Программа "Выразительное чтение"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Фриауф Евгения Артуровна

        Рабочая программа к программе  «Выразительное чтение» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта,на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына,   с использованием   методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка

        Рабочая программа к программе  «Выразительное чтение» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Приказ Министерства образования и науки РФ

«Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» 

от  17.12. 2010 № 1897

, на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына,   с использованием   методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения».  

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.

Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у школьников.  Программа пятого  класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.  

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка, разностороннее развитие личности.

Ученик получит уникальную возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления; создавать собственные устные монологические и диалогические высказывания оценочного характера; обсуждать содержания текста в процессе совместной групповой учебной деятельности; анализировать и оценивать речевые высказывания одноклассников; создавать собственные письменные монологические высказывания, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, таблицы; участвовать в конкурсах чтецов.

Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Выразительное чтение”:

  • художественно-эстетический принцип;
  • принцип интеграции;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Занятия речевого творчества – это уроки нравственности.

Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача  кружка речевого творчества. Разнообразные методы и приемы, используемые на кружке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствует формированию позитивного отношения к учебе.

Все занятия  речевого творчества входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование творческих речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

Ценностные ориентиры содержания программы «Выразительное чтение»

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Планируемые результаты освоения программы « Выразительное чтение».

Личностными результатами изучения программы «Выразительное чтение»

является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения программы «Выразительное чтение»

является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Предметными результатами изучения программы «Выразительное чтение» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

 - использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

 - отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

 - использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

 - отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Место учебной прграммы «Выразительное чтение»

  в плане внеурочной деятельности

Объём учебного времени, отводимого на изучение спецкурса – 1час в неделю,  34 часа в год.

  Преподавание программы «Выразительное чтение»

рассчитано на учащихся пятых классов. Преподавание программы проводится  в первой половине дня.

Участники программы: дети 10-12 лет.

Содержание курса

Давай познакомимся.

« Мастерская», « Мастер» « Мастерство», « Мастерить» « Русское слово», « Наследство».

Учись настраивать голос.

 « Звуки звонкие и глухие», « Сила голоса», « Движение голоса Вверх и вниз», « Гибкость голоса», « Чистоговорка», « Скороговорка», « Дикция», « Пауза», « Памятка», « Невыразительная речь», « Выразительная речь»

Соблюдай культуру устной речи.

« Техника чтения», « Тон», « Темп», « Важные слова»,» Читательский дневник», « Громко»,» Тихо», Знаки препинания», « Жесты».

Учись читать с разной интонацией.

« Интонация», « Интонация сообщения», « Интонация вопроса», « Интонация восклицания», « Пословица», « Высказывание», « Словарик интонаций»

 « Общение», « Инсценирование», « Стихотворение», « Рассказ», « Песенка».

Календарно - тематическое планирование

 « Выразительное чтение »

34 часа ( 1час в неделю)

Учебно-тематический план.

Тема (блок)

Кол – во часов

В том числе

Использ.

ИКТ

Теория

Практика

1

Введение

1

1

2

Техника речи

5

1

4

Презентация

3

Правила литературного произношения

3

1

2

Аудиозапись

4

Интонация

6

1

5

5

Рассказывание

6

1

5

Аудиозапись

6

Мимика и жестикуляция

5

1

4

Просмотр фильмов

7.

Формы построения стихотворений

4

4

8

Средства выразительности

4

2

4

Всего часов

34

12

22


Основное содержание тематического плана

Тема (блок)

Кол-во час.

Форма занятия

Учебный материал

1

Введение

1)Цели и задачи программы «Выразительное чтение»

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

2

Техника речи.

2)Искусство  дыхания

1

Беседа (теория)

Стихи А.С.Пушкина

3)Голос

1

Практическое

Стихи Н.А. Некрасова

4)Дикция

1

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

1

Практическое

Стихи о Родине

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)

1

Конкурс

Стихи о Родине

3

Правила литературного произношения 

7)Теоретические сведения о логике чтения.

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

8)Орфоэпическое произношение

1

Практическое

Стихи о родной природе

9)Тренировочные упражнения

1

Практическое

Стихи А.Блока

4

Интонация.

10)Темп. Ритм.

1

Беседа (теория)

Стихи В. Маяковского

11)Эмоционально-образная выразительность

1

Практическое

Стихи Сергея Есенина

12)Сопереживание.

1

Практическое

Стихи патриотической тематики

13)Паузы

1

Практическое

Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова

14) Чтение по ролям

1

Практическое

А.П. Чехов «Хамелеон»

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

1

Конкурс

Стихи С. Есенина,

Ф. Тютчева, А. Фета и др.

