Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Волгодонской район, х.Рябичев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
И.о директора МБОУ: Рябичевская СОШ
Приказ от______________№__________
___________ И.П.Кажурина
М.П.
Рабочая программа
по ______________________________________литературе_________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее, 9б класс______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов_103_
Учитель ____________Кравцова Светлана Семеновна ______________________________________________
(ФИО)
Программа разработана на основе программы по литературе для 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я. Москва, «Просвещение», 2016 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины(модуля)»
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.
Уметь: аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Знать: историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения; жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…»; приемы создания героев, художественные средства выразительности.
Уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, выделять смысловые части ХТ (худ.текста), формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения; характеризовать героя произведения, определять роль художественные средства выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения. Проблема авторства «Слова…».
Из литературы XVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Знать: о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве прислучае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.
Уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения
Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Знать: о жизни и творчестве писателя, черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.
Уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма.
Уметь: строить монологическое высказывание, комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора.
. Из литературы XVIII ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Знать: общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь: развернуто обосновывать суждения, прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях, делать выводы, давать определение романтизму.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Знать: факты жизни и творчества В.А.Жуковского, жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь: выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма, воспринимать и анализировать художественный текст, приводить доказательства, видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ.
Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения
Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Особенности композиции комедии.
Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.
Знать: основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума», литературоведческие понятия (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц, значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии, специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.
Уметь: работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание , составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства, выразительно читать монологи, комментировать, воспринимать и анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику, обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего», развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала, оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи, находить черты романтизма и классицизма в комедии, оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы.
Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Знать: текст статьи Гончарова, ее концепцию.
Уметь: работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию, составлять тезисный план и конспект статьи.
Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры; понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы; адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина, философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи.
Уметь: строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта, развернуто обосновывать суждения, выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных авторов, рецензировать ответы.
Обучение анализу одного стихотворения.
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Знать: определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения.
Уметь: выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев. ).
Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
Знать: творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах, содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя, авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценку образа Татьяны В.Г.Белинским, нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев лирические отступления, их тематику, оценку романа Белинским, о пушкинской эпохе в романе, о произведении «Евгений Онегин» как энциклопедии русской жизни; о реализме романа.
Уметь: выразительно читать, давать характеристику героям, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою, строить устные и письменные высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям, различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики, строить устные высказывания, развернуто обосновывать суждения.
Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
Знать: о мнениях о пушкинском романе, текст и художественные особенности романа, его нравственно-философскую проблематику.
Уметь: строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.
Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше го времени» в критике В. Г. Белинского.
Знать: основные факты биографии Лермонтова, теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа, текст, художественное своеобразие произведения, содержание произведения, понятие «двойник», о Печорине в системе мужских образов романа, о дружбе в жизни Печорина, о Печорине в системе женских образов романа, о дружбе в жизни Печорина, художественное своеобразие романа, его значение в истории русской литературы.
Уметь: выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа, различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения, составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов, выражать отношение к прочитанному, выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев, определять жанр и художественные особенности произведения.
Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Знать: основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк», тексты стихотворений, адресатов любовной лирики, время создания стихотворений, их художественное своеобразие и жанровые особенности.
Уметь: выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова, давать историко-культурный и биографический комментарий, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий, анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, давать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства и настроения лирического героя, строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.
Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Знать: основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию, текст поэмы, способы создания образов помещиков, об образе города в поэме «Мертвые души», путь Чичикова – нового героя эпохи, причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений
Уметь: сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности, составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности, создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя, определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию, строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Знать: основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы; значение Островского для русского театра, текст пьесы; основной конфликт.
Уметь: выразительно читать диалоги, давать характеристику герою драматического произведения, понимать условный язык драмы, характеризовать персонажей драматического произведения, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения.
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Знать: основные факты жизни Достоевского, текст произведения, роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»; содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Уметь: анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической три логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание трилогии; особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.
Уметь: формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Знать: особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Смерть чиновника», особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска».
Уметь: анализировать произведения с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Знать: о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, их стихотворения разных жанров; об эмоциональном богатстве русской поэзии.
Уметь: рассуждать о жанрах лирических произведений, их особенностях.
Их русской литературы XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Знать: основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века.
Уметь: конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Знать: основные факты жизни и творчества Бунина; историю любви Надежды и Николая Алексеевича в произведении «Темные аллеи»; о «поэзии» и «прозе» русской усадьбы, о лиризме повествования в рассказе «Темные аллеи».
