Лингвистический анализ стихотворного текста
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Элективный курс "Лингвистический анализ стихотворного текста" представляет собой интегрированный лингвистический курс для учащихся профильных классов, выбравших в 10-11 классах углубленное изучение гуманитарных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_lingvisticheskiy_analiz_teksta.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Жиманова Е. С., учитель русского языка и литературы высшей категории
МОУ «Средняя школа № 42» г. Петропавловска-Камчатского
Программа элективного курса
по русскому языку для старших классов гуманитарного профиля
«Лингвистический анализ стихотворного текста»
Пояснительная записка к курсу.
Элективный курс "Лингвистический анализ стихотворного текста" представляет собой интегрированный лингвистический курс для учащихся профильных классов, выбравших в 10-11 классах углубленное изучение гуманитарных дисциплин.
В системе языка художественной литературы стихотворная речь образует совершенно специфическую, закрытую и противопоставленную прозе подсистему. Стихотворные тексты отличают такие характерные составляющие, как традиционно-поэтический словарь, окказиональные слова, литературные реминисценции. Поэтому читать поэзию - дело не из легких, ведь анализ лирического произведения традиционно вызывает трудности у учащихся, так как особенности такого рода литературы, как лирика, в недостаточной степени усваиваются школьниками. По словам профессора Тодорова Л.В., «стих - своеобразная содержательная форма поэтического произведения. Именно так он и должен изучаться. Если недостаток стихотворной формы ведет к снижению идейно-художественной значимости произведения, то недостаток восприятия поэтического своеобразия приводит читателя к искаженному представлению об идейной направленности произведения».
Лингвистический анализ стихотворных произведений не только способствует повышению языковой компетенции учащихся, но и помогает сформировать свой взгляд на ряд проблем, ведь зачастую понять позицию автора, тему и идею текста можно только уделяя большее внимание слову и его семантике, вопросам грамматической и лексической сочетаемости слов, что позволяет более глубоко проникнуть в содержание текста, сформировать собственную позицию, проникнуть в авторскую философию, а значит, познать и захотеть продолжить это познание. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что последовательное, грамотное и корректное умение анализировать стихотворение позволит почувствовать учащимся художественное своеобразие и совершенство поэтической речи русских художников слова.
Лингвистический анализ поэтического текста позволяет:
- обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
- ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;
- обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметные связей (в первую очередь курсов русского языка и литературы);
- усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.
Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении.- М. 2002. С.7
Структура и содержание курса.
Тематическое планирование
Формулировка тем и вопросов курса носит обобщенный интегрированный, что позволит старшеклассникам, с одной стороны, систематизировать знания по русскому языку и литературе, а с другой, поднять эти знания на качественно иной уровень, получить новую информацию и приобрести новые умения, т.е. стать более компетентными в названных областях знания.
№ | Тема занятий | Типы урока в зависимости от вида деятельности. | Количество часов |
1. | Анализ как логический метод. Основные методы и приемы лингвистического анализа текста. | Лекция с элементами беседы. | 2 |
2. | Формы художественной речи. Проза и поэзия. | Диалогическая лекция. | 2 |
3. | Форма и содержание стихотворного произведения. | Диалогическая лекция. | 2 |
4. | Текст и произведение. Определение сущностей понятий. | Лекция с элементами беседы. | 2 |
5. | Текст как событие рассказывания. | Аспектный анализ текста. Составление алгоритма. | 2 |
6. | Монологическая и диалогическая речь. | Составление опорного конспекта на основе лекции учителя. | 2 |
7. | Ритмометрические характеристики стихотворной речи. Системы стихосложения. | Урок-практикум. | 3 |
8. | Понятие строфы. Анализ строфики. | Урок-исследование. | 2 |
9. | «Законы» построения поэтического текста, или композиция стихотворения. | Урок-практикум. | 2 |
10. | Композиционные принципы построения текста. | Урок-практикум. | 1 |
11. | Тема и идея текста. Ключевые слова в структуре стихотворения. | Урок-практикум. | 2 |
12. | Художественный образ как специфическая форма познания действительности. | Урок-семинар. | 2 |
13. | Анализ фонетического строя речи. Звукопись. | Урок-практикум. | 1 |
14. | Анализ языка. Лексика. | Урок-практикум. Работа со словарями, этимологический анализ слов. | 2 |
15. | Образный потенциал художественной речи. Троп как форма поэтического мышления. | Урок - «творческая мастерская». | 2 |
16. | Анализ языка. Синтаксис. | Урок-исследование. | 2 |
17. | Средства связности в рамках стихотворного текста. | Сбор лингвистических фактов, их обработка и систематизация. | 2 |
18. | Средства выражения эмоционального содержания. | Урок-практикум. | 1 |
Содержание занятий
- Анализ как логический метод. Основные методы и приемы лингвистического анализа текста. (2 часа).
