«Но детских лет люблю воспоминания…»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шайхинурова Ирина Музакиевна

Цель урока: дать общие сведения о личности А. С. Пушкина, познакомив учащихся с детством поэта; показать значение творчества А. С. Пушкина для русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет                   литература

Класс                        5

               

        Тема   урока                      «Но детских лет люблю воспоминания…»

Цель урока: дать общие сведения о личности А. С. Пушкина, познакомив учащихся с детством поэта; показать значение творчества А. С. Пушкина для русской литературы.

Демонстративный материал: портреты А. С. Пушкина (детские годы) и его семьи, репродукция, картины  И. Е. Репина «Пушкин на лицейском акте».

Эпиграф:                                                                                   С восторгом помню я

                                        и память не нарушу

                             О днях  моей  ребячей

                                         простоты

                             Когда в открытую и

                                          жаждущую душу

                             Твоих мне сказок

                                           Сыпались цветы.

                                                                  Н. Храброва

                                                       

Ход урока

  1. Слово учителя

Имя Александра Сергеевича Пушкина  знают все и везде, во всех уголках земного шара. Произведения Пушкина сопровождают нас всю жизнь: мы читаем его сказки в раннем детстве, в школе учим стихи и  отрывки из прозы, становясь старше, мы читаем и перечитываем «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина».

Сегодня мы обращаемся к творчеству великого русского поэта, чьи произведения оказали огромное влияние на  многие поколения русских людей. О Пушкине и его книгах поэтесса Н. Храброва написала строки, которые я и взяла эпиграфом к нашему уроку:

С восторгом помню я

и память не нарушу

О днях  моей  ребячей

простоты

Когда в открытую и

жаждущую душу

Твоих мне сказок

Сыпались цветы.

  1. Беседа с учащимися.

  - Что вам известно о Пушкине?

  - Какие произведения поэта вы читали?

  - Назовите сказки Пушкина , с которыми вы знакомы?

   - Какая сказка вам запомнилась более и чем?

   - Привлекает ли вас творчество Пушкина и почему?

3. Слово учителя.

Я вижу, что вам уже достаточно хорошо известно творчество поэта. А с сегодняшнего урока мы будем знакомиться с новыми для вас произведениями Пушкина. Но в начале…

Шел январь1815 года. В Царском Селе под Петербургом  в лицее проходил публичный экзамен по словесности. Кроме самих лицеистов, в просторном конференц-зале лицея присутствовали вельможи и ученые, а также родственники лицеистов, приглашенные на торжество.

Один за другим воспитанники лицея подходили к столу, накрытому красной тканью с золотой бахромой. За столом сидели самые почетные гости, среди которых был великий поэт Г. Р. Державин. Глядя на него, можно было подумать, что старик дремлет, подперев голову рукой.

Но в какой-то момент в зале наступила тишина. Державин оживился, глаза его заблестели, а взор устремился  на смуглого сероглазого юношу, невысокого роста, с курчавыми русыми волосами. Стоя в двух шагах от Державина, он читал свои стихи «Воспоминания в Царском Селе»:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Это был грандиозный успех, который стал началом пути великого русского поэта. (Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И. Е. Репина).

Но до лицея была жизнь в родительском доме в Москве.

4.Сообщение ученика (сопровождается работой с портретами)

Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года ( по старому стилю), в семье богатого помещика Сергея Львовича Пушкина. В этом городе прошло его детство, Сведения о детских годах будущего поэта, которые дошли до нас, весьма скудны. Еще важнее, что о детстве, о первых годах жизни, проведенных в родительском доме, Пушкин почти никогда не вспоминал. И это не случайно.

Нельзя сказать, детство поэта не было счастливым: на лето Пушкины уезжали в подмосковное село Захарово, имение родственников матери поэта, что оставило неизгладимый след в сердце мальчика.

