Кластеры на уроках литературы
проект по литературе (9 класс) на тему
Кластер к уроку "Художественный мир Пушкина". Кластер " Характеристика героини романа в стихах А. С. Пушкина "Евлений Онегтн" Татьяна Ларина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.94 КБ |
![]() | 62.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения
Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность Бернард Шоу
Кластер – один из приемов ТРКМ. Составление кластера - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания.
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия .
На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы. Прием кластера может применяться на любой из стадий. На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Достоинства применения приема
Он позволяет охватить большой объем информации. Вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно. Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Что дает применение кластера на уроках детям?
Прием кластера развивает системное мышление; учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения; учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний; развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Повышают мотивацию учащихся. Формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства. Дарят им ощущение творческой свободы.
Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению инфомации. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.
Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.
В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:
- целеполагание;
- анализ содержания произведения;
- определение центрального понятия, ключевого образа произведения;
- определение структурно-логических внутритекстовых связей;
- подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.
Составление кластера « Наследие Пушкина »
Этапы работы:
1. Объединение в группы для решения проблемы
2.Целеполагание
Определить, с какими областями науки,
искусства мы можем связать мир Пушкина?
3. Анализ художественного наследия Пушкина
4. Определение центрального понятия: «Творчество А.С. Пушкина нашло отражение в русской истории, музыке, балете, живописи, кинематографе, опере.
5.Систематизация материала
6. Оформление кластера
7. Защита кластера
8. Обсуждение . Подведение итогов
Домашнее задание: составить проект по данной теме
Составление кластера « Образ Татьяны Лариной»
В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:
Этапы работы:
1. Объединение в группы для решения проблемы
2.Целеполагание
Какие черты характера присущи Татьяне Лариной?
3.Анализ содержания произведения. Пересказ эпизодов , характеризующих героиню
4.Опрседеление центрального понятия: Татьяна- любимая героиня Пушкина, «милый идеал»
5.Определение структурно-логических внутритекстовых связей.
6. Подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.
Литература
1.Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5
2.Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.
3.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"
Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Приём кластера на уроке литературы в 9 классе по повести Куприна "Гранатовый браслет"
Приём кластера является одним из приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Гавное - найти ключевое слово . Задание направлено на выявление личных смыслов у...
Кластер как графический прием систематизации материала на уроках литературы
Систематизация материала на уроках литературы, посвященных теоретическим понятиям...

: Использование кластеров на уроках русского языка и литературы как один из приемов технологии развития критического мышления при реализации ФГОС
Выступление на РМО...

Кластер-технология на уроках литературы
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные с...