Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».Черты русских летописей. Разработан с учетом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: «Литература» для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М: Просвещение.
Тема урока: « Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Черты русских летописей.
Цели деятельности учителя: ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; извлекает нужную информацию.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Обсуждение тезисных планов статьи « Древнерусская литература», пересказ статьи по плану.
III Самоопределение к деятельности.
IV. Работа по теме урока
1. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.
Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.
2. Беседа
Вопросы:
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
3. Что помогло строку справиться с заданием воеводы?
4. Какие черты характера вы увидели в строке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)
5. Какая тема пронизывает это произведение?
Любовь к Родине — вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель — прогнать врага с род ной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. После чего их действия увенчались успехом.
6. Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
Придем к выводу, что рассказ об этом событии, вероятнее всего, он записал с чьих-то слов.
3. Составление цитатного плана.
Цитата — точная выдержка из какого-нибудь текста.
Объясним, что цитата заключается в кавычки. Если берется отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие в конце; если берем отрывок не с начала, то ставим многоточие и начинаем со строчной буквы.
План (примерный):
1. «Пришли... печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце...»
2. «...затворилась Ольга в Киеве со внуками...»
3. «Осадили печенеги город...»
4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону...»
5. «Вышел отрок с уздечкой».
6. «Сообщил о беде дружине».
7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».
8. Хитрость Претича.
9. «И подали они друг другу руки...» (Претич и печенежский князь.)
10. «...послали киевляне к Святославу...»
11. «Святослав... сел на коня и пришел в Киев с дружиною прогнал печенегов... и был мир...»
4. Наблюдение над языком повествования.
Разбор вопроса 2 (учебник).
5. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».
Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится, совпадает ли их представление героя с видением художника).
6. Обобщение.
Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева — «Прошлое должно служить современности!» (учебник).
V. Итог. Рефлексия
Домашнее задание. Пересказ повести по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...