Отец, Сергей Львович, был душой общества, ценителем острого и тонкого слова, интересовался литературой, владел богатой библиотекой.

Дети были, в основном, на попечении матери, Надежды Осиповны. Но материнской ласки Пушкин никогда не видел. Кроме Александра, в семье были старшая дочь – Ольга и младший сын – Лев, к которому мать было очень привязана. Настоящую любовь, ласку и заботу давала мальчику его няня Арина Родионовна,  к ней он был горячо привязан до самой ее смерти. Ей он посвятил следующие строки:

                                     Подруга дней моих суровых,

                                     Голубка дряхлая моя…

Окончив лицей, Пушкин уезжает в Петербург.

5.Слово учителя.

Пушкину было только 20 лет, когда он написал первую поэму «Руслан и Людмила». Начал ее в  царскосельском  лицее и продолжал работать над нею в Петербурге. Поэма имела успех необыкновенный. В. А. Жуковский, считавшийся учителем Александра в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму « Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Так высоко оценил Жуковский поэму, с которой мы начнем сегодня знакомиться.

6. Знакомство с «Прологом».

а) выразительное чтение «Пролога» учителем.

б) беседа по прочитанному:

-О какой необычной стране идет речь в «Прологе»?

-О каких сказочных героях и чудесах рассказывает  автор?

-Попробуйте представить нарисованные поэтом картины?

-Какие сказочные события могут быть связаны с Бабой Ягой, Кащеем, избушкой на курьих ножках?

-В каких сказках вы встречались с этими героями?

-Как вы представляете себе следующие картины:

                             Там лес и дол видений полны;

                             Там о заре прихлынут волны

                              На брег песчаный и пустой,

                             И тридцать витязей прекрасных

                             Чредой из вод выходят ясных,

                             И с ними дядька их морской…

                            Там королевич мимоходом

                            Пленяет грозного царя…  

-Что можно сказать о таких героях, как королевич, витязи, богатыри, царевна? Симпатичны ли они вам?

-Представьте, мы случайно оказались в этой сказочной стране, около необычного дуба. Кто первым встретит нас? Что сам Пушкин говорит об этом герое?

7.Выразительное чтение «Пролога» учащимися.

8.Домашнее задание:

     - Нарисовать иллюстрацию к «Прологу»;

     - Выучить «Пролог» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История в воспоминаниях. соавторы: КудиноваН.Т. ЯрулинаЕ.Н. Ковтун И.Л. и др. В кн.: Тихоокеанский государственный университет. В трех книгах. Книга третья ─ М.: РИА «БИ-АРТ-Груп», 2008

Книга выпущена к 50-летию Тихоокеанского государственного университета. Автор входила в рабочую группу по подбору материалов книги. В  в III томе книги. помещены материалы предоставленные, ...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Воспоминания о лете"

У каждого человека есть свое любимое время года. Но лето, пожалуй, самое любимое! Как хочется зимой теплых летних деньков. Данное занятие вернет детей в лето. Создавая композицию о лете, дети совершен...

ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЯЗАНО С КОСМОСОМ. МОЖНО ПРОВЕСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ, А МОЖНО ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ. АКТЕРЫ СТАРШЕГО ЗВЕНА....

Сценарий литературно-музыкального вечера "Воспоминание о Коста"

Работа содержит не только интересный материал по биографии  основоположника осетинской литературы, поэта, просветителя - Коста Левановича Хетагурова, но и включает в себя...

"Люблю я жизнь, люблю людей".

Данная статья посвящена позту, журналисту, переводчику Мажлису Утежанову. Все живы, пока мы их помним и любим. В стихах Мажлиса Утежанова звучат искренность тонких душевных струн, его любовь к родному...

Занятия по аппликации для детей подготовительной группы детского сада на тему: «Люблю березку русскую…»

Занятие по аппликациис использованием нетрадиционных материаловдля детей подготовительной группыдетского сада на тему: «Люблю березку русскую…»...