« Две концепции искусства: полемика продолжается»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Две концепции искусства: полемика продолжается»
В ходе урока обеспечиваем формирование предметных, метапредметных и личностных результатов:
Предметные: обобщить и систематизировать знания по теме: «Особенности лирики 2 пол. 19в. »
Метапредметные:
коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать партнера, планировать и выполнять совместную деятельность, вести диалог, высказывать и аргументировать свою точку зрения, согласовывать позиции в группе;
познавательные: умение определять проблему и способы её решения, искать пути решения проблемной ситуации;
регулятивные: умение планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с целями и условиями.
Личностные: активизировать эмоционально-ценностные ориентиры
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: диспут.
Оборудование: презентация к уроку, плакаты с цитатами из стихотворений А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова, экспертные листы, памятка: культура проведения диспута.
Предварительная подготовка к уроку: класс заранее делится на 4 группы: 1 группа - представители школы «чистого искусства», 2 группа – представители школы гражданской лирики, 3 группа – эксперты, 4 группа – зрители. Представителям каждой поэтической школы дается задание: подготовить выступление в защиту своих поэтических принципов (учитель контролирует выполнение). Все остальные повторяют материал, изученный на уроках по теме: «Поэзия «чистого искусства» и гражданской лирики - две концепции искусства»
Ход урока
Этапы урока | Содержание материала | Работа учителя | Работа учащихся |
I этап. Мотивация учащихся к теме диспута. | Жизнь ставит перед людьми много сложных, но интересных вопросов решение которых может вызвать различные оце- нки, мнения, отношения. И очень часто, чтобы найти объективно пра-вильное решение, быва-ет необходим открытый коллективный спор – ДИСПУТ. Слайд 1, 2 | Вступительное слово учителя, оглашение темы урока | Работа в группах. Повторение лексичес-кого значения слова «диспут» и правил проведения диспута. |
II этап. Представление участников диспута. | 1 группа – эксперты; 2 группа – спикеры; 3 группа – сторонники; 4 группа – зрители. | Представляя участников каждой группы, учитель обращает внимание на их роль в ходе диспута. | Повторение основных поэтических принципов школ «чистого искусства» и гражданской лирики. |
III этап. Проведение диспута | Выступление первых спикеров от каждой стороны. Слайд 3, 4 По итогам выступления сторонники задают вопросы, касающиеся темы выступления. Выступление вторых спикеров от каждой стороны. Учитель задаёт вопросы каждой стороне участни-ков диспута с целью прояснить их позицию по отношению к друг другу Слайд 5, 6 | Контролирует общий ход диспута, на правах ведущей задаёт вопросы представителям каждой из поэтических школ | Учащиеся, исполняющие роль спикеров, в своих заранее подготовленных выступлениях защищают основные принципы своей поэтической школы. Учащиеся, исполняющие роль сторонников, гото- вят и задают вопросы своим оппонентам. Учащиеся, исполняющие роль экспертов, оценива-ют выступления спикеров, занося результаты в экспертные листы. Учащиеся-зрители внимательно следят за ходом диспута, делают записи и определяются с выбором своей позиции.
|
IV этап. Подведение итогов диспута. | Выступление экспертов с результатами диспута. Голосование зрителей, по итогам которого под- водятся окончательные результаты диспута. | Заключительное слово учителя, выставление оценок за урок. | Учащимся-зрителям пре-доставляется возможность высказать своё мнение в пользу той или иной поэтической школы. |
V этап. Домашнее задание | Написать небольшую творческую работу в защиту одной из поэтических школ (от д/з освобождаются учащиеся-спикеры). Слайд 7 |
Правила ведения диспута.
1. Хорошо продумывай свою будущую речь.
«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)
2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)
3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь
сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд )
4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.
«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)
5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.
«Сто человек – сто мнений».
Выступление СПИКЕРА №1,
представляющего интересы школы «чистого искусства»
Здравствуйте, уважаемые эксперты, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители. Позвольте мне как стороннику поэтической школы «чистого искусства» представить концепцию нашей школы и убедить присутствующих в том, что роль поэта-художника состоит в утверждении независимости художественного творчества от общественных мнений, влияний и взглядов.
