Внеклассные мероприятия
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Завизион Анастасия Олеговна

Внеклассные мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брейн-ринг по русскому языку

 для 8-9 классов

Цель:

  • преодолеть представление учащихся о русском языке как о скучном предмете;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
  • развивать умение логически мыслить;
  • способствовать познавательной деятельности учащихся;
  • содействовать доброжелательности и сплоченности детского коллектива.

Оборудование:   карточки с вопросами по разделам курса русского языка ;

Листочки и ручки.

Сигнальные флажки для каждой команды.

Правила игры:

 Игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых содержится по два вопроса из области фонетики, словообразования, морфологии, орфографии и синтаксиса. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Победительницей будет признана команда, набравшая больше очков.

Ход игры

Ведущий

- Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на встрече любителей русского языка. Великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « С русским языком можно творить чудеса!». Мы должны уметь ясно выражать свои мысли, чтобы быть понятыми, бороться за чистоту и сохранность русской речи. Поэтому девизом нашей встречи будет: « Знай и люби русский язык!»

В игре «Брейн – ринг» участвуют  сильнейшие представители 8-9-х классов.

Учащиеся под музыку занимают места за столами.

Первый раунд « Фонетика. Графика.»

1. Какие из данных ниже слов превратятся в новые слова, если парные глухие согласные заменить звонкими? Какое слово будет называть собак по их породе?

 Злой, папа, шарим, крупа, токи

( папа-баба, шарим-жарим, крупа- груба; в слове злой преобразования невозможны, т.к. в нем все согласные звонкие; слово токи превратится в доги, т.е. будет называть собак по их породе).

2.В этих пословицах и поговорках использованы названия букв старого русского алфавита. В каких из них упоминаются буквы, сохранившиеся в современном алфавите, но имеющие другие названия?

1. Подпускает  турусы , а строит юсы.

2.Фита да ижица – к ленивому плеть движется.

3. Сделал на ять – можешь отдыхать.

4.Сперва – аз да буки, а там - и науки.

5. Ер да еры упали с горы.

6. Все люди как люди, а мы как мыслете.

ответ

(1. .Сперва – аз да буки, а там - и науки.

2. Ер да еры упали с горы.

3. Все люди как люди, а мы как мыслете.

« Аз»-«а»; « буки»- «бэ», «ер» -« твёрдый знак», « еры»- « ы», « мыслете»- « эм»

Второй раунд «Словообразование»

  1. В каком примере оба слова имеют окончание –у?
  1. Возьму потихоньку;
  2. красну девицу;
  3. скажу « мяу»;
  4. прыжку кенгуру;
  5. чуточку вздремну;
  6. глотну воздуху.

ответ

(в словосочетаниях красну девицу, глотну соку оба слова имеют окончание – у. Слова потихоньку, мяу, кенгуру, чуточку  неизменяемые)

  1. Какие нарушения  словообразовательной нормы литературного языка есть в этих примерах из сочинений школьника? Исправьте ошибки.

1.В главном герое меня привлекают его упрямость и гордость.

2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупотой и недоверчивостью.

3.Мы обрадовались объявлению карантина и отменению уроков.

ответ

        (1.В главном герое меня привлекают его упрямство и гордость.

2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупостью  и недоверчивостью.

3.Мы обрадовались объявлению карантина и отмене уроков.)

Третий раунд «Морфология»

1.В предложениях выделены одинаковые по звучанию и написанию слова. Найдите среди них существительные.

1. Сегодня днём было жарко.

2. Мы остались очень довольны днём , проведенным за городом.

3. Днём раньше к нам приехали гости из Москвы.

4. Постарайся сделать уроки днём, чтобы вечер у нас был свободен.

5. Своим днём рождения я остался доволен.

ответ

        ( Существительное  день употреблено в предложениях 2,3,5)

2.В каком из предложений слово тоже нельзя заменить словом также ? Почему?

1.Мы, как и Костя, не смогли решить задачу и тоже пришли на дополнительные занятия.

2. Лицо у него загорело, руки тоже потемнели.

3. Тоже мне, профессор !

