Урок "Поэзия И.С.Тургенева" в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Заключительный урок по творчеству И.С.Тургенева - урок о поэзии замечательного писателя. Поэзия, словно лавровый венок, обрамляет творчество Тургенева. Поэзия сделала его известным в юности, стихи последних лет жизни принесли ему славу на века. Поэзия Тургенева необычайно музыкальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stihotvoreniya_is_turgeneva.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
«Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева»
(интегрированный урок в 10 классе)
разработан и проведён
учителем русского языка и литературы
Караваевой Т.П.
Урок "Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева"
Цель:
- расширить представление учащихся о творчестве Тургенева,
познакомить с лирическими произведениями Тургенева;
- развивать умение анализировать лирическое произведение, обобщать, аргументировать свои ответы;
- развивать у учащихся творческие способности;
- воспитывать через творческую активность учащихся любовь к жизни, духовность, понимание прекрасного, эстетические вкусы.
- Вступительное слово учителя о теме урока, целях
Сегодня мы завершаем разговор о творчестве И.С.Тургенева и завершаем его уроком о поэзии замечательного писателя.. И это не случайно. Поэзия, словно лавровый венок, обрамляет творчество Тургенева. Поэзия сделала его известным в юности, стихи последних лет жизни принесли ему славу на века. Поэзия Тургенева необычайно музыкальна. Одним из таких произведений является стихотворение «В дороге», положенное на музыку. Мы попытаемся выяснить, какие темы лирических произведений и к каким философским выводам приходит писатель.
Исполняется ученицей романс «В дороге» («Утро туманное»)
Наш урок мы начали несколько необычно, с романса “Утро туманное”.
- Погружение в тему
- Ранняя лирика И.С. Тургенева
- А как же все начиналось?
После окончания Петербургского университета, в мае 1838 года, Тургенев едет в Берлин для продолжения образования. Попав в Берлин, он занялся наукой, слушал латинские древности, историю греческой литературы, овладевал древними языками. Здесь же он написал свои первые стихи.
- Послушаем стихотворения и подумаем: о чем первые стихи Тургенева?
Два ученика читают стихи И.С.Тургенева на фоне музыки (И.-С.Бах, «Соната №6 в соль мажоре»)
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землёй;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой,
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом
***
Все тихо: звука нет! все тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон – на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой, – но не в моей душе.
Да, понял я, что в этот час священный
Природа нам дает таинственный урок –
И голос я внимал в душе моей смущенной,
Тот голос внутренний, святой и неизменный,
Грядущего таинственный порок.
В моей душе тревожное волненье:
Напрасно вопрошал природу взором я;
Она молчит в глубоком усыпленье –
И грустно стало мне, что ни одно творенье
Не в силах знать о тайнах бытия.
***
Брожу над озером…туманны
Вершины круглые холмов,
Темнеет лес, и звучно-странны
Ночные клики рыбаков.
Полна прозрачной, ровной тенью
Небес немая глубина…
И дышит холодом и ленью
Настала ночь; за ярким, знойным,
О сердце! За тревожным днем, -
Когда же ты заснешь спокойным,
Пожалуй, хоть последним сном.
- Итак, о чем первые поэтические опыты И.С.Тургенева?
- Каковы темы первых стихов? (одиночество, разочарованность, погибшая любовь, таинственность бытия, описание природы);
- Каков лирический герой стихотворений? (он тревожен, ищет в природе ответ на волнующие темы);
- Дает природа ответ герою? (Природа молчит)
2. Цикл стихотворений в прозе
В конце жизни Тургенев снова обратился к поэзии. Правда, уже на новом уровне. Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе — итог творческой жизни писателя. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле, после себя.
В сборнике лирических произведений отражены глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.
– Поговорим о том, что такое в стихотворения в прозе?
Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения.
Учитель зачитывает слова П.А. Кропоткина: «Хоть и написанные в прозе, эти лирические стихотворения – образцы совершенной поэзии; некоторые
из них – перлы высокой красоты и производят такое впечатление , как и лучшие стихи величайших поэтов».
– Какие же черты имеет стихотворение в прозе?
- Характер исповеди
- Философские раздумья над основными вопросами бытия
- Острая наблюдательность.
- Музыкальность. Лиризм, передающий настроение автора
«Стихотворения в прозе» писались за границей. Но мысль о Родине согревала писателя, хотя он все время думает о смерти. И там, за границей, часто с болью и с тоской вспоминает о своём доме.
Мысленно он, конечно же, по-прежнему был обращен к России. Его «лебединой песнью» стали «Стихотворения в прозе», создававшиеся им в последние годы жизни(первая часть появилась в 1882; вторая при жизни не публиковалась). Характерно, что этот лирический цикл обрамляют стихотворения о России – «Деревня» («на тысячу верст кругом Россия – родной край!...») и «Русский язык». В последний раз Тургенев побывал в России в 1881 и, словно предчувствуя, что это его последний приезд, посетил родное Спасское-Лутовиново. “Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому. Саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу”, писал он в 1882 году друзьям в Россию.