По нашему глубокому убеждению, искусство должно быть «очищено» от тем, связанных с борьбой революционно-демократического лагеря, идей крестьянской революции. Единственным объектом искусства является красота, несущая чистую радость и уничтожающая страдание, а источником красоты в мире является природа, творчество, любовь. От проблем реальной действительности, от ее социальных пороков и противоречий мы уходим в возвышенный мир чистой поэтической души, в мир своего воображения. Поэт - это Богом вдохновленный творец, и цель его – воплощать в стихах божественную красоту мира.
Поэзия должна украшать мир души, нести людям позитивные настроения, ориентировать на высокие и вечные идеалы такие, как любовь, красота, гармония… Девизом нашей школы по праву могут стать строки стихотворения А.С.Пушкина: «Мы рождены для вдохновения, для звуков сладких и молитв…»
Исходя из этого, настоящий поэт не обязан и не должен подстраивать свой талант под навязываемые кем-то ради всеобщего блага цели. Он должен оставаться верен самому себе.
Поэзия «чистого искусства» должна противостоять несовершенству реального мира. Она, подобно маяку в ночи, должна освещать дорогу для человеческой души, потерявшейся в бурных тёмных водах реальности. Разве могут ваши стихи, уважаемые сторонники гражданской лирики, стать желанным приютом для измученной души? Послушайте, что писал об этом поэт Яков Полонский:
О гражданин с душой наивной!
Боюсь, твой грозный стих судьбы не пошатнет.
Толпа угрюмая, на голос твой призывный
Не откликаяся, идет,
Хоть прокляни — не обернется...
И верь, усталая, в досужий час скорей
Любовной песенке сердечно отзовется,
Чем музе ропщущей твоей.
Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты,
К познанью нет пути нам без пути к свободе,
Труда — без творческой мечты...
Вы только вслушайтесь в эти строки! Если песня бьет по сердечной струне слушателя, то она истинна и права. Наша лирика делает сердце чутким, а значит, обогащает наш мир, учит любить жизнь. Этот великий дар не должен быть растрачен попусту!
Спасибо за внимание.
Выступление СПИКЕРА №2,
представляющего интересы школы «чистого искусства»
Уважаемые эксперты, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители! В своём выступлении я хочу продолжить защиту интересов сторонников школы «чистого искусства».
Наши оппоненты называют поэтов «чистого искусств» пустословами, обвиняя их в том, что они якобы в своём творчестве не затрагивают злободневных тем, вопросов, не принимают участия в общественной деятельности, поэтому их творчество нельзя считать полезным. Мне очень обидно слышать эти слова. И сейчас я попытаюсь доказать обратное.
По мнению сторонников гражданской лирики, поэзия должна приносить пользу. Какую и кому? Стихи – это не предмет купли-продажи, это божественный дар, мгновение души, это тайна поэта, которую он предлагает разгадать талантливому читателю. Обладая Божественной силой, поэзия способна изменить привычный ход вещей, преобразовать жизнь. Предназначение поэта - почувствовать то, что недоступно другим, и суметь передать свои переживания словами, «усилив бой бестрепетных сердец», быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами.
Поэтому настоящие поэты никогда не принесут своё творчество на общий алтарь пользы, так как оно им по сути и не принадлежит. Поэзия, в первую очередь, должна быть свободна от предрассудков по поводу её полезности и бесполезности. Мы уверены, что задача поэзии, как и искусства вообще, - содействовать нравственному самосовершенствованию каждого, гармонизировать внутренний мир человека. В этом проявляется самоценность искусства. Таков наш взгляд на поэзию и на ее назначение.
Закончить выступление я хочу стихотворением великого поэта серебряного века Валерия Брюсова:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Выступление СПИКЕРА №1,
представляющего интересы школы гражданской лирики
Здравствуйте, уважаемые эксперты, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители.
В самом начале своего выступления хочу сразу акцентировать внимание на том, что представители школы гражданской лирики не претендуют на главенствующие позиции в области искусства. Наша задача – убедить читателя в том, что цель любого поэта – служить общественным идеалам добра и справедливости, отображать правду жизни, чувствовать беспокойство и боль за родину. Одним словом, быть Гражданином! Разве может быть счастлив и умиротворён человек, если вокруг него творится беззаконие, несправедливость, боль и страдание? А тем более поэт, которому дано свыше предназначение – пробуждать в людях чувства добрые…
В нашем несовершенном мире поэзия должна стать орудием борьбы против «страстей и заблуждений». Иначе она бесполезна, как бесценное произведение искусства, пылящееся в углу заброшенного подвала.