4.В нашем городе тоже есть улица Широкая.

5. Она тоже меня не заметила и остановилась.

ответ

(В предложении « Тоже мне, профессор!» слово тоже является частицей, выражающей отрицательное или недоверчивое отношение. Слово также  частицей быть не может)

Четвертый раунд « Орфография»

  1. « Магнический квадрат». В клеточки нужно вписать по порядку чередующуюся коневую гласную букву каждого слова. Затем соединить или заштриховать все клеточки с буквой о. Что у вас получилось?

  1. З…рница; 2) заг…релый; 3) прик…снуться; 4) изл…жение; 5) прил…гать; 6)выр…щенный; 7) р…сточек; 8) разл…гаться; 9) выск…чка; 10) ск…кать; 11) пл…вники;

12) непром…каемый; 13) оз…рение; 14) прил…жение; 15)к…сательная; 16)пор…вняться; 17) пл…вец; 18)отр…сль; 19) выр…сший; 20)р..стение; 21)ск…чок; 22)покл…ниться;

 23) водор…сли; 24) заск…чить; 25) з…ря.

Ответ:

1

А

2

О

3

О

4

О

5

А

6

А

7

О

8

А

9

О

10

А

11

А

12

О

13

А

14

О

15

А

16

А

17

О

18

А

19

О

20

А

21

А

22

О

23

О

24

О

25

А

2.В парке ребята покрасили несколько скамеек. Чтобы отдыхающие не вымазались, надо было установить таблички с предупреждением. Леночка с энтузиазмом взялась за эту работу. Она придумала несколько вариантов надписей, но вдруг растерялась: сколько букв Н пишется в этих словах? Помогите Лене справиться с этой орфографической задачей.

  1. Краше__ые скамейки;
  2. Некраше__ые скамейки;
  3. Покраше__ые скамейки;
  4. Недавно краше__ые скамейки;
  5. Недавно покраше__ые скамейки;
  6. Скамейки покраше_ы.
  7. Скамейки краше_ы.

Ответ:

1.КрашеНые скамейки;

2.НекрашеНые скамейки;

3.ПокрашеННые скамейки;

                              4.Недавно крашеННые скамейки;

5.Недавно покрашеННые скамейки;

6.Скамейки покрашеНы.

7.Скамейки крашеНы

Пятый раунд « Синтаксис»        

1.Запишите по порядку начальные буквы всех слов, являющиеся в предложениях сказуемыми. Какое слово у вас получилось? Составьте предложения с этим словом, чтобы было понятно его значение. Скколько предложений вы составили и почему?

  1. По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.
  2. Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.
  3. Наша учительница очень терпеливая.
  4. Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.

Ответ

1.По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.

2.Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.

3.Наша учительница очень терпеливая.

4.Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.

( черным шрифтом выделены грамматические основы)

Получилось слово ГРАМОТА, с которым можно составить три предложения, так как оно многозначное, имеет несколько значений: 1) умение читать и писать

 ( Выучиться грамоте); 2) официальный документ ( почетная грамота);

3) в старину документ, письмо( берестяные грамоты).

  1. Сколько назывных предложений в этом отрывке из стихотворения Н. Рубцова?

Окошко. Стол. Половики.

В окошке- вид реки…

Черны мои черновики, чисты чистовики.

Ответ.

В отрывке три назывных  предложения: Окошко. Стол. Половики.

В окошке- вид реки… - двусоставное, неполное.

Черны мои черновики, чисты чистовики – обе части бессоюзного сложного предложения двусоставные, полные.

Подсчитывание очков. Подведение итогов. Вручение грамот.



Предварительный просмотр:

                                Брейн – ринг по русскому языку (9 класс)

Цель: развитие интереса к изучению русского языка, проверка знаний по русскому языку.

Оборудование: вопросы к брейн-рингу, песочные часы на одну минуту,

эмблемы команд.

                                                Ход игры:

Ведущий: Сегодня состоится игра для знатоков русского языка, ведь русский язык это не только скучные многочисленные правила, но и хороший способ провести свободное время... Да с русским языком можно играть, надеюсь, сегодняшняя игра вас в этом убедит. Играют два команды.

