Основы анализа стихотворной речи.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему
Справочные материалы.
Основные понятия стихосложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные понятия стихосложения. | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы анализа стихотворной речи.
Справочные материалы.
Основные понятия стихосложения.
- Стихи – художественная, ритмически организованная речь, расчленённая на сравнительно короткие отрезки, каждый из которых обычно выделяется в отдельную строку. Способ организации художественной речи, противопоставленной прозе.
- Стих – каждая строка стихотворного произведения.
- Стихотворение – написанное стихами литературное произведение небольшого объёма. В XIX-XX веках – преимущественная форма лирики.
- Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
В стихе: общая упорядоченность (чередование) фонетических повторов. Единица ритма – метр или стопа.
- Стопа – регулярное сочетание ударного и безударных слогов.
- Размер – чередование стоп в стихе (стихотворной строке).
Виды стоп:
В русском стихосложении различают пять вариантов чередований ударного и безударных слогов, соответственно пять видов стоп:
- две двусложные:
- ямб – в стопе два слога; первый – безударный, второй – ударный;
- хорей – в стопе два слога; первый – ударный, второй – безударный;
- и три трёхсложные:
- дактиль – в стопе три слога; первый – ударный, второй и третий безударные;
- анапест – в стопе три слога; первый и второй – безударные, третий – ударный;
- амфибрахий – в стопе три слога; первый – безударный; второй – ударный, третий – безударный.
Для характеристики размера принято определять вид стопы и количество стоп в стихе. Например, роман «Евгений Онегин» написан 4-стопным ямбом, а «Песня девушек» в третьей главе – 3-стопным хореем.
- Пиррихий – облегченная стопа, то есть в cтопе ямба или хорея отсутствует ударный слог.
- Спондей – утяжеленная стопа, то есть в стопе ямба или хорея оба слога ударные.
- Рифма – созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
Виды рифмы:
- По месту ударения различают:
- Женские – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов (коряга-коняга);
- Мужские – ударение падает на последний слог рифмующихся слов (венец-конец);
- Дактилические – ударение падает на третий от конца слог (количество-величество);
- Гипердактилические – ударение падает на четвёртый и далее от конца слог – очень редки.
- По точности созвучия:
- Точные – полное совпадение концовок (белый – спелый);
- Приблизитеьные – согласные совпадают, гласные – нет (белом-спелым);
- Неточные – совпадают только ударные гласные (пламя-память);
- По лексическим и грамматическим признакам:
- Однородные – рифмующиеся слова – одной части речи (лежу – ворожу) – глагольная;
- Разнородные – рифмующиеся слова – разные части речи (он – патефон);
- Омонимические – рифмующиеся слова – омонимы (Наполеон – на поле он);
- Тавтологические (когда – никогда);
- Составные (усвоим – с воем);
- По расположению рифмующихся строк (способу рифмовки):
- Смежные
- Перекрёстные
- Охватные
- Смешанные.
- Строфа – несколько стихотворных строчек, объединённых общей системой рифмовки.
Виды строф:
- Одностишие;
- Двустишие;
- Трёхстишие;
- Четверостишие (катрен) и т. д.
Наиболее распространённая – четверостишие, менее часто встречающиеся – трёхстишие (терцет), восьмистишие (октава), 14 строк (сонет).
Синтаксические средства организации стиха:
- Повторы (рефрен) – повтор одного или нескольких слов или строк;
- Анафоры – две или более строк стиха начинаются одинаковыми словами;
- Обрамление – повтор одного или нескольких слов в начале и в конце стиха или строфы;
- Параллелизм – построение двух и более строк начинается по одной синтаксической схеме.
Звуковая инструментовка стиха:
- Аллитерация – музыкальный эффект, основанный на повторе одинаковых или сходных согласных звуков;
- Ассонанс – повтор гласных звуков.
Анализ стихотворения
Алгоритм написания сочинения
- Период творчества поэта.
- История создания стихотворения.
- Направление, творческий метод.
- Жанр и композиция.
- Тематика.
- Проблематика.
- Идея и идейно-эмоциональная оценка, пафос произведения.
- Образ лирического героя.
- Художественное своеобразие стихотворения.
- Средства поэтической выразительности (тропы).
- Особенности стиха. Метр, размер.
- Значение произведения в творчестве поэта и русской поэзии в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге»
Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в стать...
Лингвистический анализ стихотворного текста
Элективный курс "Лингвистический анализ стихотворного текста" представляет собой интегрированный лингвистический курс для учащихся профильных классов, выбравших в 10-11 классах углубленное изучение гу...
Лингвистический анализ стихотворного текста
Элективный курс, предназначенный для старших классов гуманитарного профиля...
анализ стихотворного текста
ппредназначен для работы в классах с углубленным изучением немецкого языка в рамках элективного курса....
Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"
Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...
Схема анализа стихотворного произведения для 6 класса
Данная схема анализа стихотворения разработана для учащихся 6 классов, её учащиеся дополняют по мере увеличения изученного материала. С 7 предложенных пунктов можно довести схему до 11....
Урок по русскому языку в 9 классе на тему: Повторение публицистического стиля речи на основе анализа текста из статьи И. А.Ильина «О России»
Цель урока:-обобщение и углубление знаний об особенностях публицистического стиля речи; выполнение тренировочных упражнений для подготовки учащихся к экзамену;-формирование коммуникативной компе...
- Мне нравится (1)