Разработка урока по литературе в 9 классе по теме "Онегин и Ленский" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тема урока: "Онегин и Ленский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.15 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока по литературе в 9 классе по теме :" Онегин и Ленский" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

  Тема урока Онегин и Ленский. «Они сошлись - волна и камень, добро и зло, огонь и пламень!»

Общая цель

 Продолжение знакомства с романом и его героями.

В ходе сравнительной характеристики Онегина и Ленского показать особенности характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора;

Развивать навыки составления сравнительной характеристики, составления монологического высказывания

 Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре.

Ожидаемые результаты

 Знать о сходстве и различии двух типов дворян пушкинской поры, связи обоих образов с лирическим миром автора;

Уметь составлять сравнительную характеристику, составлять монологическое высказывание

 Тип урока Обобщение изученного

 Задания Выразительное чтение наизусть ,ответы на «толстые и тонкие» вопросы, защита презентации (дом.задание),заполнение таблицы , составление кластер

 Необходимые материалы икт, презентация к уроку, презентации, подготовленные учащимися заранее, текст романа Пушкина «Евгений Онегин»

Ход урока:

Вводная часть

1.Организационный момент

2.Слово учителя

 Запись эпиграфа к уроку

«Волна и камень,

Стихи и проза,

лёд и пламень

 Не столь различны меж собой…»

По начальному замыслу Пушкина Ленский должен был стать главным героем главы, своим внутренним миром и отношением к жизни показать характер главного героя именно поэтому вторая глава романа носила название «Поэт».

3.Проблемный вопрос: кто из героев ближе Пушкину: Онегин или Ленский?

Основная часть

4.Анализ образа Ленского.

-Расскажите, какой показана жизнь Ленского до знакомства с Онегиным?

-Как относится Онегин и Ленский к дружбе и любви?

-Сравните Онегина с Ленским на этих картинах.( показ иллюстраций)

Что сблизило их?

Каковы темы их разговоров ?

В чем отличие Ленского от Онегина?

Что отстраняло Онегина от общения с соседями?

Почему Пушкин называет Онегина «мудрецом пустынным», а его соседи – «опаснейшим чудаком»?

Чем отличаются главные герои от реального человека, изображенного в этом романе?

5.Анализ образа Онегина (показ презентации)

6.Заполнение таблицы (групповая работа)

сходство различие

 Герои были предметом обсуждения соседей Онегин «учился понемногу», а Ленский окончил Геттингенский университет

 их соседи прочили как предполагаемых женихов для своих дочек. Онегину «наскучил света шум», а Ленский «от хладного разврата света /ещё увянуть» не успел

 У них были общие темы для разговоров и споров: «все подвергалось их суду…» Для Онегина «красавицы недолго были /Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная/ Соединиться с ним должна…»

Им были скучны деревенские праздники, «благоразумные» разговоры соседей «о сенокосе, о вине...» и глупые разговоры их жён Онегину «друзья и дружба надоели», а Ленский «верил, что друзья готовы /За честь его приять оковы»

 «Чаще занимали страсти /

Умы пустынников моих…» У Онегина «ничего не вышло из пера его», а Ленский был поэт, «с лирой странствовал на свете»

Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу и интересному собеседнику. Онегин, язвительный ко всем соседям, был снисходителен и великодушен к Ленскому

7. Чтение наизусть письма Татьяны

 письма Онегина

8. Игра – викторина по роману «Евгений Онегин» ( с использованием интерактивной доски) Показ презентации о Ленском

 Показ презентации о Е.Онегине

 Заполнение сравнительной таблицы

 Чтение наизусть письма Татьяны

 Письма Онегина

 Ответы на вопросы викторины

 Итог

9. итог

 Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторонами. Пушкин дорожит им как человек особенного поэтического склада, обладающий «пылким и довольно странным» складом ума, поэтическим вдохновением, той возвышенной романтичностью, которую дано испытать только в юные годы молодости. Не зря даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охладительное слово в устах старался удержать». При этом Пушкин одинаково отмечает и наивность Ленского, его неразборчивость жизни и людей: Ленский говорит о неземной любви, а влюбился в пустую кокетку, он полон замыслов и сил, но пишет «темно и вяло». Все это переживал Пушкин в юности , поэтому Ленский ближе и роднее, чем Онегин.

Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?

10.Составление кластера

 индивидуальное

 типическое

11.Рефлексия деятельности учащихся на уроке. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

«Я изменила мнение о ценности любви, о жизни….»

 «Я задумалась о своем внутреннем мире и понял(а)…»

 «Я осознал(а), что то, что я чувствую и думаю, другие могут не понять…»

Составление кластера

( индивидуально)

Заполняют листы рефлексии



Предварительный просмотр:

Разработка  урока по литературе в 9 классе по теме :" Онегин и Ленский" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

  Тема урока Онегин и Ленский. «Они сошлись - волна и камень, добро и зло, огонь и пламень!»