Для начала выберем капитанов команд, затем они наберут свои команды.

Можно играть.

1 конкурс. Сейчас вам предстоит выбрать эмблему команды и попытаться придумать название к этой эмблеме.

2 конкурс.  Любое соревнование лучше начинать с разминки. Предлагаю для этого вопросы-шутки:

      1.Какое слово принадлежит только тебе, а используется чаще другими?

(имя)

      2.Почему канарейку назвали канарейкой? (птица с Канарских островов)

      3.Самая молодая буква алфавита, ей всего 200 лет, в Ульяновске ей поставлен памятник? (Ё)

     4.Какие сто букв остановят транспорт? (100П)

     5.В каком магазине ничего не купишь? (магазин с патронами)

     6.Можно ли мешать не препятствуя, а помогая? (мешать кашу, суп)

     7.Что можно разбить получив не выговор, а благодарность? (клумбу)

     8.Какое государство можно носить на голове? (панама)

     9.Какой город летает? (Орел)

3.конкурс. Это конкурс шарад, когда берутся части разных слов и нужно из них сложить искомое слово.

    1. Она и музыке красивой и в ею вызванных слезах? (СОЛЬ)

    2. Первое нота, второе тоже, а целое на боб похоже? (ФА-СОЛЬ)

    3. Местоимение, предлог, меж них фамилия поэта

        А целое известный плод, что зреет на исходе лета? (Я-БЛОК-О)

    4.Его как память давних ран на теле носит ветеран,

       Наоборот его прочти и грянет музыка в пути. (ШРАМ-МАРШ)

   5.Мой первый слог - число с нулями

      У всех людей последних два,

      А вместе догадайтесь сами-

      Всем городам она глава (100-ЛИЦА)

     6. Я сборник карт – от ударенья зависят два моих значенья,

       Захочешь превращусь в названье блестящей шелковистой ткани

       (Атлас и атлАс).

4.конкурс. «Из глубины веков…» В русском языке много слов с переносным значением, многие авторы используют яркие метафоры, крылатые выражения, связанные с культурой других народов, в частности много выражений, связанных с древнегреческими мифами, поэтому наш последний конкурс немного исторический.

     1. закончите крылатое выражение…

Ахиллес (пята)     Ариадна (нить)     Конь (троянский)

Яблоко (раздора) Кануть (в Лету)    Сизиф (труд)

     2.расшифровать перефраз:

Пока не прилетит Морфей   (пока не уснет)

Она почила вечным сном   (умерла)

Сквозь сон встречает утро года    (весна)

     3. За что в Древнем Риме друзей называли ворами? Что они воровали? (время)

     4.Египетский фараон Рамзес 13 пользовался аптекой для души. Что он так называл (библиотека)

5.Подведение итогов, награждение.



Предварительный просмотр:

                  Литературная викторина

                            для 7-8 классов

ВЕДУЩИЙ:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна.

Литературная!

Уважаемые   игроки,  болельщики жюри! Сегодня мы проводим  литературный турнир. Правила игры очень просты.  Игра стоит из шести туров. Если у команды нет ответа, имеет право ответить команда соперников, а затем - болельщики, которые тоже могут внести вклад в копилку команды.   После  каждого  тура подводится итог. Этим займется наше   уважаемое  жюри.  

ТУР I «ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ!»

ВЕДУЩИЙ: Итак, мы начинаем. В первом туре командам предлагается за две минуты сочинить стихотворное приветствие своих соперников. В это время болельщики постараются узнать поэтов и писателей по их портретам.

(На сочинение стихотворного приветствия дается 5 минут. Пока команды придумывают приветствие. Ведущий проводит с болельщиками конкурс «Узнай портрет», каждый правильный ответ болельщика приносит его команде дополнительный балл. По истечении пяти минут команды приветствуют друг друга стихами собственного сочинения, а жюри выставляет и подсчитывает очки за первый тур.)

ТУР II «ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ...»