- Формы художественной речи. Проза и поэзия. Спор «физиков» и лириков», или что отличает поэзию от прозы (стих как особая интонационно, ритмически и фонетически организованная система стиха). Структура текста (2 часа).
- Форма и содержания стихотворного произведения. Их взаимосвязь. Отношения художественного содержания и художественной формы. Содержание и форма как неразрывно связанные друг с другом понятия. Содержание как внутренний смысл формы. Возможные пути осмысления стихотворного произведения - от анализа формы к постижению содержания и наоборот (2 часа).
- Текст и произведение. Разграничение понятий текст и произведение. Текст как система лингвистических знаков, форма высказывания. Произведение как смысл высказывания, его содержание, воспринятое читателем. Признаки текста (2 часа)
- Текст как событие рассказывания. Типы повествования. Нейтральное повествование. Повествование-стилизация. Повествование от первого лица. Типы текстов в повествовании от первого лица: повествование, не имеющее выраженного адресата. Повествование, обращенное к читателю; повествование от лица конкретного рассказчика (2 часа).
- Монологическая и диалогическая речь. Их особенности. Внутренний монолог как прием психологической характеристики персонажа. Условия их протекания. Прием умолчания (2 часа).
- Ритмо-метрические характеристики стихотворной речи. Тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Понятие стопы. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры, значение внутристрочнои паузы (3 часа).
- Способы ритмического членения теста. Понятие строфы. Сложные строфы (триолет, рондо, сонет, онегинская строфа). (2 часа).
- «Законы» построения поэтического текста, или композиция стихотворения Внешняя и внутренняя композиция. Архитектоника текста. Вставные тексты. Логика включения вставных текстов. Отсутствие членения автором текста на композиционные единицы. «Поток сознания» (2 часа).
- Композиционные принципы построения текста. Принцип «словесной дуэли». «Зеркальный» принцип построения текста. Принцип контраста (1 час).
- Тема и идея текста. Ключевые слова в структуре стихотворения. Их признаки и роль в тексте. Антропонимы и топонимы в качестве ключевых слов (2 часа).
- Художественный образ как специфическая форма познания действительности, «художественная картина, соотнесенная с реальным миром». Образ и выражающий его языковой материал. Признаки художественного образа: метафоричность, ассоциативность, экспрессивность (2 часа).
- Принцип уровневого подхода при лингвистическом анализе текста. Анализ фонетического строя речи. Звукопись. Аллитерация и ассонанс (1 час).
- Анализ языка. Лексика. Старославянизмы и церковнославянизмы. Историзмы и архаизмы. Неологизмы и окказиональные слова. Словообразовательные и лексические окказионализмы. Диалектизмы и профессионализмы. Варваризмы. Просторечные слова (2 часа).
- Образный потенциал художественной речи. Троп как форма поэтического мышления. Эпитеты (постоянные, изобразительные, лирические, сложные, метафорические). Сравнение. Метафора и ее разновидности. Перифраз. Гипербола. Литота (2 часа).
- Анализ языка. Синтаксис. Фигуры (анафора и эпифора, параллелизм, парцелляция, инверсия, риторические фигуры, полисиндетон, асиндетон) (2 часа).
- Средства связности в рамках стихотворного текста (союзы, союзные слова, видо-временная соотнесенность глагольных форм, лексические средства связи (лексические повторы, местоименные и синонимические замены). (2 часа)
- Средства выражения эмоционального содержания (эмоционально окрашенная лексика; суффиксы субъективной оценки; синтаксические конструкции (1 час).
