Программа "Выразительное чтение"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7 класс) на тему
Рабочая программа к программе «Выразительное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта,на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына, с использованием методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к программе «Выразительное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Приказ Министерства образования и науки РФ
«Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»
от 17.12. 2010 № 1897
, на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына, с использованием методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения».
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.
Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у школьников. Программа пятого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка, разностороннее развитие личности.
Ученик получит уникальную возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления; создавать собственные устные монологические и диалогические высказывания оценочного характера; обсуждать содержания текста в процессе совместной групповой учебной деятельности; анализировать и оценивать речевые высказывания одноклассников; создавать собственные письменные монологические высказывания, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, таблицы; участвовать в конкурсах чтецов.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Выразительное чтение”:
- художественно-эстетический принцип;
- принцип интеграции;
- принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
- принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Занятия речевого творчества – это уроки нравственности.
Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача кружка речевого творчества. Разнообразные методы и приемы, используемые на кружке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствует формированию позитивного отношения к учебе.
Все занятия речевого творчества входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование творческих речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.
Ценностные ориентиры содержания программы «Выразительное чтение»
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Планируемые результаты освоения программы « Выразительное чтение».
Личностными результатами изучения программы «Выразительное чтение»
является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения программы «Выразительное чтение»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения программы «Выразительное чтение» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Место учебной прграммы «Выразительное чтение»
в плане внеурочной деятельности
Объём учебного времени, отводимого на изучение спецкурса – 1час в неделю, 34 часа в год.
Преподавание программы «Выразительное чтение»
рассчитано на учащихся пятых классов. Преподавание программы проводится в первой половине дня.
Участники программы: дети 10-12 лет.
Содержание курса
Давай познакомимся.
« Мастерская», « Мастер» « Мастерство», « Мастерить» « Русское слово», « Наследство».
Учись настраивать голос.
« Звуки звонкие и глухие», « Сила голоса», « Движение голоса Вверх и вниз», « Гибкость голоса», « Чистоговорка», « Скороговорка», « Дикция», « Пауза», « Памятка», « Невыразительная речь», « Выразительная речь»
Соблюдай культуру устной речи.
« Техника чтения», « Тон», « Темп», « Важные слова»,» Читательский дневник», « Громко»,» Тихо», Знаки препинания», « Жесты».
Учись читать с разной интонацией.
« Интонация», « Интонация сообщения», « Интонация вопроса», « Интонация восклицания», « Пословица», « Высказывание», « Словарик интонаций»
« Общение», « Инсценирование», « Стихотворение», « Рассказ», « Песенка».
Календарно - тематическое планирование
« Выразительное чтение »
34 часа ( 1час в неделю)
Учебно-тематический план.
№ | Тема (блок) | Кол – во часов | В том числе | Использ. ИКТ | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Техника речи | 5 | 1 | 4 | Презентация |
3 | Правила литературного произношения | 3 | 1 | 2 | Аудиозапись |
4 | Интонация | 6 | 1 | 5 | |
5 | Рассказывание | 6 | 1 | 5 | Аудиозапись |
6 | Мимика и жестикуляция | 5 | 1 | 4 | Просмотр фильмов |
7. | Формы построения стихотворений | 4 | 4 | ||
8 | Средства выразительности | 4 | 2 | 4 | |
Всего часов | 34 | 12 | 22 |
Основное содержание тематического плана
№ | Тема (блок) | Кол-во час. | Форма занятия | Учебный материал |
1 | Введение 1)Цели и задачи программы «Выразительное чтение» | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
2 | Техника речи. 2)Искусство дыхания | 1 | Беседа (теория) | Стихи А.С.Пушкина |
3)Голос | 1 | Практическое | Стихи Н.А. Некрасова | |
4)Дикция | 1 | Практическое | Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки | |
5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся | 1 | Практическое | Стихи о Родине | |
6)Конкурс чтецов (любимые стихи) | 1 | Конкурс | Стихи о Родине | |
3 | Правила литературного произношения 7)Теоретические сведения о логике чтения. | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
8)Орфоэпическое произношение | 1 | Практическое | Стихи о родной природе | |
9)Тренировочные упражнения | 1 | Практическое | Стихи А.Блока | |
4 | Интонация. 10)Темп. Ритм. | 1 | Беседа (теория) | Стихи В. Маяковского |
11)Эмоционально-образная выразительность | 1 | Практическое | Стихи Сергея Есенина | |
12)Сопереживание. | 1 | Практическое | Стихи патриотической тематики | |
13)Паузы | 1 | Практическое | Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова | |
14) Чтение по ролям | 1 | Практическое | А.П. Чехов «Хамелеон» | |
15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе». | 1 | Конкурс | Стихи С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Фета и др. | |