 ВЕДУЩИЙ:  Это шуточный конкурс на знание русских пословиц и поговорок. Я читаю начало пословицы и предлагаю вам два варианта ее окончания. Вы должны выбрать верный вариант.

(Ведущий обращается к командам поочередно.)

Задание

  1. Не плюй в колодец...

  • вылетит — не поймаешь;
  • пригодится воды напиться.

2.        Любишь кататься...

  • полезай в кузов;
  • люби и саночки возить.

3.        С глупым водиться...

  • всегда пригодится;
  • сам поглупеешь.

4.        Не рой другому яму…

  • коль солнца нет;
  • сам в нее упадешь.

5.        Близок локоть...

  • а не укусишь;
  • а пересол — на спине.

6.        Пришла беда...

  • отворяй ворота;
  • и весна не красна.

ТУР Ш «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

ВЕДУЩИЙ: Как вы уже поняли, речь пойдет о сказках: народных и авторских, русских и зарубежных, старинных и современных. На вопрос в этом туре отвечает команда, первая поднявшая руку. За правильный ответ начисляется 1 балл. Но если команда, отвечавшая первой, дала неверный ответ, соперники при правильном ответе получают 2 балла.

Вопросы

  1. Что ловил Дуремар на болоте? (Пиявок. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
  2. Героиня какой сказки проходила «тестирование» на принадлежность к королевскому роду? (Героиня сказки X. К. Андерсена «Принцесса на горошине».)
  3. Как звали собаку семи богатырей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина? (Соколка.)
  4. В каких родственных отношениях состояли царь Салтан и Царевна Лебедь в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина? (Они были свекром и снохой.)
  5. В какой зарубежной сказке многодетная мать одна воспитывает детей? (В сказке братьев Гримм «Волк и семеро козлят».)
  1. Назовите отчество Федоры из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». (Егоровна.)

  1. Кто жил на улице Бассей-ной? (Человек рассеянный. С. В. Михалков «Человек рассеянный с улицы Бассейной».)
  2. Добрый соломенный человечек с жутким именем — кто это? (Страшила из сказки А. М. Волкова «Волшебник изумрудного города».)
  3. Самый знаменитый житель Цветочного города — это... (Незнайка из повести Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».)

10.        Как звали героя сказки с бородой необычного цвета? (Синяя Борода из одноименной сказки братьев Гримм.)

  1. Назовите полное имя старика Хоттабыча. (Гассан Абдуррахман ион Хоттаб из сказки Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч».)
  2. Что служило Дюймовочке колыбелькой? (Скорлупка грецкого ореха. X. К. Андерсен «Дюймовочка».)
  3. Чем заправляли коротышки из Цветочного города свой автомобиль? (Сиропом. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)
  4. Личный охранник Мальвины — это... (ПесАртемон. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
  5. В какой сказке сюжет составляет рассказ о трех дерзких побегах и одном злодейском убийстве? (Подсказка: главный герой — хлебобулочное изделие.) (В русской народной сказке «Колобок».)
  6. В какой сказке рыжая плутовка завладела заячьей недвижимостью? (В русской народной сказке «Лиса и заяц».)
  7. В какой сказке говорится о спортивных состязаниях по прыжкам в высоту среди мужчин, главным призом которых был назначен поцелуй принцессы и женитьба на ней. (В русской народной сказке «Сивка-бурка».)
  8. Сколько раз ходил старик к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? (Шесть.)
  1. Назовите имя, фамилию и место жительства Малыша, героя сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». (Сванте Свантесон, г. Стокгольм, Швеция.)
  2. Произнесите заветные слова, которые должен был обязательно выучить главный герой сказки Р. Киплинга «Маугли». («Мы с тобой одной крови, ты и я!»)

ТУР IV «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»

ВЕДУЩИЙ: Этот тур посвящен жизни и творчеству известных русских поэтов и писателей. Вы должны будете по фактам биографии, которые я вам прочитаю, определить, о ком идет речь.