Принципы формирования программы: обязательное конспективное повторение изученного ранее на основе более сложной лексической базы текстов, расширяющих уже известную учащимся тематику. Разработанный элективный курс предполагает углубленную работу с лирическими текстами, ориентированную на улучшение знаний старшеклассников по русскому языку и подготовку к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Основная цель курса - формирование навыков лингвистического анализа стихотворного произведения на основе знаний по теории русского языка и литературы, полученных в основной школе и расширяемых в старших классах.
Задачи курса:
- способствовать постижению смысла стихотворного текста с помощью его лингвистического анализа;
- показать, как разные уровни системы языка работают в комплексе над созданием художественного образа;
- отмечать обусловленность авторского отбора текста при анализе произведения на всех уровнях: словообразовательном, фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом.
Место курса в образовательном процессе - это интегрированный лингвистический курс, рассчитанный на 34 учебных занятия, который, в первую очередь, предполагается как элективный курс - для учащихся профильных классов, углубленно изучающих в 10-11 классах гуманитарные дисциплины. Возможно также его использование в качестве предпрофильного спецкурса ориентирующего характера для учащихся 9-х классов. При условии выбора такого варианта, курс поможет выполнить задачу предварительной профессиональной ориентации.
Включенный в программу содержательный материал может применяться для различных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами профильной подготовки, а также модульным принципом построения программы.
Решающим фактором при отборе текстов выступило наличие в них тех лингвистических явлений, над которыми проводится наблюдение. Отбирались тексты, с одной стороны, позволяющие рассматривать индивидуальные стилевые особенности авторов, выявлять типологические черты того литературного направления, к которому тяготеет тот или иной поэт; а с другой, имеющие ясную типологическую структуру, представляющие собой взаимодействие разных функционально-смысловых типов речи, их стилистическое оформление.
Рекомендуемые к работе тексты (11 класс):
- А. Блок «Ожидание», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Я отрок, зажигаю свечи».
- С. Есенин «Сестре Шуре», «Песнь о собаке», «Не жалею, не зову, не плачу...».
- О. Мандельштам «Концерт на вокзале», «Ленинград».
- Б. Пастернак «Гамлет».
- А. Ахматова «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить».
- В.Маяковский «Нате!», «Я и Наполеон», «Мама и убитый немцами вечер»
7. В.Хлебников «Бобэоби...», «Кузнечик»
8. С.Есенин «О красном вечере задумалась дорога», «Не бродить, не мять в кустах багряных».
9. М.Лермонтов «В минуту жизни трудную...», «Ангел смерти», «Тучи».
10. М.Цветаева «Рас-стояние, версты, дали...», «Кабы нас с тобой да судьба свела», «Коли милым назову - не соскучишься».
11. Н.Асеев «Когда земное склонит лень».
12. Н. Заболоцкий «Прощание с друзьями».
13. В. Высоцкий «Я никогда не верил в миражи...».
14. Б. Ахмадуллина «По улице моей который год звучат шаги...».
Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектныи анализ текста, сбор лингвистических фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари), составление алгоритмов. Вышеназванные формы работы не только сделают занятие более интересным, но и помогут выявить сильные и слабые стороны в усвоении материала каждым учеником.
Формы контроля, критерии оценки. Возможны различные подходы к выбору форм контроля. Если преподавателем курса будет отдано предпочтение модульной технологии обучения, в таком случае им будут разработаны входные и итоговые работы, связанные с анализом стихотворного текста. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением дифференцированного зачета в конце курса. Возможно использование рейтинговой системы, когда каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Выбор формы контроля зависит как от предпочтения учителя, так и от особенностей класса, в котором ведется курс.
В любом случае, выполнение итоговой работы потребует от учеников следующих умений:
- анализировать, классифицировать языковые факты с целью проведения лингвистического анализа на том или ином уровне;
- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- осуществлять речевой самоконтроль.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. учителем выбираются объяснительные, эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) и логические методы обучения (индукция, дедукция).
