученик «сквозь призму» эпизода рассмотрел важнейшие черты произведения в целом.
Краткая запись учащихся в рабочих тетрадях может выглядеть так:
1. Смысловая и композиционная роль эпизода;
2. Общие с предыдущими и последующими эпизодами идеи, мотивы, ключевые слова;
3. Своеобразие языковых средств;
4. Художественные приёмы;
5. Персонажи.
Среди видов работ по развитию речи исключительно важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.
V.Прогнозирование результатов.
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
• хороший уровень сформированности коммуникативной компетенции; повышение интереса к русскому языку и литературе;
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
• умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах
VI.Заключение
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"
Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....
Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции
Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение интереса к чтению художественной литературы, низкая к...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...
Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...