Задание

  • Родился в 1799 г. в Москве. Погиб на дуэли в 1837 г. По матери был потомком эфиопского князя, отец его происходил из старинного дворянского рода. Способности проявились очень рано. В семь лет он сочинял комедии на французском языке. Был одарен невероятной памятью, например, в 11 лет знал наизусть всю французскую литературу, которую нашел в библиотеке отца.

А. С. Пушкин

  • Имя этого человека стоит вторым в ряду имен величайших русских поэтов. Он родился в 1814 г. и погиб на дуэли в 1841. Воспитывался у бабушки в селе Тарханы Пензенской губернии. Это был небольшого роста, смуглый человек с большой головой и бледным лицом. Среди черных, как смоль, волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Его большие карие глаза производили чарующее впечатление и приводили в смущение того, на кого он долго смотрел. С детства поэт свободно владел французским и немецким языками, проявлял необычайные

способности в математике, играл на скрипке и фортепиано, рисовал, лепил из крашеного воска, играл в шахматы. Позже стал офицером, воевал на Кавказе.

М. Ю. Лермонтов

  • Годы жизни этого писателя: 1860—1904. Родился в Таганроге в семье купца. Окончил медицинский факультет Московского университета. Живя пол Москвой в деревне Мелихово, он как врач обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Писатель очень любил всевозможные шутки и розыгрыши, давал людям остроумные прозвища. Себя он величал Гудияди Яносом, графом Черно-мордиком, Повсекакием, Аркадием Тарантуловым, Доном Анто-нио, Шиллером Шекспировичем Гете и многими другими именами.

А. П. Чехов

  • Родился в 1809 г. на Украине, но считается великим русским писателем. Детство его прошло в селе Васильевка недалеко от Миргорода. Его появление в лицее однокашникам запомнилось как комическое зрелище. Новичок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали, и когда, наконец, развязали, глазам присутствующих предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Он сразу забился на последнюю парту, за которой и просидел несколько лет, ни с кем не вступая в близкие отношения. Все изменилось, когда в лицее появился театр. Здесь его актерский талант раскрылся полностью. Он играл так, что зал буквально лежал от смеха.

Н. В. Гоголь

  • Этот писатель жил в конце XIX — начале XX в. Его детство и юность прошли в военных учебных заведениях, затем последовали четыре года службы в армии. Но призвания быть военным у писателя не было, и, подав в отставку, он стремился узнать жизнь со всех сторон, все испытать на себе. Чего стоит, например, перечень профессий, которыми он занимался в жизни: был офицером, газетным репортером, чернорабочим, бродягой, грузчиком, спортсменом-атлетом, ездовым в цирке, драматическим актером, зубным техником, псаломщиком, учетчиком на заводе, продавцом в магазине, лесником, землемером, охотником, рыбаком, садоводом; управлял имением, разводил свиней, выращивал табак, спускался в шахту и на морское дно, поднимался на воздушном шаре и летал на самолете, был редактором и критиком и, наконец, прославился как писатель.

А. И. Куприн

• Этот поэт родился в 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии. Погиб в

1925 г. С двух лет он был отдан на воспитание деду и дядьям. В три года мальчика посадили на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Плавать ребенка учили следующим образом: дядя на лодке отвозил его подальше от берега, на глубину, и, как щенка, бросал в воду. Пока мальчик не захлебывался, дядя все кричал: «Эх! Ну, куда ты годишься!» Позже, лет в восемь, другому дяде будущий поэт заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками... В детстве будущий поэт постоянно с кем-то дрался, всегда ходил в царапинах и очень хорошо лазил по деревьям.

С. А. Есенин

ТУР V «БЛИЦ-ТУРНИР»

Блиц-турнир проводится письменно: Ведущий выдает списки вопросов, задача команд — написать как можно больше ответов за 1 минуту