Чтение стихотворения “Русский язык” (ученик, зажигает свечу, читает стихотворение)
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Июнь 1882
О чем это стихотворение? Как характеризует оно Тургенева?
-Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения? (Сомнение, неуверенность, тягостные раздумья, отчаяние )
-Чем вызваны эти чувства? (Размышлениями о судьбе родины.)
- Какими эпитетами характеризует русский язык?
(Великий, могучий, правдивый и свободный).
- Какие чувства испытывал автор, когда употреблял такие эпитеты?
(любовь к родине, гордость за народ, веру в будущее великого народа).
- Все вместе взятые и объединенные в сборнике, стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита.
Попробуем проникнуть в некоторые из мелодичных миниатюр
Для анализа я подобрала несколько стихотворений , разных по содержанию и настроению.
В произведении И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы» есть такие строчки: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти: «Как хороши, как свежи были розы…»
Выбрана строчка из стихотворения Ивана Мятлева:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой
Ученик читает стихотворение «Как хороши, как свежи были розы» ( звучит музыка Бетховена «Лунная соната»)
-На какую композиционную особенность текста обратили внимание?
(повторяющиеся строки, это называется прием рефрена)
- Какие образы связывают эти строки? (связывают образы мира прошлого и настоящего)
- Мир прошлого.
–В каких ключевых словах раскрывается мир прошлого (звуки, запахи, люди, природа)
Учащиеся называют слова, словосочетания, передающие звуки, запахи, слова, характеризующие людей, природу.
Звуки
Ровно дышит
бьется мое сердце
веселый шум
звучат молодые, добрые голоса
ланнеровский вальс
воркотня самовара
Запахи
пахнет резедой и липой
Люди
девушка
я
две русые головки
Природа
летний вечер
небо
первые звезды
-Какой вывод можно сделать?
Автор подчеркивает, насколько дороги ему воспоминания о своей молодости. В этом произведении много и звуков, причем это именно «молодые, добрые голоса», а не скучный старческий шепот и кашель, что рисуется в настоящем. Слышатся и другие звуки: воркотня самовара, фортепьянная музыка. Они предают движение жизни, радость бытия. Тем самым подчеркивается ностальгические юношеские воспоминания лирического героя.
- Мир настоящего
- Выделите ключевые образы мира настоящего мира
Холод, темнота, свеча
Учащиеся находят слова, характеризующие мир настоящего
Холод
теперь зима
мороз запушил
мороз скрипит и злится за стеной
жмется и вздрагивает у ног моих старый пес
мне холодно я зябну
Прекрасное романтическое настроение («мороз запушил стекла окон…») сменяется ощущением холода от надвигающейся смерти.
Внешний зимний холод проникает сначала в помещение, где находится лирический герой, а затем и в его душу.
Темнота
Темная комната
В комнате все темней и темней
Свеча меркнет и гаснет
Учащиеся делают выводы:
Как и холод, темнота не только окутывает героя, но и медленно проникает в его душу. Символом единственной надежды является свеча: «горит одна свеча», «нагоревшая свеча трещит», «свеча меркнет и гаснет». Она, как и человеческая жизнь, сгорает, не оставляя надежды на возрождение. Единственное, что возвращает еще к жизни героя, - это воспоминания.
Таким образом, в стихотворении в прозе «Как хороши, как свежи были розы» содержится мотив воспоминаний. Именно воспоминания остаются с человеком на всю жизнь, скрашивают его старость и одиночество.
Все постепенно угасает. Только воспоминания о счаст ливых мгновениях могут осветить душу.
В своих произведениях И.С.Тургенев большое внимание уделяет человеческим чувствам, отражая свои личные переживания.
В середине 70-х годов писатель был какое-то время увлечён баронессой Юлией Петровной Вревской. Когда они встретились, ему уже было пятьдесят пять, ей – тридцать три. Она рано потеряла мужа-генерала, он был свободен, богат и знаменит. И, как всегда, бесконечно обаятелен. Баронесса очарована, влюблена и ждёт взаимного чувства. Но, увы, этого она так и не дождалась. Последнее свидание Вревской и Тургенева состоялось в Павловске, на даче у поэта Я.Полонского. Тургенев уже был посвящен в планы Ю. Вревской отправиться сестрой милосердия на русско-турецкую войну. Дальнейшая трагическая судьба этой удивительной женщины хорошо известна. Узнав о кончине Вревской, Тургенев с болью в сердце писал: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная до жертвы. Ее смерть меня глубоко огорчила. Это было прекрасное, неописано доброе существо. Ее жизнь – одна из самых печальных, какие я знаю».