Да, представители и сторонники «чистого искусства», я нисколько не умоляю вашего таланта. Но вам доступны только маленькие треволнения собственного узенького мира: как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно при такой-то разлуке… - все это описано, может быть, и верно, все это выходит иногда очень мило, только уж больно мелко… Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований! Но доколь вы будете оставаться в стороне от жизни, доколь вы будете тратить свой талант на пустые стихи, воспевающие любовь, природу, экзотику нереального мира. Опуститесь с неба на землю. Будьте патриотами России. Не ради славы, не ради признания, а во имя общего гражданского долга, во имя справедливости и правды, которые непременно должны восторжествовать в нашем мире.
Спасибо за внимание.
Выступление СПИКЕРА №2,
представляющего интересы школы гражданской лирики
Здравствуйте, уважаемые присутствующие.
Начать выступление хочу с вопросов к моим оппонентам. Уважаемые поэты «чистого искусства», я думаю, вы согласитесь, что у каждого поэта должен быть свой круг читателей, иначе поэзия перестает быть востребована. Ответьте, кому предназначено ваше творчество? Кто является поклонником вашего таланта? Нет, я не хочу вновь обвинить вас в пустословии. Скажу больше: вы, отнюдь, не бесполезны! Я лишь хочу понять настоящую пользу вашего творчества.
Высокая поэзия для избранных поклонников искусства, коими никак не являются простые, малообразованные, может быть, даже не имеющего представления о поэзии люди из народа. Им не понять ваш высокий слог и сложную философию жизни. Для них ваши стихи лишь красивые слова! Я вижу вас это не очень огорчает. Но вы не можете не согласиться с тем, что времена романтики, высокой поэзии уходят в прошлое, что мы отвыкаем от языка богов и привыкаем к языку человеческому. Из этого не следует, чтобы мы совсем изгоняем поэзию. Мы только думаем, что поэзии нашего времени уже неприлично витать в беспредельных пространствах и заноситься за облака… Поэзия наших дней должна оставаться с нами на земле и заговорить языком человеческим, понятным для всех, а не для одних избранных.
В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, по возможности, заступника за безгласных и приниженных. Именно для этих людей мы создаём наши стихи, преследуя цель благородную – быть ответственным за судьбу трудового народа, чутким к чужому горю, к человеческому страданию, быть голосом совести и правды. В этом и заключается тот высокий дух гражданства, о котором говорил Евгений Евтушенко в одном из своих произведений:
Поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Тому, в ком бродит гордый дух гражданства!
Кому покоя – нет, уюта - нет!
Спасибо за внимание.
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ
Тема | « Две концепции искусства: полемика продолжается» | |||||
Дата | Состав участников:
| |||||
Школа «чистого искусства» | Школа гражданской лирики | |||||
Критерии (до 5 баллов) | Ч1 | Ч2 | Замечания | Г1 | Г2 | Замечания |
Понимание темы, владение материалом | ||||||
Аргументы, доказательность | ||||||
Работа с вопросами (умение отвечать именно на сформулированный вопрос) | ||||||
Соблюдение регламента (выступлении не более 5 минут) | ||||||
Культура общения (корректность, умение слушать) | ||||||
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы, концепция и технологии обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
Наблюдение из личного педагогического опыта. Рассуждения на тему проблем в преподавании изобразительного искусства. Онализ наиболее применяемых образовательных программ. некоторые концепции и методики...
Концепция воспитательной работы колледжа искусств 2012-2017 г.г.
Концепция отражает развитие воспитательной деятельности на 2012-2017 г.г....
Концепция педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и технологии
Концепция педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и технологии...
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...
«Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»...
Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области "Искусство"
Выступление на методическом объединении учителей эстетическогоцикла ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 29 октября 2018 г....
Отчет выполнения плана мероприятий по реализации Концепции развития предмета искусство
Отчет выполнения плана мероприятийпо реализации Концепции развития предмета искусство...
- Мне нравится (1)