Статья "Размышления перед уроком ..."
статья по литературе (11 класс) на тему
В статье рассматриваются вопросы современного прочтения классики, отношение старшеклассников к проблемам общественного устройства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мысли вслух перед прочтением романа Е. Замятина "Мы" | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Размышления перед уроком …
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Из тех требований, которые предъявляются к современному уроку, в свете нашей сегодняшней школьной жизни хочется остановиться на:
- стремлении учителя самостоятельно планировать уроки;
- помощи детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала;
- опоре на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний;
- практической направленности учебного процесса;
- включении в содержание урока упражнений творческого характера;
- соотношении рационального и эмоционального в работе с детьми.
Показывая пример метапредметных связей в системе школьного образования, хотелось бы рассказать об интегрированном уроке литературы и математики в 11 классе «Математически безошибочное счастье» (по роману Е.Замятина «Мы»).
На наш взгляд, это произведение интересно для совместного изучения на уроках литературы, математики, истории и обществознания. Изучая основы государственной системы, школьники не всегда понимают, что такое тоталитарное и демократическое государства, в чем их основное различие. Нынешние старшеклассники живут в другой стране, отличной от той, в которой жило старшее поколение. Сравнения в пользу государственного уклада, который характерен для СССР, часто слышишь на уроках в качестве аргументации в спорах, услышанных дома детьми. Для того чтобы в чем-то убедить подростка, необходимо не только приводить примеры, но и объяснять суть явлений. Произведение «Мы» Е. Замятина является хорошей основой для предметного диалога с использованием знаний на уроках гуманитарного цикла и точных наук. Мы с коллегой, учителем математики, решили объединить уроки литературы и математики.
Рассказывать об основных этапах урока не буду, назову те проблемные вопросы, которые лежат в основе понимания прочитанного и заявленной темы урока:
- О чем заставил задуматься роман?
- Что такое счастье?
- Счастливы ли жители Единого Государства?
- Счастлив ли герой произведения?
- Сложно ли представить себя счастливейшим «средним арифметическим»?
- В какие моменты жизни они («Нумера») ощущают себя счастливыми?
Казалось бы такие «простые» вопросы не вызовут трудностей в ответах у старшеклассников. Однако понимание счастья не только как личного блага, состояния собственной души, но и взаимосвязи с другими людьми, а значит, и счастья других людей заставляют подростков задуматься над теми проблемами, которые лежат в основе государственного устройства. И разговор о счастье постепенно переходит в диалог о справедливости, свободе, творчестве, правильном выборе. Понятия «утопия», «антиутопия» помогают детям найти ту самую золотую середину, а именно возможность разумного решения государственных проблем, избегая крайностей.
Как же связана с раздумьями старшеклассников на тему счастливого существования математика? Очень даже непосредственно! Е. Замятин получил отличное математическое образование, преподавал в Политехническом институте. Поэтому придуманные им математические образы романа «Мы» необычны, точны, логически построены.
- Почему жители Единого Государства – нумера?
- Что такое Интеграл?
- Как создается абсолютная идентичность, одинаковость?
- Что такое симметрия?
- Можно ли государству в своем устройстве обойтись без математики?
Согласитесь, совсем обойти эти вопросы нельзя. Ребятам интересно познакомиться с новыми понятиями и математическими терминами в форме межпредметного диалога, без обязательного заучивания материала. Прикладной характер отдельных тем составляет практическую направленность учебного процесса.
Для чего нужна такая математическая точность при создании Единого Государства – одна из главнейших проблем произведения. Школьники рассуждают о том, что вряд ли возможно такое «математически безошибочное счастье».
Но ведь математика должна находиться на службе у государства. Без математики трудно представить нашу сегодняшнюю жизнь. Математика в государственном секторе – это экономика, прогнозы развития страны и мира в целом, полеты в космос, прогнозы поведения людей в той или иной ситуации и др. Еще М.В. Ломоносов говорил: «Математика ум в порядок приводит».
Но все хорошо в меру. Уже сейчас мы все – номера. В налоговой инспекции для установления личности нужен ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) и только потом – фамилия, имя, отчество. По номеру телефона можно обнаружить положение любого из нас в любой точке мира. IР – номер нашего компьютера является нашей визитной карточкой. Для пользования картой любого банка нам дают пин-код (номер). Перечисления можно продолжить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Размышления перед уроком
Каждый урок имеет своего учителя, своё имя, свою особенную драматургию. В.М. Лизински...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Примерные комплексы гимнастики перед уроками.
комплекс упражнений...
Урок литературы в 5 кл. Тема урока. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Ночь чудес и справедливости.
Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала....
Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.
На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...
Saying of the Day-разминка перед уроком,обсуждение материала
в помощь преподавателю для организации начала урока...