Выбор методов и форм обусловлен, в первую очередь, приоритетами элективных курсов, а именно: междисциплинарной интеграцией, содействующей становлению целостного мировоззрения; обучением на основе опыта и сотрудничества; учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Библиографический список:
- Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения М., 2006
- Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном изучении. С-П, 2003
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М., 1972
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста., М. 2005.
- Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. М., 2002
- Сергушева СВ. Комплексный анализ текста. С-П. 2005
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. М., 2002.
- Фогельсон И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. М., 2006.
- Чертов В.Ф, Е.М.Виноградова, Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. М., 2006.
10. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. М., 2005.
Варианты заданий для работы в 10 классе (дидактический материал)
Приложение № 1.
Лингвистическое комментирование при чтении эпизода (А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
• Выберите из текста имена собственные, характеризующие:
а) время, в которое жил Евгений Онегин;
б) интересы и увлечения главного героя.
- Выберите из текста все иноязычные вкрапления. Установите, из какого языка они взяты. Что они обозначают?
- Прочитайте предложенные фрагменты произведений. Найдите слова с устаревшей семантикой. Установите значение, которое они имеют в пушкинском контексте, сравнив со значением в современном русском языке.
Приложение № 2
«Творческая лаборатория»: подбор наиболее подходящих, по мнению учащихся, прилагательных и наречий и сопоставление полученного варианта с оригиналом.
В. Жуковский «Весеннее чувство»
Легкий, ветерок,
Что так ,тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
весна?
Я смотрю на небеса...
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За леса.
В. Жуковский «Море»
море, море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; ………………..…любовью,
думой наполнено ты.
море, море,
Открой мне тайну твою:
Что движет твое лоно?
Чем дышит твоя грудь?
Приложение № 3.
Сравнительный анализ тематически близких произведений.
И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот.
(Ф.И.Тютчев)
Буря промчалась, но грозно свинцовое море шумит. Волны, как рать, уходящая с боя, не могут утихнуть...
(А.Майков)
Тишина немая в море,
Волны темны, как свинец... (А.Плещеев)
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
(А.С. Пушкин)
Приложение № 4.
Элементы лингвистического анализа при изучении лирики Лермонтова (на примере стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива» и «Молитва»). Система вопросов.
«Когда волнуется желтеющая нива»
Как строится стихотворение?
Какую роль в этом играет лексическая анафора?
Чем отличается последняя строфа?
Какое значение имеет она в организации текста как целого?
Отметьте случаи инверсий, какую нагрузку они несут?
Какое значение в контексте стихотворения имеет слово «час»?
Выделите перифразы и переведите их на язык прозы.
Какие архаизмы содержатся в тексте? Их значение и характер.
В каком времени употреблены поэтом глаголы? Чем это обусловлено?
Какое значение имеют временные формы?
Каков основной смысл стихотворения и как читатель подводится к итоговому утверждению?
«Молитва»
- Сколько частей можно выделить в стихотворении? Что будет являться основой для такого деления?
- Какие лексические и грамматические средства используются для этого? Какую роль играют инверсивные определения?
- Выделите антонимические пары. Какие из них индивидуально - авторские?
Приложение № 5
В приведенных отрывках на месте пропущенного слова восстановите рифму:
И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг воздух *
В окно на нас пахнет.
(«В часы, когда бывает...»)
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят *
На ими брошенное тело («Она сидела на полу...»)
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук *
В оцепененье ледяном.
(«Поток сгустился и тускнеет...»)
(Восстановленная рифма в первом случае: «благосклонной - благовонной», во втором - «листы - с высоты», в третьем - «тускнеет» - «немеет»).
Приложение № 6.
Какие тропы, стилистические фигуры и с какой целью применены в приведенных ниже отрывках (бессоюзие, риторический вопрос, анафора)?
а) Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
(А. А. Фет)
б) Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
В лазури пламенной и чистой
Лениво тают облака.
(Ф.И. Тютчев)
в) Слышу ли голос твой,
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Вижу ль глаза твои
Лазурно - глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится.
И как-то весело,
И хочется плакать.
И так на шею бы
Тебе я кинулся. (М.Ю. Лермонтов)
Приложение № 7
Сравнение окончательной редакции художественного текста с черновиками (на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»).