Общая цель

 Продолжение знакомства с романом и его героями.

В ходе сравнительной характеристики Онегина и Ленского показать особенности характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора;

Развивать навыки составления сравнительной характеристики, составления монологического высказывания

 Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре.

Ожидаемые результаты

 Знать о сходстве и различии двух типов дворян пушкинской поры, связи обоих образов с лирическим миром автора;

Уметь составлять сравнительную характеристику, составлять монологическое высказывание

 Тип урока Обобщение изученного

 Задания Выразительное чтение наизусть ,ответы на «толстые и тонкие» вопросы, защита презентации (дом.задание),заполнение таблицы , составление кластер

 Необходимые материалы икт, презентация к уроку, презентации, подготовленные учащимися заранее, текст романа Пушкина «Евгений Онегин»

Ход урока:

Вводная часть

1.Организационный момент

2.Слово учителя

 Запись эпиграфа к уроку

«Волна и камень,

Стихи и проза,

лёд и пламень

 Не столь различны меж собой…»

По начальному замыслу Пушкина Ленский должен был стать главным героем главы, своим внутренним миром и отношением к жизни показать характер главного героя именно поэтому вторая глава романа носила название «Поэт».

3.Проблемный вопрос: кто из героев ближе Пушкину: Онегин или Ленский?

Основная часть

4.Анализ образа Ленского.

-Расскажите, какой показана жизнь Ленского до знакомства с Онегиным?

-Как относится Онегин и Ленский к дружбе и любви?

-Сравните Онегина с Ленским на этих картинах.( показ иллюстраций)

Что сблизило их?

Каковы темы их разговоров ?

В чем отличие Ленского от Онегина?

Что отстраняло Онегина от общения с соседями?

Почему Пушкин называет Онегина «мудрецом пустынным», а его соседи – «опаснейшим чудаком»?

Чем отличаются главные герои от реального человека, изображенного в этом романе?

5.Анализ образа Онегина (показ презентации)

6.Заполнение таблицы (групповая работа)

сходство различие

 Герои были предметом обсуждения соседей Онегин «учился понемногу», а Ленский окончил Геттингенский университет

 их соседи прочили как предполагаемых женихов для своих дочек. Онегину «наскучил света шум», а Ленский «от хладного разврата света /ещё увянуть» не успел

 У них были общие темы для разговоров и споров: «все подвергалось их суду…» Для Онегина «красавицы недолго были /Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная/ Соединиться с ним должна…»

Им были скучны деревенские праздники, «благоразумные» разговоры соседей «о сенокосе, о вине...» и глупые разговоры их жён Онегину «друзья и дружба надоели», а Ленский «верил, что друзья готовы /За честь его приять оковы»

 «Чаще занимали страсти /

Умы пустынников моих…» У Онегина «ничего не вышло из пера его», а Ленский был поэт, «с лирой странствовал на свете»

Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу и интересному собеседнику. Онегин, язвительный ко всем соседям, был снисходителен и великодушен к Ленскому

7. Чтение наизусть письма Татьяны

 письма Онегина

8. Игра – викторина по роману «Евгений Онегин» ( с использованием интерактивной доски) Показ презентации о Ленском

 Показ презентации о Е.Онегине

 Заполнение сравнительной таблицы

 Чтение наизусть письма Татьяны

 Письма Онегина

 Ответы на вопросы викторины

 Итог

9. итог

 Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторонами. Пушкин дорожит им как человек особенного поэтического склада, обладающий «пылким и довольно странным» складом ума, поэтическим вдохновением, той возвышенной романтичностью, которую дано испытать только в юные годы молодости. Не зря даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охладительное слово в устах старался удержать». При этом Пушкин одинаково отмечает и наивность Ленского, его неразборчивость жизни и людей: Ленский говорит о неземной любви, а влюбился в пустую кокетку, он полон замыслов и сил, но пишет «темно и вяло». Все это переживал Пушкин в юности , поэтому Ленский ближе и роднее, чем Онегин.

Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?

10.Составление кластера

 индивидуальное

 типическое

11.Рефлексия деятельности учащихся на уроке. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

«Я изменила мнение о ценности любви, о жизни….»

 «Я задумалась о своем внутреннем мире и понял(а)…»

 «Я осознал(а), что то, что я чувствую и думаю, другие могут не понять…»

Составление кластера

( индивидуально)

Заполняют листы рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

разработка урока по литературе 5 класс

          Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: ·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...

Разработка урока по литературе 9 класс

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....