Вопросы

Для команды 1

  1. У Грина он был алым, а у М. Ю. Лермонтова и В. П. Катаева — белым. Что это? (Парус.)
  2. «Откуда дровишки?» («Из лесу, вестимо». II. А. Некрасов.)
  3. Как звали тещу Кисы Воробьянинова из романа «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова? (Клавдия Ивановна Петухова.)
  1. Сколько слов имела в обиходе Эллочка Людоедка из романа «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова? (30.)
  2. Возлюбленную пушкинского Руслана звали... (Людмила.)
  1. Кто собирался «отмстить неразумным хазарам»? (Олег, герой стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».)
  2. Какой сорт яблок воспел И. А. Бунин? (Антоновку.)
  3. Что снилось городничему накануне приезда мнимого ревизора в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? (Крыса.)
  4. Какого родственника вспоминает А. С. Пушкин в первых строках «Евгения Онегина», а М. Ю. Лермонтов в первых строках поэмы «Бородино»? (Дядю.)
  1. Назовите имя главного героя повести Н. В. Гоголя «Шинель». (Акакий Акакиевич.)
  2. Назовите фамилию пушкинского героя, который женился на девушке до того, как узнал и полюбил ее. (Бурмин из повести «Метель».)

Для команды 2

  1. Кем был Митрофанушка Простаков из комедии Д. И. Фонвизина? (Недорослем.)
  2. Назовите фамилию Татьяны, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». (Ларина.)

3.        Что подарил Гринев Пугачеву в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Тулуп.)

4.        Назовите литературного героя, подковавшего блоху. (Левша, герой одноименного рассказа Н. С. Лескова.)

  1. Кого звали Федором Тимофеевичем в рассказе А. П. Чехова «Каштанка». (Кота.)
  2. Кто из литературных героев наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание? (Лиза Муромская, героиня повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».)
  1. Что было начертано на визитке Воланда из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? (Консультант.)
  2. Какому произведению предшествует эпиграф «Береги честь смолоду»? (Повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)

9.        Назовите фамилию, имя и отчество героя нашего времени.
(Печорин Григории Александрович, герой романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».)

10.        Что, согласно обычаю, о котором рассказывает Л. А. Кассиль в повести «Кондуит и Швамбрания», должны были делать гимназисты в конце учебного года? (Жечь дневники.)

11.        Как звали немого дворника из повести И. С. Тургенева «Му-му»? (Герасим.)

ТУР VI «ТОМ СОЙЕР. СКАРЛЕТТ И ДРУГИЕ»

ВЕДУЩИЙ: На этом конкурсе вы сможете продемонстрировать свои знания зарубежной литературы.

Вопросы

1.        Назовите настоящее имя французской писательницы Жорж Санд. (Аврора Дюдеван.)

  1. Какими словами всегда утешала себя героиня романа М. Митчелл «Унесенные ветром» Скарлетт? («Я подумаю об этом завтра».)
  2. Кто из литературных героев провел 28 лет на необитаемом острове? (Робинзон Крузо, герой одноименного романа Д. Дефо.)
  3. Вспомните строчки из любимой песни капитана Флинта, героя романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ». («15 человек на сундук мертвеца, Йо-хо-хо, и бутылка рому. Пей, и дьявол тебя доведет до конца,  Йо-хо-хо, и бутылка рому.)
  1. Кто из литературных героев помчался вдогонку за Белым кроликом, провалился в глубокий колодец и оказался в удивительной стране? (Алиса из сказки Л. Кэрролла «Aлиca в Стране чудес».)
  2. Назовите профессию и хобби Шерлока Холмса — героя А. Конан Дойля. (Сыщик. Химия и игра на скрипке.)
  3. Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер, герой романа Дж. Свифта «Путешествия Гулливера».)
  4. В каком литературном произведении можно узнать рецепт сведения бородавок с помощью дохлой кошки? (Вромане М. Твена «Приключения Тома Сойера».)
  5. Как звали тетю Тома Сойера, героя романа М. Твена «Приключения Тома Сойера»? (Тетя Поли.)

10.        Как звали оруженосца Дон Кихота, героя одноименно
го романа М. Сервантеса? (Сан-чо Панса.)