16)Выразительное чтение прозы

1

Практическое

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

5

Рассказывание        

17)Виды рассказывания

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

18)Рассказ близкий к тексту

1

Практическое

Рассказ А.П. Платонова «Юшка»

19)Рассказ в сокращении

1

Практическое

И.С.Тургенев «Бирюк»

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

1

Практическое

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

21)Импровизированный рассказ

1

Практическое

А.П. Чехов «Хирургия»

22)Рассказывание в детской аудитории

1

Практическое

А. Гончарова «История енотика Ени»

6

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

24)Особенности чтения басни.

1

Практическое

Басни И. С. Крылова.

25)Чтение оды

1

Практическое

Оды  Державина, Ломоносова

26)Баллады

1

Практическое

Баллады В. А. Жуковского

27)Конкурс чтецов

1

Конкурс

Произведения разных литературных жанров.

7

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы.

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

А.Кольцов « Кольцо»

29) Эхо рифма

1

Практическое

В.С. Курочкин «Я не поэт…»

30) Фигурные стихи

1

Практическое

Стихи В. Брюсова

31)Конкурс чтецов

1

Конкурс

Пейзажная лирика

8

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

1

Практическое

Патриотическая лирика

34)Конкурс стихов о Юрге.

1

Конкурс

Пейзажная лирика

 

Календарно-тематический план

Наименование тем

уроков

Кол

часов

Дата

Основные понятия и термины

по плану

по факту

1 четверть (8 часов)

1.

Введение

Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»

1

2.

Техника речи.

2)Искусство  дыхания

3)Голос

4)Дикция

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

6)Конкурс чтецов (любимые стихи )

1

1

1

1

1

 

Органы дыхания. Произвольное и непроизвольное дыхание

Голос. Адаптивность. Суггестивность

Артикуляционные движения. Дикция

 3.

Правила литературного произношения 

7)Теоретические сведения о логике чтения

8)Орфоэпическое произношение

1

1

Логика чтения. Логические ударения

Орфоэпические нормы

2 четверть ( 7 часов)

9)Тренировочные упражнения

1

4.

Интонация.

10)Темп. Ритм.

11)Эмоционально-образная выразительность

12)Сопереживание.

13)Паузы  

14) Чтение по ролям

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

1

1

1

1

1

Темп. Ритм. Паузы логические и ритмические

Яркость речи, убедительность

Словесное действие

Психологические, начальные, финальные, логические и фразеологические паузы

Сценическое искусство

                                   

                                             3 четверть (10 часов)

16)Выразительное чтение прозы

1

5.

Рассказывание        

17)Виды рассказывания

18)Рассказ близкий к тексту

19)Рассказ в сокращении

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

21)Импровизированный рассказ

22)Рассказывание в детской аудитории

1

1

1

1

1

1

6.

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте

24)Особенности чтения басни.

25)Чтение оды

1

1

1

Дополнительные средства выразительного чтения

Жанр басни

Жанр оды

4 четверть (10 часов)

26)Баллады

27)Конкурс чтецов

1

1

Жанр баллады

7.

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма

29) Эхо рифма

30) Фигурные стихи

31)Конкурс чтецов

1

1

1

1

Рифма открытая и закрытая. Белый стих

Эхо рифмы

Фигурные стихи

8.

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

34)Конкурс стихов о Юрге

1

1

1

Изобразительно-выразительные средства языка

Информационно-методическое обеспечение

1)        А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год

2)        Э. Вартаньян . «Рождение слова». Изд-во «Детская литература» . М.: 1970 год

3)        Алексей Югов «Думы о Русском слове».   «Библиотека любителям Рос-сийской словесности». М.: 1975год

4)        В. М. Мокиенко. «В глубь поговорки» . Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений . Изд-во  «Просвещение» М.: 1975 год

5)        Э. Вартаньян «Путешествие в слово». Изд-во «Советская Россия» М.: 1975 год

6)        Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие.  Москва 2003 год

7)        В. М. Симонов.  Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.

8)        О.В. Кубасова «Выразительное чтение».

Рекомендуемая литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  11. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
  14. Наш школьный кукольный театр.- М.,1978.

Литература для учащихся.

  1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
  2. Азбука в загадках:  книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
  3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
  4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
  5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
  6. Синицына  Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
  7.  Синицын В.А. « Мастерская выразительного чтения» М.; РОСТ 2011
  8. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
  9. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
  10. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
  11. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
  12. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
  13. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
  14. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
  15. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова

Цифровые образовательные ресурсы.

http://hallenna.narod.ru/

http://old.fipi.ru/

http://www.gramota.ru/slovari

http://prezented.ru/literatura

http://www.megabook.ru/encyclopedia

http://feb-web.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1.       Понимание осн...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...