16)Выразительное чтение прозы | 1 | Практическое | Стихотворения в прозе И.С. Тургенева | |
5 | Рассказывание 17)Виды рассказывания | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
18)Рассказ близкий к тексту | 1 | Практическое | Рассказ А.П. Платонова «Юшка» | |
19)Рассказ в сокращении | 1 | Практическое | И.С.Тургенев «Бирюк» | |
20)Рассказ с изменением лица рассказчика | 1 | Практическое | А.П. Платонов «Неизвестный цветок» | |
21)Импровизированный рассказ | 1 | Практическое | А.П. Чехов «Хирургия» | |
22)Рассказывание в детской аудитории | 1 | Практическое | А. Гончарова «История енотика Ени» | |
6 | Мимика и жестикуляция 23)Понятие о мимике и жесте | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
24)Особенности чтения басни. | 1 | Практическое | Басни И. С. Крылова. | |
25)Чтение оды | 1 | Практическое | Оды Державина, Ломоносова | |
26)Баллады | 1 | Практическое | Баллады В. А. Жуковского | |
27)Конкурс чтецов | 1 | Конкурс | Произведения разных литературных жанров. | |
7 | Формы построения стихотворений 28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя А.Кольцов « Кольцо» |
29) Эхо рифма | 1 | Практическое | В.С. Курочкин «Я не поэт…» | |
30) Фигурные стихи | 1 | Практическое | Стихи В. Брюсова | |
31)Конкурс чтецов | 1 | Конкурс | Пейзажная лирика | |
8 | Средства выразительности 32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
33)Конкурс чтецов ко Дню Победы | 1 | Практическое | Патриотическая лирика | |
34)Конкурс стихов о Юрге. | 1 | Конкурс | Пейзажная лирика |
Календарно-тематический план
Наименование тем уроков | Кол часов | Дата | Основные понятия и термины | ||
по плану | по факту | ||||
1 четверть (8 часов) | |||||
1. | Введение Цели и задачи кружка «Выразительное чтение» | 1 | |||
2. | Техника речи. 2)Искусство дыхания 3)Голос 4)Дикция 5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся 6)Конкурс чтецов (любимые стихи ) | 1 1 1 1 1 |
Органы дыхания. Произвольное и непроизвольное дыхание Голос. Адаптивность. Суггестивность Артикуляционные движения. Дикция | ||
3. | Правила литературного произношения 7)Теоретические сведения о логике чтения 8)Орфоэпическое произношение | 1 1 | Логика чтения. Логические ударения Орфоэпические нормы | ||
2 четверть ( 7 часов) | |||||
9)Тренировочные упражнения | 1 | ||||
4. | Интонация. 10)Темп. Ритм. 11)Эмоционально-образная выразительность 12)Сопереживание. 13)Паузы 14) Чтение по ролям 15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе». | 1 1 1 1 1 | Темп. Ритм. Паузы логические и ритмические Яркость речи, убедительность Словесное действие Психологические, начальные, финальные, логические и фразеологические паузы Сценическое искусство | ||
3 четверть (10 часов) | |||||
16)Выразительное чтение прозы | 1 | ||||
5. | Рассказывание 17)Виды рассказывания 18)Рассказ близкий к тексту 19)Рассказ в сокращении 20)Рассказ с изменением лица рассказчика 21)Импровизированный рассказ 22)Рассказывание в детской аудитории | 1 1 1 1 1 1 | |||
6. | Мимика и жестикуляция 23)Понятие о мимике и жесте 24)Особенности чтения басни. 25)Чтение оды | 1 1 1 | Дополнительные средства выразительного чтения Жанр басни Жанр оды | ||
4 четверть (10 часов) | |||||
26)Баллады 27)Конкурс чтецов | 1 1 | Жанр баллады | |||
7. | Формы построения стихотворений 28)Что такое рифма 29) Эхо рифма 30) Фигурные стихи 31)Конкурс чтецов | 1 1 1 1 | Рифма открытая и закрытая. Белый стих Эхо рифмы Фигурные стихи | ||
8. | Средства выразительности 32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория 33)Конкурс чтецов ко Дню Победы 34)Конкурс стихов о Юрге | 1 1 1 | Изобразительно-выразительные средства языка |
Информационно-методическое обеспечение
1) А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год
2) Э. Вартаньян . «Рождение слова». Изд-во «Детская литература» . М.: 1970 год
3) Алексей Югов «Думы о Русском слове». «Библиотека любителям Рос-сийской словесности». М.: 1975год
4) В. М. Мокиенко. «В глубь поговорки» . Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений . Изд-во «Просвещение» М.: 1975 год
5) Э. Вартаньян «Путешествие в слово». Изд-во «Советская Россия» М.: 1975 год
6) Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие. Москва 2003 год
7) В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.
8) О.В. Кубасова «Выразительное чтение».
Рекомендуемая литература для учителя.
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
- Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
- Наш школьный кукольный театр.- М.,1978.
Литература для учащихся.
- Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
- Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
- Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
- Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
- Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
- Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
- Синицын В.А. « Мастерская выразительного чтения» М.; РОСТ 2011
- Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
- Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
- Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
- Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
- Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
- Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
- Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
- Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова
Цифровые образовательные ресурсы.
http://prezented.ru/literatura
http://www.megabook.ru/encyclopedia
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Чтение. Виды чтения
Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1. Понимание осн...
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.
Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
- Мне нравится (1)