  1. Кто проживал по адресу: Англия, Лондон, Бейкер-стрит? (Шерлок Холмс, герой рассказов А. Конан Дойля.)
  2. Кто из литературных героев вывернул волка наизнанку? (Барон Мюнхгаузен, герой рассказов Р. Распе.)
  3. Назовите имя самой читаемой в мире писательницы, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса и получавшей доход от преступлений. (А. Кристи.)
  4. Кто создал литературного героя комиссара Мегрэ? (Ж. Си-менон.)
  5. В обмен на что Том Сойер получил «12 мраморных шариков, свистульку, осколок синего стекла от бутылки, пушку, сделанную из катушки ниток, ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, стеклянную пробку от графина, оловянного солдатика, пару головастиков, медную ручку от двери, собачий ошейник, рукоятку ножа, четыре апельсиновых корки и старую ломаную оконную раму?» (В обмен на разрешение покрасить забор.)

16.        Назовите имя американского писателя — короля ужасов. (С. Кинг.)

17.        Назови автора романа «Белый клык». (Дж. Лондон.)

18.        Кто такой Дик Сэнд? (Пятнадцатилетний капитан из
одноименного романа Ж. Верна.)

19.        В конце XVIII в. в России вышла переводная книга под на
званием «Не любо — не слушай, а лгать не мешай». Как она называется сейчас? («Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Распе.)

20.        Назовите имя чешского писателя, придумавшего слово «робот». (К. Чапек.)

«ПЕРЕВЕРТЫШИ»

ВЕДУЩИЙ: Пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю отдохнуть и поиграть в «Перевертыши». Я буду называть «зашифрованные» заглавия книг, а вы должны перевести их на «нормальный» язык, заменив слова на противоположные по смыслу. Каждый правильные ответ принесет команде полбалла. Возможно, это игра повлияет на итоги игры.

Названия книг

  • «Счастье от глупости». («Горе от ума».)
  • «Живые тела». («Мертвые души».)
  • «Закон и поощрение». («Преступление и наказание».)
  • «Крестьянская нора». («Дворянское гнездо».)

  • «Солдатский сын». («Капитанская дочка».)
  • «Запушенное Черноземье». («Поднятая целина».)

Жюри объявляет результаты игры. Награждение победителей.



Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку в 5-6 классах "Счастливый случай".         

Цель урока: Развивать познавательный интерес к изучению русского и литературы.

Задачи:

Обобщить знания, полученные во время изучения предметов гуманитарного цикла.

Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания.

Оборудование:

1 гейм – "Дальше, дальше…” (Время на обдумывание не даётся, за правильный ответ – 1 балл, общее время не более 2 минут.)

2 гейм – "Заморочки из бочки” (каждый игрок выбирает свой бочонок, и команда коллективно отвечает на эти вопросы за правильный ответ – 2 балла).

3гейм – "Тёмная лошадка” (задаются вопросы, чья команда вперёд поднимет руку, за правильный ответ получает – по 1 баллу).

4 гейм – "Гонка за лидером” (5 вопросов, время на обдумывание не даётся, за правильный ответ – 1 балл).

Первый гейм: "Дальше, дальше…” (Филологический гейм)

Вопросы для первой команды .

-Сколько букв в русском алфавите? (33)

-Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)

-Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

-Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)

-Сколько мягких согласных в русском языке? (3)

-Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)

-Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)

-Обязательный порядок расположения букв. (Алфавит)

-Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

-В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

-Сколько гласных букв в нашем языке? (10)

-Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)

-Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)

-Вопросы Дательного падежа. (кому? чему?)

Вопросы для второй команды

-Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)

-Часть речи, которая отвечает на вопросы где? когда? куда? (наречие)

-Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)

-Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)

-Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)

-Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)

-Эта часть речи служит для связи слов в предложении. (Предлог)

-Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)

-Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

-Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

-Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

-Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)

-Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)

-Сколько согласных в слове денёк? (3)

Второй гейм: "Заморочки” из бочки” (Литературный гейм)

(каждый игрок команды по очереди вытаскивает из мешочка бочонок с номером)

1."Бременские уличные музыканты” – это английская или немецкая сказка? (немецкая)

2."Джек и бобовый стебель” – это английская или немецкая сказка? (английская)

3.Кто автор сказки "Белоснежка и семь гномов”? (Братья Грим)

4.Кто автор сказки "Маугли. Последняя охота Акелы”? (Редьярд Киплинг)

5.Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи? (33 года).