Как в окончательном варианте этого стихотворения воплотилось
тютчевское понимание природы и ее взаимоотношения с человеком?
Первый вариант:
Море ночное, о море ночное,
Здесь так лучисто, там сизо-черно.
В месячном свете - словно живое
Ходит, и дышит, и блещет оно.
Второй вариант:
Море ночное, о море ночное,
Что так лучисто и что так темно?
В лунном сияньи, словно живое,
Ходит, и блещет, и дышит оно...
Третий вариант:
Как хорошо ты, о море ночное, Искры в ночи - золотое пятно -В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно...
Четвертый вариант: Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое.
Ходит, и дышит, и блещет оно.
Приложение № 8.
Назовите авторов стихотворных отрывков. Определите границы фрагментов (примеры могут быть самостоятельно подобраны учащимися.)
Кто ты, призрак, гость прекрасный?
К нам откуда прилетал?
Безответно и безгласно
Для чего от нас пропал?
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Где ты? Где твое селенье?
Что с тобой, куда исчез?
И зачем твое явленье
В поднебесную с небес?
(В. Жуковский «Таинственный посетитель», Ф. Тютчев «На Неве»)
О, как убийственно мы любим, Как
в буйной слепоте страстей Мы то
всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
И будет спать в земле безгласно
То сердце, где кипела кровь,
Где так безумно, так напрасно
С враждой боролася любовь,
Когда пред общим приговором
Ты смолкнешь, голову склоняя,
И будет для тебя позором
Любовь безгрешная твоя.
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он.
(Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим», М. Лермонтов «Оправданье»)
О Муза! Я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат Моей вины людская злоба –
Не плачь! Завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь.
Вотще! Судьбы не переломит
Ни скорбь, ни смех, ни суета,
Но не вотще меня знакомит
С могилой важная мечта.
(Н. Некрасов «О муза! Я у двери гроба!», А. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц
шумных...»)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса -
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса...
Осенней позднею порою
Люблю я Царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою,
Как бы дремотою объят.
(А. Пушкин «Осень», Ф. Тютчев «Осенней позднею порою»)
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
(А. Блок «Россия», С. Есенин «Запели тесаные дороги...»)
Приложение № 9
Разграничение смысловых оттенков слов с целью выбора наиболее уместного в данном контексте.
- Владимир встал и пошел искать дороги домой, но еще долго (блуждал-бродил) по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам дома. (А.С. Пушкин)
- Горные (верхушки - вершины) спят во тьме ночной. (М.Ю.Лермонтов)
- В гостиной сидели старушки с добреньким и худеньким лицом, робким и печальным (взглядом - взором). (И.С. Тургенев)
- Дипломат говорил спокойно и величаво, развивая какую-то (идею-мысль). (Ф. М. Достоевский)
- Белинский (владел - обладал) необыкновенной проницательностью и удивительно светлым взглядом на вещи. (Н. А. Добролюбов)
- Даша взяла горсть камешком и не спеша (бросала - кидала) их в воду. (А. Толстой)
- Говорят, всякий воспитатель (желает - стремится) сделать из своего питомца свое подобие (В.Г.Короленко)
- Иван Никифорович этими уверениями (совсем - совершенно) успокоился. (Н.В.Гоголь)
Приложение № 10.
Подберите к следующим именам существительным не менее 4 - 5 эпитетов, попытавших охарактеризовать предмет с разных сторон.
Вода, облака, ветер, земля.
Опишите жаркий летний день, выразив чувства:
а) человека, отдыхающего на морском побережье;
б) человека, вынужденного продолжить тяжелую физическую работу;
в) человека, почувствовавшего внезапное ухудшение состояния здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...
Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге»
Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в стать...
Лингвистический анализ стихотворного текста
Элективный курс, предназначенный для старших классов гуманитарного профиля...
анализ стихотворного текста
ппредназначен для работы в классах с углубленным изучением немецкого языка в рамках элективного курса....
Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"
Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...
ПЛАН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
Материал представляет собой план лингвистического анализа стихотворного текста для обучающихся 9-х-11-х классов...
План анализа стихотворного текста
Карточка с планом анализа стихотворного текста для 6-9 классов...
- Мне нравится (1)