Уметь: анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Знать: основные факты биографии Булгакова, названия произведений, текст повести, сатирические приемы создания образа, идейное значение эпизодов
Уметь: анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позиции, пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Знать: основные факты биографии Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию. Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Реализм в русской литературе, реалистическую типизацию. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
Уметь: находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию, оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя.
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Знать: основные события жизни писателя, историю создания рассказа, определение понятия «притча», текст произведения.
Уметь: анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию, пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию. раскрывать художественное своеобразие рассказа, раскрывать образ главной героини- праведницы.
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Знать: о русской поэзии Серебряного века
Уметь: конспектировать лекцию учителя.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Знать: основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Знать: основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Знать: основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Знать: основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее художественного метода, об образе Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой, о традициях и новаторстве в творческих поисках Цветаевой.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Знать: основные факты творческого пути Заболоцкого, особенности его художественного метода. Философский характер лирики Заболоцкого
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Знать: основные факты творческого пути Ахматовой, особенности ее художественного метода.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Знать: основные факты творческого пути Пастернака, особенности его художественного метода. Философская глубина лирики Пастернака
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Знать: основные факты творческого пути Твардовского, особенности его художественного метода.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, поэмы, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Знать: песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.
Уметь: анализировать поэтические тексты.
Из зарубежной литературы
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии
Знать: особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; содержание и идейный смысл оды Горация. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения; сопоставлять произведения, выявлять авторскую позицию на назначение поэта и поэзии.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело веком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы
Знать: о множественности смыслов «Божественной комедии». Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер
Уметь: выразительно читать, определять аллегорический, мистический смысл поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Знать: основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира. Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»
Уметь: выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох.
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Знать: основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни, идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы
Уметь: выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Формы и виды контроля | Количество часов |
Введение. | 1 | ||
Литература Древней Руси | 6 | Текущий контроль Домашнее сочинение | 1 |
Русская литература ХVIII века | 10 | Сочинение Административная контрольная работа | 1 1 |
Из русской литературы ХIХ века | 48 | Сочинение Контрольная работа | 2 1 |
А.С. Грибоедов «Горе от ума». |
| Классное сочинение | 1 |
Творчество А.С. Пушкина | Сочинение | 1 | |
Творчество М.Ю. Лермонтова | Контрольная работа | 1 | |
Творчество Н.В. Гоголя | Контрольная работа | 1 | |
Русская литература ХХ века. | 25 | Классное сочинение | 1 |
Из зарубежной литературы | 9 | Текущий контроль | |
Итоговые уроки | 4 | ||
Итого | 102 |
Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Система оценки планируемых результатов.
Виды контроля:
― промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
― итоговый : сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося; теоретико-литературные знания; творческий зачет.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Система оценивания по литературе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с локальным актом ОО «Положение МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся» от30.08.2013г. №253.
Раздел III «Календарно-тематическое планирование»
№ урока | Тема урока.
| Кол-во часов | Дата проведения |
Введение (1ч.) | |||
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 | 04.09 |
Из древнерусской литературы (6ч.) | |||
2 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» -величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | 05.09 |
3 | Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. | 1 | 06.09 |
4 | Ярославна как идеальный образ русской женщины. | 1 | 11.09 |
5 | Образ русской земли в «Слове…», его связь с основными идеями произведения. Образ автора. | 1 | 12.09 |
6 | Основная идея и поэтика «Слова…». Переводы «Слова…» | 1 | 13.09 |
7 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве…» | 1 | 18.09 |
Из русской литературы XVIII века (10 ч. ) | |||
8 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы XVIII века. | 1 | 19.09 |
9 | М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | 20.09 |
10 | М.В. Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | 1 | 25.09 |
11 | Г.Р. Державин: жизнь и творчество. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»). | 1 | 26.09 |
12 | Г.Р. Державин. «Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве поэта. | 1 | 27.09 |
13 | А.Н. Радищев. Главы «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. | 1 | 02.10 |
14 | А.Н. Радищев. «Любани». Обличительный пафос произведения. Путешествие как жанр. Ода «Вольность». | 1 | 03.10 |
15 | Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень». | 1 | 04.10 |
16 | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | 09.10 |
17 | Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя». | 1 | 10.10 |
Из русской литературы XIX века (48 ч. ) | |||
18 | Русская поэзия XIX века (обзор). Понятие о романтизме. | 1 | 11.10 |
19 | В.А. Жуковский- поэт-романтик. «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве. | 1 | 16.10 |