Чтение стихотворения «Памяти Ю. Вревской»
- В каких строках заключается основная мысль стихотворения? («Помогать нуждающимся в помощи…. Не ведала другого счастия…. И вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним»)
-Каков основной мотив стихотворения? (мотив милосердия, жертвенности; жертвовать собою ради спасения ближних)
Слово учителя
«Стихотворения в прозе» писались за границей. Но мысль о родине согревала писателя, хотя он всё время думает о смерти. На примере судьбы обыкновенного человека Тургенев делает глубокие философские выводы»
Чтение стихотворения «Маша». (звучит музыка Баха «Соната №6)
-О чём повествуется в этом тексте?
Найдите детали, языковые средства, которые свидетельствуют о тяжести переживаний героя.
(Таковыми являются паузы, описание сдержанных жестов героя).
- Чем была любовь для извозчика?
(Любовь- жизненная основа извозчика).
Любовь к Маше давала извозчику силу, веру в жизнь.
-Что же будет теперь с героем? Известна судьба его?
Неизвестно, что будет с героем, поэтому в конце текста появляется образ пустынной улицы, снежной скатерти. Снег, седой туман – потеря жизненной основы; пустынная улица – одиночество среди людей
-Определите главный мотив стихотворения.
(Жизнь человека – миг, который может прерваться в самом начале. Смерть не жалеет никого, но человек должен поддержать другого в трудную минуту.
Чтение стихотворения “Воробей”. Хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение “Воробей” оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме.
-Определите основную тему стихотворения, его главную мысль.
Тема любви, любви, которой подвластны все существа этого мира, а не только человек. Звучит тема вечно возрождающейся жизни,
торжествующей любви.
-Какие чувства испытывает автор, какие слова помогают нам понять это?
Автор благоговел самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет “огромное чудовище”, собаку, отступить.
-К какому философскому осмыслению увиденного приходит автор? Увиденная героем всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь
Повествование в стихотворении «Собака» ведется от первого лица и образ рассказчика максимально приближен Тургеневу.
Чтение стихотворения «Собака».
- О чем размышляет автор?
Он размышляет о жизни и смерти, о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти.
-Какая лексика свидетельствует об этом?
Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова "смерть", "жизнь", "огонек" (в значении "жизнь"), "конец". В произведении можно выделить следующие микротемы : погода ("на дворе воет страшная, неистовая буря").
-Какие художественные приемы использует Тургенев?
Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: "воет страшная, неистовая буря". Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет "неистовая". Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: "немая", "без слов". Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая "налетит", "махнет" (метафора) на огонек жизни "холодным широким крылом". Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и "одна жизнь жмется пугливо к другой" (метафора).
Для усиления интонации в последнем предложении используется эпифора. "Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой."
Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: "жизнь жмется". В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.
-Какой основной мотив стихотворения?
Мотив безысходности, необратимости, одиночества
Стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора. Написаны эти художественные произведения в форме философских рассуждений, воспоминаний, снов, житейских историй на самые разнообразные темы: о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о подвиге и трусости и т.д .
Очень большое впечатление производит стихотворение “Нищий”, в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню.
Чтение стихотворения «Нищий»
-Какую характеристику дает автор нищему?
Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика “безобразно обглодала бедность”.
-К какому философскому выводу приходит автор?
Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”. Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”.
III. Подведение итогов работы
Тургенев писал: “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.
- Надеюсь, что лирические произведения И.С. Тургенева заронили вам что-нибудь в душу.
-Какие основные темы цикла стихотворений в прозе?
-тема любви, которой подвластны все существа;
-тема родины;
-размышления о жизни и смерти;
- гуманность человеческих отношений;
- воспоминания о прошлом, которые скрашивают жизнь
-К каким философским выводам приходит автор?
- только ею, только любовью движется и держится жизнь;
- гордость за свою страну, вера в ее будущее;
- все постепенно угасает, только воспоминания о счастливых мгновениях могут осветить жизнь;
- жизнь человека – миг, который может прерваться в самом начале. Смерть не жалеет никого, но человек должен поддерживать другого в трудную минуту. Надо быть милосердным.
- пылать огнем неугасимой веры, служить ближним.
Домашнее задание:
- Выучить наизусть любое стихотворение в прозе И.С. Тургенева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.
Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...
Литература.Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (10 класс)
Эту работу можно провести перед подготовкой к сочинению по роману. Она состоит из 6 вариантов по 3 вопроса в каждом....
Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/
Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева– выявить основн...
Акция к 200-летию И.С. Тургенева «Читаем вслух И.С. Тургенева"
Акция к 200-летию И.С. Тургенева «Читаем вслух И.С. Тургенева" организована и совместно проведена с заведующей сельской библиотекой п. Виноградный Рыковской Ларисой Николаевной...
«Роман И.С.Тургенева «Творческая история романа И.С.Тургенева «Отцы и дети. Эпоха и роман».
Урок литературы в 10 классе ФГОС...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....