«Но детских лет люблю воспоминания…»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель урока: дать общие сведения о личности А. С. Пушкина, познакомив учащихся с детством поэта; показать значение творчества А. С. Пушкина для русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет литература
Класс 5
Тема урока «Но детских лет люблю воспоминания…»
Цель урока: дать общие сведения о личности А. С. Пушкина, познакомив учащихся с детством поэта; показать значение творчества А. С. Пушкина для русской литературы.
Демонстративный материал: портреты А. С. Пушкина (детские годы) и его семьи, репродукция, картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском акте».
Эпиграф: С восторгом помню я
и память не нарушу
О днях моей ребячей
простоты
Когда в открытую и
жаждущую душу
Твоих мне сказок
Сыпались цветы.
Н. Храброва
Ход урока
- Слово учителя
Имя Александра Сергеевича Пушкина знают все и везде, во всех уголках земного шара. Произведения Пушкина сопровождают нас всю жизнь: мы читаем его сказки в раннем детстве, в школе учим стихи и отрывки из прозы, становясь старше, мы читаем и перечитываем «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина».
Сегодня мы обращаемся к творчеству великого русского поэта, чьи произведения оказали огромное влияние на многие поколения русских людей. О Пушкине и его книгах поэтесса Н. Храброва написала строки, которые я и взяла эпиграфом к нашему уроку:
С восторгом помню я
и память не нарушу
О днях моей ребячей
простоты
Когда в открытую и
жаждущую душу
Твоих мне сказок
Сыпались цветы.
- Беседа с учащимися.
- Что вам известно о Пушкине?
- Какие произведения поэта вы читали?
- Назовите сказки Пушкина , с которыми вы знакомы?
- Какая сказка вам запомнилась более и чем?
- Привлекает ли вас творчество Пушкина и почему?
3. Слово учителя.
Я вижу, что вам уже достаточно хорошо известно творчество поэта. А с сегодняшнего урока мы будем знакомиться с новыми для вас произведениями Пушкина. Но в начале…
Шел январь1815 года. В Царском Селе под Петербургом в лицее проходил публичный экзамен по словесности. Кроме самих лицеистов, в просторном конференц-зале лицея присутствовали вельможи и ученые, а также родственники лицеистов, приглашенные на торжество.
Один за другим воспитанники лицея подходили к столу, накрытому красной тканью с золотой бахромой. За столом сидели самые почетные гости, среди которых был великий поэт Г. Р. Державин. Глядя на него, можно было подумать, что старик дремлет, подперев голову рукой.
Но в какой-то момент в зале наступила тишина. Державин оживился, глаза его заблестели, а взор устремился на смуглого сероглазого юношу, невысокого роста, с курчавыми русыми волосами. Стоя в двух шагах от Державина, он читал свои стихи «Воспоминания в Царском Селе»:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
Это был грандиозный успех, который стал началом пути великого русского поэта. (Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И. Е. Репина).
Но до лицея была жизнь в родительском доме в Москве.
4.Сообщение ученика (сопровождается работой с портретами)
Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года ( по старому стилю), в семье богатого помещика Сергея Львовича Пушкина. В этом городе прошло его детство, Сведения о детских годах будущего поэта, которые дошли до нас, весьма скудны. Еще важнее, что о детстве, о первых годах жизни, проведенных в родительском доме, Пушкин почти никогда не вспоминал. И это не случайно.
Нельзя сказать, детство поэта не было счастливым: на лето Пушкины уезжали в подмосковное село Захарово, имение родственников матери поэта, что оставило неизгладимый след в сердце мальчика.
Отец, Сергей Львович, был душой общества, ценителем острого и тонкого слова, интересовался литературой, владел богатой библиотекой.
Дети были, в основном, на попечении матери, Надежды Осиповны. Но материнской ласки Пушкин никогда не видел. Кроме Александра, в семье были старшая дочь – Ольга и младший сын – Лев, к которому мать было очень привязана. Настоящую любовь, ласку и заботу давала мальчику его няня Арина Родионовна, к ней он был горячо привязан до самой ее смерти. Ей он посвятил следующие строки:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя…
Окончив лицей, Пушкин уезжает в Петербург.
5.Слово учителя.
Пушкину было только 20 лет, когда он написал первую поэму «Руслан и Людмила». Начал ее в царскосельском лицее и продолжал работать над нею в Петербурге. Поэма имела успех необыкновенный. В. А. Жуковский, считавшийся учителем Александра в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму « Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Так высоко оценил Жуковский поэму, с которой мы начнем сегодня знакомиться.
6. Знакомство с «Прологом».
а) выразительное чтение «Пролога» учителем.
б) беседа по прочитанному:
-О какой необычной стране идет речь в «Прологе»?
-О каких сказочных героях и чудесах рассказывает автор?
-Попробуйте представить нарисованные поэтом картины?
-Какие сказочные события могут быть связаны с Бабой Ягой, Кащеем, избушкой на курьих ножках?
-В каких сказках вы встречались с этими героями?
-Как вы представляете себе следующие картины:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
-Что можно сказать о таких героях, как королевич, витязи, богатыри, царевна? Симпатичны ли они вам?
-Представьте, мы случайно оказались в этой сказочной стране, около необычного дуба. Кто первым встретит нас? Что сам Пушкин говорит об этом герое?
7.Выразительное чтение «Пролога» учащимися.
8.Домашнее задание:
- Нарисовать иллюстрацию к «Прологу»;
- Выучить «Пролог» наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История в воспоминаниях. соавторы: КудиноваН.Т. ЯрулинаЕ.Н. Ковтун И.Л. и др. В кн.: Тихоокеанский государственный университет. В трех книгах. Книга третья ─ М.: РИА «БИ-АРТ-Груп», 2008
Книга выпущена к 50-летию Тихоокеанского государственного университета. Автор входила в рабочую группу по подбору материалов книги. В в III томе книги. помещены материалы предоставленные, ...
Конспект занятия по дополнительному образованию "Воспоминания о лете"
У каждого человека есть свое любимое время года. Но лето, пожалуй, самое любимое! Как хочется зимой теплых летних деньков. Данное занятие вернет детей в лето. Создавая композицию о лете, дети совершен...
ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЯЗАНО С КОСМОСОМ. МОЖНО ПРОВЕСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ, А МОЖНО ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ. АКТЕРЫ СТАРШЕГО ЗВЕНА....
Сценарий литературно-музыкального вечера "Воспоминание о Коста"
Работа содержит не только интересный материал по биографии основоположника осетинской литературы, поэта, просветителя - Коста Левановича Хетагурова, но и включает в себя...
"Люблю я жизнь, люблю людей".
Данная статья посвящена позту, журналисту, переводчику Мажлису Утежанову. Все живы, пока мы их помним и любим. В стихах Мажлиса Утежанова звучат искренность тонких душевных струн, его любовь к родному...
Занятия по аппликации для детей подготовительной группы детского сада на тему: «Люблю березку русскую…»
Занятие по аппликациис использованием нетрадиционных материаловдля детей подготовительной группыдетского сада на тему: «Люблю березку русскую…»...
Мастер-класс коллективная аппликация "Я люблю детский сад"
коллективная аппликация...