20 | В.А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. Особенности жанра. Нравственный мир героини баллады. | 1 | 17.10 |
21 | Административная контрольная работа | 1 | 18.10 |
22 | Анализ контрольной работы. А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | 23.10 |
23 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Особенности композиции произведения. Действие I комедии. | 1 | 24.10 |
24-25 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии | 2 | 25.10-06.11 |
26-27 | Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!» Анализ III действия. | 2 | 07.11-08.11 |
28 | Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода. Анализ IV действия. | 1 | 13.11 |
29 | Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | 1 | 14.11 |
30 | Р.р. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | 15.11 |
31 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве поэта. | 1 | 16.11 |
32 | Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар». | 1 | 20.11 |
33 | Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ. | 1 | 21.11 |
34 | Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | 22.11 |
35 | «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | 1 | 27.11 |
36 | «Собранье пестрых глав». Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | 1 | 28.11 |
37 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути. | 1 | 29.11 |
38 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | 04.12 |
39 | «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем. | 1 | 05.12 |
40 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 1 | 06.12 |
41 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 07.12 |
42 | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Трагедия. | 1 | 11.12 |
43 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | 12.12 |
44 | Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 1 | 13.12 |
45 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. | 1 | 18.12 |
46 | Эпоха безвременья в лирике поэта. Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 1 | 19.12 |
47 | «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе. | 1 | 20.12 |
48 | «История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | 1 | 25.12 |
49 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | 1 | 26.12 |
50 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 | 27.12 |
51 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 | 09.01 |
52 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | 1 | 10.01 |
53 | Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | 15.01 |
54 | Анализ контрольной работы. Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. | 1 | 16.01 |
55 | Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 | 17.01 |
56 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | 22.01 |
57 | «Мёртвые души» - поэма о величии России. «Мертвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | 23.01 |
58 | Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | 24.01 |
59 | А.Н. Островский. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. | 1 | 29.01 |
60 | Л.Н.Толстой. «Юность». Обзор содержания трилогии. | 1 | 30.01 |
61 | Формирование личности героя повести. Психологизм, роль внутреннего монолога. | 1 | 31.01 |
62 | А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIXвека. | 1 | 05.02 |
63 | А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | 1 | 06.02 |
64 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира в повести. | 1 | 07.02 |
Поэзия второй половины XIXвека | |||
65 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 1 | 12.02 |
Русская литература XX века (25 ч. ) | |||
66 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | 13.02 |
67 | И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | 14.02 |
68 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 | 19.02 |
69 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов. Гуманистическая позиция автора. | 1 | 20.02 |
70 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 1 | 21.02 |
71 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра. | 1 | 26.02 |
72 | А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 1 | 27.02 |
73 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | 28.02 |
74 | Р.р. Классное сочинение по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | 05.03 |
Русская поэзия Серебряного века | |||
75 | А.А.Блок. Своеобразие лирических интонаций. Патриотическая поэзия А.Блока. | 1 | 06.03 |
76 | Трагедия лирического героя в «страшном мире».Трагедия утраченной любви. «О доблестях, о подвиге, о славе…». | 1 | 07.03 |
77 | Тема Родины в лирике С.Есенина. | 1 | 12.03 |
78 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. Есенина. | 1 | 13.03 |
79 | В.В. Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | 1 | 14.03 |
80 | М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти | 1 | 19.03 |
81 | Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 1 | 20.03 |
82 | Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 1 | 21.03 |
83 | А.А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике | 1 | 02.04 |
84 | Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | 03.04 |
85 | Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 | 04.04 |
86 | А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). | 1 | 09.04 |
87 | Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | 1 | 10.04 |
88 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». | 1 | 11.04 |
89-90 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. | 2 | 16.04-17.04 |
Зарубежная литература (9ч. ) | |||
91 | Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла. | 1 | 18.04 |
92 | Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…». | 1 | 23.04 |
93 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её философский характер. | 1 | 24.04 |
94 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. | 1 | 25.04 |
95 | Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. | 1 | 30.04 |
96 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Домашнее сочинение по трагедии У.Шекспира. | 1 | 07.05 |
97 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия. | 1 | 08.05 |
98 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера Трагизм любви Фауста и Гретхен. Фауст как вечный образ мировой литературы. | 1 | 14.05 |
99 | Поэзия И.-В. Гёте.Характер восприятия и значение творчества Гёте в России. | 1 | 15.05 |
Обобщение и повторение за год (4.ч.) | |||
100 | Нравственные уроки русской литературы. | 1 | 16.05 |
101 | Из литературы XIX века | 1 | 21.05 |
102 | Из литературы XXвека | 1 | 22.05 |
103 | Итоговый урок. Рекомендация литературы для чтения летом. | 1 | 23.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ:Рябичевская СОШ ___________ М.Г.Комарова
от _______ 20 __ года №____
____________ М.Г.Комарова ______________20_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....