6.Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович).

7.Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка).

8.Вспомните, какое заклинание знал Маугли? ("Мы с тобой одной крови — ты и я”).

9.Кто был отцом Василисы – Премудрой? (Кощей Бессмертный)

10."Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч...” Из какой сказки эти строки? Можно назвать 11.автора. (А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.)

12.Кто автор этих строк: "Буря мглою небо кроет…”? (А.С. Пушкин)

13.Какое произведение М.Ю. Лермонтова посвящено Отечественной войне 1812г? ("Бородино”).

14."Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,…”. Кто автор стихотворения? (Ф. И. Тютчев)

Третий гейм: "Тёмная лошадка”

1ком.     1. О чём идёт речь?

"Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша)

 2ком.               2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от "родственников”. (Яблоко)

 1ком.                 3. Угадай известную пословицу.

Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).

 2ком.                 4. Угадай известную пословицу.

По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений передними конечностями вверх. (После драки кулаками не машут).

 1ком.                5. "Толстый и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом, серебром, в белоснежных шелковых шароварах, в туфлях с высокозагнутыми носками”. Кто же это? (Старик Хоттабыч)

  2ком.               6. "Высока, стройна, бела

 И умом, и всем взяла.

 Но зато горда, ломлива,

 Своенравна и ревнива”. Кто это? (Царица из "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

  1ком.                 7. В баснях какого писателя отражён период Отечественной войны 1812 г. (И.А. Крылов)

2ком.                    8. "Друзья, к чему весь весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,…”. Назовите произведение и автора. (И.А. Крылов "Волк на псарне”)

Добавь недостающее слово – название животного.

1ком.                    9. Голоден, как … (волк) 11. Болтлив, как …. (сорока)

2ком.                    10. Здоров, как… (бык) 12. Нем, как … (рыба)

- Ведущий объясняет, что он загадал одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, он будет давать подсказки к нему. Таких подсказок будет пять. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй подсказки уже 4 балла, и так по убывающей. Начинает отвечать та команда, капитан которой быстрее поднимет руку.

Подсказки: (для всех)

Кто первый из команды догадается, о ком идет речь, получит дополнительные баллы .

-Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела. -     5

-У нее появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы. -    4

-Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас ее. -    3

-Дело кончилось свадьбой. -  2

-Самым ценным достоянием главной героини был самовар. -  1

Ответ: (Муха-Цокотуха)

Четвертый гейм: "Гонка за лидером” (Тема гейма: Отечественная война 1812г. и басни Крылова И.А.)

Классы выбирают номер, под которым спрятаны варианты вопросов.

1.Великий русский полководец. (М.И. Кутузов)

2.Место главного сражения Отечественной войны 1812г. (Бородино)

3.Главное оружие пехотинца. (ружьё)

4."Вороне где-то Бог послал кусочек …” (сыру)

5."Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал …” Кто? (волк)

6.Французский император во время Отечественной войны 1812г. (Наполеон Бонапарт)

7.Как называется бой руками или холодным оружием? (рукопашный бой)

8.Какой город защищала русская армия на Бородинском поле? (Москву)

9."Проказница-Мартышка, Осёл Козёл, да косолапый Мишка затеяли сыграть …” (квартет)

10.Вставь слово: "На ту беду … близёхонько бежала”. (лиса)

11.Страна, императором которой был Наполеон. (Франция)

12.Форменная одежда военных. (мундир)

13.Артиллерийское оружие, стреляющее залпами. (пушка)

14."Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали” Что это? (Очки)

15."Знать она сильна, что лает на слона”. Кто это? (Моська)

16.Военный музыкальный инструмент. (барабан)

17.Один из крупнейших городов России, который, отступая, оставила русская армия. (Москва)

18.С кем сражалась русская армия на Бородинском поле? (с армией Наполеона, с французской армией)

19."По улицам … водили, как видно, напоказ” (Слона)

20."Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!” Кто это? (ворона)

Заключительный этап

Подведение итогов игры и награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...